Дневник провинциала 1974 год

   Давно не писал. Сегодня девятое марта. Позади много всякого и разного. В институт поступил. Радовался и отмечал это событие с друзьями целую неделю. К московской жизни привык. Живу у хозяйки на квартире в Медведково на проезде Шокальского.
   Именно сегодня настроение тяжелое и унылое. Чувство такое, будто где-то в легких застрял камень. Хочется есть. В кармане всего шесть копеек. Виноват поход с ребятами-одногруппниками в ресторан. С нас содрали гораздо больше, чем стоил стол. Потом... эта  рыжая. Танцевали, но весело не было. В-общем, от вечера остался неприятный осадок. Сегодня фуража осталось половина булки, купленной два дня назад, и суп в пакете.
   Зимнюю сессию сдал с одной тройкой. Писать письма родным и друзьям разленился. Маме же накатал письмо в четыре листа с глубокими размышлизмами о московской жизни.
   Сейчас я слышу, как хозяйка квартиры орет на свою высокорослую дочь:
   - Иди к черту!
   В ответ доносится плач с завываниями. Мне дочь жалко. Так сказать, конфликт поколений, отцов и детей.
   Тянет в Миллерово. В родные места. Жду - не дождусь, когда поеду.
   Сейчас мама с дочкой перешли от чертей к более крепким выражениям.

                09.03.1974
 

   К зачету подготовился, но как-то неуверенно. Просто пересмотрел конспекты и запомнил кое-что. Беспокоюсь за черчение, черт бы его побрал вместе с циркулями, ватманами, кульманами и прочими евреями! Волнует пробел по конспектам по истории ЦК КПСС, фу ты черт, ошибочка вышла - конечно, просто КПСС. Бесит завал по теоретической механике. Пора дрыхнуть. Уже два часа ночи.

                09-10.03.1974


   Зачет по обработке давлением сдал лишь со второй попытки. Впереди контрольная по интегрированию и зачет по ЭВМ. Утром во рту не было ни крошки. Днем приехал из МВТУ и разделался с остатками супа в пакете. Вечером пил чай с сахаром и  малиной, так как напал на меня чих необыкновенный. Беспокоился за сохранность оконных стекол. Малину дала хозяйка. Напившись целебного чая, пару часиков лежал - выздоравливал. В одиннадцать проснулся и принялся за теоретическую механику.

                10.03.1973


   Вчера избрали комсоргом. Не желал этого, отбивался. Почему меня везде избирают комсоргом: в школе, на заводе, - вот, пожалуйста, теперь здесь, в институте?
   Мое финансовое голодание кончилось. Мама прислала деньги.
   Сегодня был тяжелый учебный день. Интегрирование не сдал, придется опять переписывать. Завтра кошмар: зачет по ЭВМ. Программу  и блок-схему кое-как, с горем пополам, составил. На черчении сегодня подписали лист к обводке.
   Я чистейшей воды пушистый заяц. Езжу в автобусах без чести и совести, то бишь без билета. Сегодня вечером этого зайца схватили за уши контролеры. Но я хоть и заяц, но очень честный. Подал контролерше студенческий пропуск и предложил записать мою фамилию. Она вернула  пропуск и сказала:
   - Вас я прощаю, так как вы сами не зарабатываете.

                12.03.1973


   В раздевалке под Домом Культуры столкнулся с богиней. Аж дыхание перехватило! Бывает же на свете такая красота! Растерялся. Красавица! Волосы золотистые, улыбка - чудо. Смелости заговорить не хватило. Наверное, старшекурсница. Ушел и злился.
   Сейчас около двенадцати ночи. Лабораторную работу по физике прикончил одним ударом. На истории силы кончились. Надеюсь на авось: нахвататься завтра перед занятием. Я бесстрашен в учебе, аки Геракл: ленюсь, хотя завтра обещали на семинар по истории КПСС пригнать члена ЦК. На прошлом семинаре по истории партии мы приперли преподавательницу к стенке неудобными вопросами типа: почему, несмотря на недорогие цены, нормальных продуктов (мясо, колбаса и пр.) и много чего другого (обувь, одежда и пр.) днем с огнем в магазинах не найти в СССР? Выкручивалась ловко, лапши нам навесила на уши. Но у нас сидит внутри  какая-то недоверчивость и упрямство.

                12.03.1973

   Сегодня злой, как Бармалей. Второй раз получаю отлуп на зачете по ЭВМ ("Наири-К").
   Ура! Я - не комсорг. В комитете решили оставить Лидкину комсоргом до конца семестра.
   Десять вечера и хорошее настроение. День был таким, описываю ниже.
   Утром сам встал - хозяйка не будила. Побрился наспех и в великолепном настроении, бормоча "Зачем бабе огород?", побежал в институт. На автобусной остановке давка вавилонская, пришлось ехать в обратную сторону на соседнюю остановку, оттуда легче протиснуться в автобус. Но настроения это не испоганило.
   Метро. Спешка и давка. "Беседа беглая ресниц" - как сказал кто-то. То есть перестрелка взглядами с девушками. Красивых столько! И вот уже скоро МВТУ. Даже в раздевалку очередь. Без них - никуда! Что за страна? Получил номерки за сданную одежду. Настроение немного упало. Забегаю в буфет и быстренько запихиваю в себя какой-то салат. Опаздываю, - галопом и аллюром скачу на первую пару - на лабораторные работы по физике. Не вызвали защищать лабораторку. Это немного злит. Вторая пара - история, но Морфей побеждает Клио, и я дрыхну самым бессовестным образом. Спокоен потому, что уверен - не вызовут отвечать. На прошлом семинаре выступил аж два (!) раза. Перемена. Следующая пара - математика. Лекция. Продолжается полусонное состояние. Тревожусь за предстоящую сдачу грозного для меня зачета по "Наири-К". Со второй половины пары смываюсь вместе с "профессором" и Анджеем.
    Уголовная кличка "профессор" приклеилась к Васе Тушенкову, кстати чемпиону Москвы по боксу, за его постоянно "мудрое" выражение лица. Впечатление от него такое, будто он постоянно решает теорему Пуанкаре. Или создает Теорию Единого Поля. Но это у него просто вид такой. На самом деле мозги у него отбиты в многочисленных поединках на ринге. И Вася в первом семестре умудрился схватить две  "пары" на экзаменах в зачетную сессию и благополучно затем пересдать их. "Анджей" - это просто Андрюха Драгунов, кстати, староста группы, добрый высокий парень. Ну и вот. Смылись мы ради утехи живота своего, короче перехват пирожков в буфете. Мчимся далее. В другой корпус. На семинар по термеху, на котором я вник и понял материал. Мчимся обратно. В главный корпус. На страшный для меня зачет по ЭВМ. Наспех переправляю программу непосредственно на зачете. Выдали билет. Полчаса посидел, написал. Подумал, что неплохо бы попасть к молодой худенькой преподавательнице на защиту. И вот эта женщина встает из-за стола и спрашивает, кто, дескать, готов отвечать. Я вскакиваю, подхожу к ней, но она переправляет меня к полному мужчине. Отвечаю, но неверно табулирую функцию. Он спрашивает пустячные вопросы, а я - в прострации. Неуд. Посоветовал мне прийти еще раз. Ух, разозлился же я!

                20.03.1974

    Ну так вот, продолжаю, я разозлился очень. И, конечно, на себя. Походил по узким коридорам-переходам. Несколько полегчало. Но, в-целом, чувство паршивое. Поехал домой. На автобусной остановке у метро "Щербаковская" взял себя в руки. Выдавливал из себя улыбку. Не получилось. В автобусе - давка. У "Продмага" вышел, купил в магазине продукты.
   Дома тут же сел за домашнее задание по термеху. Не для себя, а для одной девушки. Вчера ей обещал. Позже долго роюсь в вещах, ищу и не нахожу тетрадь для семинаров по физике. Вот балда! Кому-то отдал. Завтра, может, кто-нибудь вернет.
   Думаю, что ежели человек терпит неудачу в чем-то одном, то он ищет и находит спасение в чем-то другом. Я сегодня спасался обидой и злостью.

                20.03.1974


   Бреду по Шокальскому проезду. Ему хорошо! У него - весна! От снега остался гулькин нос. Из-за лужиц петляю, как заяц. Обхожу их, боясь замочиться. Однако нашелся гражданин СССР, которому лужи ни по чем. Рядом со мной нескольколетний карапуз на трехколесном велике браво форсировал большую лужу. Наблюдательная девочка лет пяти тут же повисла на папином рукаве:
   - Па! И я хочу лисипед! Па! Купи мне лисипед!

                24.03.1974


   Вопрос стоял ребром: по какому виду спорта зарабатывать зачет по физо? Даже ни минуты не размышлял. Записался в секцию бокса. И вот сегодня первый бой на ринге. Так называемый "открытый ринг". Победил по очкам, но ударов порядочно напропускал. Волновался сильно. Рефери кричит "стоп", однако я руки не опускаю, находясь в боевой стойке. Судья сердится и кричит  мне в ухо: "Опустите руки".

                27.03.1974


   Возвращались домой и я расхвастался перед Анджеем. Потом что-то кисловатенько на душе стало.
   В институтском Доме Культуры новый фильмец смотрел. "Только ты", называется. Примитив для приматов. Собрали "толпень" актеров, угрохали кучу рябчиков, а в итоге получили дребедятину. Словно сценарий писал ребенок.

                28.03.1974


   Читал Стендаля о Наполеоне. Не понравилось. Слишком идеализирует и оправдывает своего "анпиратора". Французы, понятное дело. Они, наверное, мыслят  так: "Пусть он злодей, зато свой и какой великий!"

                02.04.1974

   
   "Профессор" просил поддержки. Пришлось ехать в Дворец Спорта "Крылья Советов" и болеть за него на первенстве вузов по боксу. Вася дрался, как лев!

                05.04.1974


   Уезжаю на майские праздники домой в Миллербург. Урррраааа!!

                28.04.1974


   Давно не писал дневника. 24 мая познакомился с Л. в автобусе. Ехал в средней части большого двухвагонного 181-го автобуса. Почувствовал затылком взгляд. Повернулся, вижу - на меня в упор смотрит красивая девушка. Смотрела всю дорогу. Встала, собралась выходить. Остановки наши совпали. Надо же! Грех не познакомиться! Замечаю кольцо на левой руке. Грустна. Выходит. Я следом. В трех шагах. Спрашиваю: "Вы владеете гипнозом?" Дальше - слово за слово, - и разговорились. Познакомились. Хорошая улыбка, чудесный голос. Нравится. Дала телефон. Оказалась соседкой. Я в двадцать пятом, она в в двадцать шестом доме. Всю следующую неделю названивал ей. Пытался вытащить из дому погулять. Бесполезно. Она боялась себя или меня. Разведенная и с ребенком. По ее словам, бывший муж - художник, погуливал на сторону и бил ее. Отсюда, наверное, и развод. В итоге объяснились по телефону. Она: "Зачем тебе все это?". Боялась испортить мне жизнь. "Решай сам", - добавила еще. На следующий день звоню, опять прошу встречи, она бросает трубку. И так несколько раз. Жаль! Перекипел. Стало легко и свободно. "А может так и к лучшему", - думаю.
   О поездке домой в Миллербург, может, напишу позже.


                26.05.1974


   Очень давно не писал дневника. Сейчас - октябрь. Позади летняя сессия и стройотряд. Летняя сессия прошла успешнее, нежели зимняя. В зимнюю - две тройки, в летнюю - одна.
   В стройотряде был романтичен, даже сам себе нравился. Строили коровник в Московской губернии. Свежий и вкусный воздух сделали свое дело. Поздоровел. Когда везли с ужасной тряской на объект и обратно, интересно было смотреть на зеленые поля. Сдуру взял с собой скрипку. Пришлось часто пиликать, выдерживая ржачку окружающих. Скрипка вызывает у них смех похлеще Райкина. А что смешного в четырех струнах и наканифоленном смычке?
   Всего и не упомнишь из стройотрядовской жизни. Вспомню - напишу.
   Из истории прошедшей учебы. На групповых упражнениях по французскому языку одногруппник Летаев всех насмешил переводом  текста на русский:
   "Спустя много легче, чем тяжелый".
   И еще один его перл:
   "Это свойство ядра очень важно для понижения продолжения".
                07.10.1974



   Подробнее распишу о стройотряде. В июне стало известно - наш стройотряд будет работать в деревне Солопово недалеко от Зарайска. Я заинтересовался, что за название такое странное. Никогда раньше не слыхал такого словечка. Залез в словари: это что же..., даже  неудобно писать, не хочу марать дневник нехорошим словом! Ну, в-общем, это та штукенция, которая у мужчин имеется всегда в наличии. А по-украински глагол "солопити" оказывается "высовывать". В энциклопедиях деревенька числится с конца восемнадцатого века. Видать, неутешительная, невыносимая житуха была у ее обитателей, раз так хлестко прозвали. Я стал копать "глыбже". Мыслю так: неужели только в этом селе такая непутевая жизнь была? А в соседних деревнях разве жизнь лучше проистекала? Проверил по карте. Вот близлежащие деревни: Пронюхлово, Секирино, Протекино, Потлово, Мендюкино, Радушино. А? Каково? Пронюхлово - понятно: даже бани не было. Секирино - секли крестьян  круглосуточно без перерыва на обед. Протекино - ясный пенек, у них там все протекало: ведра, корыта, колодцы, горшки, котлы и гидромассажные  ванны. Потлово - задолбали на барщине, семь потов  с бедных крестьян сходило. Мендюкино - очень неблагозвучно, со временем  жители устыдились и изменили одну буквочку в названии! А вот, черт! Радушино подкачало! Не вписывается в общую колею идеи некрасовского крика души: "Кому на Руси жить хорошо?" Не знаю, может, радушный народ там подобрался. А может помещик был душка - благородный и порядочный: порол крестьян не каждый день, а только раз в неделю.
   Стройотряд в Солопово - это  мой первый и, наверное, последний стройотряд. Не поеду больше в стройотряды. Показал он нам кузькину мать, дал нам, несмышленым студиозам, понять, где в СССР раки зимуют, то есть я хочу сказать, мне стало все ясно теперь. Опыт кое-какой уже болтается за плечами, как рюкзак туриста. И школа, и завод в нем. Вот теперь очередное пополнение рюкзака опытом стройотрядовской жизни. "Воровство" - вот ключевое слово и разгадка нашей жизни. Как нас, бедных студентиков, облапошили и "нагрели" на деньгах наши командиры стройотряда, как правило, назначенные из комсомольских боссов, - даже писать не хочется. Со стороны кажется, что вроде все по-честному. Придумали платить по КТУ - коэффициенту трудового участия. Но начальники писали  эти коэффициенты произвольно, себе побольше, а также в-основном, своим друзьям и любимчикам. Рядовым студентам, низам - поменьше. В-общем, в августе по итогам двухмесячной пахоты  в Солопово я получил раза в два меньше, чем было обещано.
   Ой, допишу позже. Хозяйка что-то кричит из соседней комнаты.

                08. 10.1974


   Купить ноты. По вкусу. Для скрипки. И разучить.

                09.10.1974


   Ноты купил в "Лире" рядом с консерваторией. Баха, первую часть концерта ля-минор и Чайковского, его скрипичные вещи.

                10.10.1974


 
   Месяц назад случайно увидел на Бакунинской улице дядю Виктора Васильевича. Он шел в пивную размашистой, несколько косолапой походкой, как всегда поигрывая желваками на скулах. Предложил и мне за компанию пройтись. Я дошел с ним до пивняка с автоматами по 15 копеек. Это заведение находится на территории старинного особняка - памятника архитектуры 18 века. Дядя встретил там своих шумных закадычных краснолицых приятелей. Они стояли кружком с наполненными кружками. Ой! Тавтология случилась, но переписывать не буду. Тому, кто стоял ближе всех, худому небритому товарищу с невыразительным и абсолютно незапоминающимся лицом (я уже сейчас не могу  вспомнить его черты), мой родич делал восторженную рекламу:
   - Познакомься, это Валентин. Представь себе - он уникум. Наизусть знает все основные рассказы Чехова. Вот назови какой-нибудь известный рассказ - и он прямо здесь его в точности прочитает. Правда, Валь? - обратился Виктор Васильевич к другу.
   Валентин самодовольно щурился, сдувал лишнюю пену, переполнявшую кружку, и помалкивал. Однако я опаздывал в институт. И к сожалению так и не проверил уникальность Валентина. Я сказал, что мне некогда, распрощался и удалился.

                11. 10.1974


   В другой раз, наверное, недели две назад, я повстречался с дядей по пути от метро "Бауманская" в институт, когда пересекал улицу Энгельса. В этот раз он уже меня проводил до института и без остановки рассуждал, выразительно взмахивая руками. У него, видимо, было философское настроение. Одна из его мыслей мне показалась любопытной, и я воспроизведу ее здесь:
   - В джазе больше мысли, чем в бите или рок-н-роле. В будущем, мне кажется, бит сойдет на нет, исчезнет. А будущее за классическим направлением, а именно: всех потянет на таких, как Бах и Моцарт.
   Когда дядя изрекал этот перл о переходе на классику, я подумал недоверчиво: "Опять?"
   Кстати, сегодня мне стукнуло девятнадцать.


                12.10.1974



               

   Уже с июня живу на другой квартире. Опишу, почему так вышло.
   Крикливая, голосистая хозяйка на проезде Шокальского объявила мне, что ее сын Андрей, в мае вернувшийся из армии, не может больше ютиться в тесноте, и ему нужна моя комната.
   - Хозяйка - барыня! - ответил я довольно эмоционально, перефразировав  пословицу, и начал собирать шмотки.
   "А, ладно! Буду искать комнату на Банном переулке", - подумал я и успокоился.
    В последние недели моего пребывания на Шокальском проезде я неоднократно видел щупленького черноусого Андрея. Он поразил меня удивительно красивым тембром голоса и умением произносить слова. Вот здорово получалось у него выделять и подчеркивать голосом отдельные слоги в словах! Андрей произносил их синкопированно, как в музыке. Выходило замечательно! Заслушаешься! Я даже позавидовал и стал подражать его манере говорить. И мне кажется, хозяйкин сын  знает о своем таланте. И посему болтает без умолку о всякой всячине.
   То, что Андрею тесно, я понял после одного случая. Как-то забрел я на кухню и увидел такую картинку: несчастный талант - в углу на стуле, обнимает и целует сидящую  у  него на коленках  красивую маленькую девицу. Я еще раз обзавидовался.
   "И где они таких хорошеньких находят?", - подумал я и почему-то разозлился.

                14.10.1974


   В Банном переулке летом всегда много народу. Одни сдают комнаты и даже целые квартиры. Другие, такие болваны, как я, пытаются снять жилье. Я почти три недели искал там комнату. И уже отчаялся.
   То мне попадется какой-то пожилой поэт-скряга, предлагавший мне малюсенький угол за бешеные деньги. Я на всякий случай съездил-посмотрел, что же он такое сдает за этакие суммы. Увидел отдельный закопченный до черноты деревянный сруб, мрачные покои внутри с  огромным киотом, рассмотрел неряшливо прибранную койку, предназначавшуюся для меня. Выслушал несколько странных и мрачных стихов хозяина, читавшего их с завываниями. Честно спросил я  у своего внутреннего гласа: "Ты сможешь здесь жить и учиться?" Глас помялся и промямлил что-то отрицательное. Ишь! Не понравилось ему потенциальное пристанище!
   А то попалась мне на Банном переулке стройная хозяйка Ирина лет тридцати, с которой я уже было сговорился на жилье. И цена сходная и комната ничего, нормальная, чистенькая. И уже был готов к Ирине поехать, но смутился ее намекам. Она стала намекать, что вообще не будет брать с меня денег, если я буду "хорошим мальчиком". И смотрела на меня по-особенному, ласково как-то, по-женски. Я почуял, что если буду у нее жить, не до учебы мне будет. Представил картину: я с хозяйкой целыми днями валяюсь на ложе в утехах телесных, а  в деканате факультета "М" печатают приказ о моем отчислении за сплошные неуды. Мой внутренний глас не подкачал: к Ирине я не поехал -  сделал ноги.
   В другой раз попался молодой хозяин, в Текстильщиках предлагавший мне койку за копейки. Поехал я туда и увидел отдельную комнату, в которой помещалась лишь одна кровать и полметра - под тумбочку. Стул не помещался. В этом случае внутренний голос не пригодился. Я сам с возмущением отверг сей варьянт: "Это что же? Я тута и посидеть не смогу? Только лежать кверху пузом и смотреть в потолок? Да! Перспективка!" - негодовал я. И конечно отказался от такого "концлагеря".
   Ой, паленым запахло что-то! Никак опять шестидесятилетняя хозяйка блины учится печь. Пойду посмотрю. Допишу позже.

                17.10.1974
   




   Продолжу описывать свой квартирный вопрос. По Булгакову и по Воланду он испортил москвичей. Но я не москвич, я только учусь! Поэтому я невинен, аки агнец божий.
   В-общем, мыкался я, мыкался, бегал взад-вперед по Банному переулку, а чувствую - в цель-то не попадаю! Ничего из предлагаемого жилья не нравится. Но однажды бабуля лет шестидесяти, метр с кепкой, со строго поджатыми губами, сама подошла ко мне и предложила комнату. Давно, говорит, за тобой наблюдаю. Ты, вроде, порядочный, нормальный, без ветра в голове, и вот, давай, дескать, живи у меня. Условия тебе понравятся, мол, не сомневайся. Я удивился, откуда она узнала, что я порядочный? И действительно, приехал я на смотрины жилищного вопроса и в момент согласился.
   Описываю условия. Значит так. Комната семнадцать квадратов, находится в доме, в котором квартировал, якобы, сам Наполеон Боунапарте в 1812 году. Это со слов новой хозяйки. Не знаю, правда ли это, или же буйная хозяйкина фантазия поселила императора в этот дом. Но дом, по всему видать, стар и дряхл. Штукатурка желтая так и сыпется со стен, но основа вроде крепкая еще. Лестничная клетка  загажена кошачьим сословием, которое и не подозревает об отвратительных запахах, которые оно здесь оставляет. Лестница витая, металлическая, с вензелями, и тоже имеет старинный вид. Дом из трех этажей, в первой его половине хозяйничает Московский Комитет партии, другую половину обживают жильцы. Да, еще внизу на углу кафешка "Маросейка" приютилась, да "Булочная" ближе ко мне расположилась. В первой холодцы  больно вкусны, а во второй  песочные полоски хороши! Мне сразу польстило, что я единицей в комнате буду. Без соседа. Ну, значит, хозяйка быстренько сбегала куда-то и прописала  меня, чтоб я, не дай бог, не передумал. Затем я притаранил свой обширный скарб, состоящий из одного большого чемодана и скрипки. Плата - двадцать семь рублей в месяц.
   "Какие все-таки странные хозяева комнат здесь в Москве", - подумал я. Прежняя брала двадцать два с половиной рубля. Эта вот двадцать семь будет взимать. Некруглые цифры. Ну да ладно. Значит, им так надо.
   Метро "Площадь Ногина" в пяти шагах. Кремль в пяти минутах ходьбы вразвалочку. До института удобно добираться - пятнадцать минут на двадцать пятом троллейбусе. Живи да радуйся!
   Поселился и вот прожил на квартире до сего дня. И заметил престранные особенности за хозяйкою.
   Рука писать что-то устала. Да и на боковую пора. Позже допишу.

                19.10.1974
   
   
   Так вот. О странностях моей квартирной предводительницы. Ей около шестидесяти, я уже описывал, кажется. Блины, блины. Я упомянул ранее о блинах. Смех разбирает, ей-богу! Похоже, она всю жизнь мечтает научиться выпекать эти вкусности, но каждый раз - обломец чистый получается. Сам видел - неудавшиеся отходы от блинного производства она беспощадно выбрасывала в мусорное ведро. И бубнила себе под нос что-то быстро. Недовольна собой, значит. Даже жалко человека. Хоть бы собаку, что ли, завела. И скармливала бы ей. Собаки все съедят.

                20.10.1974


   Продолжаю. Странный у хозяйки характер. Она подозрительна и любопытна. Слишком большая чистюля и ищейка. Шерлок Холмс этакий. Каждый мой шаг под ее неусыпным контролем. КГБ какой-то! Рано я радовался, когда нашел сию комнатенцию. Вот теперь мне ясно, почему она долго не могла никого найти. Кто же у нее выдержит такую жизнь? Я пока держусь. Не знаю, насколько меня хватит. Наверное, я толстокож, подобно слону африканскому. Что же, буду и далее развивать свою врожденную толстокожесть. Неплохое качество.

                21.10.1974


   Еще о хозяйке. Она вдобавок, оказывается, еще и старая дева. Рассказывает мне регулярно, примерно раз в неделю, о том, насколько гадки представители мужского пола. Меня она, видимо, не зачисляет в отряд этой сильной половины человечества. Ладно, я не обижаюсь. Я пока ведь студиоз, а не мужчина. Какой может быть из студента мужчина? Смех, да и только! Студенту надо о начертательной геометрии думать, а не о геометрии  женских ножек. Ну так вот. В ушах моих уже дыра образовалась от много раз услышанной печальной истории. Она такова. Был в жизни хозяйки, кстати ее зовут, Зинаида Борисовна, однажды некий мужчина. Один вдовый инженер из Политехнического Музея, где она  работала, лет тридцать назад, предлагал  ей руку и сердце в придачу. Зинаида Борисовна отвергла сии органы с негодованием, и так испугалась, что до сих пор пребывает в шоке. Переживает и постоянно объясняет себе правильность своего тогдашнего отлупа. Пора бежать на консультацию. Потом допишу.

                23.10.1974




   Вечером пересмотрел предыдущие записи. Дневник получается очень отрывочным, нерегулярным каким-то, с большими пробелами во времени. Буду, по мере возможности, заполнять их задним числом.

                24.10.1974



   Нынче вспомнил кое-что из августовской абитуриентской жизняги.
   Конкурс при поступлении на машиностроительный факультет МВТУ был полторы абитуриентской души на место. Хочу заметить, это немного, слава богу. Может, потому и сумел поступить в институт такой "мыслитель", как я.
   Жил в районе метро "Измайловская" на Измайловском проспекте в общаге номер четыре на пятом этаже. Она восьмиэтажная. Мне понравилась. Уютная, симпотная домина. Приветливая комендантша. Есть душевые комнаты, читальня, буфет. Буфет не ахти какой, конечно, студенческий варьянт, так сказать. Но забросить внутрь можно кое-что: салатик, сосиску, ячницу, чаек с лимончиком. Да, забыл похвалить жареную колбасу за два рубля кило. Приметная на вид и вроде вкусная! И вообще с аппетитом у меня тогда творилось что-то непонятное. Соседи по комнате удивлялись и называли его "волчьим". Я полюбил буфет, как родного дядю. И бегал вниз на первый этаж часто. И тем не менее оставался голодным. Поняв, что буфет для меня все-равно, что мертвому припарки, то есть не помощник в борьбе  с голодухой, я стал ходить неподалеку в диетическую столовую. Вот это готовка! Очень вкусная готовка! Да и дешево. То, что такой абитуре, как я, и нужно.

                24.10.1974


   Вот развоспоминался! Поступил ведь. Учусь давно. Нет, но описать-то надо. Ну так вот. Экзамены вступительные вспомнились. Если не оцарапаю бумагу, то потом вообще забуду. Как сейчас помню, третьего августа писал сочинение. Попались темы:
   "Тема народа в произведениях Н. В. Гоголя" ( в-основном, по "Мертвым душам");
   "Трагизм положения Базарова";
   "Классовая борьба в деревне" (по "Поднятой целине" М. А. Шолохова);
   "Мой друг, Отчизне посвятим, души прекрасные порывы!" (свободная тема о патриотизме и любви к Родине).
   Я писал последнюю. И всегда я выбирал свободные темы. Причина - страх перед обязательными текстами школьных учебников по русской литературе и перед произволом учителей по литературе. Шаг влево от текста - четвертование, шаг вправо - казнь через повешение. Например, в школе на выпускном экзамене по литературе писал про Хатынь.
   Восьмого августа при сдаче экзамена по физике объявили мою четверку по сочинению. Чтобы писать покороче, в-общем, по всем вступительным была одна оценка - "хор".

                25.10.1974
   

   
   Был коллоквиум по физике. Сдал успешно. Защищался на машинах по математике. Было тяжело. Многие получили "неуды". Мне повезло - с первого захода "хор".

                28.10.1974


   Участвовал в первенстве института по боксу. После трех выигранных боев вышел в финал. В финале попался высокий чернявый парень с длинными руками. Он, наверное, телевизора чересчур насмотрелся. И, подражая некоторым известным боксерам профи, финалист стал угрожать мне перед боем:
   - Я тебя по стенке размажу! Да я тебе это, да я тебе то!
   И тому подобное. Не хочу здесь повторять чепуху, которую он говорил. В подкрепление своих угроз парень грозно шевелил длинными тараканьими усами. Меня даже смех разобрал в какой-то момент! Я не испугался, но насторожился. Гонг. Поехали. В начале первого раунда я осторожничал, не сближался. Но через полминуты понял, что соперник не силен. Пошел напропалую махать левой-правой, правой-левой. Смотрю - попадаю. В итоге - победа. Выходит, чемпионом, что ль, я стал?! Не ожидал. Потом вручили медальку такую, под бронзу сварганенную. Попенченко вручал.

                29.10.1974


   Стройотряд свеж в памяти. Чуток напишу. Он входил в организацию "МВТУ-СТРОЙ" и назывался "Аргонавты-74". Выдали нам куртки зеленые, и мы сделали надписи на спине и разные рисунки. Кто во что горазд. Я красовался с  двумя белыми слонами и надписью "СОЛОПОВО-74". После стройотряда, осенью, уже расхаживая в этой куртке по Москве, я не раз слышал откровенные смешки в свой адрес. Я понимал: народ знает значение слова "солоп". Крутизна!
   Прибыли мы, значит, на место, в Зарайский район. По деревне коровы прогуливаются с большим достоинством, словно девицы какие. С бубенцами. Легкий, красивый, минорной тональности  звон от них с разных краев деревни доносится. Подмосковье! Места красивые. Пересеченные. Овражистые. То глядишь лесок-лесок так налаживается. А то смотришь и перерыв наступает, поле сплошное разлеглось. Хорошо. Просторы всюду. И воздух не столичный, а свежачок-с! Дышал бы так сутками. Воздух подобен воде чистой колодезной.
   А потом пошла работа на свинарнике. В девичьей бригаде. С семи утра до восьми вечера. Стахановцы! Я раствор замешиваю. Мне к корыту цемент с водой подносят, а я лопатой машу, раствор сотворяю до нужной кондиции. Шесть потов стекает по корпусу, седьмой испаряется в атмосферу. Девчонки смешливые, веселые. Свинарник строим рядом со старым. В перерывах веселимся - ведем в старом свинарнике беспощадную, священную, но неудачную войну с крысами. Последние живучи, подобно Кощею Бессмертному. Ничто их не берет: ни кирпич, ни палка. При прямом попадании "снаряда" эти живые танки отлежатся маленько и дальше бегут по своим делам. А грязь там какая! По колено! Утонуть можно.
   По вечерам после работы баловались "Ркацители" и "Кинзмараули" (если не ошибаюсь в трудных названиях вин). В магазин ходили далековато. Несколько километров. Пару раз в неделю ходили на танцульки в клуб. Я заметил разницу между полами. Местные девушки часто имеют рост высокий и редко средний, сильный пол в большинстве мелковат. Это здешняя особенность. Из тутошних девчонок красивая только одна. Блондинка. Мой  одногруппник по кличке Жираф увлекся ею, пошел с ней погулять в ночевую, - под утро в наше барачное жилище пришел он взволнованным и без единого синяка на физиономии. Мы расспросили нашего Ромео, оказалось его долго били солоповские ребятишки, мстили за то, что посмел увести у них единственную  достопримечательность. Пацаны прыгали-прыгали, но до лица двухметрового Жирафа так никто и не достал. 
   По утрам у стройотрядовцев, как правило, болела голова. Проснуться не было никакой возможности. Выручали альбомы рок-групп, включенные на катушечном магнитофоне на полную мощность.  Их громкая, резкая музыка ставила нас на ноги с первых же нот. По этой причине альбом "Burn" въелся в меня пуще угольной пыли и звучит вопреки моему желанию в моей башке до сих пор, причем  параллельно с текущими шумами происходящей вокруг жизни.
    В начале стройотрядовского периода был праздник посвящения в бойцы стройотряда. Процедура не отличалась хитростью и сложностью: просто всех поливали холодной водой из шланга. Весело было! Вымокли до нитки.
   

                30.10.1974

   

               
   Вступительные экзамены, хочешь ты этого или нет, - запоминаются прочно. Хорошо помню все свои экзамены, которые когда-либо сдавал, будь то в школе или здесь. Вспомнил, как восьмого августа прошлого года сдавал физику. В аудитории сидело пять преподавателей. Я пошел к молодому. Задача попалась легкая, по теме "Теплота". Дополнительные задания выполнил, на дополнительные вопросы ответил, кроме одного. В итоге - "хор". Я расплылся в улыбке и ушел. Перед экзаменом по физике объявили оценку за сочинение. Получил "хор", я уже писал об этом. За сочинение  очень трусил и вот почему: я не рассчитал время и и не успел переписать сочинение начисто с черновика. Экзаменатор разрешил оставить все, как есть, но приписать "смотрите в черновик".

               

                01.11.1974


Рецензии
Очень интересные мемуары. Трогательные, я бы сказала. В силу того, что напоминают мне самое начало: музыкальная школа, завод, технический вуз... Удивительно, как иногда сходятся взгляды людей. Одного всюду комсоргом выбирают, в другом воришку видят (так было с моей подругой), третьего походя унизят или обчистят...

Галя Елохина   06.02.2019 19:30     Заявить о нарушении
Галя! В интересное время мы жили и при этом была и молодость!!

Виталий Мур   07.02.2019 00:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.