авантюра

Это отрывок из книги воспоминаний "Моя жизнь" Марселя Райх-Раницки. Действие происходит в варшавском гетто.
               
Я не состоял в Еврейской боевой организации, но участвовал в одной из подготовительных ею акций сопротивления, причём почти случайно. Теперь пришлось признать, что, желая после январской депортации избежать верной смерти, необходимо было во что бы то ни стало и как можно скорее бежать из гетто. Но для того, чтобы еврей мог существовать в "арийской" части города, требовались три предпосылки. Во-первых, требовались деньги или ценности, чтобы купить фальшивые паспорта, не говоря уж о возможности вымогательства при решении этих проблем. Во-вторых, нельзя было выглядеть и вести себя так, чтобы у поляков зародилось подозрение, что они имеют дело с евреем. Ив-третьих, за стенами гетто нужны были нееврейские друзья и знакомые, готовые помочь.
Если у еврея, собиравшегося бежать в "арийские" кварталы, наличествовали только две из трёх названных предпосылок, его положение оказывалось сомнительным, а при только одной шансы были минимальны. У меня же отсутствовали все три условия. С Тосей (жена автора) дело обстояло немного лучше. Она выглядела не как еврейка.
Я размышлял, что можно сделать в этих условиях.
Через несколько дней после окончания "второй акции" мы с двумя товарищами сидели вечером в подвале на улице Мила и обсуждали наше положение.
"Это ведь просто скандал", - сказал я мимоходом. "Еврейский совет всё ещё продолжает каждую неделю платить немцам. Может быть ограбить его кассу?"
Один молодой участник нашего разговора, состоящий в Еврейской боевой организации, сразу же проявил интерес к этой авантюрной идее. Он попросил нас  пока ни с кем об этом не говорить.
На следущий день он сообщил нам, что это, вероятно, можно сделать, только нужна наша помощь. От меня требовалась информация о модели кассы в здании "Еврейского совета", о доступе в кассовое помещение и о замках на дверях. В разговоре с кассиром, которого я очень хорошо знал, мне нужно было выяснить, когда состоится очередная передача денег немцам. Также мне нужно было похитить бланк "Еврейского совета", на котором Тося* позже изобразила подпись председателя. Для чего была нужна эта бумага, нам не объяснили.
Операция прошла в ночь с 30 на 31 января, но совсем не так, как мы предполагали.
Еврейская организация выбрала более мягкое решение. Несколько её членов, переодетых еврейскими милиционерами, ночью разбудили кассира в его квартире и прердали ему письмо председателя "Еврейского совета" с приглашением немедленно прийти и принести с собой ключ от кассы. Ему объяснили, что внезапно пришли немцы, потребовавшие большую сумму. Этот неожиданный визит хотя и вызвал у кассира сомнение, но он сделал то, что от него требовали.
Когда на следущее утро стало известно, что Еврейской боевой организации удалось нападение, в результате которого она завладела суммой более 100 тысяч злотых, воцарилась всеобщая радость. Председатель "Еврейского совета" сразу же известил немецкие власти о случившемся. Они прислали специалистов, которые обыскали всё и ничего не нашли. Добычу решили использовать для приобретения оружия. Но в знак признательности за мою идею и нашу с Тосей помощь, нам выплатили премию - примерно в 5% от конфискованной суммы на человека. Это облегчало бегство из гетто.

* Тося хорошо рисовала


Рецензии