Может ли Бог?

1. Может ли Бог создать камень, который Сам не сможет поднять / другого Бога?
2. Может ли Бог нарушать законы естественного мира?
3. Может ли Бог изменить прошлое?
4. Может ли Бог стать человеком?


Я счел возможным со своей стороны представить некоторые ответы на самые простые (а потому, наверно, самые сложные) вопросы, которые возникают у неверующих людей. Разумеется, ответы на эти вопросы уже давным-давно были даны, и в том же Интернете не составит труда найти различные суждения богословов, ученых, исследователей, которые в той или иной степени пересекаются или отличаются друг от друга, дополняя или предлагая новый вариант ответа.

1. Может ли Бог создать такой камень, который Сам не сможет поднять?

За ответом далеко ходить не надо: даже в Википедии этому вопросу посвящена обширная статья («Парадокс всемогущества»). Например, предлагается его разрешить следующим образом:

«C точки зрения понятия «Абсолют», парадокс всемогущества решается тем, что его нельзя сформулировать без логического противоречия: либо подчинения Бога миру, либо выноса явления, присущего нашему миру за его пределы, либо отсутствия Бога. Например, парадокс с неподъёмным камнем — здесь логическое противоречие заключается в том, что термин «поднять» и «камень» — внутримирные, а Бог может создать камень, который никто в этом мире поднять не сможет, но сам Бог его «поднять» может — так как миру не подчинён и «поднять» — лишь внутримирное наблюдение процесса».

Итак, в самом вопросе есть логическая неувязка. Точно так же можно ответить и на вопрос о возможности создания нового Бога: если мы считаем Бога Абсолютом, то Он, скажем так, не может создать новый Абсолют, потому что новый «абсолют» неизбежно будет внутри Абсолюта. Поэтому само построение вопроса не отвечает требованиям логики – ограниченное не может не быть в бесконечном и всеобъемлющем. Если же мы начинаем говорить о том, что Бог должен нарушить законы логики, то сами попадаем в ловушку: мы требуем ответа в строгом соответствии с логикой, в то время как сами задаем логически противоречивые условия.

Вопрос же скорее состоит не в том, есть ли такое решение (решений достаточно много, все их не место здесь описывать и незачем – при желании можно найти и прочесть), а в том, ХОЧЕТ ли человек находить решение этой ситуации, или ему важно лишь поставить вопрос, внутренне смеясь над задумчивым видом «ответчика» и не желая узнать ответ?

По моему глубокому убеждению, если человек верит в существование Бога, то ему ни к чему подобные умопостроения. Если же человек ставит свою веру в Бога в полную зависимость от решения подобной ситуации, то не схожа ли она с искушением Христа сатаной – сбросься с крыла храма, сделай камни хлебами? Если мы начинаем ставить вопросы – а может ли Бог вот то или это (сомневаясь, значит, в Его всемогуществе, и следовательно – в Его единственности, в Его силе и в Его вечности), и отвечаем, что если Бог не может того-то или того (а тем более по нашей воле, как и когда мы хотим!), то мы и не верим в Его существование, - тогда по сути мы сами уподобляемся искусителю. Если же мы предлагаем этот вопрос в качестве схоластического упражнения, то ответы на него (по идее) должны нас устраивать.

В качестве ответа хочется предложить отрывок из письма свт. Филарета Московского (не знаю, есть ли оно в Интернете, беру из книги):

«Против мысли, что Бог не может сделать подобного Себе, надлежало сказать, что сие не есть недостаток всемогущества, — напротив: потому-то Бог и всемогущ, что не может быть другого равного могущества. Первая из сих мыслей есть только обман в словах, а если предлагается не как обман или дерзкая шутка, то она есть сумасбродство. Представьте себе, что кто-нибудь пришел бы к Государю и не в шутку сказал бы ему: «Если ты полновластен в своем государстве, то сделай в нем другого полновластного Государя». — Не сумасбродство ли это?
Ибо полновластие Государя состоит в полной власти над подданным, а сделать другого полновластного Государя значило бы разрушить свое полновластие. Так же точно сумасброден тот, кто скажет Богу: «Если Ты всемогущ, то сделай другого всемогущего Бога». Ибо всемогущество Божие состоит в том, что Он в бесконечном Царстве Своем может делать все, чего восхощет, согласно с премудростью Своею, а не в том, чтобы делать богов, — что само в себе нелепо».

Ну а самый простой ответ заключается в том, что Бог, отказавшись от Своего всемогущества, создал такой «камень» – человека, его свободную волю, над которой Сам не властен.

2. Следующий вопрос, который схож с вопросом всемогущества, - вопрос о «возможностях» самих верующих. Может ли Бог являть такие вещи, которые не поддаются рациональному объяснению (т.е. нарушать законы естественного мира)?

Так, например, некто говорит: «Бог, если Ты существуешь, сдвинь вон ту гору, а если Ты не сделаешь это сейчас, значит Тебя нет». Сдвинет ли Бог гору по первому требованию человека? Если нет, человек ухмыльнется и скажет – значит Его нет.

Глупо? Но если мы предложим сделать то же верующему человеку? По слову пророка Илии даже мокрые дрова и жертва были пожраны огнем Господним (3-я книга Царств 18: 31-38).

Давайте спросим еще прямее. В Евангелиях написано: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20) и «уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17,18).

А ну-тко – есть среди христиан такие, кто выйдут к сему «Голиафу» - к горе и змеям? – ехидно спросят неверующие. Только что указанное «место» о пророке Илии, эпизод из жития Марка Фраческого, разумеется, никого из них не убедят, как не убедят и многочисленные примеры из жизни других святых. «Это ваши басни» - ответят. Не убедят, как видится, и слова Нового Завета про чудеса Апостолов, не убедят, видимо, и свидетельства двухтысячелетней истории христианства – мученики, святители и проч.

А что убедит? Люди говорят – нам бы одно чудо на наших глазах, и уверовали бы. Разве?

Разве уверовали бы и сохранили эту веру? Разве не сказали бы позже – а, это, наверно, привиделось, или оправдали бы себя, приписав действие Божие случайности, совпадению обстоятельств? Не так ли поступают люди? Мало кто из-за одного чуда так уверует, что на всю жизнь сохранит огонь веры (примеры тому есть, но опять же – кто верит им?).

Более того, сами верующие могут представить свидетельства действия Бога в их жизни, помощи святых. Но разве убедит это кого-то со стороны? А может, те, «посторонние» не слишком-то и вглядываются в собственную жизнь? Может быть, в ней на самом деле были чудеса, были явные благодатные дары, но человек просто не увидел их или сказал – вот, счастливый случай, Фортуна?

Ну и наконец, явные чудеса Божии еще во время Иисуса приписывались силе веельзевула. Непростительный грех – действия Духа Святого принимать за бесовские действия. Сам Иисус сказал: «И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие… Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам… если … кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду» (Мф. 12:27-28, 31-33). А люди часто кивают на случайности и совпадения, а то и вовсе приписывают приметам или всяким ворожеям, гадалкам, астрологам чудодейственную силу. Может, оттого Бог и не совершает чудес, потому что они приписаны будут не Ему, Истинному, а лжехристам и лжеучителям, и люди, поверив им, отойдут от Истины, обратятся к темным силам и сами пойдут в ад?

Тем не менее, многие люди искренне верят экстрасенсам, гадалкам и прочим. Почему же гадалки, колдуны могут нарушать законы естества, а верующий во Христа силой Святого Духа не может? Почему больше веры всяким целителям, но нет веры двухтысячелетнему христианству? Гадалки, колдуны и иже с ними что, праведнее Иисуса Христа? Кто проверял их жизнь, их морально-нравственную личную жизнь? Так почему ж им веры больше, нежели свидетельствам святых? Их чудеса явны, а чудеса христианства неявны? Но чьими руками, чьим именем они совершают «чудеса»? Не хулится ли Дух Святой ими самими?

Но им верят, наверное, потому, что они исполняют «заказ». Люди требуют чудес «по заказу». Хотят, чтобы по одному их слову, явно и ясно произошло чудо. А то, что Бог выждал время, а то, что Бог сделал иначе (в конце концов Он же свободен в выборе решений), а то, что Бог попросту не захотел это делать для блага самих же людей – это их совершенно не убеждает. Раз не явил по заказу, значит не может!

Так может или не может Бог через верующих в Него сотворить чудеса? Ответ – может. А на вопрос «почему же такое не происходит?», ответ указан выше: «А зачем? Для удовлетворения любопытства вопрошающих атеистов? Бог – Живое существо, это не объект, который можно заклять или которым можно управлять через определенные обряды и слова. Бог – единственно свободное существо: захочет – сделает, не захочет – не сделает». Впрочем, есть и такие слова в Библии: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Евангелие от Луки 18:7,8), «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Послание Иакова 5:16).

Человек – существо требовательное и капризное. Ему все время требуются исцеления, «благорастворение воздухов и изобилие плодов земных», все время нужны материальные средства, да и жилищный вопрос неплохо бы решить.

А Бог что, социальная служба? А Бог что, должен слушать тех, кто в Него не верит и не уверен, что Он может исполнить просимое?

К тому же просят ли люди именно Иисуса Христа с верой именно в Него? Не просят ли они «нечто там», не обращаются ли к другому богу, не отягощены ли их души верой в других богов, и не зависят ли они сами от веры в иные божества?

Так может, проблема у неверующих в том, что сами-то они не могут поверить так, чтобы попросить именно Христа, что сами они не верят в Иисуса как Бога, что сами они привязаны ко всяким «божкам», астрологии и черной магии, что сами более язычники, чем христиане? Кого они просят? Христа ли? Нет ли червоточинки в их сердце, нет ли лукавства в их устах, когда они якобы обращаются ко Христу? Зато от искренней веры сколько неверующих обращено было!

Верующий видел чудеса, они явлены ему и его сердцу. Ему не требуются такие доказательства, потому что он живет среди чудес и видит их. Неверующему же такие чудеса недоступны, и такое видение он считает предвзятым и внушенным.

Итак, Бог через своих людей (христиан) всё может творить, только – по Своему желанию, когда и как Он захочет. Мы часто просим: сделай нам то или то, а Он или медлит, или делает не так, как хотим мы, но как лучше. Впрочем, исполняет Он и наши желания так, как мы хотим. Но от того ли, что мы так захотели? А не от того ли, что нам так лучше будет, что мы, если можно так выразиться, «угадали» то, что нам пойдет на пользу?

3. Может ли Бог изменить прошлое?

А почему не расширить вопрос – и настоящее, и будущее? Или по будущему всё и так ясно – может? Настоящее же – «только миг между прошлым и будущим».

В ДУХОВНОМ отношении прошлое изменчиво. Бог на исповеди прощает человеку его грехи, и для Бога, и для человека эти грехи становятся… не бывшими. В духовном смысле их нет теперь. Поэтому и не следует исповедовать повторно тот же грех (ту же ситуацию), и следует, только если он случился снова. Ну а в фактическом плане (в физическом мире) всё не так просто: совершившееся остается жить и приносить «плоды», последствия.

Немало свидетельств, как люди в НАСТОЯЩЕМ молились за кого-то, и одновременно с этим в другом месте совершалось просимое ими – человек спасался или исцелялся.

И это же применимо и к прошлому (ведь прошлое относительно - подробнее я укажу ниже). Я в одном из своих произведений уже писал об этом:

«В какой-то момент времени ты молишься: «Господи, пусть будет так-то – пусть этот человек сейчас придет, или убереги того-то от всякой напасти». И случается так – по твоей молитве. Кто-то скажет – это случайность, это так совпало, это не Бог действует.
Читали ли вы фантастику? Там-то всё может быть, там-то всё объясняется, как следует из жанра, фантастическими явлениями. Фантастика - это подготовка к вере в чудеса, или собственно – вера в чудеса. И механизм исполнения молитвы согласно фантастическому жанру достаточно прост: во временной точке А ты молишься о том, чтобы событие в точке Б не произошло или произошло. Это кажется невозможным – например, кирпич с крыши просто должен упасть на человека в определенный момент времени. Но представим, что Бог изменяет время. Время для тебя самого, для молящегося – все то же, твое прошлое остается твоим прошлым, но время изменяется для того, о ком ты молишься.
Например, он вышел из дома и идет рядом со зданием. Кирпич уже падает на него... Твоя молитва в эту секунду изменяет ход времени. Время отматывается назад.
Пешеход, выходя из дому, видит, скажем, денежную купюру, нагибается за ней, тратит время. Кирпич, который должен был упасть на его голову, падает за секунды до того времени, как пешеход дойдет до нужной точки.
Время изменилось. Оно не совпало, оно не стало иным в ту же секунду. Оно стало иным в другой, прошедший промежуток.
Так, машина выскакивает за доли секунды до того, как ты поставил ногу на «зебру». Не совпало так – кто-то помолился за тебя, и ты несколько минут назад потратил время, и машина пронеслась раньше, прямо перед твоим носом.
Или машина может пронестись позже, если шофер за несколько минут или секунд до этого потратил время...
Бог – властитель времени. Бог может изменять структуру и материи, и времени – всего. И изменять так, что никто, ни один прибор и ни один медиум не заметят. По искренней молитве человека Бог может всё».

4. Последнее, о чем хотелось бы сейчас заметить. Может ли Бог стать человеком?

Ответ достаточно прост для христиан, но сложен как для неверующих, так и для представителей других религий и некоторых христианских конфессий (копты, армяне…):

Иисус Христос – на 100% Бог и на 100% человек.

Приведу здесь Халкидонский орос (определение) (4-й Вселенский собор, 451 год):

«Последуя Святым Отцам, все согласно поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно — так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лицо и одну Ипостась, — не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки (учили) о Нем, и (как) Сам Господь Иисус Христос научил нас, и (как) предал нам символ отцов».

Здесь же можно вернуться к первому вопросу: может ли Бог создать камень, который не сможет поднять. Уточним вопрос: мог ли Иисус Христос (Бог и человек в одной ипостаси) поднять камень (любой из камней пустыни на выбор спрашивающего), который Сам (мир создан Богом) создал?
И ответ будет… ?

Вопросы можно продолжать: может ли Бог есть, пить, спать? Ответы все – в Евангелиях. Больше скажу, Бог может даже умереть.

-

Итак, Бог может всё. Можно задать множество глупых вопросов – типа, а может ли Бог воплотиться в муху? Может ли Бог стать сатаной?

Вопросы эти, на мой взгляд, возникают или от недостатка ума, или от чрезмерного ума (от которого же происходит и горе). Смысл этих вопросов? Сколько ангелов уместится на кончике иглы – это вопросы того же порядка. Игра в схоластику, не более того.

Бог может всё. Хотя бы по той же логике – если бы Он чего-то не мог, стало быть, Он не Абсолют, Он имеет еще кого-то выше себя, потому что кто-то же должен справляться с тем, что не может Бог? И так мы продляем небесную иерархию до… каких пределов? Или у кого-то есть варианты двух равносильных богов? А почему они равносильны, откуда? И тот же бесконечный поток, не побоюсь этого слова, глупых вопросов можно задать тому, кто говорит о равнозначности неких богов: откуда взялись, кто создал, почему равносильны, может ли один победить другого, а если силами человека, а если создаст другого бога, а может ли создать миллиард еще таких же богов, а что такое мир и человек, зачем они борются, почему не могут помириться, что будет в конце концов…

Если человек приводит некую концепцию – Бога или богов, энергий или космических хозяев, - продумывает ли он все нюансы такой теории? И с чего он уверен, что она истинна? Почему это – не всего лишь измышление его головы и не придумка его собственного мозга? Почему это только ему открылось, а не всем? Чем он так выделился, чем он так… «свят»? И наконец, пусть будет готов ответить на те же вопросы, которые всегда задаются: может ли его Бог… (а дальше добавьте по вашему вкусу).


Рецензии
Парадокс Евбулида: Честен ли человек, который говорит вам:"Я лжец"? На этот вопрос нет ответа. Невозможно быть честным и лживым одновременно. Существуют внутренне противоречивые и абсолютно невозможные вещи. Может ли Бог назвать самое большое число? Нет, не может. Потому, что такого числа нет.

Думаю, что человеческие представления о Божиих атрибутах страдают определенной незрелостью и наивностью. Наше представление о всемогуществе ущербно и сформировано сказками о золотой рыбке. Оно неприменимо к Богу.

Бог не человек и не подчинен причинно-следственным связям и человеческой логике.

Марина Беловол   07.02.2014 20:42     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Я думаю, что в самих вопросах ("парадоксах") уже заложена логическая неувязка, ошибка. Мы задаем нелогичные вопросы и требуем логичных ответов. А уж что касается Бога, то часто "удобее молчание любити". Святитель Григорий Богослов, память которого совершается сегодня, прекрасно писал о том, что можно сказать о Боге (Слово 28-е).
Эту заметку я написал после прочтения нескольких произведений на прозе.ру относительно всяких логических вопросов о Боге и ответов на них. Люди полагают, что Бог подчиняется нашей, человеческой логике.
Мое мнение сходно с Вашим. Жаль только, что ехидство и высокомерие при задавании вопросов типа "Кто создал Бога?" не убавится.
С уважением,

Ал Захаров   07.02.2014 22:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.