70-80-е годы. Рюмочная

        По популярности среди мужского населения Советского Союза эти заведения уступали только пивным. В народе их называли "забегаловка", "чеплыжка" или "чепок". Иногда на вывеске значилось "Бутербродная", что не совсем точно отражало его истинное назначение. Какой дурак пойдёт туда ради того, чтобы съесть этот занюханный бутерброд? Нет, туда шли, чтобы выпить необходимые в данный момент 50, 100, 150 грамм водки, а потом уже закусить это дело бутербродом. А необходимы они потому, что:

        — надо "поправить голову";
        — вчера после работы с ребятами…;
        — "трубы горят";
        — пошёл прошвырнуться по городу — дай, думаю, зайду…         

        Напомню, что спиртное в те времена продавали с одиннадцати часов, а пиво было в дефиците. Почему люди шли именно в "Рюмочную", ведь спиртное дешевле купить в магазине? Во-первых, не всегда у человека хватало денег на целую бутылку, а во-вторых, не хотелось "заводиться", в том смысле, что "неправильная опохмелка ведёт к длительному запою". А иногда и на трезвую голову хотелось повысить настроение, или, допустим, с приятелем встретился, или просто... пришла весна. Короче говоря, есть в кармане рубль — он же "кол", он же "рваный" — заходи!

        Интерьер чеплыжки был прост, как пять копеек: высокие столы с круглыми мраморными столешницами и узкие стойки вдоль стен. Никаких стульев! Главное — прилавок, на нём: подносы с бутербродами, чистыми стаканами, стопки тарелок "Общепит". Сопутствующие товары — сигареты, папиросы, спички. Очередь небольшая — два-три человека, в пятницу под вечер и в выходные дни — больше.

        Энергетический центр заведения — буфетчица (Нина, Зиночка, Рая, Клавдия Петровна), — ушлая "разведёнка" с хорошей материальной базой и пышными формами. Одним беглым взглядом она определяла, сколько у вас денег в кармане, женаты или холостым болтаетесь. Нужная порция водки отмерялась ею с помощью мензурки, да так ловко, что вы и глазом не успевали моргнуть. Ассортимент бутербродов невелик: с колбасой, сыром, килькой, шпротным паштетом. К ста граммам водки полагался один бутерброд. Взял человек два по сто, выпил, закусил бутербродиком — второй остался на тарелке. Этому бутерброду выпадала честь во второй раз проделать путь от прилавка до столика. Мензурка и бутерброд-отказник – основа материального благосостояния буфетчицы.

        Рюмочная — сугубо мужская территория, и поэтому у посетителей как-то само собой возникало чувство солидарности, крепнущее по мере возрастания принятой дозы. Шестой пункт "Морального кодекса строителя коммунизма" — "Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат" — легко и естественно воплощался именно здесь. По слухам, даже министр культуры СССР (1960-1974) Екатерина Фурцева выступала в поддержку рюмочных: мол, пусть алкоголики там собираются, а не на детских площадках.

        В отличие от пивных, кафе и ресторанов, ссоры, а тем более драки здесь почти не наблюдались. Несмотря на высокую "текучесть кадров", какие-то островки стабильности сохранялись по 30-60 минут. Скорее всего, это были жители близлежащих домов, которых буфетчица знала по именам: "Паша, тебе хватит, иди-ка ты лучше домой!", "Витёк, ты чего это тут разматерился?"

        Эти милые и нужные людям заведения были грубо закрыты в ходе антиалкогольной кампании, начатой "минеральным" секретарём ЦК КПСС товарищем М.С. Горбачёвым. В винные магазины выстроились огромные очереди, были введены талоны на водку и вино. Не выдержав таких жестоких издевательств, многие вообще "завязали" с алкоголем.

        Настали другие времена: всего навалом, завались, упейся и объешься. Есть где разнообразно выпить и обильно закусить, но... что-то ушло навсегда: не та атмосфера, настроение, а главное — люди стали другими. Зиночки, Паши и Витьки навсегда остались в тех прежних "Рюмочных" и "Бутербродных". Прощайте, ребятки!

        Моя страница http://proza.ru/avtor/cogitosum
 


Рецензии
Не совсем женская тема, но порадовала удачно переданная атмосфера этого заведения. Буфетчицы, и в самом деле, следили, чтобы никто не "перебирал через край", и как-то обходились при этом без участия вышибалы, драк не было не только внутри, но и снаружи, не то, что нынче. Тогда люди знали, зачем шли в это заведение: расслабиться, а не побуянить.
Хочу поделиться своей яркой картинкой. Мой дед работал сантехником, о которых в наше время сложилось совершенно определенное мнение, мол, "на сухую" не работают. Так вот, будучи мастером на участке, дед строго следил за подчиненными днем, а еще подрабатывал вечером по частным( и очень неординарным) заказам, повышая качество жизни граждан в самой старой части нашего города. А потом меня забирал из садика и вел домой, через киоск у хлебзавода, где всегда был горячий хлеб, у которого я по дороге успевала обгрызть горбушку.
Но два раза в месяц наш распорядок менялся. Дед заходил сначала в рюмочную, где выпивал одну граненую рюмку без закуски,( на моей памяти продавщица мензуркой не пользовалась, возможно, это пришло позднее) а потом вел меня в кондитерский магазин, где я выбирала себе конфеты, по пять штук каждого понравившегося сорта. И только потом мы двигались к дому. На пороге нас встречала бабушка, грозно хмурила брови, переводила взгляд с деда на меня и строго спрашивала:"Сколько?!". "Одну",- бодро пищала я, все расплывались в улыбках и шли ужинать. Без какой-либо дальнейшей выпивки. Кстати говоря, зайти до садика в вышеупомянутое заведение у деда бы не получилось, так как я четко знала дни получки и караулила его, поглядывая на большие круглые часы, висевшие на стене игровой комнаты. И уж точно бы бабушке доложила, опоздай он в этот день даже на 10 минут!:)
Спасибо за то, что даете окунуться в мир моего детства, Инга.

Инга Риис   16.11.2017 15:23     Заявить о нарушении
Замечательные воспоминания о деде! Я последнюю рюмку выпил в 1992 году, за несколько месяцев до 40-летия. Так лучше. Спасибо, Инга!

Александр Сумзин   16.11.2017 20:52   Заявить о нарушении
Я тоже не поклонница "зеленого змия", а если уж потребляю - то в домашних условиях. Однако хочу напомнить, что именно Горбачевская антиалкогольная компания дала толчок бешеному росту наркомании в нашей стране. И особенно у юной части населения. В мои школьные годы случаи употребления наркотиков школьниками были экстраординарными единичными явлениями, а теперь законодательно всех учеников обязывают проходить тестирование, признавая тот факт, что наркомания там носит повальный характер. Что и в самом деле так! И что бы там не говорили педагоги и медики, но алкоголь был гораздо меньшей угрозой, чем пришедшие ему на смену наркотики. Спиться, потребляя время от времени бутылку пива, не так-то просто, а вот, на наркотики можно подсесть, угостившись сигареткой у своего товарища. Свято место пусто не бывает, особенно, если кто-то делает на этом месте огромные деньги.

Инга Риис   16.11.2017 22:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.