Употреблять или не употреблять? Извините...

 

     - Мама, что такое «*опа? – спросил у меня мой семилетний сын.
Ну вот, подумалось, семь лет коту под хвост.  И первый класс ничему не научил.  Потом пошли более сложные вопросы.
     - Мама, а что такое «б****»?
     Так…   А неделя в детском оздоровительном лагере уже дает свои плоды. Начинаю объяснять.  Заодно объясняю, почему неприлично говорить такие слова.
     - Хорошо, мама, я не буду, только объясни мне еще два слова. Одно на «п» начинается, на «а» заканчивается. Второе на «п» начинается, на «с» заканчивается.
     Включаю свои познания в великом могучем. Одно слово   кое-как поняла. Второе не пойму. Весь алфавит перебрала, ничего не получается. Пришлось попросить Кирилла, чтобы он  произнес это слово.  О, Господи! Ну как объяснить все это ребенку? Тем более, я сама не сильна в этом вопросе…
 
      Мы удаляемся от нашего корпуса в лес. Сейчас в лагере  тихий час, но поскольку я здесь работаю,  мы можем прогуливать все, что захотим, поэтому в тихий час мы ходим в лес. Кирилл тихий и растерянный. И совсем не может без меня. Меня это очень расстраивает. Мою основную работу никто не отменял, я редактирую два реферативных журнала в Институте Научно-Технической Информации и скоро предстоит ехать в Москву сдавать два номера журнала.  А Кира останется в лагере без меня. И будет плакать. А я буду страдать в Москве.  И вспоминать, как я сама была в лагере в возрасте семи лет, как приезжали родители ко всем детям, а ко мне не приезжали, а только передали кулек конфет. И я стою у ворот с этим газетным кульком, и мне совсем не хочется конфет.  Лучше бы мама приехала. До сих пор помню себя и свои чувства.  Я – такая маленькая, тихая и молчаливая, стою неподвижно под сосной и смотрю за ворота… А вокруг веселые дети со своими  родителями  галдят, бегают, смеются… Счастливые… А я в коротком платьице и сандалиях… Выжигаю взглядом тропинку за воротами. Тропинку к маме. Может, она придет ко мне по этой тропинке? Но она не приходит. И я тихо страдаю.

     Но потом я научилась быть без мамы. И каждый год уходила в походы на все лето или в лагеря на две смены. И мне все меньше и меньше хотелось быть дома.  А Кирилл так и не научился быть без меня. Даже сейчас каждое расставание переносит с трудом. И я не знаю, что лучше?

     А с Левой я впервые рассталась на пять дней, когда ему было  почти  два годика.  С ним сидела моя племянница,  да и папа с Кириллом были дома.  Когда я вернулась домой и вошла в квартиру, Лева бросился ко мне на шею и прошептал: «Я позабыл твое лицо…»  Я спросила шепотом: «А фотографию в альбоме ты не догадался посмотреть?» Он еще сильнее втиснулся в меня и прошептал: «Не догадася…» Неделю он висел у меня на шее, ни на секунду,  ни на шаг не отходил  от меня.

     Потом он подрос и мы уехали на лето в Сочи. И там он страдал без папы и Кирюши.  А потом начал искать друзей.  Однажды  полдня  гулял с соседским мальчиком. К вечеру пришел домой изможденный и злой. И сказал: «Нет! Уж лучше я буду один, чем дружить с дураками!» Леве было пять лет…  Хотя любознательность и жажда общения были ошеломляющие. Он легко знакомился на пляже, любил поговорить, пофилософствовать. Правда, преимущественно со взрослыми. Потом подходил ко мне и давал свою оценку, анализировал, рассказывал, что из себя представляет новый знакомый.  Мужчины были более доброжелательны, женщины часто злились и говорили глупости. С детьми Лева не общался.

     Потом к нам в гости пришел Максим – внук профессора, он был на год старше Левы.  Лева решил повторить попытку и отправился с ним гулять. На второй день он сбежал от Максима и повторил, что лучше будет один, чем дружить  с дураками.  А потом, стоя на веранде, вдруг вскинул руку к небу и воскликнул: «Ни *уя себе!!» Я обалдела!  Стала спрашивать, что бы это значило и почему он так говорит. Но Лева, показывая на облако, продолжал с удовольствием восклицать: «Ни *уя себе!!» Я начала объяснять, что это слово, мягко говоря, не очень хорошее, что можно сказать, например, «ни фига себе!»  Лева рассердился, он никогда не любил долгих объяснений. Взмахнул руками и воскликнул: «Мама! Я все понял! Но ты прислушайся! Ни фига себе – это ни фи-га се-бе! А ни *уя себе – это КРАЙНЯЯ СТЕПЕНЬ удивления!» Все. Больше к этому вопросу в тот день не возвращался. На следующий день мы с ним поехали на рынок в Адлер. Лева был задумчив и молчалив. Смотрю на него в зеркало заднего вида и вижу бегущую строку на лбу – продолжает размышлять. Потом говорит, как бы в пространство, не обращаясь ко мне: «Нет…  Ни фига себе… Ничего себе…  Ни *уя себе… И все-таки, ни *уя себе – это самая сильная степень удивления!»
     Вот такие лингвистические исследования…

     Да, а в восемь лет он сказал: «Лучше я буду дружить с дураками, чем всю жизнь буду один».  И потом, в театральной студии Лева подружился с мальчиком, с которым никто не дружил – такой он был «плохой».  И Лева сказал: «Я, как пластилин, могу  обернуть камень любой формы».

     В первом классе Лева не учился, был сразу переведён во второй. Но и там он завис всего на месяц, когда мы ходили сдавать всевозможные тесты и экзамены. И не оставлял попыток познакомиться и подружиться с ребятами. Однажды он рассказал мне: "Я возвращался из школы с мальчиком по имени Марио. Я спросил у него, какой он национальности. Но Марио чего-то испугался и не ответил. Тогда я задал ему двадцать два вопроса и понял, что у него папа еврей, мама армянка". Я поинтересовалась, какие вопросы он задал Марио. Лева ответил: "Я спросил, как зовут его папу, маму, бабушек, дедушек, где они родились, где живут их родственники, где Марио проводит лето, какую еду готовят дома и так далее..." Но с Марио тоже не сложилось. Марио жил слегка пришибленный своим набором хромосом. А потом я встретила его в поликлинике. Марио превратился в юношу ослепительной красоты. Надеюсь, он обрёл решительность и уверенность в себе.

     А к четырнадцати годам Лева оброс друзьями своего уровня. И пришел к такому умозаключению: «Я больше ни под кого не буду подстраиваться! Я  могу себе позволить общаться только с теми, кто мне приятен, и кто меня понимает».

     А я подумала: могу ли я себе позволить такую роскошь?


Рецензии
Хороший рассказ, Надежда!
Живой увлекающий язык, ярко подсвечена проблема, с которой сталкивается почти каждый родитель и …. Поздравляю с двумя вундеркиндами. Иначе не скажешь.

Михаил Кербель   15.03.2022 17:59     Заявить о нарушении
Благодарю, Михаил)
С уважением, Н.

Надежда Розенбаум   18.03.2022 12:28   Заявить о нарушении
На это произведение написана 81 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.