Дневник провинциала 1978-1979 годы

   Мечта имеется у меня: завести большую добрую  собаку и купить кинокамеру!

                02.02.1978


   Только недавно вернулись из военных лагерей из Херсонской области. Запомнились особо жара, солдатская форма, кирзачи, крючок на горле, стрельба из карабинов и Макарова. Загорали на белом песке, да под соснами; ели в жутких количествах персики и помидоры. Персики девать было некуда. Урожай огромный, а транспорта, чтобы вывезти на продажу, не хватало.

                25.08.1978


   В лагерях попался нам командир - здоровяк такой, старлей  Милюк, фанатик тарелок: и с украинским борщом, и летающих тоже. Он рассказывал, что  в  ОАР, где он служил, аппаратура четко фиксировала НЛО во время войны арабов и израильтян. И еще общительный Милюк поведал нам, студентикам-солдатикам, что его друг,  летчик гражданской авиации, за Полярным кругом не только видел НЛО, но и даже запрашивал Землю с вопросом: "Что делать?" Земля успокаивала, мол, это галлюцинация, летите прежним курсом.
     Все экзамены и сессии позади. Уррррааааа!!!!!   Впереди дипломная практика  на родной кафедре, написание дипломной работы и ее защита.
               
                26.08.1978


      Детские воспоминания. Мне чуть больше трех годков. Зима. Центральная улица Миллерово. Снега много. Я упакованный в сто одежек, шеей управлять не могу; остается разглядывать  улицу, не поворачивая головы. Я не разговариваю еще. Молчу, как золотая рыбка. Не удостаиваю окружающий мир своим красноречием. Не заслужили. А если серьезно, то, видимо, отставал в развитии, "притормаживал", так как зело болящий был по части простуд и бронхитов.  И трепом я занялся только в три с половиной.  Но зато, как залепетал! Сразу прочел изумленной бабуле "Руслана и Людмилу", а обалдевшей от неожиданности мамуле - учительнице русской литературы, с выражением продекламировал "Мцыри".  Ну а чо!? Чего стесняться-то? Шутю, конечно. Не стал я декламировать поэтов, решил погодить маленько и начать с простых понятий: ма-ма, ба-ба. Хорошо получалось. А затем третьим словом стала "пина", то бишь машина. Кажется, это было перемещение на санках. Двигателем служила мама. Она тащила санки, а я, аки Чингис-хан, восседал на яркой красной подушке. Почему именно эпизод с санками, а не многие другие, задержался в памяти? Непонятно. Наша память - сплошная загадка. Может быть, тогда был конец декабря или начало января, потому как я лицезрел красивейшую вещь - огромную ель с ярчайшими игрушками, светящимися разноцветными огнями. Улица называлась Ленинской. Она и сейчас так же называется. В стране миллион, наверное, этих Ленинских. И Советских не меньше. Скрипели полозья санок так, что до сих пор эти звуки в ушах стоят. Вот почему, наверное, я по скрипичной части пошел и музыкалку закончил.
   Астрахань. Я и бабулька - в гостях у моей тетушки. Я уже взрослый, мне целых пять лет. Стою посреди двора, а на душе чувствую смертную тоску по маме. Жадно вглядываюсь во всех проходящих мимо женщин. Знаю особую примету - коричневую шубу.  Но мамы не нахожу. Иногда мне чудится, что вдалеке, за серым бетонным забором с квадратными дырками,   меня подзывает жестом руки  моя улыбающаяся мама в коричневой шубе. Я  задыхаюсь от радости и бегу к ней. Но увы! Нет, не она. Это не мама, а совершенно чужая женщина. Так повторяется много раз. Да! Детство, детство...

                15.09.1978

   Я - на дипломе. Красота! Ничего делать не надо. Окромя мизерного шевеления серым веществом. Материал по диплому подбирается на славу; формулы -  волшебники, так как помогают получить нужный итоговый результат. Посему трудностей в написании диплома не предвижу. Уж Хорошевича-то, по крайней мере, обязательно отхвачу. Последний месяц непрестанно нахожусь в двух галантных позах: 1. сидячей, - за письменным столом, с подгрызанием карандаша в припадке умной мысли, и корпящей над разной формульной чепуховиной; и 2. стоячей, - несколько склоненной верхней частью туловища к мольберту, простите, к чертежному кульману. А вообще невелика ошибка. Мы же конструктора. Сродни где-то, может быть, и брату художнику. Ну там, Босху или Ботичелли. А? Как я хватил? Не чересчур? Но шутки в сторону. Не до шуток нынче мне. В армию забирают, какие уж тут могут быть смешки. Ну надо же! А? Почти все парни рвались в моей группе в армию, писали рапорта на имя начальника военной кафедры генерала Курлинбаса; мол, возьмите меня - возьмите, пожалуйста, меня в армию. Я категорически не писал рапортов и не желал идти в армию. А зачем? Ан нет! Судьба - дура, да еще какая дура! Дурища просто! Вызывает это меня к себе в кабинет на днях, доложу я Вам, Бурлинкас, фу-ты, черт, в фамилии запутался, ну неважно, пусть будет Буркинлас. Ну и вот. И объявляет, что меня забирают в армию. Я вспыхнул, как бенгальский огонь. Взял и накатал рапорт, мол, отказываюсь от этого удовольствия. Причину прямо указываю, мол, на руках у меня мама-пенсионерка и старенькая бабуля, а их кормить надо. Нацепил Нуркинлас на нос очки с позолотой, прочитал мою бумажку и порвал, глядя очень выразительно на мою изумленную физию.
   - Вот как раз и будете кормить! Денежное довольствие лейтенанта составляет около двухсот рублей в месяц. И еще как будете кормить! Все! Можете идти.
   Я так ошарашен перед таким новым поворотом, что сегодня  и дневник не в силах продолжать. Допишу позже.

                29.10.1978
   

   Сделал полезное и приятнейшее приобретенье "на усю остатнюю жизню", как гутарила моя незабвенная бабуля. Вы будете сейчас больно падать и может быть  даже со стула! Вы представляете, я сошел с ума и конкретно обженился, дурень! Да, даю все органы на отсечение, а такоже даю Вам все честные слова: октябрятское, пионерское, комсомольское, партейное и другие всякие! Решенье созрело быстрее чиха - попалась мне на жизненной колее блондинка одна по имени Лера, а по-русски, просто Валерия. Попалась на вечеринке, это она к подруге приехала; подругу Веру, значит, поддержать морально, так сказать, своим присутствием. Поддерживала Лера в голубоватой с пробивкой в зелень кофточке, что меня и цепнуло. Люблю цвет морской поверхности, волнует меня подобный колер. А в итоге что? Пригласил на дансер, ну, душа и вскипнула - запенилась, чувствительность меж нами пробежала! А месячишко не успел загнуться, как побежали мы с Лерой-Валерой в ЗАГС ближайший, как будто времени впереди совсем не осталось, словно в припадке чувств! Будто край и концовка света  без штампика в паспортине наступит.
   Ну, что отмечу я здесь, на сих невзрачных листках об этом скромном событии? Сначала в домашних условиях устроили вечер для родственников и ближайших знакомых. Мамуля приезжала. Молодец! А тетя из Камышина не приехала, болезни одолевают. С Лериной стороны имела место мама с подругами. С друзьями отмечали  брак, как и полагается славянам, в "Славянском Базаре", что рядышком с Кремлем притаился. Отметили по-студенчески: в узком кругу людей с широким взглядом на мир, человечков семь пригласили. Когда поздно вечером все мы шли обратно после отмечания к метро "Площадь Революции", то произошло непонятное для меня происшествие или "знамение", Бог его знает. Короче, я был взволнован необычайно, это со мной часто бывает, когда  женюсь (неудачная шуточка!). Ну и, естественно, я держал пламенную речь и при этом энергично махал руками. И вдруг слышу такой, знаете, легкий, едва уловимый звук: дзинь. Глянул на свою правую длань, а колечка-то обручального нема! Палец-то безымянный  неокольцованным совсем оказался! Ужас! Стал я это рыскать по асфальтам, по дорожкам ближайшим. Нет кольца и все тут! Ну что ты будешь делать?! Сестра новоиспеченной жены зоркость проявила: через десять секунд подняла потерю и отдала мне. С души свалился не камень, нет, а целый пик Коммунизма с души у меня свалился! Это знак или не знак? Не знаю.
   Приняла нас, молодых, теща, - безмужняя полная телом архивистка, с цепким взглядом. У нее и живем нынче в апартаментах о двух палатах каменных, в "хрущевке", то бишь, на четвертом этаже. Эта "хрущевка" находится в славном граде подмосковном Подольске, в часе громыханья по стыкам железнодорожным от вокзала Курского.
   Похоже, впереди новая жизнь развернется скоро: и военная, и женатая. А, значит, и  событьев никак не убудет. И будет о чем слово написать в дневнике.
   Фух! Устала рука писать. Прошу пардону - нацарапаю попозже.

                11.12.1978



Защитился нормально, как и предполагал раньше. Своего "хорька" заполучил в диплом без проблем. И со спокойною совестью пошел в армию лейтенантом-двухгодичником. Дали мне на руки предписание в штаб армии ПВО, привалил я туда и  с ходу стал просить часть поближе к Подольску. Майор не ожидал такой наглости с моей стороны и спросил строго о причине. Я изобразил глупое страдание  лицом и неуверенно стал намекать ему, что, мол, молодая семья, дескать, ну, вы понимаете, товарищ майор, молодая жена в Подольске, только что расписались, и все такое... Неожиданно для меня он кивнул утвердительно лысеющей крупной головой и разложил передо мной карту с расположением полков в области. Выбирай, мол, пригласительным жестом он махнул рукой. Я склонился к карте, на глазок прикинул расстояние, далеко ли - близко ли, и ткнул пальцем в видавшую виды карту. "Ну что ж, хороший полк выбрал, от Подольска всего-то полчаса езды. Места там красивые, пересеченные, опять же речка имеется в наличии. Позывной части "локомотив". Будешь служить на "локомотиве", так тому и быть", - удовлетворенно прогнусавил майор.  Я же съехидничал, ответил так: «Значит, я буду служить в железнодорожных войсках?» Майор разозлился: «Идите-идите, лейтенант, а то я могу ведь и передумать».  Угроза подействовала на меня, как ледяной рассол. Я быстренько смыл себя с поверхности штабного помещения подальше от греха, дабы начальство не изменило в гневных чувствах свое решение и не загнало меня в отдаленный полк. Я уходил  полный пессимизма  и  прорезюмировал  о себе так: «Если я немедленно  не зашью свой идиотский язык суровыми нитками, то он меня не то, что до Киева доведет, а доведет до цугундера или до Соловков».

                05.03.1979


   Притаранил я свою восьмидесятикилограммовую биомашину в часть. В руках и зубах у моего лейтенантского Величества два "чумодана" и две огромных сумки. "Чижало", как говорит моя любимая бабулька. Да уж, действительно, пересеченная местность, вспомнил я слова майора, с трудом поднимаясь и запыхиваясь в крутенькую гору по направлению к штабу полка. Встретили мой организм так любезно и по-родственному, что я сразу проникся теплым чувством к части.  Поселили  в офицерском общежитии. Дали комнатеху на двоих. Второй тоже лейтенантик - со смешной фамкой Дедкин Игорек. О нем может быть еще нацарапкаю. Лерку не стал вытаскивать сюда. Нет резону. Подольск близок от меня, как собственный нос. Буду просто часто ездить к семье. А здесь служить буду на холостом ходу. А  Лерка два года походит  почти "соломенной вдовой". Вот каково мое нынешнее хитрое устройство жизни.

                10.03.1979

   Наряды в армии - одна из основ.  К тому же наряды  - это хоть какое-то развлечение в одноцветном киселе скучной полковой жизни. В наряды меня посылают часто. По шесть - восемь штукенций в месяц. Почти по поговорке: через день на ремень. Поэтому попытаюсь здесь описать  свой суточный наряд по автопарку. Раз я упомянул поговорку, то, пока не забыл, расшифрую аббревиатуру ПВО (противовоздушная оборона). Мы же переводим слово "ПВО" так -    "полувоенный офицер". Но это я отвлекся. Сейчас часы показывают десять вечера. Я сижу в одном из обшарпанных одноэтажных зданий полкового автопарка и дежурю. Сижу за столом и тоскую. Об оконное стекло бьется глупое существо - летняя бабочка. Я думаю, как же мне повезло в жизни, что я человек, а не бабочка. За окном небо, раскрашенное в оттенки синего, - от салатового до темно-фиолетового. Через окно виден двор. Справа боксы, внутри которых спят военные автомобили. Возвышаются очертания зданий за пределами парка. Часы  тикают, иногда бьют, отгрызая каждый раз по полчаса моей молодости. Телефон хоть и молчит, но в каждое мгновение готов разразиться внезапным пронзительным звоном, от которого я всегда вздрагиваю, а неделю назад вообще упал со стула от неожиданности. Бабочка выбилась из сил и притихла. Ночь обещает быть холодной, поэтому я схомячил, то бишь  запасся двумя шинелями. Надеюсь не замерзнуть. В помещении, кроме стола и стула, находится топчан, на котором я имею право спать четыре часа - с двух ночи до шести утра.
   В воскресенье произошла в полку авария. Пострадавшие старший летеха Дивницкий и его жена. Они ехали на мотороллере по Варшавке домой в наш "Поселок № 2" (он действительно носит такое странное название). Неожиданно на шоссе вывернул трактор (позже выяснилось: тракторист был пьян). Произошло столкновение. Жене повезло больше, чем мужу - осталась жива, несмотря на многочисленные переломы. Дивницкий, говорят, безнадежен. Жаль парня. Маленький, вертлявый такой был, смешливый, смеялся глазами, голос с хрипотцой, говорил скороговоркой. Жаль. Но любил лихачить.

                05.06.1979


   Дивницкий умер в больнице. После погребения попросили всех офицеров прийти на поминки. Была страшная жара. На поминках сидел рядом с таким же двухгодичником, как и я, с Борисенковым. Он из Владика. Скоро служба его подойдет к концу. Счастливый. А мне еще трубить и трубить. Неприятный день.

                06.06.1979


   Вот уже почти пять месяцев прошло с начала моей полковой службы. Пролетели месяцы, словно пять дней. Быстро. И я на удивление быстро здесь освоился. Прочитал Моэма "Бремя страстей человеческих". Начало романа показалось суховатым, пресным. Потом - ничего, можно читать. Сам Моэм неординарен. Долгожитель - прожил 91 год, несмотря на перенесенный в детстве туберкулез. Как писатель - большая умница, одно время его пьесы были более популярны, чем пьесы Шекспира и Шоу.
   Очень интересная поездка недавно была в музей-усадьбу Поленово Тульской области. Позже опишу обязательно. Сейчас некогда просто.

                27.07.1979


   
        Продолжу о нашей поездке в Поленово. Поехали такой футбольной командой: Леркина маменция, сама госпожа Лерка, я -  ейный муж  по выходным, в остатнее время пэвэошная летеха  и гроза натовских кукурузников; и еще куча мала сотрудников Подольского Военного Архива, который и организовал сие культяпное мероприятие.  Кстати Леркина маман там и вкалывает сэнээсом или сэнээской, не знаю, как правильно обозвать должность. Короче, она, Надежда Ильинична, работает старшим научным сотрудником. Ну так вот.  Поехали мы  в Поленово на экскурсионном автобусе.  А по-другому не доедешь никак. Только туристическим автобусом. Простых автобусных маршрутов или там электричек каких-нибудь нету. Вот хитрюганцы!
      Гиды в музее-усадьбе были хороши  и провели просто блестящую экскурсию. Мне понравилось. Из всего обилия информации меня заинтересовали такие вещи:
      диарама Поленова - это масса живописных картинок, подсвечиваемых изнутри;
      много археологических ценностей, доставшихся художнику по наследству от деда-археолога;
      громадная (семь на два половиной метра) картина, написанная Поленовым углем. Называется «Христос и грешница». Интересны моменты, связанные с этим произведением. Царь Александр Третий купил у художника это гигантское полотно за тридцать пять тысяч рубчиков. По тем временам это сумасшедшие деньги, как выражется Райкин. Еще удивительнее то, что царская цензура картину запретила! Никогда бы не подумал! Как она посмела пойти против царя? Мне это непонятно, и я в сем факте дюже сомневаюсь. И главное за что запретили? Поленов изобразил на холсте Иисуса, как простого человека-труженика. Вот те на! Приехали! На мой взгляд, царская цензура в те времена не шибко-то отличалась умишком и соображалкою своей. Разве нужно было изобразить Христа этаким  разгильдяем-тунеядцем ? Что-то я развоевался. Не к добру. Ну так вот, продолжаю о музее-усадьбе.
     Нам показали только маленькую часть всего, что имеется в музее. Причина банальна - в музее идет ремонт многих помещений.
     Художник долго выбирал место для усадьбы. Специально менял свои прекрасные пахотные земли на холмистый участок  рядом с широкой Окой. Из усадьбы открывается сногсшибательный вид! Красотища! В-общем, не зря съездили, упаковали нас красотой поленовских пейзажей  и интересными фактами из жизни Поленова - по самые ноздри. Надолго запомнится поездка!

                28.07.1979


   Когда я попал в часть, то удивился: командира полка называют по имени Шальной. Оказывается, фамилия у него Шальных. Ну думаю, несправедливо. Мужик-то вроде ничего, нормальный.
   
                30.07.1979


   Я понял, почему комполка так называют. Этот ярлык ему прилепили чрезвычайно точно, точнее некуда. Именно Шальной. Лучше не скажешь. Я заметил, что когда командир появляется в каком-нибудь дальнем конце части, ну там, в автопарке, например, проверяет что-то или  кому-то вправляет мозг, чтобы стоял, как положено, то есть читает строжайшие нотации, то большинство офицерского состава каким-то непонятным макаром плавно перетекает в противоположную сторону относительно Шального. Вот не желают они встречаться с Шальным. Почему это происходит, я убедился на собственном опыте. Я, будучи в наряде, опоздал на пятнадцать минут после обеда: не успела моя очередь в офицерском кафе-столовой подойти вовремя. Я поел и пошел додежуривать. Ну и напоролся на комполка. Он посмотрел на часы и принялся меня перевоспитывать. Любой вопрос он начинает со слов "А почему... ?". Распекал он меня так, что мне захотелось немедленно уехать к чертовой матери в Миллерово, к маме. Естественно, хотеть можно сколько твоей душеньке угодно. Наши желания - это одно, а наши реалии - другое. Увы! Я был поражен. Ну просто монстр, медведь какой-то. Орет-визжит, подобно кабану резаному. Брызгает слюной, смотрит на тебя свирепейшим взглядом. Нет никакого сомнения, что вскоре он примется за тебя по-настоящему и съест с потрохами. Отчитывал он меня минут пятнадцать. Не съел. Я, оставшись в живых, как ни в чем ни бывало, потехал на службу помдежем. Зато опыт жизни приобрету, думал я по дороге, находя в этом утешении единственный плюс при столкновении с Шальным.

                08.08.1979

   Шальной откалывает номера! Пришел вчера в автопарк, увидел две гитары  (на них играли, видимо, водители и забыли инструменты убрать на место), лежащие в дежурке. Рассвирепел, из глаз искра брызнула, из пасти огнь заструился. Ну прямо загляденье, чистый дракон и саблезубый тигер. Схватил в бешенстве гитары в охапку, треснул их о пол. Деки полетели в сторону окошка, а струны устремились к дверям входным. Потом потоптался и прошелся туды-сюды  ножками по остаткам музыкальной культуры. 

                15.08.1979


   Сержант Минкин попал на гауптвахту на семь суток. Провинился бедняга тем, что его по телефону вызвали в штаб, он бежал, спешил и, пробегая мимо замполита Томилина, не отдал в запарке честь. Последний пожаловался Шальному и наговорил на него, что сержант бежал с бутылкой водки в руке.  Результат оказался на лице. На лице Минкина, который  выходил после недельной отсидки с совершенно разочарованным выражением. Видать, потерял веру в человечество.

                22.08.1979

   Дежурил вчера с интересным узбеком.  Водитель пятьдесят третьего газона ефрейтор Рахматкулов не стирает с лица хитрованской улыбочки. Этакая маска, под которой что-то скрывается. Догадываюсь - что. Чрезвычайные бережливость,  скопидомство или, вернее, скопикалымство и высокомерие к остальным, непохожим на него. Высокомерие ефрейтор проявляет  к тем, кто не копит деньги и не стяжает богатства. Таковых он считает дураками и не понимает, зачем такие живут на этом свете. Как можно просто так жить и не приумножать денежную массу в своем кармане?!  Не понимает ефрейтор и  меня в том числе. И прямо говорит мне об этом. Заспорили. И я спросил, зачем нужны ему мани-мани. Рахматкулов  рассказал  свою историю. У него на родине "калым" - одно из главных понятий. Нет калыма - нет невесты и жены. Все мальчики копят деньги с самого раннего возраста, если бог не дал им богатого родителя. У ефрейтора нет богатого родителя и он еще с четвертого класса каждое лето выращивал лук и продавал на рынке. В итоге уже перед армейской службой на калым он заработал  сорок тысяч рублей, рублик к рублику! Рахматкулов щурит узкие глаза и, как всегда, хитро лыбится:
   - Теперь я спокоен, служу спокойно, не переживаю, невеста будет моей женой! - он мечтательно закатывает глаза к потолку дежурки  автопарка. - Я уже присмотрелся к одной, - красивая! Хорошо!
   - А у тебя машина есть? - спрашиваю я.
   - Две машины есть, - отвечает ефрейтор.
   - Не полагается ведь иметь две по закону. Как же у тебя две оказалось? - спрашиваю.
   Рахматкулову льстит мой интерес к его жизни и он охотно рассказывает:
   - Перед армией я немного успел поработать шофером на автобазе. Зарплату не давали, сказали, купишь билетов пачку, получишь зарплату. Делать нечего. Ну я купил лотерейные билеты. Сто штук по тридцать копеек. Принес пачку домой. Проверил и не поверил глазам - один билет выиграл машину "ГАЗ-21". Спрятал я от отца билет. Отец пришел с работы, узнал о билетах. Проверил, заволновался и спрашивает, где выигрышный билет. Я отвечаю, не знаю, мол, где. Ну, он покричал на меня чуть-чуть. Я вытащил и отдал счастливый билет ему. Когда мы потом уже ехали с билетом в сберкассу, грузины просили продать билет за пятьдесят тысяч рублей, но мы не продали. Нам очень пригодился в хозяйстве второй автомобиль.  К "Москвичу" прибавилась "Волга". Это хорошо!
    Затем ефрейтор Рахматкулов пошел ковыряться в движке своего ГАЗ-53.


                29.08.1979

   
   Вечером я подумал, а смог ли бы я вырастить и продать такое количество лука? Я представил тщедушную маленькую фигурку Рахматкулова; вообразил, как он ползает по знойным  ферганским полям и, вытирая слезы почерневшими от ковыряния в земле пальцами, собирает лук. Потом я продолжил расчет: даже если несчастный подросток-трудоголик, мечтавший о калыме и красавице-невесте, обладал сверхталантом продавца, и продавал лук по повышеной цене - пятьдесят копеек за кило, то все-равно в итоге выходит громадный объем в восемьдесят тонн. Нет, не мог мальчик одолеть такую громадную работу. Рахматкулов же - не трактор.
   Утром, когда я направлялся из своей берлоги-общаги на развод, и встретил улыбчивого труженика луковых полей, то поинтересовался у него:
  - Как же ты смог  вырастить так много лука, Рахматкулов? Ты не заливаешь случаем, а?
  На это мое сомнение боец отвечал  с достоинством:
  - Товарищ лейтенант, не сомневайтесь.  Я же  еще на нутриях деньги выручал. Слыхали о нутриях? Их называют крысами водяными.
  - Слыхал, - отвечаю.
  - Ну так вот эта... Плывет она, нутрия, а нос над водой у нее остается. Вот в нос и стрелял я. Не имею права маху дать. Тогда шкурка целехонькая выходит. А промахнешься - порченая будет шкура, не продашь ее уже. Вот, значит.
  - И как же ты их продавал? - спросил я, удивляясь предприимчивости ефрейтора.
  - А так и продавал. Семь шкурок идет на шапку. По семь рублей за одну шкурку продавал. Вот и считайте.
   Я почесал в затылке и подумал: "Эх, Рахматкулов, Рахматкулов!  Сколько же  бедных крыс заплатило собственными жизнями за твое  семейное счастье?".
   - А что значит твое имя? - спросил я.
   - Берди? Берди переводится на русский, как слово "дал", - ответил он.
   Мне стало все окончательно понятно. Ну конечно! Без такого имени "Волжанку" ни в жисть в лотерею не выиграть у государства!

                02.09.1979


   В пятницу заступил дежурить помдежем (помощником дежурного по части). Ездил ночью в Подольск за хлебом для полковой столовой на хлебовозке. Какие же там работают булочницы?! Я имею ввиду девиц, выпекающих булки. Водовку опрокидывают в себя, аки воду простую! Пьют помногу. При сдаче  дежурной смены существует такое правило: предыдущий оставляет в столе дежурного бутылку водки для заступающего работника! Ну я просто удивленный!

                10.09.1979


   В субботу в качестве старшего машины возил на автобусе спортсменов-легкоатлетов - сборную СССР. Возил на спортбазу, расположенную недалеко от нашей части. За несколько поездок успел изрядно вымотаться. Мотыляясь и подпрыгивая в автобусе, разговаривал с некоторыми тренерами. Вот один из них: коренастый, в прошлом десятиборец, нынче же тренирует клуб СКА в Балашихе. Клуб армейский, должность майорская, часто мотается за границу. Битый час мы с ним трепались. И все время он взахлеб гутарил о разных купленных им "в загранке" вещах, тряпках, мебелях и прочем барахле.

                11.09.1979


   Дежурю опять в автопарке. Сижу в дежурке. Дверь скрипит уныло, безнадежно. Выхожу подышать свежими воздухами на плац автопарка. Поднимаю голову и замечаю мрачные черные облака. Периодически раздаются громкие скрипы открывающихся ворот,  неуклюжий топот солдатских сапог.  Откуда-то доносится  короткая  перебранка между водителями вперемежку со взрывами хохота, затем все стихает  и явственно слышен шелест листьев на равнодушных тополях. Через минуту грохочет двигатель въезжающего военного грузовика, который возвращается в родные пенаты, в  бокс номер пять.

                15.09.1979


   Написал два письма. Одно мамульке. Другое Ваньке Сережкину. Лерка-Валерка - в Сочах, отдыхает от трудов скучных, бухгалтерских.
   Замполит майор Малинин получил очередное звание подпола и вдовесок уходит от нас. Будет замполитствовать в ЦСКА.
   Повезло старшему летехе Петровскому. Будучи назначенным старшим машины на ГАЗ-66 для перевозки спортсменов, возвращался он на обратном пути из спортбазы уже пустой, без людей. Так вот.  Перевернулся  он раза три на мокрой дороге после прошедшего дождя.  Сам Петровский позже делился с нами так:
   - Мерзкая мокрятина такая была на шоссе! Машину стало болтать, швырять из стороны в сторону. И вот-вот начнем в кювет крутиться-переворачиваться! А я подумал, что ежели сломаю себе серьезное что-нибудь,  то, чтобы без мучений было...,  застрелюсь лучше, - и на всякий случай расстегнул кабур с пистолетом. Но обошлось, слава богам! Когда эта гимнастика долбаная, эта "центрифуга" закончились, глянул я, значит,  на водителя: у него царапина на лбу единственная. Посмотрел  в зеркало на себя - ни единой царапины даже! Хы, думаю, поживем еще!

                17.09.1979


       Затеялся я тут пару месяцев назад сыграть в шахматы с закадычным другом детства моего и одноклассником совместно Романом Андрющенко. Но не простую партейку сыграть решили мы, а решили заварить партейку по переписке. Ну, переписка - дело долгое, знаете. Известное дело, почта. Посылаешь почтовую открытку со своим ходом и через неделю, а то и  пару недель прождешь, получаешь открытку с ответным ударом супротивника Ромки. Медленное занятие, конечно. А мне-то этого и надобно! Где-то, во глубине моего темнейшего подсознания, я ощущаю настоящую причину нашей игрухи почтовой: шахматная переписка с Ромашкой разнообразит мне хоть как-то  нудноватую службу в полку. Ну, Роману я уступил белый цвет фигур, а значится, я под черными знаменами выступаю. Разложу Вам диспозицию на очередной исторический момент: после девятого хода белых, то бишь, Ромашки, не нравится мне что-то мое положение на доске. Не ожидал я такого коварства и фортеля со стороны друга детства - ударил  на девятом ходу, хитрец, черным ферзем! представляете?! Ну, совсем не ждал я отсюда подлянки! И что теперь прикажете мне делать? Как пойти? Есть, конечно, у меня заманчивый ход слоном на поле цэ пять. Но как  запоют черные, если  Ромашка десятым ходом двинет своего белого ферзя на поле жэ четыре? А? Может, не дотумкает он до такого хода? В-общем, я в трансе, и склонен более всего меняться ферзями с однокашником дорогим. Да! Верно, так и сделаю!

                23.09.1979


   В полк пришел новенький, толстоватенький, сверкающий скоропостижно выданным обмундированием, двухгодичник Саша Фалейкин. Он пришел после окончания Рязанского радиотехнического института. С порога общаги он нам заявил, что в радиотехнике он - ноль ничтожный. Я что-то ляпнул ему про сапожника, он перебил меня и объяснил, что окончил по специальности, совсем не связанной с радиотехникой. Обмундировка сидит на Фалейкине таким мешковатым макаром, что всякий наблюдающий обозреватель картины "Фалейкин в сапогах и мундире", неизбежно сначала прыскает в кулачок, а затем без удержу хохочет минуты три. У меня Саша вызывает симпатию за  отличные качества -  простота, доброта, непосредственность и искренность. Мне жутко понравилось, что когда я сказанул ему что-то такое не очень умное, скорее глупую ерунду какую-то, то Саша в ответ залился искренним и добрым смехом. Причем смех у него мелкий-мелкий и быстрый. Я тут же вырос в собственных глазах и захотел подружиться с новеньким лейтенантом.

                30.09.1979


   В пятницу приехал домой в Подольск, пообщался с семьей! Здорово! А то так и забудешь, что ты серьезный семейный мэн, понимаешь! А еще приятно было получишь аж четыре письма от друзей-одноклассников и от мамульки! Сразу четыре!

                07.10.1979


    Нашего полку прибыло! Еще пришло молодое пополнение. Лейтенанты Рогов, Решетников и Федотов. Первый - непонятный, ни рыба, ни мясо, ни свинина, ни говядина. Второй, кажется, увлекается музыкой и руководил ансамблем. Тут же, с ходу, с колес, как говорится, не успев еще как следует влиться в коллектив, стал он буквально допрашивать офицерский молодняк на предмет: кто и на каком музыкальном инструменте играет?! Федотов - удмурт. Ростом почти с наперсток. Но широк в плечах. Спокойная добрая улыбка. В-общем, вполне нормальный парень.
    В понедельник я был старшим машины, ездившей на молокозавод. Много смеялся, так как попались очень смешливые девчонки на заводе. Так напоили меня сливками, что просто ужас... На территории завода можно, оказывается, употреблять внутрь все, что производится на предприятии. В любых количествах. Я чрезвычайно был рад этому правилу и  попробовал набить желудок до отвала. Халява - это то, что не вытравишь ничем из бывшего студента! Однако после трех выпитых пакетов сливок, к моему удивлению, стал я равнодушен к молочному.
    На выходе машины контрольные весы показали, что нам недодали продукции на шестьдесят рублей.

                11.10.1979


   Посмотрел американский фильмец "Клеопатра". Сделал вывод о картине: как всегда это бывает у америкосов - прекрасная работа оператора, расчудесные краски, а вот содержание не столь блестящего уровня - явно на троечку.
   День рождения прошел в части, буднично, ничего примечательного.

                12.10.1979


       Отсидел   в дежурной смене. Неделю целую сидел. В начальствах ходил майор Щербатов. Наше дежурство заключалось в готовности в любую минуту, по боевой тревоге, прибежать на объект, быстренько все включить, навести на цель и шарахнуть по ней так, чтобы  перья полетели. Посему у нас имеется в наличии домик, в котором мы маемся в безделии неделю и ожидаем "гимнов тревожные звуки", короче, ухо держим в стойке. Вот если сыграют тревогу нам, - вот тут мы и побежали. Застигли нас ночью в постелях, - мы просыпаемся шустро и стартуем, одеваясь на ходу. Застигли, допустим, нас  в поле, когда мы высунув, яко псы цепные, языки свои, и, бегаем с криками  за футбольным мячиком, - то мы в три прыжка достигаем бункера своего, потому как футбольное поле прямо рядышком лежит с РТЦ (радио-техническим центром), где мы служим. А застигни нас за неспешным обедом или завтраком, которые с любовью и заботою приготовили для нас ближние наши (едой из бачков, что привозят из полковой столовой, пользуемся только в крайнем случае), так мы все ложки-вилки бросаем, прекращаем чревоугодие, жевать прекращаем, приостанавливаем аппетит до поры до времени, -  и бежим вон из дежурного домика, напрямую к РТЦ.  Вот такая наша служба в дежурной смене. Неделю мы оторваны от дома и мира. Телик смотрим, конечно, и общаемся, разговариваем друг с дружкой. А что еще делать?
   Прискакал как-то Шальной и попенял нам,  офицерам боевой дежурной смены, что мы не ухаживаем за фруктовыми деревьями, рассаженными по краям обширного участка, на котором расположился наш домик. Говорит, нужно совмещать  личное и общественное. Щербатов ответил на это командирское поползновение, что, мол, не имеем мы права ковыряться с лопатами вокруг деревьев, потому как мы находимся на боевом дежурстве, а не на своем дачном участке. По Приказу нам не положено отвлекаться на посторонние дела. Ох, что тут началось! Больше всех остальных слов в наш адрес звучало слово "бездельники".
   Много играем с майором Щербатовым в шахматишки. Я чаще у него выигрываю, нежели он. Но нервов более затрачиваю именно я. Потрясающе долго думает майор над каждым своим очередным ходом!  Все жилы из-под меня вытаскивает! Это уже не древняя индийская игра получается, это сплошная игра нервов и средневековая пытка получается! Вообще, Щербатов, человек нервный. Проигрывать совершенно не умеет и не любит. В случаях проигрыша всегда угрожает послать меня ночью с тряпкой в РТЦ - вытирать пыль с многочисленных радиотехнических панелей. Вот, например, последняя игра, которую я в итоге выиграл. Майор сразу же стал оправдывать  свой проигрыш тем, что его просто очень отвлек звонок дежурного по части. И если бы не этот злополучный телефонный звонок, то выигрыш был бы непременно за ним. Тебе, лейтенант, просто везет, заявил он уверенно. И так каждый раз. Ну что за человек?!

                22.10.1979
   Вчера заметил в полковой чайной пьяного солдата, орущего, матерящегося, обнаглевшего. Все отводили глаза, не желали связываться. Кое-как утихомирил его. Это было в обед. А ночью этот буян (фамилия, как выяснилось, Джанибеков) напоролся на замполита Томилина, нахамил ему  и угрожал  отмщением. Солдатика связали, кинули на гауптвахту и теперь заводят уголовное дело.

                25.10.1979


   Бывает время вспоминать, и бывает - забывать, если переиначить Экклезиаста. Сегодня у меня почему-то целый день - время вспоминать. Крутятся в башке разные картинки из детства. Школьником я каждое лето ездил в гости в Камышин к родичам. Вот перед глазами возникают кадры старого и нового районов города.  Явственно  чувствую на губах давно забытый вкус пахнущей водорослями сине-зеленой речной воды у моста через Камышинку. Вспомнились тогдашние глупые подростковые поступки: опасные подныривания под железные понтонные сооружения, величественно раскачивающиеся на воде - можно было и не вынырнуть; отчаянные прыжки в речку с разбега с пятиметровой высоты подмостков - можно было напороться на железные штыри или сваю; безрассудные купания в реке рядом с табличками "Купание запрещено - холера!" - можно было наглотаться с водой холерных палочек. Ой, много так всего было! Как начнешь углубляться, так все и встает перед глазами, словно и не прошло это благодатное времечко!
   А мой родной город Миллерово! В первую очередь вспоминаются огромные мрачные развалины высоких стен и крыши   разбомбленного немцами в сорок втором году горкома партии в центре города. А для нас, малышни, - это был рай! Мы, детки, облазили там, в этом здании, все закутки, стены,  подвалы. Как сладостно замирало детское сердечко, когда мы спускались в подвалы под этими развалинами и вслушивались в таинственную тишину,  вздрагивая от нежданно упавших дождевых гулких капель!
   Бабуля мне рассказывала, как ее одиннадцатилетний сын ( и мой дядечка Виктор Тихонович ) во время войны ходил по самой верхотуре  этих полуразрушенных стен. После выполнения подобных опасных   упражнений на равновесие бабуля  воспитывала незадачливого циркача, охаживая  хворостиной по спине.
   Эх, детство-отрочество, как Вы далеки! Но как же Вы близки для меня!

                27.10.1979
   
 Вот уже две недели от мамульки ни единого письма. На нее это не похоже, обычно пишет регулярно и часто. Волнуюсь.

                27.10.1979             


   Сегодня получил телеграмму от мамы. Камень упал с души как будто.
   Каждый божий денек строевая по три часа. Так решил командир. И имитация физзарядки по вторникам, средам и пятницам с семи до восьми утра. На физзарядке мы машем руками, ногами, головой крутим, подпрыгиваем прилежно и приседаем. Это безобразие продлится до первого декабря!

                28.10.1979


   Погода всем нам шепчет что-то ласковое. Одним словом, бабье лето затянулось. Это радует и воодушевляет. Сегодня дежурю помдежем. Славно ходить помдежем с дежурным майором Дубравиным. Он - добрый. Отпускает ночевать в общежитие.
   В последний месяц обратил внимание на свою излишнюю нервность. Надо ни на что не обращать внимания, "нехай их" кричат и пусть орут, отцы-командиры. Тебе-то что? Все-равно почти через год уходить. Нужно стать спокойняком полным.
   Читаю книженцию про собаку и трех балбесов, забравшихся в лодку (Джерома). Известно - книга лучший подарунок, вот Фалейкин и подарил  Джерома мне на день варенья. А Лерка удивила, одарила гитарой, хотя я на ней играю, как слон на арфе.

                29.10.1979


   Кажется, дело движется к организации полкового музыкального ансамбля. Предварительный состав намечается таким: Решетников - руководитель, на ритме; Рогов - на басу; Калинин - на ударнике (или Синичкин), я - на скрипке с засунутым внутрь корпуса микрофоном, как бы электроскрипка получается. Кто будет песняка давать - голосить у микрофона, не ясно.

                30.10.1979

   На ноябрьские праздники ко мне в Подольск неожиданно нагрянули друзья-одноклассники из Миллербурга. Поехали в общагу МИИТа, в которой обитал еще один одноклассник. Там же и была устроена небольшая пирушка. Затем, опаздывая, нам пришлось брать такси до Казанского вокзала, от которого отходил поезд, возвращавший друзей на родину. Я по дурости своего необузданного мозга поехал к дяде на Большую Почтовую, тогда как лучше бы мне было возвратиться в Подольск к семье. Там, у дяди, я, естественно, привосокупил крепко. Разрешил себе дополнение. Дядя, по своему обыкновению, заснул. А я покрутился-покрутился, послушал приемник "Ригонду", полистал книженции из дядиной обширной библиотеки, например, Платонова "Сокровенного человека", к слову, эта повесть начинается чрезвычайно оригинально: "Фома Пухов резал колбасу на гробе жены..." и прочее; затем я заскучал,  делать особо стало нечего, - и я погреб к себе  в Подольск. Приехал, ввалился в тещин хрущевский  двухкомнатник. Лерка увидала меня, представлявшего, судя по всему, восьмое чудо света, - и, всплеснув ручонками, сообщила мне новость :
   - Да ты пьян, как сапожник!
   Я отвечаю:
   - Н-нет, я не пьян, я просто плохо себя чувствую.
  Лерка поверила и посмотрела на мои нижние конечности. Один ботинок почему-то был желтого цвета, и являлся собственностью дяди, другой - черный, мой родной.
   - Как же ты ехал в разных ботинках!? - Лерка удивлялась  и негодовала бурно и громко.
   - Кстати, как ты смог напялить на свою ногу сорок четвертого размера ботинок сорок первого? - вопрошала она.
  - А вот так и смог, -  только и сумел я ответить,  завалился на тахту и в следующую минуту уже активно общался с Морфеем.
   На следующий день я поехал на Большую Почтовую и поменялся с дядей на правильную обувку.

                11.11.1979
   Сегодня пришла разнарядка на офицеров для направления на учебу в разные военные  академии Москвы. В военный институт переводчиков нужен прапор.

                12.11.1979


   У нашего полкового ансамбля куцее будущее. Всего-навсего до Нового Года. Точнее до 31 декабря. Мы в этот день должны сбацать небольшой новогодний концерт и обеспечить танцующий офицерский корпус легкой и не очень легкой музыкой. Мне ясно, откуда ноги растут - от экономии. В прошлом году, говорят, приглашенной из Подольска музыкальной группе за игру на полковом праздничном вечере отвалили кругленькую сумму. В этом году полкового финика жаба душит, он  забодал командование за перерасход средств, - и оно решило нынче обойтись собственными музыкальными резервами.
   С участниками музыкального коллектива окончательно определились. Синичкин - на ударнике. Этот прапорщик - кудесник транзистора и паяльника. Правда, паяльник ему практически не нужен, так как он обходится в-основном обыкновенными спичками. Ввиду того, что основная неисправность  в аппаратуре на РТЦ - нарушение контактов на электронных лампах и прочих радиодеталях, посему спичка - самое лучшее лекарство для неработающей панели, - просто  достаточно плотно вставить спичку в нужное место, чтобы какая-нибудь электронная лампа ЭКЗНЛ-71 вновь ожила и пошла светиться зловещим фиолетовым огоньком. Хочу похвалить  Синичкина: знает назубок свое дело, ему требуются какие-то секунды, чтобы просечь причину неисправности и оценить в какое место радиосхемы надо вставить спасительную спичку. Подозреваю, что и в будущем, когда наши космические удальцы будут достигать самых дальних углов Вселенной, без спичечного коробка нам не обойтись!
     Полна земля русская Левшей, Кулибиных и прочих золоторуких умельцев! И вот смотришь в такую минуту на Синичкина и любуешься. Орел, а не мужик! Причем, хороший мужик! И на ударных может при случае выручить и постучать!
   На соло-гитаре изъявил желание тряхнуть стариной Петровский. Оказывается, он играл когда-то в школьном ансамбле. На ритме - Решетников, он же и певец, так как больше никого на эту должность найти не удалось. На басу - Рогов, как и планировалось. Я буду у всех "скрипеть" на нервах, как и ожидалось.
   На днях начинаем спевки. Иначе счастья не видать - не успеем до Нового Года подготовить программу.

                13.11.1979
   Часть книг нужно бы отвезти домой в Подольск. Слишком много их расплодилось в моей  офицерской общаге.  Даже подпихиваю их под кровать.

                14.11.1979


   Сегодня день удивительный! В городке нашем военном падает притихший снег охапками пушистыми. Красиво!

                15.11.1979


   Хотите хохму? Будет Вам хохма!
   Недавно дежурил по автопарку лейтенант Акаев. Я по какому-то делу зашел к нему и, заметив случайно в его лице восточные черты, пошутил, назвав Акаева потомком Чингис-хана. Лейтенант очень удивился и спросил:
   - А  откуда ты  знаешь?
   Мне потребовалось время, чтобы убедить "потомка", что я действительно пошутил.
   Далее Акаев поведал: у них  в семье  из поколения в поколение передается легенда, что, дескать, пра- и много раз еще пра-, бабка ихняя была одной из многих жен   Темучжина, будущего избранника "Вечного синего Неба", получившего на всемонгольском курултае в тринадцатом веке титул Чингис-хана.  Я  вежливо выслушал лейтенанта,  сделал серьезное лицо,  разразился  речью, состоявшей из одного  слова "М-м, да!", развернулся и вышел на улицу.  Ни на милисекунду я не поверил в именитое родство лейтенанта и мне стало очень смешно. Давно я так не смеялся! Лейтенант вот уже третий год, как перехаживает в своем звании. А  заполучить очередное звание "старшого лытинанта" ему не дает уникальная дремучесть мозга, не позволяющая с первого захода   сдать элементарные зачеты по своей военной специальности.  На профессиональную непригодность  "двоечника" командование давно закрывает глаза, не увольняет и не переводит офицера в другую часть,  проявляя по отношению к нему жалость и гуманность. Однако поговаривают, что сам Акаев собирается перейти в другое место:  у нас он вряд ли получит звание "старшего летехи".
   Вечером мне пришла в голову мысль (у меня это иногда случается!): а вдруг Акаев настоящий потомок Чингис-хана? Бывает же вырождение рода, в конце концов?! И мне стало жаль парня. Зачем насмехался над человеком?

                18.11.1979

   Комната в общаге. Написал на плотных листах в половину одиннадцатого формата английские слова с переводом и прикнопил на стенку над кроватью. Цель - лучшее запоминание слов. Вроде запоминаются  неплохо. Прилепил к стене также картину "Юдифь", писанную акварелью.  Подарил ее одноклассник В. Садовых, отличный художник, убежден просто.

                19.11.1979


    Уже состоялись две репетиции нашей музыкальной группы. На ударнике не Синичкин, а прапорщик Лиховских. Он же - начальник клуба, он же - хороший боксер. Я вижу и чувствую это по тому, как ловко, по-кошачьи, движется его корпус, по его плотной  коренастой фигуре, а также по перебитому   носу и шраму над бровью. Синичкин - в отпуске. За фоно сел сержантик из соседней части с  фамилией Сибирский, двухгодичник после вуза из Донецка. Пока на репетициях ничего не получается, кроме какафонии звуков от различных музыкальных инструментов. Да еще лепту в какафонию вносят окрики психующего руководителя Решетникова. Он боится сорвать задание командования - достойно отыграть на новогоднем празднике. Мне кажется, что репертуар выбран слишком широкий - от блатной "Мурки" до рок-группы "Криденс".

                20.11.1979


   Последняя неделя 1979 года. Года моего старта службы в СА.
   Недавно интересные вещи рассказал рядовой Семеницкий. Он до армии работал в театре на Таганке декоратором. Вспоминал и размышлял он о многом, однако я приведу лишь некоторые выжимки:
   - Таганка - самый демократичный театр СССР, по мнению рядового. Актеры на короткой ноге с обслугой (декораторы, костюмеры, осветители и др.);
   - У работников театра нет проблем с одеждой и обувью, с подписками на дефицитные книги и журналы, с пригласительными билетами на модные вечера (например, в Дом Кино);
   - Отец актера Высоцкого - генерал (танкист). Живут в Правительственном доме на Кутузовском проспекте. Занимают целый этаж;
   - Оклад молодого актера на Таганке - сто сорок рублей.
   Сам Семенихин, мечтавший попасть в театр на любую должность сразу после школы, был взят только со второй попытки, через год. Попал к нам в ПВО по ошибке. Родители договорились с военкомом, что Володя пойдет в Театр Советской Армии и нормальненько там отслужит свой срок. При печатании Приказа секретарь-машинистка посчитала, что в рыбу Приказа вкралась ошибка и вычеркнула слово "Театр". И напечатала: "направить в Советскую Армию". Так декоратор Семенихин попал к нам в часть.

                29.12.1979


     Пристрастился играть с фиником в его финском разваливающемся отштукатуренном домике, расположенном на самом краешке поселка. Играем в чесотку (chess-отку). Это я таким макаром называю  хитрую древнеиндийскую игрушку - шахматы: потому что после каждого хода я крепко задумываюсь и чешу репу. Обычно я выигрываю у Ступака (полкового министра финансов). Сегодня однако не мой день, - продуваю и тону, как рыцарь Ливонского Ордена у Вороньего камня.

                30.12.1979


Рецензии
Игра в шахматы по переписке, похоже, канула в Лету, поскольку последние лет двадцать о ней ничего не слыхать, и причина тому, как мне кажется, в том, что она потеряла всякий смысл, поскольку играющие могут легко пользоваться шахматными компами и программами, которых, в том же Инете, предостаточно...

Анатолий Бешенцев   18.09.2013 06:47     Заявить о нарушении
Анатолий Васильевич, Вы правы, к тому же можно играть вживую с соперником в интернете... Я на фэйсбуке играю, там мне нравится оформление красивое. Сайт playOK.com тоже неплохой... А по переписке, я помню, тянулось очень медленно партия:), нервы не выдерживали. Спасибо за отклик!

Виталий Мур   18.09.2013 11:14   Заявить о нарушении