Проблема полноты осведомленности в гражданском общ

                Козий М.С.      
ПРОБЛЕМА ПОЛНОТЫ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Если заглянуть в Веды, то в них можно  найти следующее: «Несомненно, то, что причину и следствие во всех их формах создала прежде   – личность Бога – своей собственной энергией. И этот господь – причина и следствие – в гуннах материальной природы есть трансцендентный абсолют» [1, с. 25]. И далее: «Ими причиной и следствием приводятся в действия эти гунны свойства материальной природы. Каждый подвержен влиянию этих гунн, как будто внутрь вошедших – благодаря трансцендентному сознанию полностью осведомленного» [1, с. 26]. Таким образом, даже в то время, когда Веды были написаны, философы придавали большое значение осведомленности человека в обществе, выстраивая иерархию: полностью осведомленный – Бог (не имеющий образа и подобия - энергия), хорошо осведомленные – полубоги (имеющие образ и не имеющие подобия), достаточно осведомленные – «Брахманы» (имеющие образ и подобие) и недостаточно осведомленные – люди (не имеющие образа и имеющие подобие).
 Цель статьи рассмотреть проблему осведомленности человека в современном мире, которая является актуальной и важной для решения практической задачи построения гражданского общества. В [2] рассматривается вопросы влияния информации на экономику, общество и культуру, в [3] вопрос преобразования статусной культуры в сеть с внестатусной коммуникацией (ИНТЕРНЕТ) и свободы в ней, в [4] рассматривается вопрос противоречивости положения человека в информационном обществе, однако, проблема осведомленности остается недостаточно исследованной.
Возникает задача анализа влияния форм распространения и восприятия информации о событиях на осведомленность элементов гражданского общества.
Если рассматривать пространственно-временное развитие причинно-следственных связей, то модель такого развития может быть представлена неограниченными плоскостями состояний, расположенными одна плоскость под (над) другой, развивающимися в пространстве состояний от прошлого к будущему. Где в некоторый момент какая - то плоскость является настоящим, все другие низ лежащие прошлым, а все лежащие сверху будущим. В этом пространстве состояний могут быть проведены мировые линии событий от прошлого через настоящее в будущее.  При ограничениях: все события настоящего информационно связанны со всеми событиями прошлого (для каждого состояния события настоящего причиной являются все события настоящего и прошлого) и скорость передачи информации от события к событию (от причины к следствию) ограниченна скоростью света – т.е. возникает ограниченная в пространстве состояний область, известная как световой конус Минковского. При этом на поверхности конуса скорость передачи информации равна скорости света, а внутри меньше скорости света. Каждый человек, как мировая линия событий, имеет свой собственный конус в границах конуса Минковского. Он фиксирует доступную для восприятия часть пространства состояний светового конуса. Личный конус включает в себя две составляющие: интеллектуально обусловленную (метафизическую), определяющую свободу личности, и фатально обусловленную, как проявление физической необходимости (физическую) – подобную конусу Минковского. Можно разделять эти компоненты личного конуса  и интегрировать их. Нас, в первую очередь, интересует интеллектуально обусловленная метафизическая компонента, и в этом контексте свобода воли рассматривается в кантовском значении, как свойство воли быть самой для себя законом [5, с. 337-338].
Модель личного конуса строится при следующих допущениях: состояния событий в любой момент времени в причинно следственной обусловленности информационно связаны не со всеми состояниями событий прошлого; в пространстве состояний скорость передачи информации от состояния события с состоянию события неоднородна и находится в пределах от меньше скорости света до скоростей близких к нулю.
Конус будущего, в метафизической компоненте трансформируется в пространство выбора, в котором мировая линия события превращается в конус возможных  состояний, а конус состояний событий прошлого, хранимый памятью, необходимо не обуславливает некоторую единственную мировую линию осознающей себя личности как события в будущем, а обуславливает множество альтернатив мировой линии события, образующих пространство свободы, в рамках которого и осуществляется реализация свободы воли – дерево пространств альтернатив.
 Конус прошлого ограничен возможностями памяти и информированностью личности. Он содержит как необходимо обусловленные цепочки состояний событий, так и не обусловленные состояния событий, представленные как отдельные факты, а конус будущего содержит необходимо обусловленные цепочки состояний в деревьях альтернатив.   
 Размеры метафизического личного конуса в будущем определяются конусом прошлого. Конус будущего ограничен возможностями предвидения и определяется максимальной шириной (объемом) и глубиной конуса прошлого. В рамках данной модели могут быть представлены как событие любая социальная общность и общество в целом.
Анализ граничной - идеальной модели (конуса Минковского) показывает, что полностью осведомленным – Богом в пространстве состояний является тот, кто способен воспринимать информацию со скоростями, устремляющимися в бесконечность. Он является богом в информационном пространстве. Хорошо осведомленным – полубогом в информационном пространстве является тот, кто способен воспринимать информацию со скоростями больше скорости света. Его информационный конус охватывает информационный конус Минковского. Бог и полубоги в информационном пространстве знают о нас все, а мы о них – ничего. Понятие трансцендентный абсолют и его воплощения – Бог, полубоги, в контексте приведенной модели, можно толковать как событие с мировой линией находящееся вне пределов светового конуса Минковского. Достаточно осведомленным – «Брахманом» информационного пространства является тот, кто воспринимает информацию со скоростями большими, чем другие члены информационного сообщества, и имеет наиболее широкий личный конус. Ему, в метафизической компоненте, доступно для восприятия большее пространство прошлого светового конуса Минковского.  Недостаточно осведомленным является тот, кто воспринимает информацию с минимальными скоростями и, вследствие этого, имеет относительно достаточно осведомленного ограниченный (узкий) метафизический конус.
 Осведомленность играет решающую роль в коммуникациях социальных систем. Осведомленность в данном контексте мы будем рассматривать не только как знание информации, но и как возможность доступа к ней. Недостаточная осведомленность порождает блеск и нищету политической рекламы, тормозит развитие общества. Различные степени осведомленности порождают информационную кастовость даже в пост современном обществе.
М. Вебер выделил три компонента социального неравенства: имущественное, статусное и властное. К ним можно добавить и осведомленность как информационное неравенство, которая тесно связана с вышеизложенными компонентами и в некоторых случаях может быть определяющей (причиной) для них. Например, знание информации о рынке порождает бизнесмена, а незнание рынка – убивает. Самые высокооплачиваемые профессии в развитых государствах - врач и юрист - требуют большего объема знаний и постоянного его пополнения, чем меньше оплачиваемые профессии.
В контексте вышеизложенного глобальная сеть ИНТЕРНЕТ может рассматриваться как средство увеличения объема личного конуса. Доступ к ней позволяет существенно увеличить скорость передачи информации между значениями состояний событий в метафизическом конусе, а также обеспечить диалоговый режим обмена информацией между осознающими себя событиями конуса Минковского, разнообразие и свободу отбора информации.
Чем больше объем и глубина метафизического конуса личности, тем легче ей осуществить правильный выбор направления развития в будущем, осуществить анализ тенденций демократизации развития общества, осуществить оценку новых социальных явлений.  Увеличение объема и глубины метафизического конуса личности позволяет уменьшить погрешность оценки достоверности информации о состояниях событий прошлого и увеличить достоверность прогноза развития мировых линий событий в будущем.
Объединение людей в общность и процесс становления социальных групп способствует увеличению объема и глубины метафизических конусов отдельных личностей вовлеченных в систему социальных связей общества, а любой социальной общности может быть поставлен в соответствие интегральный метафизический конус. Коммуникация между членами социальной группы и совместная оценка развития событий повышает достоверность прогноза. Используемая для коллективного прогнозирования информация может быть представлена интегральным конусом прошлого, а прогнозируемое развитие событий интегральным конусом будущего.
Н. Луман считает, что «вопрос, который в первую очередь интересует теорию общества, скорее будет состоять в том, почему почти все возможные действия и интеракции не реализуются» [6, с. 38].  Каждое общество, как социальная система, имеет свой собственный интегральный метафизический конус. Объем такого конуса определяется уровнем развития гражданского общества и средств коммуникации. Отклонение мировой линии общества, как события, в будущем развитии от намеченного определяется не только экономическими и другими фатально обусловленными факторами, но и способностью отдельной личности, как атомарного элемента социальной системы, осуществлять оценку достоверности информации, циркулирующей в рамках отдельных коммуникаций, выявлять степень соответствия физического компонента светового конуса метафизическому. Погрешность оценки достоверности информации, воспринимаемой отдельной личностью в элементарном акте коммуникации, а также интегральная оценка достоверности информации в развернутом во времени сеансе коммуникации, определяется объемом личного светового конуса. Чем больше объем личного светового конуса, тем меньше погрешность оценки достоверности информации циркулирующей в рамках социальной системы. Чем меньше погрешность оценки достоверности циркулирующей в обществе информации, тем меньше отклонение вектора совместных действий от намеченного, определяющего направление развития общества, тем меньше угол между векторами действий достаточно осведомленных («брахманов») и недостаточно осведомленных (людей) – тем больше единство демократического общества и степень демократизации.
Известно, что государство тяготеет к централизации. Централизация власти влечет за собой тенденции к тоталитаризму. Гражданское общество как децентрализованная система является противовесом государству и препятствует развитию тоталитарных тенденций. Однако и в гражданском обществе есть тенденции к централизации. Например, при возрастании количества членов общественной организации (партии) затрудняется их совместное общение, и появляются многоуровневые выборные органы.  При этом информация о состояниях событий накапливается и обобщается в причинно-следственных связях вверх по иерархии. Таким образом, в гражданском обществе появляются «информационные полубоги», «брахманы», и «недостаточно осведомленные. Это открывает возможности манипуляции осведомленными тех, кто является недостаточно неосведомленным. Возникает проблема: общественная организация гражданского общества с большим количеством рядовых членов и уровней выборных органов начинает терять свое предназначение – гарантию выполнения возложенных на нее задач. Например, выборные органы высшего уровня создают политическую партию (как в случае с «Порой»), и плавно переходят во власть (государство), а рядовым членам в качестве стада овец предлагается перейти на другое поле решения проблем в интересах третьих лиц.
Технические средства доступа к информации и возникающие на их основе новые возможности диалога членов общественной организации позволяют, при увеличении количества рядовых членов, уменьшить количество уровней выборных органов, тем самым позволяют частично разрешить выше сформулированную проблему. Коммуникация становится прямой, а не опосредованной через выборные органы, что не позволяет выборным органам искажать и скрывать информацию, влиять в своих собственных интересах и интересах третьих лиц на рядовых членов общественной организации. Коммуникационная и информационная структура общественной организации должна быть полно связной (горизонтальной) которая может быть представлена полно связанным графом – вырожденной сетью, а в рамках внутреннего делопроизводства структура общественной организации может оставаться иерархической.
Инфраструктура развитого гражданского общества должна предусматривать создание сети коммуникационных центров, обеспечивающих бесплатный доступ к ИНТЕРНЕТ социально незащищенных людей, например неработающей молодежи и пенсионеров. Примером таких центров в развитых государствах являются библиотеки.
Приведенный анализ показывает важность для членов общества умения оценивать воспринимаемую информацию по критерию ее достоверности. Критерий достоверности информации не является всеобъемлющим для оценки гражданского общества в целом, потому что достоверность может быть достаточно высокая, но структура коммуникации в обществе может быть такой, что его слои получают достоверную, но не полную информацию.
Наиболее полно можно сравнивать (осуществлять различие) вариантов построения гражданского общества в рамках критерия гарантоспособности – как вероятности решения задачи возложенной на гражданское общество и его элементы [7, с. 8-21]. Вероятность решения декларируемой задачи (задач) гражданским обществом определяется номенклатурой задач решаемых ее элементами, структурой коммуникаций, отношениями взаимного влияния между ее элементами, вероятностями решения декларируемых задач ее элементами. Вероятность решения декларируемой задачи (задач) элементом гражданского общества определяется аналогичным образом. Вероятность включения отдельного члена гражданского общества в решение той или иной декларируемой элементами гражданского общества задачи определяется личным метафизическим конусом и оценками достоверности циркулирующей в коммуникациях общества информации. В рамках формализации такой морфологии могут быть выведены решаемые задачи гражданским обществом и вероятности их решения, исходя из множества декларируемых задач ее элементами. По критерию гарантоспособности можно оценивать, какая морфологическая структура гражданского общества организационно и функционально является более эффективной.
Выводы: проведенный анализ показывает, что решение проблемы полноты осведомленности в гражданском обществе может быть найдено на пути развития его структуры коммуникаций, которая, реализуясь в сетевой структуре ИНТЕРНЕТ, на некотором этапе развития общества может стать полностью горизонтальной (полно связанным графом). Любая тенденция к централизации в гражданском обществе приводит к кастовой стратификации: «информационные полубоги» - «брахманы» - «недостаточно осведомленные». В современном обществе осведомленность становится в один ряд с такими элементами социального неравенства как имущественное, статусное и властное. Решающим фактором демократизации общества является способность его членов оценивать достоверность циркулирующей в коммуникациях информации. Погрешность оценок по данному критерию определяется метафизическим конусом личности и социальной группы. Оценка вариантов построения морфологий гражданского общества может быть осуществлена по критерию гарантоспособности.

ЛИТЕРАТУРА
1. Шримад Бхагатавам. - Тверь: Бхактиведанта бук траст, 1989. – 640 с.
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под научн. ред. О.И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
3. Уханов Е.В. Демократические ценности и сетевые коммуникации – миф или реальность // Матеріали ХIII Харківських міжнародних Сковородинівських читань. – Харків: ПРОМЕТЕЙПРЕС, 2005. - с. 137 - 139.
4. Мажитова А.Р. Информационное общество и измерения современного человека // Матеріали ХIII Харківських міжнародних Сковородинівських читань. – Харків: ПРОМЕТЕЙПРЕС, 2005. - с. 228 – 230.
5. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. - М.: Наука, 1973. – 536 с.
6. Луман Н. Общество как социальная система. - М.: Логос, 2004. – 232 с. 
7. Авиженис А., Лапри Ж.К. Гарантоспособные вычисления: от идеи до реализации в проектах // ТИИЭР. – 1986. - № 5. – с. 8 – 25.

Сведения об авторе:
Козий Максим Сергеевич.
Младший научный сотрудник.

(опубликована в 2006 году)


Рецензии
Уважаемый Максим!
Вы затронули одну из тем, которая закрыта глухо-наглухо.
Не только у Вас или в РФ, эта тема табу, я полагаю, везде, даже в Китае.
Мир живёт по правилу каждому своё. Информация тщательно дозируется под угрозой уничтожения пытающегося что-то раскрыть, как например Асанжа, или как его. Конус, пирамида, уровни посвящения регулируются жесточайше.
Вы, я, они могут что-то знать. Донести ненужное управляющим - невозможно. Способов остановить - море.
А вдалбливается на каждом уровне только то, что надо вдолбить.
Хлеб, зрелища, секс - что ещё надо исполнителям?
Знайте, что положено, и спите спокойно...

Иван Краснов 7   20.05.2013 22:23     Заявить о нарушении
Согласен, Иван, но для того эта статья и написана, чтобы люди могли становиться осведомленными. Хорошо осведомленного человека обмануть нельзя.

Сергей Козий   30.05.2013 12:38   Заявить о нарушении