Рецензии на произведение «Тексты перешли в другие главы»

Рецензия на «Тексты перешли в другие главы» (Екатерина Домбровская)

Екатерина, перечитала два раза. Кто-то из мудрых советовал делать это всегда. Но где уж нам иметь такую роскошь в нашей-то гонке? Мы же все как одержимые мчимся... вперёд, как нам мнится. Вот и героям многое мнится. Понятно с о.Дмитрием. Еще не "рожден свыше". Менее понятно с матушкой. А мужчина, даже если он священнического сана, обычно подвержен женскому влиянию. Точнее, не влиянию - лучше сказать так: женщина может стать для мужчины путем к Богопознанию. Через сердце, конечно. Здесь, видимо, не стала. Пока, во всяком случае. И это отдельная целина...

Тимофей... Искренен от сердца, поэтому прав. Но ему тоже не чужды иллюзии, которые и разбиваются в этой главе. Это его горький опыт, и его надо принять, пережить, чтобы стать более мудрым и защищённым - от слова "щит". Как сейчас любят говорить, "воином Духа".
Образ безводных облаков, блуждающих огней - невероятен по силе и многомерности!
Без воды - значит, без живой воды, без Словопостижения, то есть, движения этого Слова в сердце, чего нет у о.Дмитрия.
Но не будем забывать, что каждый из людей дан друг другу для учёбы и искушения, так ведь? И Господь (пером автора) сводит персонажей вместе отнюдь не случайно. Как и с критикессой.

Знаете, Екатерина, Ваш труд помог мне подойти к такому давно зревшему объяснению зол нашего мира. А именно: сдается мне грешной, что самое трудное, как правило, невыносимое и невозможное для нас - это признать божественность в КАЖДОМ из окружающих. Иными словами, признать Христа и его божественность - это еще не всё. Как раз самое непереносимое должно следовать дальше - любой человек ТОЖЕ божественен - как бы он ни заблуждался - по отношению к Чехову (Марксу, Энгельсу, Дарвину, Сталину и т.д.и т.п. и даже к родителям своим, а особенно к тебе лично!). Отсюда нет пророка в своем отечестве, отсюда неуважение всех и вся - ибо никто не свят, обобщаем мы. Отсюда войны. Отсюда неистребимость гордыни во всех её видах - превозношение, а тем паче "духовное" - ну уж я-то, мол, явно ближе к Богу!

Так что затронутая тема ведет в самую глубь больного зуба - к нерву, к составу крови, к ДНК... Фигурально выражаясь, а может быть, и "в натуре".

П.С. И не к этому ли уважению к каждой, пусть погрязшей в грязи и "блужданиях", твари Божьей тихо, но твёрдо призывал Антон Павлович? Обнять, прижать, согреть... ПОНЯТЬ! Всё живое молит именно об этом...

Помогай Вам Бог в дальнейших трудах Ваших, милая тёзка!

Екатерина Щетинина   22.02.2014 23:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Екатерина! Очень мне интересно Ваше вдумчивое и внимательное чтение - низкий поклон мой Вам за это. Разумеется, Образ Божий в человеке до конца неистребим, однако он может быть и предельно замутнен, завален шлаками. Потому и зовет нас Церковь к Обожению - если бы были божественными, то и обОживать было бы уже и нечего.Не надо было бы каждому человеку спасения ради не единожды всходить на крест и не на один , не стоило бы шествовать за Христом на Голгофу...
Слава Богу, мы имеем великое наследие святых отцов Церкви, Священное Предание Православие, в котором каждое слово, и каждый шаг человека на пути ко спасению осмыслен и освящен Словом Божиим и опытом Евангелия.
Разумеется, надо к каждому человеку относить с благоговением как к образу Божию. Это основополагающее слово. Но пока есть в душе эгоизм, он не дает жизни этому благоговению. Все благоговения кончаются, когда собравшийся благоговеть перед всеми вдруг встречает или отпор, или нечто неприятное, негативное... Например: Тимофей благоговеет перед отцом Дмитрием, а отец Дмитрий благоговеет перед самим собой (на самом деле), а перед Тимофеем не благоговеет. Тимофей благоговеет перед казнительницей Чехова, но казнительница не благоговеет перед душой усопшего человека, у которого нет языка, чтобы защитить себя и свою правду.
Правда Божия - по отцам - в том, чтобы благоговеть перед образом Божиим, но всегда помнить об истинной пользе другого человека. "Угождайте друг другу в назидание" - предупреждал апостол Павел.
"признать Христа и его божественность - это еще не всё" - говорите В Отцы говорили так: "Знание Бога нужно отличать от знания О Боге". Великий путь проходит человек от одной точки до другой. И если достигает истинного знания, близости, то все в нем меняется,в том числе и отношение к ближним.Человек постепенно начинает чувствовать в себе способность любить своих врагов и любить с рассуждением.
Мой Вам низкий признательный поклон за Ваш труд чтения. Ваша Екатерина.

Екатерина Домбровская   23.02.2014 01:57   Заявить о нарушении
Да, всё так. И замутнен, и извращён... И разглядеть этот Образ может только тот, кто сам чист и не замутнён. А кроме того, премудр, ведь понять - это значит, разсудить, не оСКОРБляя, что эта душа еще не способна на другое поведение, высокие взгляды, несмотря даже на "учёность
Всё это крайне серьезные вещи!
Самое печальное, что мы не боимся оскорбить другого. Ни живого, ни мёртвого...

И потому благое дело восстановить память о подвиге жизни (именно так, ведь Чехов бесплатно лечил многих, покупал книги и лекарства на свои деньги и пр.) наших великих предшественников. Гоголь тоже к ним относится, за него душа болит не менее. Его последние письма, в тло разбитые Белинским, это трагедия прозревшей, но абсолютно одинокой души.

С почтением

Екатерина Щетинина   23.02.2014 11:33   Заявить о нарушении
Да, и вот еще что подумала (сколько граней у Вашего, Екатерина, романа!) - в продолжение темы о послушании. Чехов, можно сказать, тоже его проходил, имея в виду жесткое воспитание в доме отца. И розги, и неукоснительная дисциплина и прочее. Ведь послушание это наука смирения и СЛУШАНИЯ, в этом огромная мудрость Церкви и ее благотворного вос-питания. Чем и как должна питаться Божья душа...
И от этого послушания (в том числе) у Антона Павловича выработался (отточился?) слух духовный, сердечное ведение, способность понимать чужую боль. И никакого осуждения родителя! Наоборот...

Екатерина Щетинина   23.02.2014 11:44   Заявить о нарушении
Всякое, Катенька, бывало у Чехова и говорил он разное и по-разному. Но и это надо уметь понимать, а не пользоваться так, как пользуются этим в своих интересах непонимающие Чехова люди. Конечно, Церковь утверждает как спасительный, путь послушания (Тимофей говорит об этом о. Дмитрию). Вот только и он бывает настоящий и иллюзорный. Настоящий путь - это очень больно человеку, потому что захватывает своеволие, в котором и концентрируется тьма человеческая. Мы часто забываем, что Церковь - это лечебница.
А обличать не оскорбляя - удел чистых, которые прошли через горнило очищения, и стяжали на этом опыте начатки духовного рассуждения. Все это так... Все это написано в книгах... Но достигшие святости отцы знали, что последнее, что не сдается в человеке, даже уже и святом отчасти - это гордыня.Это духовные высоты, великие вершины. И отцы мудрые с первоклассника не требовали свободного ведения высшей математики. А нам, людям обычным и рядовым, руководствоваться бы одним правилом из Правила ко святому Причащению: прежде чем к Чаше приступать, примирись с ТЯ опечалившим. Тя обидели и опечалили, а ты пойди первый и примирись. Вот и будет "божественность". Впрочем, честно говоря, с годами хочется все меньше, без край

Екатерина Домбровская   23.02.2014 12:04   Заявить о нарушении
крайней надобности говорить на эти темы. От разговоров мало что меняется и в себе и в других. Чаша скорбей тех, кого Господь избрал и призвал, непременно усовершит в той мере, в какой "почва" человеческая ответит. А почвы бывают разные.
Спасибо Вам, Катенька. Очень приятно слышать просвещенные речи!

Екатерина Домбровская   23.02.2014 12:06   Заявить о нарушении
Кстати, о главе... Тимофей ведь нисколько не оскорбляет отца Дмитрия тем, чем он занимается и о чем рассказывает приятелю. А отец Дмитрий отчего-то на стенку лезет? Дорогая Катя, сегодня не то, что оскорблять, не то, что обличать современного человека невозможно, но и даже иметь несогласное с ним мнение - и это воспринимается как великое преступление против него лично. Я говорю о церковной среде. Болезненность (гордость) человека возросла до неимоверных пределов - и это один из главных симптомов апостасии (что предрекало и Писание, в частности ап. Павел). Вопрос в том, отчего эта болезненность, эта самость в человеке в церкви столь обостряется? Не потому ли что неправильная церковная жизнь усиливает самодовольство человека (то есть гордостное его начало)? Я говорю о тенденции, которой не было много раньше.
Вот, как назидает апостол своего ученика ап. Тимофея:
"2Тим 3:1-7 "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины".
Таковых удаляйся, - сказано. А ведь Тимофей хоть и был молод, но все же уже считался апостолом. У Чехова было рассуждение и мудрость. И главное - личное смирение ( и никогда, никогда ни в чем - не являл собственной фарисейской святости): только благодаря этому (смирению) он видел и другого человека до больших глубин, видел церковно, духовно, по-христиански, без каких-либо иллюзий, видел страшную правду о человеке, он сострадал, жалел, - а как не пожалеть погибающих ( причисляя к тем и себя в первую очередь), но тьму - светом никогда не называл. И знал, что только скорби будут очищать и лечить падшего человека, если он уверует во Христа, конечно, и подчиниться его слову с любовью.

Екатерина Домбровская   23.02.2014 12:29   Заявить о нарушении
Да, правда.
Закрадывается крамольная мысль, что не по силам человеку современному Учение Христа во вей его полноте и глубине. Не понести... Увы, берем только ту часть, что больше нравится. А то, что "и усовершенствовавшись, пусть будет каждый как учитель тебе", и то, что "нет ни эллина, ни иудея" - нам не подходит.
Согласна, Катя, что говорить чаще всего уже не хочется.
Глухота усиливается, барьер восприятия слов другого - да что он там может сказать? Даже с цитатами...
И потому только через скорби.

Екатерина Щетинина   23.02.2014 12:47   Заявить о нарушении
Самое главное, что "вынимается" современным прихожанином (назовем так) в Евангелии - это учение о Кресте. А без Креста нет и Христа. Будет желание и время - приглашаю прочесть у меня "Училище Креста" (Это первая часть: http://www.proza.ru/2013/11/20/1141 За нею следует и вторая - http://www.proza.ru/2013/11/20/1148)
Избирательность в Евангелии - есть извечный и самый главный порок. В общем-то это и ведет к ересям, если не становится прямой ересью.
Христианский путь ведь не случайно - лествица. Ступени, на которых многое шаг за шагом преображается. Вы знаете, как с годами углубляются смыслы понимания Писания: то, что воспринималось плоско и буквально, вдруг обретает поразительную глубину и истину. А человек в начале своего пути - формализует Слово Божие, что и ведет его к фарисейству, а формализует, потому что живет рассудком, рационально. Все дело в сердце и его чистоте от страстей. Разумеется, можно и нужно учиться от всякого человека, которого тебе посылает Бог, но и здесь с рассуждением ведь! Можно учиться и на ошибках другого, углублять свое собственное видение человека.
Все, все зависит от той степени, насколько каждый из нас преуспел в смирении, и как это смирение он понимает.Нельзя нам вскочить на верхние ступени лестницы, пока не пройдем нижние. Опасно думать, что мы уже способны, как и апостол, преодолеть земные разделения (эллины - иудеи, мужчины- женщины и пр.). Предполагаю, что надо прежде взойти на вершину блаженств и пережить не просто гонения и изгнания, пострадать за Христа - и много! - прежде чем во всем для нас будет Живой Христос. Вот Силуану явился Господь вначале пути, освятил его нетварным светом, а мучения от бесов не прекращались. Вы помните, что было сказано Силуану Господом: "Держи душу свою во аде и не отчаивайся". Вот путь. И долго по нему шел преподобный Силуан. Стоит потому найти для начала ад собственной души. И держать в нем годами душу.Возможно, что постепенно начнет брезжить и любовь. Но не та, душевная, которую мним мы иметь в себе, а духовная - совсем другая, как у Господа, который наказует того сына, которого любит: "Евр.12:6-13 – "Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает".
Простите, Катенька, за обилие цитат - некоторых в наше время в церковной среде и цитирование страшно раздражает.Но разве мое путанное слово может обойтись без света и опоры на слово апостольского? Святые говорят от дуновения Духа Святаго, а мы должны бояться отсебятины ( я боюсь) и все подкреплять словами Писания или отцов. Правда на любом "правильном" пути опасности так и поджидают нас: и справа, и слева. Помоги, Господи!
Катенька, спасибо Вам большое за возможность обменяться мыслями, спасибо за понимание! Поздравляю Вас с Неделей о Страшном суде. Церковная "благодать дня" (так выражался один архиерей о календаре) не может не оказывать на нас влияния.
Ваша Екатерина.

Екатерина Домбровская   23.02.2014 13:18   Заявить о нарушении
Нет возражений - особенно про свой собственный ад.

Екатерина Щетинина   23.02.2014 13:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перешли в другие главы» (Екатерина Домбровская)

Совершенно выдающаяся по уровню художественного мастерства глава. Ее начальные разделы – это еще одно проявление уже фирменного стиля Екатерины Домбровской: какое-то совершенно фантастическое по живописности, по кинематографичности, насыщенности «говорящими» деталями, образами, описаниями каждого абзаца, каждой строчки… Это настолько прекрасно, что автор этого отзыва впал в свое обычное при чтении таких текстов Екатерины состояние околдованности, магической зачарованности, отрешённости даже от сюжета – не хочется даже думать, а только пить и пить нектар этих поэтических, хоть и написанных в прозе, строк…

И вот, когда душа твоя совершенно уже расплавилась, размягчилась, расправилась под мягким теплым дождем этой высокой поэзии, когда она радуется обретенному пониманию «большой мысли» как Правды и Красоты Христовой – тут-то вдруг и врезается в нее резким контрастом, колючей уродливой краказяброй человеческое надмение, пренебрежение - тем более страшное, что исходит она от священнослужителя, и человека, видимо, небесталанного… И тем самым отрезвляет и возвращает к этой кардинальной проблеме – тем более страшной, что ведь это и твоя проблема тоже – «чистоты ока», незамутненности восприятия, способности ума слушать верные и настойчивые сигналы сердца – гарантией чего не выступает ни ум, ни образованность, ни вкус – ни даже номинальная принадлежность к клиру, а только многими трудами, на тяжелых путях обретения смирения, умения не обольщаться «блуждающими огнями», призраками, маятой, фантомами собственной самодостаточности и самоценности, мертвенное, тлением порожденное сияние которых принимаем мы за путеводную звезду!

Франк Де Сауза   03.02.2014 11:28     Заявить о нарушении
Франк, ну Вы сами-то как пишете красиво - я ведь тоже завораживаюсь магией Вашего слова... Параллели жизни - литературы - на самом деле очень тяжелы. Жизнь как-то тяжелеет, чем больше я работаю над этой книгой, тем сама острее это вижу, переживаю, чувствую... В общем-то дело идет о нехристианских даже преступных в этом смысле реакциях людей друг на друга... Или это мне кажется?
Надмение, пренебрежение, самоуверенность и самодовольство - уж лучше бы был разбойником - как Вы думаете? Грубые грехи - они легче изживаются покаянием, епитимьями, чем такие поражения сердца...
Как думаете?

Екатерина Домбровская   03.02.2014 11:29   Заявить о нарушении
Ох, Екатерина, сложно мне сказать… В общем случае, я с Вами, наверное, соглашусь. Однако, Вы гораздо лучше меня знаете, что многое зависит от того, насколько закоснел человек во грехе. В этом смысле, разбойник может оказаться человеком, который так укоренился во грехе, что опустился уже до почти скотского состояния – имея в виду, что его гномическая воля совсем уже исчезла, а грех практически вошел в природу его, так что когда он грешит, им руководит уже воля природная, фелима, и тогда, видимо, покаяния ждать от него сложно… Вместе с тем, возможная и обратная ситуация – с человеком, зараженным грехом гордыни: он точно также может укорениться в своем грехе почти безнадежно. В общем же случае, повторю, я согласен с Вами: грубый грех, по моему мнению, менее опасен.

Франк Де Сауза   03.02.2014 11:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перешли в другие главы» (Екатерина Домбровская)

Все верно, Екатерина Романовна!
Буквенное восприятие преобладает, а чтобы понять Слово целиком, нужны аскетические знания.
Недавно взялась перечитывать Горького и не смогла, а ведь когда-то он мне нравился. Теперь сравниваю с Антоном Павловичем и вижу разницу. Хороший писатель Алексей Максимович, но буревестник, еще точнее, сеющий бурю, а Чехов - ангел небесный. Он предвидел грядущие бунты и вызовы эпохи, отсюда и его особенная доброта и жалость к людям. Очень мудрый был человек.
И равных ему, по тонкому восприятию души русского человека, просто нет.

Спасибо, дорогая Екатерина Романовна!
Без Вашей помощи, так глубоко прочувствовать гениального русского писателя, я бы не смогла.
С теплом, Татьяна.

Татьяна Кырова   02.02.2014 17:59     Заявить о нарушении
Слава Богу, Танечка, слава Богу! Всегда нам надо Господа благодарить: без Его помощи и ни одна буква не пишется.
Спасибо Вам, дорогая!

Екатерина Домбровская   02.02.2014 19:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перешли в другие главы» (Екатерина Домбровская)

В ощущениях мы никогда не обманываемся, фальшивить начинаем на уровне осмысления...- этими словами из взятого с книжной полки томика Тимофей попытался пробить броню надменного собеседника. Увы. Даже авторитетом Тертуллиана трудно достучаться до сердца современного фарисея. Велика горечь прозрения Тимофея, которому вдруг, в одно мгновение, не кто-нибудь, а именно прочувствованный им и родственный его душе Чехов показал суть таких людей, как отец Дмитрий, положительный со всех сторон богослов, но предпочитающий аскезе сухие догмы("аскетика мне не так интересна, нежели история Церкви (в аскетике отец Дмитрий был ни бум-бум – ее ведь проходят не по книгам!)", отвергающий русских классиков под ложным предлогом греховности "мирской литературы"(Чему могут научить нас книги этих грешников?), запрещающий даже дочерям своим познавать Пушкина или Чехова, оставляя им сугубо церковную литературу.

Автор на примере такого выхолощенного подхода к жизни со стороны о. Дмитрия (через восприятие событий горячего и тонко чувствующего Тимофея) показывает результат: с таким подходом к жизни не даётся "дар слышания «сокровенного сердца человека» в другом", потому что он"дается от Бога только в процессе настоящего и долгого послушания". А фарисеям подобное недоступно. Всего лишь одна глава из романа, но удивляет полнокровность раскрытия поднятой проблемы даже на таком небольшом отрезке повествования. Несомненно, художественные достоинства романа, в данном случае этой главы, на высоком уровне.

Описания природы, быта, тонкое написание психологических портретов героев. Повествование захватывает постепенно нарастающим накалом, отражающим внутренние переживания ошеломлённого в своём неожиданном разочаровании Тимофея. Прекрасны многочисленные детали, указывающие на общий дух написанной картины, обворожительна авторская речь: ледяной свекольный квас;облобызались об руку;духовное молитвенное общение как-то упитывало, насыщало и утешало… ; регентовала и пела его матушка; подростки, подпевавшие ей на клиросе, ничуть не портили колеи;столь духовитыми и воздушными пироги выходили только у давно покойной бабушки, а ни матери...

Ударяют в самую душу одни из главных посылов главы:

"Не могла его умилить поверхностная душевность людей, он з н а л, что такое д у х о в н о с т ь и в чем ее коренное отличие от душевности. Он владел этими понятиями и критериями"

"«Поглядел бы он на наших современников, – подумалось Тимофею, – которые не боятся высказанных на бумаге и вслух слов: «Я молился, я молюсь, я помолился, я столько молился о ком-то, а он…»"

Писатель Е. Домбровская многому учит внимательного читателя, многое даёт для питания души. Убедительно приоткрывает завесу над тайной духовного мира человека, предостерегает через ошибку Тимофея не спешить открывать душу тем, кто чужд тебе духом. "Ночью он дал себе зарок о литературе больше не полслова…"

Автор показывает, что нельзя церковное ставить выше духовного, буква не должна преобладать над духом, что послушание выше всего остального. В данном случае речь идёт о творческом литературном пути Тимофея, его проникновении в труды Чехова и желании "реабилитировать" русского классика в глазах той части общества, которая записала Чехова если не во враги церкви, то просто в её мнимого "хулителя".

Тимофей "даже отцу Севастиану на исповеди жаловался на себя, что боится уклониться с пути духовного, на что отец Севастиан сказал ему, что это сейчас его, Тимофея, послушание и что оно имеет некую важность, которую и сам Тимофей пока не осознает".

Вот она, одна из важнейших истин, открыта Тимофею и нам, читателям, в словах отца Севастиана.

С уважением, с почтением к Автору, ГМ

Галина Мамыко   15.12.2013 16:32     Заявить о нарушении
Дорогая Галина, какой роскошный в буквальном смысле слова отклик Вы подарили Тимофею! Как подробно, как внимательно читали, сколько времени своего пожертвовали на такой доскональный разбор главы... Могу только преклониться перед Вами за понесенный труд в великой благодарности и уважении. Нынче любят критиковать сходу, не утруждаясь совсем ни разборами, ни доказательствами - на одних эмоциях. Ваш отзыв - большая радость и великая честь для меня.
Спасибо. Отзыв укрепляет в сознании того, что надо работать крайне внимательно, напряженно и ответственно, коли есть такие пристальные, но при этом и доброжелательные читатели.
Сердечно благодарю за понесенный труд! Ваша Екатерина.

Екатерина Домбровская   12.12.2013 21:30   Заявить о нарушении
Взаимно кланяюсь, нисколько прошу не смущаться, ведь это в радость, чтение такой литературы и затем совместное с Вами сопереживание, переживание и сорадование вот в таком как бы общем, едиными устами, единым духом, составленном "отзыве" под впечатлением прочитанного. А когда душа просится на бумагу, то это отнюдь не труд, это уже вдохновлённое радование о прочитанном.

Галина Мамыко   12.12.2013 21:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перешли в другие главы» (Екатерина Домбровская)

Екатерина!
С огромным интересом
читал!
И - размышлял
о прочитанном...
Cпасибо!!!

Владимир Хвостов   17.11.2013 20:33     Заявить о нарушении
Я очень признательна Вам, уважаемый Владимир. Всякому автору приятен и дорого интерес к его работе.

Екатерина Домбровская   17.11.2013 23:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перешли в другие главы» (Екатерина Домбровская)

До чего пришлась мне по душе эта глава, уважаемая Екатерина. Как же любовно описали Вы природу глубинки российской. Читал описание дали, где по небу одновременно можно было увидеть и солнце играющее, и сетку дождевую, и вспоминал, как мчались мы по трассе, а вокруг степь да пойма Донская. И видно было: косым косым четырёхугольником у горизонта дождик шпарит, а тут у нас солнышко. Но уже туча нагоняет, вот-вот накроет. Подобное чувство боязливой весёлости испытал, как ваши строчки читал.
Умилился духовному настрою Тимофея, когда в список поминальный внёс он монахов, чьи имена на могилах прочёл. И во время молитвы встали они незримо рядом, и он чувствовал сердцем их отраду от поминовения.
Чистая душа Маргоша, открытая всему: горю, радости. Всё-всё через сердце пропускает, и скорая на слёзы. Но не пустые, а всегда искренне полнодуховные. Вот такое слово придумал, чтобы объяснить.
С горечью читал о непонимании, возникшем между Тимофеем и отцом Дмитрием. И вспомнились мне строчки "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос..."
Все эти сарафаны русские на девочках, имена мудрёные, пироги, скатерть под старину - всё это оказалось внешним. Попала, Попала закваска фарисейская в чистое опресночное тесто души отца Дмитрия. Мгновенно дух надменности его обуял, дух главенства, горячности. Как же Тимоше тяжело всё это! Как его сердце изнывает!((
И везде Антон Павлович. Всюду неназойливо, подспудно направляет, медлительно переворачивает страницы Книги Истины. Как точно о человеке духовном и душевном. Сакральная тонкая грань между двумя понятиями. Люди мирские подчас и не чуют разницу, но она - в пропасть. Вот такая. Душевный может стать духовным, но духовный, если он поистине с Богом, душевным стать уже не сможет. Природа его теперь другая. Он теперь для горнего подготовлен Уже не плоть главенствует, а дух нетленен. А душевный человек может духовно умереть, если только не ухватится хотя бы за край ризы Спасителя. Сады, блага, страсти - всё отринуть Кажется, что невозможно. Не пройдёт верблюд в игольное ушко! Но это нам, человекам, мнится. А Богу-Вседержителю нет ничего невозможного.
Замечательны.. полные необыкновенного смысла слова архимандрита Киприана о том, что, чтобы понять историческую личность, нужно доподлинно о ней и времени том узнать, постараться в мысли и чувствования проникнуть, жить ими. Когда хотят артисты воссоздать реального героя, они вживаются в образ. Своё "я" забывают. Уже нет Я, все мысли, все чувства направлены на воссоединение.
Теперь понятно, почему Чехов так дивно открывается Тимофею. А потому что смог Тимоша слиться воедино с чувствованиями писателя, предвосхитил все будущие знания о нём. И как не болеть сердцу, когда идёт поношение на его вторую духовную сущность. Чего стоило Тимоше вот это: дал себе зарок не говорить о литературе? Да... и не потому что разуверился, а мира духовного для.
Не открыто ещё отцу Дмитрию. Открывается только кроткому сердцу. Учёность кротости помешала.((( Замечательная глава, Екатерина. Если не так понял, направьте. Огроменное спасибо!

Зеленый Ил   07.11.2013 23:57     Заявить о нарушении
Дорогой Илюша! Поняли ТАК, да еще тысячу раз - ТАК! Всем бы ТАК понимать, ДА "Я" испорченное страшно мешает.
Я глубоко потрясена Вашим разбором, дорогой Илья. О многом он мне говорит: прежде всего о Вас, и о близости духовной нашей, что все Вы поняли да еще и выразили так, как писалось. Услышали все, о чем думалось - причем до тонкостей поняли и услышали...
Вот пример: о высказывании Киприана (Керна):
в Евангелии от Иоанна в 6 главе в конце, когда слыша речи Иисуса, многие отходят от Него, в ответ на вопрос Иисуса Петр исповедует веру апостолов и в греческом тексте употребляется глагол, соответствующий тому, о чем говорит Петр, а именно о том, что познающий субъект познания должен проникать и проникает в объект познания, таким образом постигая его изнутри. Это есть точное библейское словоупотребление, несущее в себе и понятие о познании, а не те понятия, как сегодня многие утверждают: дайте нам стихи поэта, а личность его нам вовсе не нужна, не будем туда заглядывать... Это порочный подход...

"С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и ПОЗНАЛИ, что Ты Христос, Сын Бога живаго" (Ин.6: 67-69).

Поэтому ученость может помешать кротости только если она не преобретена аскетическим опытом. А если есть опыт духовной жизни, то на него и ученость может липнуть, как все прилепляется к меду))) А когда вперед идет ученость без опыта - рождаются духовные "чудовища" и вовсе не невинные. Что мы видим сегодня, увы, очень часто. И как изумительно все прочли Вы в рассказе об отце Дмитрии!
И как про слезы простодушной Маргоши сказали - полнодуховные слезы.
Илья дорогой - в землю кланяюсь Вам!

Екатерина Домбровская   08.11.2013 12:54   Заявить о нарушении
Обрадовался необыкновенно. Не похвале, нет. А тому, что получилось проникнуть в замысел автора, понять его посыл нравственный.
Признаюсь, очень вчера читал, очень. Просто вчитывался построчно, возвращался не раз к некоторым местам.
Замечательное пояснение к Евангельскому эпизоду. Я вспоминаю, что однажды слушал толкование Слова. Вот есть такой эпизод, когда Иисус с учениками пришли в Кейсарию Филлипову. Беседовал Господь с учениками. Пётр же в горячности воскликнул: "Да не будет этого с тобой". А Христос ему сказал: "Отойди от меня, сатана, ты мне соблазн." Так вот, проповедник тоже привёл греческий дословный перевод. И звучал он так:"Зайди за меня, Сатана..."
Очевидно Пётр забежал перед Иисусом. Ну, а кто в это момент вложил ему эти речи в уста, мы знаем, его сам Спаситель обозначил. Вот иисус и поставил врага душ человеческих на место: "Зайди за Меня" То есть, никогда ты не будешь впереди Бога. Не знаю, примите ли Вы такое толкование. Помню, оно меня очень удивило и много заставило размышлять.
Доброго Вам дня и пожеланий добрых.
С уважением.

Зеленый Ил   08.11.2013 13:37   Заявить о нарушении
Если действительно так в греческом тексте, то он усиливает энергию слова: не просто "отойди" а отойди еще и подальше.
Но суть все та же - душевное человеческое - и это-то главное в данном отрывке! - всегда - сатанинское. А вот этот смысл затемнять нельзя. И тут тоже опасности: удариться в нюансы слова, а главное в смысле обойти сторонкой. мы всегда должны быть начеку!
Дай Бог, Илюша, Вам всего самого лучшего мирного и премирного от Господа. Он Сам знает, что и как вам дать. А вот терпения пожелаю от себя, потому как по себе знаю, что оно всегда необходимо и его всегда немного не хватает. При этом помня, как говорил мой духовник, "терпение без смирения - катастрофа". Представляете. какая Истина? В миру есть терпеливые люди, но и их терпению приходит конец и все вытерпленное оказывается насмарку вытерпленным. А смирению не приходит конец. И человек становится победителем . И терпел не напрасно.
Это я так, к слову в связи с тем, над чем сейчас работаю...

Екатерина Домбровская   08.11.2013 13:53   Заявить о нарушении
Я вспомнил, читал, как бабушка одна на исповеди сказала: "Да нет у меня уже никакого терпения!" И ответил ей батюшка: "Вот и пришло время достать из тайников духовных долготерпение".
Буду ещё перечитывать и размышлять над беседой нашей.

Зеленый Ил   08.11.2013 14:12   Заявить о нарушении
Замечательно сказал батюшка!!! Беру на вооружение, дорогой друже Илюша!

Екатерина Домбровская   08.11.2013 14:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перешли в другие главы» (Екатерина Домбровская)

Именно эта глава, дорогая Екатерина, мне понравилась особенно. Я её не просто читал, а видел и слышал. Картинно предстали в моём воображении пейзажи русские, встреча и разговор священников.
Поэзия требует абсолютной точности слова, и в Вашей прозе невозможно сдвинуть ни единого звука - всё слажено крепко, всё знает своё место.
Хорошая литература мне напоминает совершенство тела человека, где всякий орган находится на своём месте и выполняет свою функцию.
Ваше слово дышит, делает доброе дело, заставляет думать.
Спасибо Вам!
С почтением - Виталий.
Опять уезжаю до вечера на дачу. Тут близко - всего-то шесть километров.

Виталий Валсамаки   12.09.2013 09:29     Заявить о нарушении
Как хорошо на даче-то ранней осенью! А я вот из деревни перебралась в Москву...
Вы уж не перехваливайте меня, потому что дальше духовное наполнение перетягивает и затягивает и я остаюсь в долгу перед той самой прозой, о которой Вы так великодушно высказались. Два пласта в книге: исследование в романе (если это роман...) и не всегда, увы, автор сам собой утешен,.. мягко говоря.Трудная задача! Может, по сведению концов с концами и вернусь к этому важному вопросу. Спасибо Вам!

Екатерина Домбровская   12.09.2013 09:37   Заявить о нарушении
Екатерина, я Вас не перехваливаю. Читать Ваши вещи трудно. Трудно по-настоящему. От меня, читателя, всякий раз требуется предельное внимание и напряжение ума. Есть дурацкая литература (такая характеристика мной услышана была в семидесятые годы от искусствоведа Вишняковой Л.М.), но с той поры эта литература получила ещё большее своё развитие. Она сегодня овладела массами. Не мне Вам объяснять и доказывать о засилии фальшивых ценностей. Мы вступили в эпоху фальшивомонетчиков.
А меж тем, здесь, на сайте "Проза.ру" я иногда встречаю ценности истинные. Не буду называть имена - надеюсь их определит время.
Это сложный разговор. Меня радует вот что: ходил я, помнится, по залам музея изобразительных искусств в Белграде, знакомился с их классиками, а в голове возникла мысль:
"У нас таких классиков до Москвы раком не переставить".

Виталий Валсамаки   12.09.2013 21:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перешли в другие главы» (Екатерина Домбровская)

"равновеликий Моцарту творец русского реквиема..."- гениальная оценка гения

Айгуль Бескемпирова 2   08.09.2013 14:12     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, дорогая Айгуль: как отрадно, что Вы видите то, что так важно автору!

Екатерина Домбровская   08.09.2013 21:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перешли в другие главы» (Екатерина Домбровская)

Дорогая Екатерина, с интересом читаю эту вещь.
Да, Чехов не кричит о своем христианстве, но, ежели вчитаться со вниманием, везде видна ПРАВОСЛАВНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ... Он всегда "кажет" нам человека и обстоятельства с точки зрения Православия.
Понравилось, что Тимофею наконец возражают. Хотелось бы, конечно, более внушительного диалога, но, м.б., он будет далее?
Ваш

Борис Пинаев   27.06.2013 02:33     Заявить о нарушении
Дорогой Борис, благодарю за взаимопонимание относительно точки зрения Чехова. вы хорошо сказали!
Насчет споров с Тимофеем - дальше, да и вначале было - что спорит он с теми точками зрения, которые укоренились - постепенно весь спектр суждений о Чехове открывается , даже и тех рецензентов, которые любят Чехов, однако сознательного евангельского подхода к жизни не предполагают.
Что касается оспоривателей точки зрения Тимофея, его разборов, думаю, за критиками книги дело не станет. Поэтому забочусь о доказательствах. Впрочем, совет Ваш учту с благодарностью.
С признательностью - Екатерина.

Екатерина Домбровская   27.06.2013 10:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перешли в другие главы» (Екатерина Домбровская)

Прочитал восемь глав (предварительно отпечатал), с интересом и с пользой для себя. Перечитал "Моя жизнь" Чехова, много размышлял - а у Вас есть над чем поразмышлять,- кое-какие мысли даже выписал к себе в спец. тетрадь, где я записываю понравившиеся мысли великих людей.
Читаешь иногда отдельных авторов, пишущих на религиозную тему и чувствуешь, что чего-то в их текстах не хватает, не затрагивает, не увлекает, не волнует... Мысли вроде бы правильные, а вот, говоря словами вашего Тимофея, "не получилось оформить словесно" их. У Вас получилось. Вы прекрасные мысли прекрасно оформили словесно. У Достоевского есть выражение: "Мысли не пошли в слова". У Вас пошли, отлично пошли!
Хорошо и правильно сказал Антон Павлович устами Мисаила относительно легенды о надписи на кольце Соломона:"Все проходит. И это пройдет".
"Если бы у меня была охота заказать себе кольцо, то я выбрал бы такую надпись:"Ничто не проходит". Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни".
Я тоже, как и Мисаил, верю, что все наши поступки рано или поздно аукнутся. Добро аукнется добром, зло - злом. Жаль, что многие сегодня это не осознают, не понимают, не видят греховного в своих поступках. А если и приходит понимание, то слишком поздно. Вспомним у Пушкина:
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

Спасибо Вам за такие светлые, умные произведения!
Успехов Вам и доброго здоровья.
Пошел читать девятую главу.
НИК

Николай Иванович Кирсанов   21.05.2013 12:07     Заявить о нарушении
Дорогой Николай Иванович!Ваша оценка для меня дорогого стоит. Я знаю, что это выношенное слово строгого профессионала. Низко кланяюсь Вам. Буду стараться не испортить колеи и в следующих главах. Помоги мне Бог!
С уважением и признательностью - Екатерина.

Екатерина Домбровская   21.05.2013 13:09   Заявить о нарушении