60-80-е годы - Столовая

        Столовая! "Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось!" Вся сознательная жизнь советского человека-труженика была связана с ней, родимой. Не так давно проходил мимо заведения с этим ставшим уже редкостью названием. Еле удержался, чтобы не зайти. Как-никак, годков этак двадцать с хвостиком не бывал. Компотной волной нахлынули воспоминания...

        Первая в жизни столовая — школьная: еле тёплая манная каша с жёлтой лужицей масла посередине, жуткое пойло под названием "кофе с молоком" и плавающими в нём пенками. Бр-р-р! Именно там я впервые хлебнул одну ложку молочного супа и с тех пор ни разу в жизни его не ел. Чай с коржиком — вот лучший выбор октябрёнка и пионера!

        Как пишут в романах, "шли годы", столовые сменяли друг друга. Сколько их было? Городские и совхозные, институтские и рабочие, больничные и санаторные, в пионерском лагере и на корабле, солдатская и офицерская... И это не считая блинных и пельменных, а также столовок, скрывающихся под псевдонимом "кафе". Если  подробно вспоминать — проголодаешься, слюной изойдёшь. Время не подскажете? Ого! А не пора ли нам, дорогие товарищи, пообедать?  Ну, хотя бы виртуально. Тут недалеко, за углом, на улице Коминтерна (Шмидта, Карла Маркса), была когда-то одна...

        Столовая начиналась с запаха. Почти во всех советских столовках к нормальному запаху пищи примешивался, а чаще полностью его замещал запах каких-то грязных жирных тряпок. Природа этого амбре так и осталась для меня загадкой. Далее следовала очередь "на раздачу". Хорошо было стоять с коллегами по работе или друзьями: за разговорами время шло быстрее. Стопка подносов, скользкие ложки и вилки, разбавленный компот, розовый кисель из концентрата. Из титана наливали себе так называемый чай: вкус берёзового веника, тёмный от добавленной соды. Изредка бывали соки: чаще яблочный и томатный.

        Холодные закуски: винегрет, салат из свежей или кислой капусты, селёдка или килька в масле с колечками лука. Возможны: студень, рыба под маринадом, морковь протёртая со сметаной. Яйцо под майонезом с зелёным горошком вы не получите — яиц полно, остальное — дефицит.

        Первые блюда: для ИТР (инженерно-технических работников) полпорции достаточно, не переработались. Трудяги рубают по полной. Борщ, щи, харчо, рассольник, солянка. Летом все хотят холодный свекольник или окрошку — с этим труднее.

        Вторые блюда начинаются с гарнира: картофельное пюре, тушёная капуста, макароны (рожки, вермишель), — всё как обычно. Положив пюре на тарелку, раздатчица даёт по нему очередь ловких рубящих движений ложкой, отчего эти жёлто-серые дюны покрываются волнами. Чайная ложка масла (маргарина?), и мы получаем то, что можно назвать символом советской столовки — картофельный гарнир, навсегда запечатлённый в памяти каждого гражданина Советского Союза.

        И, наконец, самое интересное: гуляш, котлета, шницель, тефтели, треска жареная или отварная. Порцию с недовложением мяса в шутку называли "гуляш по коридору", котлеты — "хлебными" или "противотанковыми". Всё это заливалось гастритно-изжоговой подливкой неприличного цвета. Разгадавшие её секрет спешили предупредить: "Подливки не надо! Можно с маслицем?" Раздатчицы, как и любой российский человек, наделённый хоть какой-то микроскопической властью, вели себя по-царски, то есть надменно и в зависимости от настроения. Когда наплыв посетителей ослабевал, они начинали обмениваться с поварами последними сплетнями — орали без малейшего стеснения, как будто грибы в лесу собирали.

        Раздача подошла к концу: сметана в гранёных стаканах, булочки, хлеб. По причине отсутствия блюдец свои два кусочка люди клали в тарелку со вторым или, как на поминках, — на стакан. Последняя инстанция — кассирша. Вам вряд ли удастся поймать её гордый и честный взгляд, на это могут надеяться только подходящие ей по возрасту "интересные" мужчины. Думаете, она способна на обсчёт? Можно проверить: у входа и у кассы висят размыто напечатанные меню. Я был свидетелем нескольких подобных случаев: кассирши всегда выходили из неприятной ситуации с холодной невозмутимостью спецназовцев. Все понимали, что основной "навар" шёл с кухни и раздачи.

        Расплатившись заранее припасённым рублём (у многих мужчин это была единственная купюра, выданная женой на обед), надо было выбрать чистый столик в укромном месте. Столовская мебель из алюминиевых или стальных трубок всегда отличалась крайней шаткостью. Вазочка с цветами — большая редкость, салфетки — не всегда, достаточно солонки и баночки с горчицей, из которой торчала деревянная палочка от мороженого. На стенах висели лозунги:
        "Приятного аппетита!"
        "Хлеба к обеду в меру бери, хлеб — драгоценность, им не сори!"
        "Культурно обслужим каждого посетителя!"
        "Кто не работает — тот не ест!"
        "Заветам Ленина верны!"
        Скупой интерьер столовых иногда украшали шедевры живописи: "Утро в сосновом лесу" Шишкина, "Богатыри" Васнецова и даже не способствующий здоровому пищеварению "Девятый вал" Айвазовского. О том, что "Приносить и распивать спиртные напитки строго запрещено" (табличка на видном месте), знал каждый, но в городских столовых на это обычно закрывали глаза — пустые бутылки забирали предприимчивые уборщицы.

        В отличие от многих, к рыбному дню я относился хорошо. Память о нём в народе жива до сих пор! Если на вопрос: "Какой сегодня день?" — вы услышите ответ: "Рыбный", то это означает, что сегодня четверг. Рыбы в стране было достаточно, но люди покупали её неохотно, вот государство и решило ввести эту рыбную обязаловку. Сейчас она резко подорожала, и всем вдруг захотелось рыбки. Были ещё и малоуважаемые комплексные обеды, ныне процветающие под названием "бизнес-ланч".
 
        Основным достоинством советских столовых была низкая цена. Обед обходился в 50-70 копеек при средней зарплате 122 рубля в 1970-м году и 169 рублей в 1980-м. Несмотря на это, наши терпеливые граждане регулярно жаловались на плохое качество пищи, антисанитарию и хамство работников общепита. По инструкции, в каждой столовой на видном месте должна была находиться "Книга жалоб и предложений", но не тут-то было! Или "её забрали на проверку", или со скандалом не давали, или их было две: в одну посетители писали жалобы, а в другой друзья и родственники рассыпались в  благодарностях. Нетрудно догадаться, какую из них предъявляли проверяющим. Министерства торговли и здравоохранения выпускали бесчисленные инструкции и постановления по улучшению и ужесточению в сфере общепита, но всё без толку: обман и воровство продолжались. Бывали и случаи массовых отравлений.

        Однажды, съев в студенческой столовой бризоль (зажаренную в омлете отбивную), я с острой болью был доставлен на скорой помощи в инфекционное отделение больницы, где пролежал на карантине целых две недели. Измученный диетическим рационом, выйдя оттуда, я сразу ринулся обедать... в ту же самую столовку!

        Самыми плохими были городские столовые, особенно на южных курортах. Они запомнились ещё и гирляндами липучек, густо покрытых доверчивыми цокотухами. Самыми лучшими – на крупных и «закрытых» (секретных) предприятиях и учреждениях. Но были и такие, куда простые граждане попасть никак не могли, — это столовые для партийной номенклатуры (при горкомах, обкомах и всяких ЦК). Они были, по сути, ресторанами, где за те же небольшие деньги «слуги народа» и «наши рулевые» поедали балыки, ветчину, бутерброды с икрой и сёмгой. Слава КПСС питался очень хорошо! Один мой знакомый, выполняя какие-то работы в большом доме с колоннами, по недосмотру охраны случайно забрёл в такое райское местечко. Осмотревшись и заглянув меню, он так ошалел, что был разоблачён и с позором выдворен вон.

        В начале 90-х многие стали перекусывать принесёнными из дома бутербродами, салатиками и пирожками из соседней кулинарии. Ходить куда-то на обед, стоять в очереди стало просто лень. Советские столовые постепенно ушли из нашей жизни. Символично, что этот период совпал с распадом СССР.

        Со временем всё неприятное или забылось, или приобрело комическую окраску. В заключение хочу от души сказать всем столовкам нашей молодости: "Спасибо за хлеб, за соль! За бифштексы с яйцом и жаркое по-домашнему! За какао с песочным кольцом! Мы вас не забудем!"

        2013 год. Моя страница http://proza.ru/avtor/cogitosum


Рецензии
Уважаемому автору удается удивительно ярко воспроизвести не только подробности быта советских времен, но и воскресить ушедшую атмосферу! Поход в среднестатистическую столовую в те времена был именно таким. Конечно, столовая столовой рознь, и, как все в том государстве, зависело не только от местоположения, но и от нравственной позиции людей, оказавшихся на конкретном рабочем месте. Заводские внутренние столовые, зачастую, бывали очень неплохи, и что самое главное, не напрягали семейный бюджет, в то время как сейчас, за удовольствие пообедать в заводской столовой приходится выкладывать от одной трети до половины зарплаты молодого специалиста, не говоря уже о студентах. А что касается качества, так если в те времена взять тарелку горячих щей с хлебом и чай, так возможность отравиться - минимальная. Теперь место щей чаще всего занимает солянка, в которой не всегда удается вовремя выплюнуть кусок испорченной колбасы. И это касается не только низкобюджетных учереждений, однажды сильно пострадала после обеда в дорогом и известном ресторане. Дошло до того, что если теперь вынужденно оказываюсь в ресторане, где повар мне неизвестен, и не удается до еды заглянуть на кухню, заказываю отварной картофель в кожуре, горячие гренки и стакан горячего же говяжьего бульона без специй. Соседям по столу объясняю - диета. Друзьям, которые бывали на моей кухне, говорю другое - жизненная позиция. Жизнь, она, и правда, дороже разносолов. :( С уважением к талантливому автору и честному человеку, Инга.

Инга Риис   12.11.2017 15:19     Заявить о нарушении
Инга, спасибо большое за интересный отклик и тёплые слова!

Александр Сумзин   12.11.2017 16:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.