Нас непрерывно преследует страх...

Мало кого он обходит стороной. Ну, а кого обходит, тот, очень часто, долго и не живёт. Человек, оправдывая себя, часто заменяет это слово осторожностью, но этот обман не проходит в подсознании. Подсознанию нужна подсознательная уверенность в своих силах и тогда... Тогда страх отступает. Я не буду писать о медицинских и философских категориях, в которых, тем более, не смыслю, а лишь о своих встречах со страхом. Ну, опустим детские ночные кошмары. Опустим также избегаемые встречи с опасностью. Вот, скажем, гибель Зои Космодемьянской. Её бросили на смерть, а осторожность, даже элементарный разум, не были развиты. Осталась гордость, которая - не помощница. Я - отвлёкся. Не все органы человека несут в себе страх смерти. Переболев в три года желтухой и заработав хронический гепатит, в шесть лет, играя в догонялки, я кувырком покатился по траве от резкой боли в печени. А страха - не было. Напрямую на страх работает сердце и чувство беспомощности влиять на ситуацию. Но с ними можно бороться. Я не буду впадать в лирику, лишь перечислю случаи и способы, которые мне помогли.
В восемь лет зимой я провалился в люк и сушился в подъезде, пока не вернулись родители с работы. Ревмокардит. Все врачи пели одну песню: никакой физкультуры, резких нагрузок... Но один умный - нашёлся. Можно всё,- сказал он,- но отставать - будешь. Механизм страха был запущен. Но была запущена и надежда. Гимнастика, холодный душ, кстати, отец, фронтовик-инвалид, не пропускал ни дня, сделали своё дело. До восьмого класса включительно я обходил одноклассников во всех дисциплинах и был бессменным физоргом. Один совет - не спешите в гонке за результатами. Вы не станете чемпионом, но уровень лучше всех в школе - вполне доступен.
Уже учась в институте, я сильно разбился с другом на мотоцикле. Это не была моя ошибка. Грузовик с прицепом, подав правый сигнал, повернул налево.
Когда я снова сел на мото, меня, при виде грузовиков, бросало в пот. Я объяснил себе: дурак был не только ты сам, они , вообще, кругом. Учитывай это!
Видишь впереди развязку дорог? Отложи обгон, а дальше - газу до отказу... Страх исчез, когда я стал контролировать ситуацию.
Когда я начал работать на заводе, обедать пришлось - не когда хочется, а в обеденный перерыв, причём с той скоростью, с которой ело окружение. А печень плохая. Мне стало давить на сердце. желудок, но кто бы мне тогда объяснил... Стало страшно, я стал хвататься за валидол, усугубляя проблемы желудка. А потом меня стали переводить наладчиком с автолинии на автолинию, меняя рабочие места, чтобы я мог самостоятельно испытывать инструмент. График обеда стал скользящий и независимый и проблема с сердцем ушла.
 Она вернулась, когда я стал готовиться к походам на сложные маршруты. Спешка и перетренировка. Мне помог младший по возрасту коллега на работе. Вы куда спешите, Юрий Михайлович?- спросил он. Вы поднимите гантелю три раза и хватит. Мало ли, что ещё можете? На следующей неделе прибавите!  Он меня поставил на правильную дорогу. Когда было плохо в походе, я вспоминал, как мне было тяжело на тренировках, и сердце послушно затыкалось.
Вера творила чудеса.
Я приехал рано утром в уфимский аэропорт, лететь в очередную командировку в Запорожье. На посадку красиво заходил горящий ТУ-134 из Молдавии.
Спасли всех, но от самолёта остался только хвост. Я улетел спокойно, а на обратной дороге, через неделю, меня стала бить дрожь. Я же ничего не могу сделать сам, я - заложник пилотов и техники. Состояние длилось год и прошло само, когда я смирился, что в современном Мире жизнь без авиации невозможна. Это просто надо принять!
Как-то, возвращаясь из Москвы из командировки на заводском самолёте, у нас произошла, на высоте около 400м, разгерметизация салона - и моя голова взорвалась от боли. Из самолёта меня вывели, но страха - не было. Я забыл об этом. А через полгода, летя в Запорожье, меня на той же высоте свалило на пол от повторения приступа. Но страха-то не было. Я стал глотать Седалгин перед посадкой, а потом стал летать самолётами ГВФ и проблема исчезла. Нет, хронические головные боли остались, но они уже не связаны с полётами. И последнее...
Со страхом можно бороться ненавистью, но как бороться мне было ненавистью с водным туризмом, когда он стал частью моей жизни. А пройти сложный участок без страха, мобилизующего все ваши резервы без остатка, иногда просто невозможно. Всё на пределе, и психика - тоже.
Мы тяжело разбились на Оке Саянской, когда полезли куда не надо. Руководитель интуитивно нашёл выход:" Так, базары потом, нам плот надо перегонять. Шнеллер!!! Юра, как пальцы? Можешь? Менять некому! Пошли!" - Мы пошли и прошли.
Из всего хаоса, который я изложил, достойными внимания мне показались две мысли: Уверенность на уровне подсознания, физическая и моральная, и умение отбросить мысль о смерти( сосредоточиться на прохождении жизни). Не скажу, что это легко. Зато знаю, что когда Смерть подступает близко, она уже не пугает. Живите!!!

P.S.  прём ли в пороге на осточертелом дерьме
      греем ли кожу на осточертелой корме
      роем ли норы в осточертелых горах
      нас непрерывно преследует страх

норму, отдайте норму... кОрму, кОрму, кОрму!
   обрывок какой-то песни...

20.4.2013


Рецензии
Юрий!
Мне кажется мысль рождает страх. Когда передо мной НЕЧТО возникает
неожиданно, непосредственно, страха нет. Надо действовать. Но стоит возникнуть
реакции, пиши - пропало. Мысль забросает тебя уже знакомым опытом, известными
фактами, переживанием неопределенности, где основное - страх смерти.
А еще я поняла - одна из главных причин страха это нежелание видеть себя такой,
какая я есть на самом деле. Бороться с ним - бесполезно. Вот если признавать
его и понимать, что он твое порожденье - бывает он исчезает...или уменьшается.
Спасибо за внимание к моим,отнюдь, не философским размышлениям. Л.

Людмила Салагаева   16.03.2014 04:21     Заявить о нарушении
Замечательное дополнение внесли, Людмила! Спасибо за отклик! Всё так, подсознание оценивает и если знает, что ты проходил такое, страх преодолевается, во всяком случае не переходит в панику. Но летать боялся, помню, около года... ну не можёшь влиять и опыт не поможет... Весеннего тепла и успехов!!!

Соколов Юрий Михайлович   17.03.2014 16:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.