Тексты перешли в другие главы

              Сохранено ради рецензий  - ниже.
.......................................               
О чем только под картошку, да под грибки, да под пироги с луком и кашей не заходила речь, но Тимофею не терпелось поставить свою любимую «пластинку» – проверить на отце Дмитрии свои чеховские гипотезы: он сейчас жил этим, и даже моментами пугался, что слишком глубоко погрузился в стихию литературы. Он даже отцу Севастиану на исповеди жаловался на себя, что начал бояться уклониться с пути духовного, на что отец Севастиан ответил, что это сейчас его, Тимофея, основное послушание и что оно имеет некую важность, которую и сам Тимофей пока не осознает. Мол, если разберется с загадками Антона Павловича, – считай, что сдал экзамен – ни больше, ни меньше! – по пастырскому богословию.
.......................................


Рецензии
Екатерина, перечитала два раза. Кто-то из мудрых советовал делать это всегда. Но где уж нам иметь такую роскошь в нашей-то гонке? Мы же все как одержимые мчимся... вперёд, как нам мнится. Вот и героям многое мнится. Понятно с о.Дмитрием. Еще не "рожден свыше". Менее понятно с матушкой. А мужчина, даже если он священнического сана, обычно подвержен женскому влиянию. Точнее, не влиянию - лучше сказать так: женщина может стать для мужчины путем к Богопознанию. Через сердце, конечно. Здесь, видимо, не стала. Пока, во всяком случае. И это отдельная целина...

Тимофей... Искренен от сердца, поэтому прав. Но ему тоже не чужды иллюзии, которые и разбиваются в этой главе. Это его горький опыт, и его надо принять, пережить, чтобы стать более мудрым и защищённым - от слова "щит". Как сейчас любят говорить, "воином Духа".
Образ безводных облаков, блуждающих огней - невероятен по силе и многомерности!
Без воды - значит, без живой воды, без Словопостижения, то есть, движения этого Слова в сердце, чего нет у о.Дмитрия.
Но не будем забывать, что каждый из людей дан друг другу для учёбы и искушения, так ведь? И Господь (пером автора) сводит персонажей вместе отнюдь не случайно. Как и с критикессой.

Знаете, Екатерина, Ваш труд помог мне подойти к такому давно зревшему объяснению зол нашего мира. А именно: сдается мне грешной, что самое трудное, как правило, невыносимое и невозможное для нас - это признать божественность в КАЖДОМ из окружающих. Иными словами, признать Христа и его божественность - это еще не всё. Как раз самое непереносимое должно следовать дальше - любой человек ТОЖЕ божественен - как бы он ни заблуждался - по отношению к Чехову (Марксу, Энгельсу, Дарвину, Сталину и т.д.и т.п. и даже к родителям своим, а особенно к тебе лично!). Отсюда нет пророка в своем отечестве, отсюда неуважение всех и вся - ибо никто не свят, обобщаем мы. Отсюда войны. Отсюда неистребимость гордыни во всех её видах - превозношение, а тем паче "духовное" - ну уж я-то, мол, явно ближе к Богу!

Так что затронутая тема ведет в самую глубь больного зуба - к нерву, к составу крови, к ДНК... Фигурально выражаясь, а может быть, и "в натуре".

П.С. И не к этому ли уважению к каждой, пусть погрязшей в грязи и "блужданиях", твари Божьей тихо, но твёрдо призывал Антон Павлович? Обнять, прижать, согреть... ПОНЯТЬ! Всё живое молит именно об этом...

Помогай Вам Бог в дальнейших трудах Ваших, милая тёзка!

Екатерина Щетинина   22.02.2014 23:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Екатерина! Очень мне интересно Ваше вдумчивое и внимательное чтение - низкий поклон мой Вам за это. Разумеется, Образ Божий в человеке до конца неистребим, однако он может быть и предельно замутнен, завален шлаками. Потому и зовет нас Церковь к Обожению - если бы были божественными, то и обОживать было бы уже и нечего.Не надо было бы каждому человеку спасения ради не единожды всходить на крест и не на один , не стоило бы шествовать за Христом на Голгофу...
Слава Богу, мы имеем великое наследие святых отцов Церкви, Священное Предание Православие, в котором каждое слово, и каждый шаг человека на пути ко спасению осмыслен и освящен Словом Божиим и опытом Евангелия.
Разумеется, надо к каждому человеку относить с благоговением как к образу Божию. Это основополагающее слово. Но пока есть в душе эгоизм, он не дает жизни этому благоговению. Все благоговения кончаются, когда собравшийся благоговеть перед всеми вдруг встречает или отпор, или нечто неприятное, негативное... Например: Тимофей благоговеет перед отцом Дмитрием, а отец Дмитрий благоговеет перед самим собой (на самом деле), а перед Тимофеем не благоговеет. Тимофей благоговеет перед казнительницей Чехова, но казнительница не благоговеет перед душой усопшего человека, у которого нет языка, чтобы защитить себя и свою правду.
Правда Божия - по отцам - в том, чтобы благоговеть перед образом Божиим, но всегда помнить об истинной пользе другого человека. "Угождайте друг другу в назидание" - предупреждал апостол Павел.
"признать Христа и его божественность - это еще не всё" - говорите В Отцы говорили так: "Знание Бога нужно отличать от знания О Боге". Великий путь проходит человек от одной точки до другой. И если достигает истинного знания, близости, то все в нем меняется,в том числе и отношение к ближним.Человек постепенно начинает чувствовать в себе способность любить своих врагов и любить с рассуждением.
Мой Вам низкий признательный поклон за Ваш труд чтения. Ваша Екатерина.

Екатерина Домбровская   23.02.2014 01:57   Заявить о нарушении
Да, всё так. И замутнен, и извращён... И разглядеть этот Образ может только тот, кто сам чист и не замутнён. А кроме того, премудр, ведь понять - это значит, разсудить, не оСКОРБляя, что эта душа еще не способна на другое поведение, высокие взгляды, несмотря даже на "учёность
Всё это крайне серьезные вещи!
Самое печальное, что мы не боимся оскорбить другого. Ни живого, ни мёртвого...

И потому благое дело восстановить память о подвиге жизни (именно так, ведь Чехов бесплатно лечил многих, покупал книги и лекарства на свои деньги и пр.) наших великих предшественников. Гоголь тоже к ним относится, за него душа болит не менее. Его последние письма, в тло разбитые Белинским, это трагедия прозревшей, но абсолютно одинокой души.

С почтением

Екатерина Щетинина   23.02.2014 11:33   Заявить о нарушении
Да, и вот еще что подумала (сколько граней у Вашего, Екатерина, романа!) - в продолжение темы о послушании. Чехов, можно сказать, тоже его проходил, имея в виду жесткое воспитание в доме отца. И розги, и неукоснительная дисциплина и прочее. Ведь послушание это наука смирения и СЛУШАНИЯ, в этом огромная мудрость Церкви и ее благотворного вос-питания. Чем и как должна питаться Божья душа...
И от этого послушания (в том числе) у Антона Павловича выработался (отточился?) слух духовный, сердечное ведение, способность понимать чужую боль. И никакого осуждения родителя! Наоборот...

Екатерина Щетинина   23.02.2014 11:44   Заявить о нарушении
Всякое, Катенька, бывало у Чехова и говорил он разное и по-разному. Но и это надо уметь понимать, а не пользоваться так, как пользуются этим в своих интересах непонимающие Чехова люди. Конечно, Церковь утверждает как спасительный, путь послушания (Тимофей говорит об этом о. Дмитрию). Вот только и он бывает настоящий и иллюзорный. Настоящий путь - это очень больно человеку, потому что захватывает своеволие, в котором и концентрируется тьма человеческая. Мы часто забываем, что Церковь - это лечебница.
А обличать не оскорбляя - удел чистых, которые прошли через горнило очищения, и стяжали на этом опыте начатки духовного рассуждения. Все это так... Все это написано в книгах... Но достигшие святости отцы знали, что последнее, что не сдается в человеке, даже уже и святом отчасти - это гордыня.Это духовные высоты, великие вершины. И отцы мудрые с первоклассника не требовали свободного ведения высшей математики. А нам, людям обычным и рядовым, руководствоваться бы одним правилом из Правила ко святому Причащению: прежде чем к Чаше приступать, примирись с ТЯ опечалившим. Тя обидели и опечалили, а ты пойди первый и примирись. Вот и будет "божественность". Впрочем, честно говоря, с годами хочется все меньше, без край

Екатерина Домбровская   23.02.2014 12:04   Заявить о нарушении
крайней надобности говорить на эти темы. От разговоров мало что меняется и в себе и в других. Чаша скорбей тех, кого Господь избрал и призвал, непременно усовершит в той мере, в какой "почва" человеческая ответит. А почвы бывают разные.
Спасибо Вам, Катенька. Очень приятно слышать просвещенные речи!

Екатерина Домбровская   23.02.2014 12:06   Заявить о нарушении
Кстати, о главе... Тимофей ведь нисколько не оскорбляет отца Дмитрия тем, чем он занимается и о чем рассказывает приятелю. А отец Дмитрий отчего-то на стенку лезет? Дорогая Катя, сегодня не то, что оскорблять, не то, что обличать современного человека невозможно, но и даже иметь несогласное с ним мнение - и это воспринимается как великое преступление против него лично. Я говорю о церковной среде. Болезненность (гордость) человека возросла до неимоверных пределов - и это один из главных симптомов апостасии (что предрекало и Писание, в частности ап. Павел). Вопрос в том, отчего эта болезненность, эта самость в человеке в церкви столь обостряется? Не потому ли что неправильная церковная жизнь усиливает самодовольство человека (то есть гордостное его начало)? Я говорю о тенденции, которой не было много раньше.
Вот, как назидает апостол своего ученика ап. Тимофея:
"2Тим 3:1-7 "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины".
Таковых удаляйся, - сказано. А ведь Тимофей хоть и был молод, но все же уже считался апостолом. У Чехова было рассуждение и мудрость. И главное - личное смирение ( и никогда, никогда ни в чем - не являл собственной фарисейской святости): только благодаря этому (смирению) он видел и другого человека до больших глубин, видел церковно, духовно, по-христиански, без каких-либо иллюзий, видел страшную правду о человеке, он сострадал, жалел, - а как не пожалеть погибающих ( причисляя к тем и себя в первую очередь), но тьму - светом никогда не называл. И знал, что только скорби будут очищать и лечить падшего человека, если он уверует во Христа, конечно, и подчиниться его слову с любовью.

Екатерина Домбровская   23.02.2014 12:29   Заявить о нарушении
Да, правда.
Закрадывается крамольная мысль, что не по силам человеку современному Учение Христа во вей его полноте и глубине. Не понести... Увы, берем только ту часть, что больше нравится. А то, что "и усовершенствовавшись, пусть будет каждый как учитель тебе", и то, что "нет ни эллина, ни иудея" - нам не подходит.
Согласна, Катя, что говорить чаще всего уже не хочется.
Глухота усиливается, барьер восприятия слов другого - да что он там может сказать? Даже с цитатами...
И потому только через скорби.

Екатерина Щетинина   23.02.2014 12:47   Заявить о нарушении
Самое главное, что "вынимается" современным прихожанином (назовем так) в Евангелии - это учение о Кресте. А без Креста нет и Христа. Будет желание и время - приглашаю прочесть у меня "Училище Креста" (Это первая часть: http://www.proza.ru/2013/11/20/1141 За нею следует и вторая - http://www.proza.ru/2013/11/20/1148)
Избирательность в Евангелии - есть извечный и самый главный порок. В общем-то это и ведет к ересям, если не становится прямой ересью.
Христианский путь ведь не случайно - лествица. Ступени, на которых многое шаг за шагом преображается. Вы знаете, как с годами углубляются смыслы понимания Писания: то, что воспринималось плоско и буквально, вдруг обретает поразительную глубину и истину. А человек в начале своего пути - формализует Слово Божие, что и ведет его к фарисейству, а формализует, потому что живет рассудком, рационально. Все дело в сердце и его чистоте от страстей. Разумеется, можно и нужно учиться от всякого человека, которого тебе посылает Бог, но и здесь с рассуждением ведь! Можно учиться и на ошибках другого, углублять свое собственное видение человека.
Все, все зависит от той степени, насколько каждый из нас преуспел в смирении, и как это смирение он понимает.Нельзя нам вскочить на верхние ступени лестницы, пока не пройдем нижние. Опасно думать, что мы уже способны, как и апостол, преодолеть земные разделения (эллины - иудеи, мужчины- женщины и пр.). Предполагаю, что надо прежде взойти на вершину блаженств и пережить не просто гонения и изгнания, пострадать за Христа - и много! - прежде чем во всем для нас будет Живой Христос. Вот Силуану явился Господь вначале пути, освятил его нетварным светом, а мучения от бесов не прекращались. Вы помните, что было сказано Силуану Господом: "Держи душу свою во аде и не отчаивайся". Вот путь. И долго по нему шел преподобный Силуан. Стоит потому найти для начала ад собственной души. И держать в нем годами душу.Возможно, что постепенно начнет брезжить и любовь. Но не та, душевная, которую мним мы иметь в себе, а духовная - совсем другая, как у Господа, который наказует того сына, которого любит: "Евр.12:6-13 – "Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает".
Простите, Катенька, за обилие цитат - некоторых в наше время в церковной среде и цитирование страшно раздражает.Но разве мое путанное слово может обойтись без света и опоры на слово апостольского? Святые говорят от дуновения Духа Святаго, а мы должны бояться отсебятины ( я боюсь) и все подкреплять словами Писания или отцов. Правда на любом "правильном" пути опасности так и поджидают нас: и справа, и слева. Помоги, Господи!
Катенька, спасибо Вам большое за возможность обменяться мыслями, спасибо за понимание! Поздравляю Вас с Неделей о Страшном суде. Церковная "благодать дня" (так выражался один архиерей о календаре) не может не оказывать на нас влияния.
Ваша Екатерина.

Екатерина Домбровская   23.02.2014 13:18   Заявить о нарушении
Нет возражений - особенно про свой собственный ад.

Екатерина Щетинина   23.02.2014 13:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.