Рецензии на произведение «Может ли Бог?»

Рецензия на «Может ли Бог?» (Ал Захаров)

Очень понравилось.
Особенно про изменяемость прошлого.
Я тоже уверена, что даже то, что безвозвратно ушло.... может измениться. Только об этом никто не узнает. К примеру, Маяковский - встретил взгляд святого, который ехал, шел по своим делам, святой помолился и тот изменил траекторию. И не было бы уже такой его судьбы, которую все знают. А была бы другая, где он, например, стал....монахом. Но никто бы этого не узнал. Ведь была бы др. реальность.
И это даже теперь возможно.
Но должно быть золотое сердце, кристальная чистота молящегося святого, и они есть, были, будут.
Я в это - верю.

И верю, что прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно.
С ув. Ягнятова-младшая

Сёстры Ягнятовы   26.07.2022 00:40     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик. Возможно, в жизни будущего века нам покажут, что могло было быть в каждый момент нашего земного бытия. А возможно, что нам то и неполезно будет знать. Будем верить, что наш выбор в любом случае приведет нас к лучшему из возможных вариантов.
С уважением,

Ал Захаров   26.07.2022 21:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Может ли Бог?» (Ал Захаров)

Парадокс Евбулида: Честен ли человек, который говорит вам:"Я лжец"? На этот вопрос нет ответа. Невозможно быть честным и лживым одновременно. Существуют внутренне противоречивые и абсолютно невозможные вещи. Может ли Бог назвать самое большое число? Нет, не может. Потому, что такого числа нет.

Думаю, что человеческие представления о Божиих атрибутах страдают определенной незрелостью и наивностью. Наше представление о всемогуществе ущербно и сформировано сказками о золотой рыбке. Оно неприменимо к Богу.

Бог не человек и не подчинен причинно-следственным связям и человеческой логике.

Марина Беловол   07.02.2014 20:42     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Я думаю, что в самих вопросах ("парадоксах") уже заложена логическая неувязка, ошибка. Мы задаем нелогичные вопросы и требуем логичных ответов. А уж что касается Бога, то часто "удобее молчание любити". Святитель Григорий Богослов, память которого совершается сегодня, прекрасно писал о том, что можно сказать о Боге (Слово 28-е).
Эту заметку я написал после прочтения нескольких произведений на прозе.ру относительно всяких логических вопросов о Боге и ответов на них. Люди полагают, что Бог подчиняется нашей, человеческой логике.
Мое мнение сходно с Вашим. Жаль только, что ехидство и высокомерие при задавании вопросов типа "Кто создал Бога?" не убавится.
С уважением,

Ал Захаров   07.02.2014 22:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Может ли Бог?» (Ал Захаров)

Концовка совсем размазанная получилась.
Получается так,что возникает желание критиковать,но даже не знаешь за что ухватиться- сбросили все в один котел, и понеслось.
Очень много упоминаний Иисуса и вообще отсылок к христианству,в конце что-то упомянули про "другие религии" и то "шепотом,чтобы не заметили" похоже. У Вас уже какое-то христианское богословие получается.
"И с чего он уверен, что она истинна? Почему это – не всего лишь измышление его головы и не придумка его собственного мозга?"- Вы говорите. Тогда возникает вопрос: Вообще зачем поднимать было шум насчет 4х вопросов поставленных Вами вначале?? Если Бог может быть иллюзией, или чистой духовной силой ЗАЧЕМ привязывать Его к материальному миру и ко глупому человеческому сознанию,которое даже не может понять,что ОНО есть само?
Удачи

Виктория Пущанская   17.12.2013 03:20     Заявить о нарушении
Благодарю за то, что внимательно прочли и даже хотели критиковать :)
Что касается замеченного Вами.
Про Иисуса. Про то, что я знаю, про то и пишу :) Я не могу писать про ислам, потому что это не моя вера и не моя область интересов. Ну а что касается буддизма, то там (насколько я знаю) нет Единого Бога, а в индуизме - богов много. Но суть поставленных вопросов касается именно Единого Бога. Возможно, я неправильно понял эту суть, поэтому старался отвечать в меру моей христианской веры и моих знаний. "христианское богословие" - а почему нет? Не модно ли нынче говорить, что Бог один, только религии разные? Стало быть, и христианство тоже в этом смысле один из путей к одному и тому же Богу. Я этот взгляд не разделяю, поэтому, повторюсь, пишу то и о том, что мне близко.
Про "шум". Я шум не поднимаю :) Я пишу о том, что мне интересно, ставлю те вопросы, которые мне показались любопытными, и пишу ответы на них таким образом, какой мне предпочтителен. Или Вы хотите упрекнуть автора в выборе темы? :) Не каждый ли пишет про то, что ему интересно?
Относительно иллюзорности Бога. Свой ответ на этот вопрос дал Р. Докинз в книге "Бог как иллюзия". В начале свой заметки я указываю на то, что приведенные мною вопросы ставят неверующие люди, обосновывая ими зачастую свое неверие. Мол, раз Бог так не может, значит Его и нет. Не я "привязываю Его к материальному миру и глупому человеческому сознанию", но люди, ставящие такие вопросы. Я же написал в конце: "Вопросы эти, на мой взгляд, возникают или от недостатка ума, или от чрезмерного ума (от которого же происходит и горе). Смысл этих вопросов? ... Игра в схоластику, не более того". Печально, если именно эти вопросы отвращают от веры в "чистую духовную силу", но я склонен думать, что эти вопросы лишь повод, а не истинная причина неверия людей.
И Вам удачи!

Ал Захаров   17.12.2013 20:09   Заявить о нарушении
"Индуистский пантеон включает в себя трех главных божеств: Брахму — Создателя, Вишну — Хранителя и Шиву — Разрушителя, объединённых в единое целое — Тримурти, представляющее собой духовное начало верховного божества Брахмана.[10]. Таким образом за всем политеистическим разнообразием просматривается монотеистическое учение о едином Боге."

Виктория Пущанская   17.12.2013 21:39   Заявить о нарушении
"Всегда рискованно применять термины, исторически развившиеся и используемые в одной группе религиозных традиций, к другой группе традиций, имеющей свою собственную историю, образ мышления и религиозного выражения.[6] Применение термина «монотеизм» в контексте индуистских религиозных традиций представляется особенно проблематичным.[6] Ни в одном из индийских языков не существует аналогичного монотеизму слова или понятия.[6] Для индусов, взращённых в богатом и разнообразном религиозном мире, сама идея одного и единственного Бога может показаться странной и даже извращённой.[6] В индуизме сами термины, которые используются для обозначения высшего божества, указывают на множественность и разнообразие космических сил: «Бог богов» (дева-дева), «Господь богов» (девеша), «Обладающий всеми достояниями» (бхагаван) и т. д.[6] Каждый из этих терминов указывает на выделение одного бога из множества других.[6]"
И еще "Несмотря на желание неоиндуистов представить тримурти в качестве ближайшего аналога христианскому тринитарному догмату, их сопоставление выявляет скорее глубинные различия. Уже один из первых исследователей «Бхагавата-пураны», французский индолог Ж.Руссель, отмечал нераздельность в тримурти божественной манифестации и мистификации, справедливо подчеркивая, что здесь речь идет о трех функциональных масках Анонима, но никоим образом не о единстве Трех Лиц".
:)
Это тема отдельного углубленного изучения. Возможно, вопрос еще и в том, какое течение индуизма что исповедует.

Применительно же к тем вопросам, что я ставлю, думаю, индуисты ответили бы "да" на все.
Повторюсь, каждый человек отвечает в рамках той традиции и того мировоззрения, которые он имеет. За индуистов отвечать не могу, равно как и за мусульман. Не скрою, любопытно было бы услышать их ответы.

Ал Захаров   17.12.2013 22:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Может ли Бог?» (Ал Захаров)

С Богом или Богами вообще беда. Вопросов больше чем ответов...

Антон Путятин   17.12.2013 01:28     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик. Насчет богов - тут больше, конечно, дело веры. А вопросы задавать, на мой взгляд, значит не останавливаться в своем развитии. Ответы же находятся постепенно. Не всё сразу :)
С уважением,

Ал Захаров   17.12.2013 19:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Может ли Бог?» (Ал Захаров)

Когда некоторые из книжников и фарисеев пожелали увидеть от Иисуса знамение, дабы уверовать, то Он сказал им в ответ: "род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Ев. от Матфея 12.38-40).
Если человек увидит знамение, то он убедится. Но по-прежнему будет НЕ верующим. Богу же нужна вера, не требующая доказательств!
С уважением

Анатолий Карапыш   20.11.2013 21:04     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. Я согласен с Вами, Анатолий. Правда, бывает так, что случается какое-то знамение или событие, и человек, благодаря этому, уверует и изменит свою жизнь. Апостол Павел вряд ли бы самостоятельно уверовал во Христа, если б Сам Христос не явился ему, как бы в некое явное доказательство. Конечно, это исключительный случай, но и обычный человек в своей жизни может, я думаю, увидеть "руку Бога" в своей жизни. Вот только, как Вы и отмечаете, может и в таком случае - даже при явном знамении - быть неверующим. Как те фарисеи, которые считали, что Христос изгоняет бесов силой Веельзевула.
Ну а прикрываться логическими конструкциями, чтобы не веровать из-за как будто бы неразрешимого противоречия, - это лукавство.
С уважением,

Ал Захаров   20.11.2013 21:15   Заявить о нарушении
Ал, с Павлом Вы явно погорячились. Он как не веровал изначально, так и не верил и потом. Ведь он принял Христа не по вере, а потому, что ему просто некуда было деваться. Ведь Иисус с ним не только говорил тет-а-тет, но и ослепил на три дня, а потом ещё и прислал человека, дабы Савл не подумал, что это всё ему приснилось.
Задача Павла заключалась в том, чтобы повести за собой миллиарды будущих христиан широкими вратами и просторным путём в погибель. Спасутся же те 144000 избранных, о которых писал Исаия: "Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня" Ис.65.1. Об этом же говорит и Христос: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» Ин.15.16.
С уважением

Анатолий Карапыш   20.11.2013 23:33   Заявить о нарушении
Статья нужная, это напоминает человеку, что он не просто мыслящее животное.Один мой хороший знакомый, все время мне говорил, что он верит, но только без посредников.Тогда я сказал ему- Вот ты куришь, но если у тебя сломалась зажигалка, ты без посредников даже прикурить не сможешь,Он при этом хулил еще и церковь, Однако если за свои слова попадешь в ад, там тебе и посредники не помогут.

Валерий Васьков   16.12.2013 09:32   Заявить о нарушении
Благодарю Вас за отклик! Вы, правда, его написали в комментарий к уже имеющемуся отзыву :) Но не беда.
Хулить все горазды, труднее - построить конструктивный диалог. Пусть каждый и останется при своем, но цивилизованное и вежливое общение все-таки показатель и внутренней культуры. К сожалению, есть разные люди, с которыми приходится общаться на их языке, точнее - опускаться до "базарного" уровня. А потом - это я сужу по собственному опыту - вспоминаешь этот "разговор" и думаешь: ну чего завелся, ну не понимает если, не хочет понимать; так сказал свое слово, попытался донести, а уж если человек не захотел принять - не в голову же ему это силой вдалбливать. Это его личный выбор - не хочет, пусть не верит. Бог в конце концов дал свободу веры - не хотят верить, их дело. Конечно, мы, как христиане, обязаны нести Слово и свидетельствовать свою веру, давать отчет в нашем уповании, однако насильно мил не будешь. Навязываться, на мой взгляд, негоже. Скажу, может быть, грубо и несколько неправильно: самим людям Бог нужен, а Бог... Он самодостаточен, абсолютен. Да, Он любит людей, но в рай силой никого не тащит. Стучится, ждет, намекает даже, но если человек противится - это его решение.
Поэтому и все логические конструкции, разные софизмы - это лишь игра слов и человеческой логики. Христианство говорит о Боге-Троице. Логика человеческая здесь пасует.
С уважением,

Ал Захаров   16.12.2013 21:35   Заявить о нарушении
Самым действенным средством борьбы с ненавистным Богу христианством, является слово Христа.
Подробно здесь: http://www.proza.ru/2013/10/16/920

Анатолий Карапыш   16.12.2013 22:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Может ли Бог?» (Ал Захаров)

Браво! Вы наверно имеете богословское образование? Произведение достойно уважения. Вообще, надо иметь большое терпение, чтобы отвечать на эти вопросы, ведь они обычно задаются атеистами, которые на любой ответ скажут ещё более извращенные формы вопроса... Поэтому мне, лично тяжело общаться с людьми, которые заранее задают вопросы с издёвкой. Ну а если человек ищет истину, то вопросы у него другого характера. Стоит ли тогда терять время на эти вопросы. Я думаю, если есть такая хорошая развитая логика и терпение, то стоит, - ведь даже атеист может поднять белый флаг перед таким умом и доброжелательностью. Есть чему поучиться. Спасибо!

Евгения Валерьевна Саженцева   17.10.2013 20:34     Заявить о нарушении
Меня кстати лучше не читать, зря потратите время. У меня в жизни ничего интересного не происходит, а то, что я пытаюсь изменить в жизни - выходит так плохо, что лучше вообще ничего не делать. А времени много свободного. Решила создать мир, где можно что-то делать без последствий для окружающих... А сам этот мир не представляет интереса. Он только мне самой интересен для того, чтоб хоть как-то существовать. Простите, - так захотелось высказаться, почувствовала в Вас живого собеседника...

Евгения Валерьевна Саженцева   17.10.2013 20:39   Заявить о нарушении
Спасибо за отклик! Насчет Вашего последнего комментария - я думаю, что в жизни у многих людей глобально (в мировом, скажем так, масштабе) ничего интересного не происходит :) Обычная повседневная жизнь - это пробуждение, работа, небольшое общение и сон :) Другое дело, что каждый человек в каждом дне своей жизни может найти интересные моменты, которые скрасят повседневность. В частности, это относится к произведениям, которые пишут люди (если у них есть соответствующий талант - то их внутренний мир раскроется вдвойне, а то и многократно красочнее).
Насчет рецензии. Богословского образования у меня нет. Просто я решил суммировать то, что читал, слушал, что родилось в процессе общения и обсуждения. Атеистов здесь (на проза.ру) вполне достаточно, прочих людей, не разделяющих христианское вероучение, тоже хватает. Больше откликов пока получили "Воскресение материи" и "О возникновении мира" - там как раз хотелось немного подискутировать. Моя же цель в этом произведении - просто поделиться размышлениями. Может быть, кого-то "зацепит".
С уважением,

Ал Захаров   17.10.2013 20:51   Заявить о нарушении
Вас правда, интересно читать. Вы у меня в избранных.

Евгения Валерьевна Саженцева   17.10.2013 20:59   Заявить о нарушении
Как может Сын Божий познать величие Творца да к тому же находящийся в иллюзии своего разделения с ним и считающим себе нечто другим по отношению к Богу.С любовью.

Никита Демидов   10.11.2013 10:30   Заявить о нарушении
Сергею.

Под Сыном Божиим Вы имеете в виду Иисуса Христа? В христианстве Иисус Христос есть Сам Бог; Отец, Сын и Святой Дух есть Троица. Христиане верят, что Бог един по существу, но троичен в Лицах. Подробнее об этом Вы можете почитать здесь - http://azbyka.ru/dictionary/17/svyataya_troitsa-all.shtml
С уважением,

Ал Захаров   10.11.2013 13:25   Заявить о нарушении
Отрывок из Святой Троицы:....Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума.

...Это есть некое недопонимание сути.Мысль ни когда не рождается в уме человека он только принимает её..Всякая мысль ВЕЧНА.Она может быть не проявлена и не узнана но она Чистое Творение Творца. Мозг человека может выхватывать только те мысли которые доступны его сознанию.Сам же человек не реален в силу своей природы Дух..которым мы все в совокупности и являемся не может быть куда либо заточен.Это иллюзия. С любовью.

Никита Демидов   10.11.2013 14:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Может ли Бог?» (Ал Захаров)

Хорошая фантазия!

Анна Каро   30.08.2013 23:37     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик! Если Вы имеете в виду Бога как фантазию, то лично для меня Он ею не является. Если же Вы под фантазией подразумеваете поставленные вопросы, то это, в общем-то, стандартные вопросы, которые периодически всплывают в разных произведениях, между тем как ответы на них давно известны, приведены, и можно разве что подивиться той постоянности, с которой они возникают снова и снова.
С уважением,

Ал Захаров   31.08.2013 15:21   Заявить о нарушении
Именно вашу статью-рассуждение вместе с вопросами. Просто нигде таких вопросов не встречала, не умны, других много. Хотя, надо отдать Вам должное, я бы и так не ответила.Просто мир сущностей Космоса вместе с Богами слишком многогранен, чтобы мы не придумывали. Магия Космоса, как ее не дели, остается единой, да и равновесие этого Мира во многом зависит от силы энергии Космоса и Земли, учитывая остальные планеты и даже звезды. Это как наш человеческий организм. Какова душа человека, такому Богу он и поклоняется. А кто не безгрешен?

Анна Каро   31.08.2013 17:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Может ли Бог?» (Ал Захаров)

Спасибо.

Странница Лунная   23.08.2013 12:29     Заявить о нарушении
Пожалуйста :)

Ал Захаров   23.08.2013 17:23   Заявить о нарушении
а прошлое и человек может менять. но это неочевидный процесс
http://www.proza.ru/2013/08/21/934

Андрей Столярик   22.08.2013 20:14   Заявить о нарушении