Глава 64. Владимир Федорович Одоевский

Игоша; сборник «Сказки дедушки Иринея», в него входят: Городок в табакерке; Мороз Иванович; О четырех глухих; Разбитый кувшин и др. сказки

Владимир Федорович Одоевский не только сказочник, он один из первых писателей-фантастов в истории русской, да и всей мировой литературы. Талант его лежал в области сочинительства небывалого, таинственного, тревожащего воображение, а потому адресован прежде всего детям и подросткам.
Родился будущий писатель 11 августа 1803 г. в семье аристократа из рода Рюриковичей — Федора Сергеевича Одоевского и худородной дочки прапорщика Екатерины Алексеевны Филипповой (часто ошибочно пишут, что она из крепостных). Отец был беден и тяжело болел. Он умер по причине неудачной операции, когда мальчику едва исполнилось 4 года. Поначалу Володю с матерью приютил дед по отцовской линии, а после его смерти — бабушка Авдотья Филипповна, прапорщицкая вдова. Вскоре мать вышла замуж за некоего Д. Сеченова, человека жадного и злобного. Бабушка умерла, и в 1816 г. родственники отца пристроили мальчика в московский университетский Благородный пансион. На этом кончились его мытарства, и началась жизнь князя самых благородных кровей — род Одоевских считался более древним и ближе к Рюриковичам, чем царствующий род Романовых. О родственниках по материнской линии Владимир Федорович поминать не любил и с матерью не общался. «Я никогда не наслаждался благом семейного счастья», — вспоминал впоследствии писатель.
В 1826 г. Одоевский переехал в Петербург, женился на фрейлине императрицы Ольге Степановне Ланской. Она была на семь лет старше мужа. Супруги искренне любили друг друга и прожили душа в душу до кончины Владимира Федоровича. Брак этот оказался бездетным — по каким причинам, мы не знаем, но Одоевский от этого очень страдал. Сам писатель стал отдушиной для жены, она возилась с ним, как с малым ребенком, опекала и ухаживала. Благо Владимир Федорович был человеком рассеянным, доверчивым, склонным к меланхолии. В супруге его донимала лишь ее гордость мужем, чем женщина то и дело приводила Одоевского в смущение. Однако он не мог никуда деться — согласно законам сословного общества именно Владимир Федорович по праву рождения стоял первым в списке высочайшей российской аристократии.
С 1826 г. писатель служил в цензурном комитете министерства внутренних дел, был составителем нового цензурного устава 1828 г. Когда комитет перешел в ведение министерства народного просвещения, Одоевский продолжил службу в должности библиотекаря. С 1846 г. его назначили помощником директора Императорской публичной библиотеки и заведующим Румянцевским музеем (в Санкт-Петербурге). С 1861 г. и до конца дней своих Владимир Федорович был сенатором.
О творческой, философской и общественной деятельности писателя, о его трудах в области музыки и науки, а заодно астрологии, магии и животного магнетизма, рассказывать здесь нет надобности. Роль Одоевского в культурной и духовной жизни дореформенной, да и постреформенной России необычайно велика. А вот об Одоевском — воспитателе юных поколений умолчать никак нельзя.
Князь Владимир искренне переживал свою бездетность. Он чувствовал в себе призвание воспитателя. Горький опыт детства, казалось, идеально подготовил его к этой роли. Со временем в бурном воображении творца сложился образ идеально послушного мальчика, которого наставляет по жизни добрый папенька.
Увлекшись с 1830-х гг. педагогикой в отношении детей младшего школьного возраста (6—10 лет), Одоевский даже написал и опубликовал теоретическую работу «Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей». Главным методом раннего развития ребенка он считал беседу, разговоры, в ходе которых воспитатели помогают подопечным сделать их представления ясными и отчетливыми.
Далее последовала серия педагогических статей, где писатель дал многочисленные советы и методические указания для родителей и наставников по проведению бесед с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Примеры воспитателей, ведущих такие беседы, Владимир Федорович представил в сказках — папеньку из «Городка в табакерке» и Мороза Ивановича из одноименного произведения.
В 1833 г. Одоевский опубликовал «Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гамозейкою, магистром философии и членом разных ученых обществ, изданныя В. Безгласным». В книгу вошло 8 сказок, но из них детям была предназначена только одна — «Игоша». Остальные сугубо взрослые, они скорее тяготеют к сатире и обличению общественных нравов, чем к литературе для детей.
Настоящая детская сказка была опубликована писателем в 1834 г. — это был «Городок в табакерке». За ней последовали другие. Все сказки, числом 14, Одоевский объединил в цикл «Сказки дедушки Иринея». Вместе они были изданы в 1871 г. в III томе «Библиотеки для детей и для юношества».
Задолго до этого В.Г. Белинский написал о сказках В.Ф. Одоевского: «В настоящее время русские дети имеют для себя в дедушке Иринее (псевдоним Одоевского) такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций».
Владимир Федорович Одоевский умер 11 марта 1869 г. в Москве и похоронен на кладбище Донского монастыря. С его смертью прервался род Одоевских. Жена писателя Ольга Степановна Одоевская скончалась 18 мая 1873 г. и погребена рядом с любимым мужем.


Рецензии
Спасибо за прекрасную статью о таланте, который не часто вспоминают в наше оголтелое время. Очень полезное напоминание о забытом многогранном человеке, учёном, литераторе, сказочнике и музыканте.

Александр Коншин-Рачинский 2   06.09.2022 12:09     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.