Анна и Анютка

   Звонок в дверь заставил Елену Владимировну поторопиться, но артрозные ноги жили своей жизнью и не повиновались хозяйке. Звук звонка  метался по квартире, жалобно затихая в дальнем углу, и снова возникая в коридоре.
    Суетливо открыв дверь, Елена Владимировна увидела внучку Анютку. Заплаканные глаза на  покрасневшем личике девочки встревожили бабушку. «Что-то случилось? С дочкой?  С зятем?» - мелькнуло в голове и сдавило в груди.
    Анютка прильнула к бабушке, рыдая уже во весь голос, стараясь что-то сказать, но не могла.
-Детка, что случилось?
- Костя! Костя погиб! - наконец, сквозь рыдания  услышала Елена Владимировна.
    Елена Владимировна вспомнила, как  внучка две недели назад, возвратившись от  отца   из Крыма, где она обычно проводила летние каникулы,  радостная и веселая, рассказывала о том, что познакомилась с   Костей.   Они компанией объездили на мотоциклах и  облазили весь Крым, который он  хорошо знал.  Анютка трещала и трещала о Косте,  какой он добрый, какой он умный, в общем, получалось, самый-самый.     Тогда бабушка и  подумала, что ее внучка  влюбилась.  Да и когда влюбляться, если не в пятнадцать лет.   И вот теперь – такое горе.
 - Что с ним произошло? Как ты узнала?
 - Его друг прислал мне смс. Костя попал на мотоцикле  в аварию. Его сбил  КамАЗ. Он умер, не приходя в сознание.
   Все это бабушка едва могла расслышать сквозь всхлипывание и рыдания Анютки.
      Убитая горем, Анютка покорно выпила валерьяновые капли с ложки, протянутой  Еленой Владимировной. Бабушка и внучка, обнявшись, сидели на диване. Худенькое тельце Анютки все реже вздрагивало от рыданий. Елена Владимировна думала, что надо попытаться отвлечь внучку.  Вспомнила что мама Елены Владимировны, Анна Кирилловна стала вдовой во время войны, не став женой.
- Слушай, Анютка, я тебе хочу рассказать о моей маме. Тебя   и назвали    Анной в память о ней. Твоей прабабушке  в 1941 году, когда началась война, было, как тебе сейчас, пятнадцать лет. Она   дружила  с Андреем из нашего дома. Раньше во дворе дети играли все вместе, и часто эта дружба продолжалась всю жизнь.
  Андрей ушел на фронт  добровольцем в первые дни войны, он был постарше Анны. Прощаясь, он впервые поцеловал ее. От Андрея  с фронта пришло всего несколько писем.  Мама хранила их всю жизнь, а сейчас и я их храню.  В этих письмах  такое желание победить врага, столько веры в победу и веры в то, что они встретятся.  Ты меня слушаешь? Так вот, в одном из писем он попросил разрешение указать  в    аттестате   ее своей женой. Мама дала согласие. Они так верили, что у них вся жизнь впереди.  В начале 1942 года мама, как жена Андрея, получила извещение  о том, что он героически погиб  при выполнении боевого задания. Вот так она стала вдовой в шестнадцать лет.
   Притихшая Анютка, внимательно слушала.
- Почему ты мне не рассказала об этом раньше? Не показала письма Андрея?
- Ждала, чтобы ты повзрослела, чтобы могла понять    трагедию того времени. Вы теперь в общении обходитесь смсками.  Раньше люди писали письма,  и в них отражалась их душа. Разве в  смсках есть душа? Просто информация в нескольких строках.
- Бабуля, а портрет моей прабабушки, который весит   над письменным столом, нарисовал Андрей? Ты говорила, что этот портрет нарисовал молодой человек, влюбленный в твою маму. Или его нарисовал твой папа?
- Нет, детка, это  совсем другая история. Если хочешь, я тебе расскажу ее? Давай сначала попьем чаю.
-  Ты знаешь, что Анна  Кирилловна, твоя прабабушка,  была врачом.    Во время войны  она окончила фельдшерские курсы, а уж потом медицинский институт.   В сороковые годы  мама работала медицинской сестрой в госпитале, в котором лечили военнопленных.  Ты знаешь, что  пленные - немцы, румыны, венгры - после войны, да уже и во время войны работали на восстановлении наших городов, которые они же и превратили в руины?
- Как? Их содержали? Кормили? Лечили даже? Врагов, которые убивали наших людей и разрушили наши города?
- Да. Пленных содержали  в очень приличных условиях по тем временам. Ведь у нас тогда много людей осталось без крова, жили даже в землянках, пока не построили дома. Крупный лагерь военнопленных был в подмосковном  Красногорске. Пленных использовали как рабочую силу на стройках  и  в  мастерских - столярных, швейных.   Тогда они в городе построили здание архива кино-фотодокументов. Это был проект пленного немецкого архитектора, если не ошибаюсь,  его фамилия - Шпигель. Вот у него-то  и работал   Людвиг. Мама с ним познакомилась, когда он лечился в госпитале.  Он рассказывал ей о пропаганде, которая до войны  велась в Германии, призывали их защищать страну, иначе Сталин нападет на них. Потом Людвиг, как и многие  немцы,  понял цену этой пропаганды. 
   Да, так о портрете, о том, как он появился в нашем доме. Людвиг стал ухаживать, но мама не могла простить, что немцы убили друга ее детства Андрея, и не хотела принимать   ухаживания этого немца, хоть он был красивый и какой-то очень интеллигентный.  Мама рассказывала, что он читал ей Гете.  Немецкий язык звучал у него мелодично, как  серенада, хоть она  раньше считала немецкий язык грубым и резким.  Ты меня слушаешь?
- Да. У нас на уроке немецкого языка Галина Ивановна тоже читала нам Гете. Классно звучит!
-  Ну, так слушай. Людвиг, видно, до войны  профессионально учился рисовать, может, поэтому  и оказался в помощниках у архитектора. В госпитале он много рисовал, сделал  этот   портрет  и оформил в виде паспорту под стеклом.    В конце сороковых годов,  освободившись из плена и уезжая в Германию, Людвиг   подарил портрет Анне.   Мама ничего больше не знала о Людвиге. Как он устроился после плена в Германии? Портрет долгие годы висел на стене.    Когда   мама умерла, то портрет вдруг упал, и стекло разбилось. На оборотной стороне  портрета оказался текст на немецком языке.
 - Ой! Бабуль, прямо какая-то мистика. 
 - Это  оказалось  проникновенное  и нежное объяснение в любви. Хочешь, я тебе прочитаю это послание? Не дожидаясь ответа, Елена Владимировна подошла к письменному  столу и достала из ящика блокнот. Слушай перевод этого текста: «Моя любимая Анна! Когда эта картина сможет заговорить, тогда она спросит: «Людвиг любит тебя? Да, дорогая Анна, картина скажет правду. Я люблю тебя!  Этими тремя словами я хочу сказать, что до сих пор скрывал. Я всегда с любовью думал о тебе, даже если эта любовь безответная. Я сохраню эти прекрасные часы в моем сердце. У меня одно пожелание - не забывай меня. С твоего позволения мысленно сердечно целую тебя. Твой Людвиг».
- Бабуль, какое же красивое объяснение в любви.
-  Да. Я очень любила этот портрет,  вставила  стекло и повесила его на прежнее место.   Мама молодая, красивая, доброе лицо, распахнутые большущие глаза смотрят на меня, когда я работаю за письменным столом.   
- А, как твоя  мама познакомилась с твоим папой?
- Папа был курсантом военного училища. Вы сейчас знакомитесь в Интернете и  на дискотеках, а после войны молодые люди знакомились на танцах в парке.  Играл духовой оркестр и молодые люди танцевали. Папа  пригласил маму на танец, а потом уже никого не подпускал к ней. Когда прощались, попросил ее адрес,  теперь смешно, записал он  его на манжете рубашки.
- Клево! Надо ребятам в классе  рассказать, а то делают все  записи в мобильниках. Скука! Вот на манжете рубашки - другое дело.
-  А дальше была свадьба, и через год я появилась на свет. Мама и папа  любили друг друга и прожили счастливую жизнь.
  «Ну вот, кажется, моя девочка немного успокоилась. Отвлекла ее рассказами»,- подумала Елена Владимировна.
 - Давай немного полежим, в обнимку, как раньше, когда ты была маленькая.
Они вдвоем прикорнули на диване. Бабушка стала задремывать.
    По щекам Анютки медленно текли слезы. Маленькая, печальная женщина, пригревшись около бабушки, с грустью вспоминала,  как ей было хорошо с Костей. Какие у него ласковые губы и руки! Хорошо, что ничего не рассказывала маме. Бабуле можно и рассказать – она поймет.


Рецензии
Да, Ирина, я вспомнила и Елену Николаевну, и её рассказ. Вы очень удачно обыграли этот сюжет. Рассказ получился интересным и познавательным.
Дальнейших Вам творческих находок и успеха у читателей.

С теплом души

Зинаида Крюкова   15.05.2013 19:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.