Мир просветленного. Предисловие

В статье «По ту сторону просветления» говорилось о том, каков в жизни человек, достигший просветления и каковы могут быть его отношения с окружающим миром.

Была затронута тема восприятия мира просветленным, но не было речи о том, как он видит и понимает этот мир в состоянии так называемой «полной осознанности». В связи с этим возникает вопрос: что же все-таки познал просветленный, что сделало его таким, и что, собственно, он теперь осознает?

Прежде, чем мы будем говорить об этом, следует еще раз напомнить, что просветление это прежде всего новое качество души. Именно качество! Заметьте, что душа сама по себе все та же и просветленный внешне все тот же – тот же нос, глаза, волосы, жесты, иногда даже пиджак, и пребывает он в том же самом мире, среди тех же самых людей и даже ходит на ту же самую работу, но вот восприятие этого мира и того, что его окружает, отношение к нему и само его поведение уже совсем иное.

Это как в таблице Менделеева – все вещества складываются из тех же самых атомов. Они по-сути отличаются всего лишь количеством электронов и протонов в структурах атомов, но именно это количество кардинальным образом влияет на то, каково в конечном итоге вещество. Заметьте, что водород отличается от гелия всего лишь одним электроном и протоном, но это два совершенно разных вещества. Мало того, агрегатное состояние вещества – жидкое оно или твердое – иногда также зависит всего лишь от одной или двух элементарных частиц. Например, аргон это инертный газ, а следующий за ним в таблице калий это уже щелочной металл. Они структурно отличаются всего лишь незначительным количеством тех же самых элементарных частиц, но какой эффект! По качеству это два совершенно разных вещества! Забавно, не правда ли? (Лично меня это всегда удивляло.)

Так же и с просветлением – живет себе человек среди сотен тысяч таких же, как и он, смотрит на тот же самый мир, оценивает его, задает вопросы, ищет ответы, набирает опыта и знаний, переживает, а потом в определенный момент все это каким-то образом трансформируется и накопившееся количество знаний, переживаний, ответов, опыта вдруг создает совершенно новое качество души – она вдруг начинает понимать жизнь иначе, относиться к себе и другим иначе, жить иначе – и все это в том же самом мире, в том же самом теле, но уже как бы в совершенно ином измерении, имея совершенно другое отношение к жизни, имея иные приоритеты, цели, ориентиры и понимание смысла – Абсолютного смысла! (Да, да! Именно Абсолютного смысла – я вполне серьезно.)

В связи с этим часто возникает два вопроса о том, каждый ли может просветлеть и что нужно для того, чтобы достичь этого состояния?

Обычно считается, что просветление это прерогатива буддизма, иначе говоря, если кто-то хочет достичь просветления, то этого можно добиться только через соответствующие буддийские практики и естественно через доктрину буддизма, и оценивается это состояние естественно по его критериям. То есть если новое мировосприятие человека после просветления отличается от того, о котором говорится в буддийском учении, то это не то что никакое не просветление, а даже наоборот, состояние омрачения. Так вот!
При этом часто забывается то, что оценить, насколько тот или иной человек просветлен, может лишь другой просветленный, а он обычно никак не оценивает других. Он будет молча слушать тебя и улыбаться, и лишь только по искоркам в глазах поймешь, что он с тобой полностью согласен, что вы оба думаете о том же самом, что все действительно именно так и есть, но говорить уже ничего не станет, поскольку ты и так уже все сказал и добавить тут нечего.
Иначе говоря, оказывается, что у всех просветленных один и тот же образ реального мира (Абсолютный смысл ведь тоже один, на то он и Абсолютный), а значит достичь просветления может любой человек. Вопрос лишь в том, каков это образ и как его увидеть?

Приверженцы буддизма скажут, мол, чего там выдумывать? Будда все уже объяснил – просветление либо есть, либо его нет, а все остальное лишь иллюзия. Лично я согласен с первым, а вот со вторым…
Иллюзия иллюзией, но, согласитесь, что наш мир все же один (по крайней мере в нашем измерении) и либо мы его воспринимаем таким, каков он есть (даже если он для многих из нас раскрашен в разные цвета и наблюдаем мы его из разных, порой даже противоположных мест), либо… мы действительно верим в то, что нам все это кажется. Правда, есть и такие, которые с упоением повторяют, что иллюзия это круто! Ну что ж! Если им с этим хорошо и это никому не мешает, то… (Впрочем, когда представишь себе, сколько людей любит Голливуд, а значит иллюзию, то просто диву даешься.)

Во всяком случае, когда кто-то пережил окончательное просветление, то ему открывается истина и он видит этот мир и понимает его уже во всех деталях и не важно, через что он пришел к этому пониманию – через буддизм, христианство, индуизм, ислам, адвайту, даосизм или как-то иначе.

Объединяет их всех одно – во-первых, совершенно новое качество души, которая уже совсем иначе реагирует на окружающий мир, а во-вторых, они уже находятся в непосредственной связи с Тем Нечто, что создало эту Вселенную и наш мир. И хотя для окружающих эта связь является мистической, для них самих она конкретна и вполне ощутима.
Впрочем, эта связь очень интимна и ее трудно описать и объяснить другим – для этого нужно бы было одолжить им свою душу хоть на какое-то время, но… Но для самих просветленных это более чем реально и Он также реален, как все вокруг.

Но опять же сами просветленные о своем состоянии обычно не распространяются, поскольку понимают, что не в титуле и звании смысл, а в том, что ты даешь другим, оставаясь при этом тише воды и ниже травы, и вместе с тем это так естественно для них, что никогда не поверишь тому, что с ними когда-то все могло быть совершенно иначе – как с каждым из нас. Но вот раз! И теперь они уже улыбаются тебе искорками глаз и в этих глазах ты видишь Его улыбку. Она именно такая. Это Сам Абсолют улыбается тебе через них и передает тебе привет.
Поэтому многие православные старцы, исламские суфии, даосские и другие совершенномудрые, шаманы и даже тибетские ламы после того, как им открывается истина и на них «нисходит божественный Свет» – то есть не что иное как просветление – очень похожи в чем-то друг на друга. Да и говорят они практически о том же самом, всегда имея в виду Его – Создателя, хоть и называют они Его по-разному – Аллахом или Богом, Брахманом или Яхве, Дао или Великим Духом или еще как-то иначе. Впрочем, какая разница? Он их и так понимает.

Приверженцы буддизма опять же скажут, что Будда ничего не говорил ни о каком-то там Создателе, ни об этой пресловутой душе, поэтому нечего примешивать к просветленным последователей других религий.
Ну что ж! Можно, конечно, сказать, что дело, в общем-то, хозяйское, но с другой стороны, это все же и дело принципа, потому что остается вопрос Абсолютной истины, которая все ж таки одна для всех и всего, как бы мы к этому не относились. Все остальные истины, которые тоже есть и которых много, будут всего лишь относительны. Поэтому несмотря на то, что слово «просветление» прочно закрепилось за буддизмом, при всем моем уважении к нему, само это состояние все же намного шире того, что за ним стоит в понимании самого буддизма. И пусть меня простят последователи буддизма, но истина мне дороже.

То есть когда мы говорим о состоянии просветления, следует помнить, что мы все же говорим о высшей степени осознанности, а значит и об осознавании Абсолютной истины, которая в свою очередь непосредственно связана с пониманием Абсолютного смысла нашего бытия. Да и Он ведь тоже один, потому и Абсолютен!

Кроме того, в описании Абсолютной истины современным языком следует учесть еще и наши уже достаточно обширные знания о материи и научные представления о ее строении, которые никак невозможно игнорировать, поскольку в большинстве своем они все же отражают нашу реальность. Или у кого-то есть сомнения по этому поводу? Если да, то тогда пусть он возмет свой компьютер вместе с монитором, на котором читает эти строки, и выбросит все это в мусоропровод. Даже грохот летящего по грязной трубе компьютера напомнит такому скептику о том, что физические законы все же имеются и они являются неотъемлемой частью этого вполне реального мира. Клавиатуру лучше оставить на столе, как память о компьютере. (Если иногда даже простой крик «Ха!» является пусковым механизмом к переживанию состояния просветления, то почему, например, не клавиатура? Кто знает!)
Кстати, а Вы вообще помните, какого цвета Ваша клавиатура?
Нет? Ну так взгляните. Не стесняйтесь!
Взглянули? Ну и какого? Серого или черного?

Впрочем, это не так важно. Нет, не то, какого цвета клавиатура, а то, что Вы все же на нее взглянули. Забавно, не правда ли! Я где-то там, а Вы тут, и делаете то, о чем я Вас прошу. (Я, конечно, где-то там и уже не пишу эти строки, но вот мой информационный след сейчас тут – в этих строках, и благодаря ему Вы меня слышите.)
«Ну и что из этого?» – спросите Вы.
А то, что реальность это не только комната, в которой Вы сидите, стол, компьютер, монитор и кружка с чаем, а то, что Вы сейчас читаете мои мысли и их не только воспринимаете, но даже реализуете некоторые из них.
Так что не только мои мысли вполне реальны, но и Ваши тоже. Правда ни Вы, ни я их не видим и не ощущаем. Вы согласны? Надеюсь, что да.

Но и это еще не все! Самое главное это то, что Его мысли еще более реальны, да и Он тоже, хотя мы Его тоже не видим. Прошу Вас запомнить эту информацию – она нам в дальнейшем очень пригодится.

Вообще современный просветленный в отличие от своих предшественников находится даже в несколько более выгодной ситуации – в попытке хотя бы объяснить Его (не доказать другим) он может пользоваться достижениями науки и можно уже говорить об окружающем мире с позиции фундаментальных знаний о материи. Эти знания ведь существуют и они все же худо-бедно, но описывают наш материальный мир. Иначе говоря, если бы, к примеру, Будда сегодня пытался объяснить своему ученику Субхути строение материи и Вселенной (пусть даже по его мнению иллюзорной) или то же самое хотел поведать Иисус своим будущим апостолам, то они наверняка говорили бы языком нашей современности и использовали такие понятия, как энергия, элементарные частицы, поле, квант, сознание, подсознание и т.п.

Так что же осознает современный просветленный и что для него является Абсолютной истиной?

Итак, мир просветленного в тезисах:


Рецензии
Вы интересно излагаете свои мысли! Надо Вас ещё почитать.

Алёна Эйзнер-Нечаева   05.05.2015 09:50     Заявить о нарушении