Дезертир

                ДЕЗЕРТИР.
               
                Сценарий Сергея Кальнина

Галиция. 1939 год. Раздел Польши. В родное село под Львовом, в качестве военного переводчика, попадает старший лейтенант Даниил Яворский. Встреча с его первой любовью, арестованной НКВД гордой полькой Эльжбетой и её сыном Анжеем, переворачивает жизнь Даниила. Его затягивает водоворот роковых событий Второй Мировой Войны, бросающий его с одной воюющей стороны на другую, заставляющий делать нелёгкий выбор между собственной совестью и верностью тому, или иному мундиру.



КАДРЫ ВОЕННОЙ ХРОНИКИ

Титр: Октябрь 1939 года.  В следствии «Договора о дружбе и границе между ССССР и Германией» государство Польша перестаёт существовать.  Граница между двумя союзниками устанавливается по реке Западный Буг. Заселённая преимущественно украинцами Галиция становится частью УССР.

ЭКСТ. ЗАПАДНЫЙ БУГ. УТРО

Рассвет на реке. Восходящее солнце рассеивает утреннюю дымку, озаряет верхушки переливающихся золотом осенних деревьев. Из дымки появляется лодка с пожилым РЫБАКОМ. Рыбак закинул удочку, бросил якорь  и созерцает поплавок, попыхивая трубкой. Первые лучи солнца падают на его небритое лицо. Он щурится и, защитив глаза рукой, смотрит на солнце, лучащееся сквозь фермы железнодорожного моста неподалёку. В утренней тишине слышится нарастающий шум моторов. Рыбак удивлённо оглядывается и понимает, что шум доносится со стороны моста. Он видит, как к западной стороне моста подъезжают: немецкая мотоциклетка с пулемётом, за ней — офицерский Мерседес и грузовик с сидящими в кузове солдатами. Тут же с восточной стороны подъезжает советский ЗИС — 101 и за ним — грузовик с красноармейцами.

ЭКСТ. ЗАПАДНАЯ СТОРОНА МОСТА. УТРО

Мерседес останавливается у моста, из него выбегает водитель НОЙМАНН и открывает заднюю дверь. Из машины выходят: Оберст ФОН ШРАТТ, его переводчик, — лейтенант РЕШКЕ, и СС-овец КРАУЗЕ.

ФОН ШРАТТ
А говорят, русские —  не пунктуальны.

ЭКСТ. ВОСТОЧНАЯ СТОРОНА МОСТА. УТРО

ЗИС резко тормозит у моста.  Из него выбегает водитель САЙКО, открывает заднюю дверь. Из машины выходят:  полковник СТАРЫХ,  его переводчик, — лейтенант ДАНИИЛ ЯВОРСКИЙ и майор НКВД ХАЕНКО.

СТАРЫХ
(водителю, смотря на часы)
Сержант Сайко, два наряда вне очереди! Немец на 45 секунд нас опередил!

САЙКО
Товарищ полковник, да ведь без двух минут же!
 
СТАРЫХ
Четыре наряда вне очереди!

САЙКО
(вытягивается во фрунт)
Есть четыре наряда вне очереди, товарищ полковник!

СТАРЫХ
(Хаенко)
Майор, перекурим?

Хаенко достаёт портсигар, раскрывает, протягивает Старых, они закуривают.

 ЭКСТ. ЗАПАДНАЯ СТОРОНА МОСТА. УТРО

Фон Шратт смотрит на часы, достаёт золотой портсигар, предлагает коллегам.

ФОН ШРАТТ
Ещё две минуты. Лейтенант, штурмбанфюрер, угощайтесь.

Решке и Краузе берут сигареты, благодарят, закуривают.

КРАУЗЕ
Вы говорите, они пунктуальны, герр оберст? Может, за сотни лет германские цари и отполировали иванов снаружи, но если поскрести хорошенько, наткнётесь на хитрого, ленивого азиата.

ФОН ШРАТТ
Возможно, штурмбанфюрер. Хотя наш переводчик, похоже, другого мнения. Не правда ли, лейтенант?

РЕШКЕ
Так точно, герр оберст! Я думаю, европейская культура пустила довольно глубокие корни в плодородную российскую почву и принесла интересные плоды. Русская литература, наука, балет...

КРАУЗЕ
(фыркает саркастически)
Ха! Балет? Сплошное кривляние и рассадник педерастии.

ФОН ШРАТТ
Но не надо путать украинский народ с русским. Мой отец служил генералом в Украине в 18-ом. Рассказывал много интересного. Самый вкусный шпек, самый жирный чернозём и самые красивые женщины. К тому же большинство украинцев ненавидит русских. Это ещё сыграет нам на руку.

КРАУЗЕ
Все славяне — неполноценны, как раса. Это уже доказано научно.

ФОН ШРАТТ
Что ж, как бы то ни было — мы с Советами теперь союзники и соседи. Так что общий язык находить придётся.

ЭКСТ. ВОСТОЧНАЯ СТОРОНА МОСТА. УТРО

Старых и Хаенко курят, Даниил и Сайко стоят чуть сзади.

СТАРЫХ
Ну что, майор, не думал в 21-ом, что 18 лет ждать придётся, пока Польша опять станет нашей?

ХАЕНКО
Половина Польши на данный момент. Мы бы ещё в 20-ом были в Варшаве,  если бы не панский наймит Тухачевский. Ну, ничего, без этих иуд в тылу мы скоро Гитлеру нос утрём. Летом в Берлине шнапс пить будем.

СТАРЫХ
Да, была у меня мечта детства — берлинский зоопарк посмотреть. А ведь мы рождены, чтоб сказку сделать былью, а, майор? Хотя немки, говорят, страшные, как смерть. Хохлушкам не чета! Люблю хохлушек!

ХАЕНКО
Ну, теперь освобождённые дочери украинского народа нас на руках носить будут.

СТАРЫХ
И польского тоже. Вот польки, говорят, хоть и красивые, да спесивые уж больно. Что ж, будем улучшать породу! Ну, и немок тоже не обидим, по закону диалектики. Лейтенант!

ДАНИИЛ
Слушаюсь, товарищ полковник!

СТАРЫХ
Немки на самом деле такие страшные, как говорят?

ДАНИИЛ
Не могу знать, товарищ полковник! Я только в Австрии был, в Вене.

СТАРЫХ
А до манды. У них у всех теперь один хер — Гитлер. Пока. Ну что, по коням? Если что, на провокации не поддаваться. Майор, скомандуй бойцам, — что бы не случилось, стрелять только по моему приказу.

ХАЕНКО
(козыряет)
Слушаюсь!

Хаенко идёт к грузовику отдавать приказания.

ЭКСТ. ЗАПАДНАЯ СТОРОНА МОСТА. УТРО

ФОН ШРАТТ
Что ж, господа, время.

Фон Шратт оглядывается, куда бы бросить окурок. К нему подбегает Нойманн, подставляет пепельницу.

ФОН ШРАТТ
Благодарю, Нойманн. Мы ещё научим мир нашей чистоплотности!

Решке так же гасит сигарету в пепельнице. Краузе ухмыляется — он уже бросил свой  окурок на землю. Водитель ищет окурок глазами, находит, подбирает.

ФОН ШРАТТ
Благодарю, Нойманн. Поехали!

Нойманн открывает дверцы Мерседеса. Все садятся в машину, она трогает с места.

ЭКСТ. ВОСТОЧНАЯ СТОРОНА МОСТА. УТРО

ЗИС резко двигается с места, заезжает на мост.

ЭКСТ. ЗАПАДНЫЙ БУГ. УТРО

Рыбак видит, как по мосту навстречу друг другу едут две машины. Он зябко поёживается, достаёт из-за пазухи фляжку, открывает, прикладывается.

ЭКСТ. МОСТ. УТРО

Некоторое время спустя. Посередине моста стоит раскладной столик. Над столиком склонился Фон Шратт. Он подписывает какие-то документы в двух папках. Подписав, он отдаёт перо Старых. Тот расписывается тоже. Даниил и Решке промокают чернила, передают папки каждый своему начальнику. Полковники обмениваются папками, пожимают друг другу руки. Переводчики переводят.

ФОН ШРАТТ
Поздравляю, полковник! Это великий момент в истории наших народов!

СТАРЫХ
Да, будем теперь соседями. Надеюсь, добрыми.

ФОН ШРАТТ
Немецкий народ очень ценит материальную помощь Советского Союза нашей армии.

СТАРЫХ
Да, у вас вон в Мерседесе наверняка наш бензинчик плещется.

ФОН ШРАТТ
Ха-ха! Возможно. Позвольте предложить Вам выпить за наши добрососедские отношения.

СТАРЫХ
Выпить — это можно!

ФОН ШРАТТ
Нойманн! Коньяк, пожалуйста!

Нойманн достаёт из Мерседеса бутылку коньяку, футляр с коньячными рюмками, корзинку с канапе, расставляет всё на столе, разливает коньяк по рюмкам. Старых ухмыляется скудости немецкого угощения. Фон Шратт расценивает эту ухмылку как одобрение.

ФОН ШРАТТ
Вы, я вижу, знаток! Настоящий «Hennessy X.O.»,  прямиком из Парижа! Прошу!

Фон Шратт протягивает Старых рюмку с коньяком, указывает на стол и обращается к Решке, Даниилу, Краузе и Хаенко:

ФОН ШРАТТ
(продолжая)
Угощайтесь, господа!

Краузе, Хаенко и Решке берут по рюмке. Даниил вопросительно смотрит на Старых, и, после его поощрительного кивка, подходит к столику, берёт рюмку.

ФОН ШРАТТ
Что ж, господа, разрешите поднять эту рюмку за дружбу и сотрудничество между нашими странами. А так же за двух самых великих личностей нашей современности —  нашего фюрера Адольфа Гитлера и вашего генерального секретаря, товарища Сталина!

Даниил собирается переводить, но Старых делает ему знак, мол, «я всё понял».

СТАРЫХ
Ура!

Все чокаются, русские выпивают залпом, немцы потягивают коньяк, наслаждаясь его букетом, берут себе по канапе, смакуют. Старых, выпив, саркастически улыбается своему «напёрстку». Фон Шратт, опять приняв это за одобрение, поднимает брови, мол, «ну как Вам букет?»

СТАРЫХ
Коньяк - гут! Абер айн момент. Саенко! Поляну!

Саенко, присевший на корточки у ЗИСа, вскакивает, козыряет, достаёт из багажника две огромные корзины с провиантом.

ЭКСТ. МОСТ. УТРО

Некоторое время спустя. Cтолик ломится от накрытых русскими угощений. Старых протягивает Фон Шратту стакан с водкой. Фон Шратт берёт стакан, принюхивается, улыбается, превозмогая себя, в знак того, что оценил напиток.

СТАРЫХ
Коньяк — гут, руссиш водка бессер! Ну, за мир во всём мире!
(своим)
Поехали, хлопцы!

Старых выпивает залпом свой стакан, смачно крякает, закусывает. Его примеру следуют Даниил и Хаенко.

Переводчик Решке тоже выпивает залпом, на глазах у него выступают слёзы. Переведя дыхание, он, по русскому обычаю, закусывает солёным огурцом и берёт бутерброд с салом.
Краузе воспринимает ситуацию, как вызов, тоже осушает залпом свой стакан, мужественно пытается взять под контроль свою мимику, стараясь не показать, насколько противен ему этот напиток. В итоге, он всё же не отказывается от предложенной ему Решке закуски. Фон Шратт пригубливает из своего стакана, морщится, но из вежливости одобрительно кивает Старых. Старых берёт огромный бутерброд с салом, протягивает его Фон Шратту. Тот берёт бутерброд откусывает, уже искренне одобрительно хмыкает.

ФОН ШРАТТ
Хм. Очень вкусно. Это и есть знаменитое украинское сало?

СТАРЫХ
(по-немецки, с сильным акцентом)
Именно. Лучшее в мире. А теперь, герр оберст, позвольте поговорить с вами с глазу на глаз.

ФОН ШРАТТ
О, господин полковник говорит по-немецки?

СТАРЫХ
Пятёрка была в военной академии. Единица по-вашему. Отойдём покурим?

ФОН ШРАТТ
Да, конечно!

Старых и Фон Шратт, дав знак, чтобы их сопровождение продолжало угощаться, отходят на некоторое расстояние.
 
Хаенко и Краузе, жуя свои бутерброды, обмениваются оценивающими взглядами.
Водитель Сайко заинтересованно разглядывает немецкий Мерседес. Нойманн машет ему, мол, иди сюда, посмотри вблизи. Сайко, помявшись, подходит к Мерседесу, Нойманн открывает капот,  они вместе рассматривают двигатель. 
Решке подходит к Даниилу, предлагает тому сигарету. Даниил отказывается. Они разговаривают по-немецки.

ДАНИИЛ
Спасибо, не курю.

РЕШКЕ
(закуривает)
Это похвально. Разрешите представиться - Отто Решке.

ДАНИИЛ
Даниил Яворский

РЕШКЕ
Очень приятно!

Решке протягивает Даниилу руку. Даниил автоматически оглядывается на Хаенко, но тот занят своей «дуэлью на взглядах» с Краузе. Даниил пожимает руку Решке.

РЕШКЕ
У Вас прекрасное Венское произношение. Позвольте узнать, откуда?

ДАНИИЛ
От матери. Она выросла в Вене.

РЕШКЕ
А моя мать родом с Поволжья. Пела мне на ночь русские песни. С этого и началась моя любовь к русской культуре. К сожалению, моей матери уже нет в живых.

ДАНИИЛ
Соболезную. Моей тоже.

РЕШКЕ
О, я очень сожалею! Я родом из Мюнхена. А Вы?

ДАНИИЛ
Родился в Лемберге. Потом жил под Самбором.

РЕШКЕ
А, значит родились в Австро-Венгрии?

ДАНИИЛ
                Да. Но потом перебрался в Киев.

РЕШКЕ
Киев! Говорят, очень красивый город. Хорошо, что наши страны теперь союзники. Может, доведётся и Киев посмотреть.

ДАНИИЛ
А я бы ещё раз в Вене побывал. Яркие воспоминания остались с детства.

РЕШКЕ
(по русски)
«Блажен, кто верует, тепло ему на свете.»

ДАНИИЛ
(по-русски)
А можно всё-таки сигаретку?

РЕШКЕ
(по-русски)
Конечно!

Решке достаёт сигареты, угощает Даниила.

ЭКСТ. МОСТ. УТРО

Старых и Фон Шратт докуривают свои сигареты. Алкоголь явно возымел на них действие.

СТАРЫХ
Так что передайте это неофициальное предложение нашего командования вашему командованию.

ФОН ШРАТТ
Непременно. Ваше деловое предложение довольно заманчиво. Хотя не вполне легально.

СТАРЫХ
А ля гер, ком а ля гер, Франц! У нас говорят — кто не рискует, тот не пьёт шампанского!

ФОН ШРАТТ
Это правда, Дмитрий.

Старых щелчком выбрасывает свою сигарету в реку. Фон Шратт колеблется, но потом следует примеру полковника. Они оба смотрят на лодку рыбака посередине реки, метрах в двухстах от них.

ФОН ШРАТТ
(продолжая)
Ах как хочется иногда посидеть так безмятежно с удочкой, на утренней зорьке.

СТАРЫХ
А Вы приезжайте к нам на Волгу, в Астрахань, мы там на осетров выйдем.
 
ФОН ШРАТТ
О! Осётр! Чёрная икра. Это заманчивое предложение!

СТАРЫХ
А вот интересно, на чью сторону поплывёт этот безмятежный рыбак, на вашу или нашу?

ФОН ШРАТТ
Не думаю, что мы располагаем временем, чтобы это выяснить.

СТАРЫХ
А мы это дело ускорим! Саенко!

ЭКСТ. ЗАПАДНЫЙ БУГ. УТРО

Поплавок у рыбака начинает дёргаться. Рыбак возбуждённо подсекает. Удилище сгибается, леска натягивается. Видно, что клюнула большая рыбина. Рыбак начинает упорную борьбу со своей добычей.

ЭКСТ. МОСТ. УТРО

Водитель Саенко подбегает к Старых, протягивает ему «лимонку» (F-1). Старых, сопровождаемый изумлённым взглядом Фон Шратта, срывает чеку.

СТАРЫХ
А у нас на родине рыбачат вот так.

Он бросает гранату в реку.

ЭКСТ. ЗАПАДНЫЙ БУГ. УТРО

Рыбак, весь в поту,  подвёл рыбу к самой лодке. Вода бурлит от отчаянных попыток огромной рыбы, сорваться с крючка. Рыбак, намотав леску на одну руку, хватает подсаку, встаёт в лодке, сопит натужно. Тут метрах в стапятидесяти от него раздаётся взрыв и вспенивается фонтан воды. Это взорвалась граната, брошенная Старых. В испуге, рыбак роняет подсаку, хватается за сердце. Рыба дёргает леску, рыбак теряет равновесие, падает в реку и уже не выныривает на поверхность.

ЭКСТ. МОСТ. УТРО

Немецкие солдаты на западной стороне моста, услышав взрыв, хватаются за ружья и по команде офицера выпрыгивать из кузова грузовика, готовясь к бою. Фон Шратт, в шоке, делает знак Краузе "отставить". Краузе, размахивая руками, идёт в с торону берега и кричит "Отставить!". Фон Шратт поворачивается к Старых, они оба смотрят в сторону лодки, и понимают, что рыбак уже не вынырнет.

СТАРЫХ
Что ж, Франц. Это похоже на ничью.

Фон Шратт ничего не отвечает. Вся ситуация выходит за пределы его понимания.

Тут раздаётся свисток паровоза и слышится шум подъезжающего поезда. Все присутствующие оборачиваются к восточной стороне моста. На мост с востока заезжает состав с нефтяными цистернами. Все присутствующие смотрят, как в сторону Третьего Рейха идёт состав с сибирской нефтью.

ЭКСТ. ДОРОГА НА ЛЬВОВ. ДЕНЬ

По дороге едет ЗИС-101, тот же самый, который мы видели в начале. Крыши и колокольни города видны вдалеке.

ИНТ. ЗИС. ДЕНЬ

ЗИС едет по улицам Львова. В машине, кроме водителя Саенко, сидят: спереди — Даниил, сзади — Старых и Хаенко.
Даниил смотрит в окно, любуясь городом. По его лицу видно, что с этими местами у него связаны особые воспоминания. Старых замечает настроение Даниила.

СТАРЫХ
Что, лейтенант, не думал побывать опять на родине?

ДАНИИЛ
Никак нет, товарищ полковник. Не думал.

СТАРЫХ
Вот видишь, значит, правильный жизненный выбор сделал. На нашей стороне — правда. А против правды не попрёшь!

ХАЕНКО
Так что, лейтенант из этих мест?

СТАРЫХ
Да. Место рождения — Львов. А вырос, кажется, под Самбором?

ДАНИИЛ.
Так точно, товарищ полковник.

ХАЕНКО
Самбор? Вот так совпадение. Меня как раз туда назначили, контрреволюционый элемент зачищать.
(думает о чём-то)
А ты, лейтенант, какого роду-племени будешь?

ДАНИИЛ
Отец русин был, товарищ майор, мать — австро-украинка.

ХАЕНКО
Любопытный коктейль. Перебежчик, значит. В армии служил?

ДАНИИЛ
Никак нет, товарищ майор. Военная кафедра Киевского университета.

СТАРЫХ
Ты, майор, лейтенанта под лупу не бери. Я за него ручаюсь. Дядька его — однокашник мой по Военной академии.

ХАЕНКО
Да Вы не беспокойтесь, Александр Степаныч! Я почему спрашиваю — предложение у меня к Вам есть, деловое.

СТАРЫХ
Деловое?

ХАЕНКО
Да. А не махнуться ли нам переводчиками? Мне местный знаток — во, как нужен! А я в долгу не останусь!

СТАРЫХ
Это ты о чём?

Хаенко склоняется к Старых, прикрыв рукой рот, шепчет ему что-то на ухо.

СТАРЫХ
(продолжая)
Хм. Ну, не знаю. А не угробишь мне хлопца?

Хаенко жестами даёт понять, чтоб Старых не беспокоился.

Даниил понимает, что сейчас решается его судьба, оглядывается на Старых. Их взгляды встречаются. Старых, смутившись, кивает Даниилу, чтоб тот смотрел вперёд. Даниил отворачивается. Старых смотрит в окно, обдумывая предложение Хаенко.

ЭКСТ. ГОРНАЯ ДОРОГА. ДЕНЬ

По дороге, петляющей между одетых в осеннюю парчу Карпат, едет армейский грузовик. В кабине, рядом с ВОДИТЕЛЕМ, сидит Даниил и завороженно смотрит на красоты родных мест. Водитель тоже то и дело поглядывает по сторонам и одобряюще улыбается.

ВОДИТЕЛЬ
Эх, красотища, а, лейтенант!

ДАНИИЛ
Да. «В багрец и золото одетые леса».

ВОДИТЕЛЬ
Писатель, что ль?

ДАНИИЛ
Это не я, это Пушкин.

ВОДИТЕЛЬ
А, Александр Сергеевич, уважаю. Особенно за сказку его эту, «Золотую рыбку». Это ж надо, как он точно всё про бабье племя прописал! Сначала им корыто новое подавай, потом — шубки и браслеты, потом - дворец с камердинерами, а там, гляди, и государством командовать захотят!

ДАНИИЛ
Ну, у нас в стране равноправие. Да и женщины разные бывают.

ВОДИТЕЛЬ
Ха! Разные! Не женат, небось, а, лейтенант?

ДАНИИЛ
Нет.

ВОДИТЕЛЬ
Во, оно и видно. А я уже по третьему кругу пошёл. Только боюсь, пока мы до Атлантики трудовой элемент освобождать будем, закрутит моя Любка с каким-нибудь снабженцем толстомордым. Вот ты говоришь — равноправие. Пусть так. Но вот армией — неужто ты думаешь, у бабы мозгов хватит командовать?

ДАНИИЛ
Была уже такая женщина в истории. Жанна Дарк её звали.

ВОДИТЕЛь
Жанна кто? Доярка? Ха-ха! Ты точно не писатель?

ДАНИИЛ
Переводчик.

ВОДИТЕЛЬ
 А! Иностранным владеешь, значит.

ДАНИИЛ
Да. Несколькими.

ВОДИТЕЛЬ
Аа. Вон оно как. Интеллигент, значит. А мы люди простые. Язык у нас один — русский народный. Анекдот знаешь: Приходит мужик в зоомагазин:
- У вас есть попугай, который владеет английским?
- Hет, зато у нас есть дятел.
- А чем он владеет?
- Азбукой Морзе. 

Даниил и водитель смеются. Тут Даниил прекращает смеяться и всматривается в окно. Грузовик подъезжает к деревне, в которой он вырос.

Грузовик възжает в деревню. Даниил смотрит на местных жителей, работающих на своих огородах. Когда грузовик проезжает мимо, жители отрываются от работы и провожают его взглядами, в которых можно прочесть то тревогу, то ненависть, то любопытство.

ИНТ. ГРУЗОВИК. ДЕНЬ

ВОДИТЕЛЬ
(глядя по сторонам)
Ты смотри, аккуратненько как живут не раскулаченные! Не то, что у нас на Смоленщине — косо-криво, быть бы живу.

Тут Даниил бледнеет и всматривается в окно. Грузовик проезжает мимо едущей по дороге телеги, в которой, в сопровождении двоих конвоиров с винтовками, едет красивая молодая женщина. Это ЭЛЬЖБЕТА, давняя любовь Даниила. 

ЭКСТ. ДОРОГА. ДЕНЬ

Водитель грузовика сигналит, телега сворачивает с дороги, пропуская грузовик.  Эльжбета поднимает глаза и видит проезжающего мимо Даниила, смотрящего на неё.

ИНТ. ГРУЗОВИК. ДЕНЬ

Водитель замечает бледность Даниила.

ВОДИТЕЛЬ
Чё, лейтенант, вытаращился? Влюбился? Холёная цаца! Породистая! Вот был у меня в гражданскую случай. Стояли мы как-то в поместье графа одного, фамилию не помню. Ну, графа мы, как водится, сразу в расход пустили, по законам военного времени, а вот графиню его решили промеж собой в картишки разыграть...

Но Даниил уже не слушает водителя. Он смотрит перед собой, погрузившись в воспоминания.

ФЛЕШБЭК 1
 
ЭКСТ. РЕЧКА. УТРО

На отмели горной речки, берега которой поросли хвойным лесом, мы видим пятнадцатилетнего Даниила. Он, голышом, вытаскивает из реки западню для раков и выносит её на берег. Раскрыв западню, он пытается вытащить из неё пойманного рака, но тот  вцепляется своими клешнями ему в палец. Даниил вскакивает и, ойкнув от боли, пытается высвободить палец из хватки рака. Тут с противоположного берега реки раздаётся девичий смех. Даниил смотрит в его направлении и вздрагивает от неожиданности. На том берегу, метрах в пятидесяти от себя, он видит светловолосую девушку, которая заходится от смеха. Это Эльжбета. Тут Даниил понимает, что стоит перед девушкой совсем голый и инстинктивно прикрывает обеими руками своё «достоинство». И зря! Всё ещё не отцепившийся от его пальца рак норовит второй клешнёй вцепиться ему в мягкие части. Даниил взвывает от боли, резко поднимает руки, и рак, отцепившись от его пальца, летит в сторону реки и шлёпается в воду. Даниил, морщась от боли, хаотично начинает одевать штаны, теряет равновесие, падает, продевает таки ногу во вторую штанину, вскакивает, натягивает на себя штаны. И замирает. Эльжбета, подавив очередную вспышку смеха, бросает Даниилу лукавый взгляд, и начинает снимать с себя платье. Даниила начинает пробирать дрожь, то ли от холода, то ли от переживаемого им стресса. Эльжбета, уже не обращая внимания на Даниила, но сознавая, что он смотрит на неё во все глаза, раздевается догола и величественной походкой заходит в реку. Даниил вздрагивает, стряхнув с себя наваждение, и, схватив сою обувь и рубаху в охапку, скрывается в кустах. Эльжбета, плескаясь в реке, провожает его смехом. Из забытой на берегу западни вылезает ещё один рак.

ФЛЭШБЭК 2

ЭКСТ. ЦЕРКОВЬ. УТРО

Пасхальное утро. Перед сельской греко-католической церковью, по обе стороны от входа, стоят прихожане с пасхальными корзинками, в ожидании их освящения. Даниилу 16 лет. Он, вместе с матерью АГНЕСОЙ, тоже ждёт, когда из храма выйдет священник со святой водой. Тут стоящие напротив них односельчане расступаются, пропуская вперёд местного помещика КВЯТКОВСКОГО и его дочку Эльжбету. Те становятся прямо напротив Даниила и Агнесы. Взгляды Квятковского и Агнесы встречаются. Квятковсикий смотрит на Агнесу так, что ей становится не по себе. В его взгляде смешиваются страсть, гордыня, обожание и угроза. Агнеса выдерживает этот взгляд некоторое время, но потом отводит глаза. Даниил не замечает всего это — он украдкой любуется Эльжбетой, которая действительно очень хороша в своём праздничном платье. Эльжбета делает поначалу вид, что не замечает взгляда Даниила, но вдруг смотрит на него насмешливо и, изобразив пальцами клешню рака, «щёлкает» ей внизу своего живота. Щёки Даниила заливает густая краска. Эльжбета не выдерживает и прыскает смехом. Квятковский отрывает свой взгляд от Агнесы и строго смотрит на Эльжбету. Та подавляет свой смешок и опускает глаза. Тут к ним подходит священник со святой водой. Квятковский оборачивается к стоящему за ним управляющему, берёт у того пасхальную корзинку. Священник освящает её. Даниил стоит красный, ничего вокруг себя не видя и не слыша, пока подошедший к нему священник не брызгает на него святой водой. Тут Даниил приходит в себя, смотрит туда, где стояла Эльжбета, но ни её, ни Квятковского там уже нет.

ФЛЭШБЭК 3

ИНТ. МАСТЕРСКАЯ. ДЕНЬ

Лето. Мастерская Даниила в небольшом сарайчике, рядом с его домом. В торце мастерской, под портретом покойного отца Даниила, Тита, стоят  на полках его работы из дерева, лежат его личные вещи. Видно, что Даниил чтит память отца, которого он потерял, будучи ещё мальчишкой.
Двадцатилетний Даниил сидит за верстаком и вырезает по дереву. Он заканчивает работу, берёт в руки доску, по которой вырезал, оценивающе смотрит на своё произведение. Это барельеф, изображающий лицо Эльжбеты. Даниил ставит барельеф к стене, кланяется ему, берёт в руки скрипку, начинает играть что-то классическое, но вдруг передумывает и  переходит на зажигательный фокстрот, при этом пританцовывая под музыку.

ЭКСТ. У ДОМА ДАНИИЛА. ДЕНЬ

Рядом с калиткой, у дома останавливается бричка. В ней, кроме кучера, сидят Квятковский и Эльжбета. Квятковский вылазит из брички и заходит в калитку. Эльжбета слышит звуки фокстрота и с интересом смотрит в направлении мастерской. В окно она видит пританцовывающего Даниила. Она ухмыляется. Видно, что поведение Даниила её смешит, но музыка ей явно по душе. Она даже начинает слегка поводить плечами, в такт музыки.

ЭКСТ. КРЫЛЬЦО. ДЕНЬ

Квятковский тем временем подходит к двери дома. По его походке видно, что он не трезв. Дверь открывается и из неё выходит Агнеса. Квятковский кивает ей приветственно. Она прикрывает дверь за собой, давая ему понять, что в дом его не приглашает. Она явно обеспокоена визитом пьяного помещика.

  ИНТ. МАСТЕРСКАЯ. ДЕНЬ

Даниил заканчивает играть фокстрот и снова кланяется барельефу. Когда он поднимает голову, то замечает в окне Эльжбету, наблюдающую за ним из брички. Инстинктивно, он присаживается на корточки, прячась от её насмешливого взгляда. Не поднимаясь, он перемещается к другому окну, выходящему на сторону дома и выглядывает из него. Он видит   Квятковского, «нависшего» над его матерью и с жаром ей что-то говорящего. Мать скрестила руки на груди и, нахмурившись, смотрит в сторону, раздосадованная поведением пьяного «ухажёра». Даниил понимает, что прятаться больше нельзя, встаёт во весь рост и выходит из мастерской.

ЭКСТ. У ДОМА ДАНИИЛА. ДЕНЬ

Эльжбета видит, как Даниил выходит из мастерской и идёт к дому. Даниил подходит к крыльцу, Квятковский замечает его, прекращает говорить, отходит на шаг от Агнесы. Даниил становится рядом с матерью, говорит что-то Квятковскому. Тот тоже что-то говорит и протягивает Даниилу руку. Даниил стоит в нерешительности, но руки в ответ не подаёт. Квятковский, покачиваясь, стоит так какое-то время и, махнув рукой, нетвёрдым шагом направляется к бричке. Эльжбета уже не смеётся. Всё происходящее ей явно не по душе.

ФЛЭШБЭК 4

ЭКСТ. УСАДЬБА КВЯТКОВСКИХ. УТРО

К недостроенному сеновалу на территории усадьбы подъезжает телега с работниками. Среди них мы видим Даниила. Работники выпрыгивают из телеги, к ним подходит управляющий, распределяет фронт работ.
Некоторое время спустя. Строительные работы в самом разгаре. Даниил пилит с другим работником бревно. Тут к стройке подъезжает бричка. Из неё выходят управляющий, Квятковский и Эльжбета. Управляющий начинает показывать хозяину строительство, Квятковский говорит ему свои замечания. Они заходят внутрь строения. Эльжбета прогуливается со скучающим видом между работающими, как бы не замечая, что те провожают её восхищёнными взглядами. Даниил делает вид, что полностью поглощён работой, но сам , то и дело, украдкой, заглядывается на неё. Допилив бревно, Даниил с напарником относят его к воротам сеновала, закрепляют на верёвках, и работники на крыше поднимают его наверх на лебёдке. Когда бревно оказывается на высоте, Даниил отходит на шаг. Тут совсем рядом с ним, едва не коснувшись его подолом платья, проходит Эльжбета. Даниил провожает её взглядом. Тут работники с крыши кричат что-то, Даниил смотрит наверх и видит, что верёвочная петля, которой они закрепили один из концов бревна, вот-вот соскользнёт с него. Именно в этот момент Эльжбета проходит под висящим бревном, чтобы зайти в ворота. В ту же секунду, когда бревно срывается с верёвок, Даниил делает прыжок вперёд, толкает Эльжбету, падает, и сорвавшееся бревно грохается ему на ноги. Даниил морщится от боли. Подбежавшие работники снимают бревно с его ног, переворачивают его на спину. Судя по всему, ноги Даниила сломаны. От боли он начинает терять сознание.  Тут к ним подбегает Квятковский. Поняв, что Даниил, пожертвовав собой, спас его дочь, он опускается на колени, приподнимает его за плечи и прижимает к себе.   
Расфокусированным взглядом Даниила мы видим лицо Эльжбеты, смотрящей на него с интересом.

КОНЕЦ ФЛЭШБЭКА

ЭКСТ. УСАДЬБА. ДЕНЬ

Мы возвращаемся в 39 год. Грузовик, в котором едет Даниил, едет по территории усадьбы Квятковских. Даниил смотрит из окна. Грузовик как раз проезжает мимо того самого сеновала.

ИНТ. ГРУЗОВИК. ДЕНЬ
 
 Даниил провожает глазами сеновал, не слушая очередную байку водителя. Тот замечает это и окликает его.

ВОДИТЕЛЬ
Эй, лейтенант, оглох, что ли?

Оклик водителя возвращает Даниила в реальность.

ДАНИИЛ
Простите, задумался. Что Вы говорили?

Водитель смотрит на Даниила насмешливо и ничего не говорит. Тем временем грузовик подъезжает к особняку Квятковских.

ИНТ. ЗАЛ. ДЕНЬ

В зале, занимающем первый этаж особняка, у окна стоит майор Хаенко и курит папиросу. В                зале имеется большой камин, в котором горит огонь, банкетный стол, персон на тридцать, рояль. На стенах висят картины, на которых изображены предки Квятковских. Хаенко видит, как из подъехавшего грузовика высаживается Даниил. Хаенко подходит к столу, садится в его изголовье, гасит папиросу и открывает папку с личным делом Даниила. Он просматривает его с интересом. В двери стучатся.

ХАЕНКО
Заходи!

Дверь открывается и в зал заходит Даниил. Он отдаёт честь Хаенко и рапортует.

ДАНИИЛ
Здравия желаю, товарищ майор! Разрешите доложить! Лейтенант Яворский для прохождения  службы под вашим командованием прибыл!

ХАЕНКО
Ну, здоров, лейтенант! Вовремя пожаловал. Проходи, садись.

Хаенко указывает рукой на один из стульев рядом с собой.

ДАНИИЛ
Разрешите снять шинель!

ХАЕНКО
Разрешаю.

Даниил снимает шинель, вешает её на стоящую у двери вешалку. При этом он окидывает зал взглядом, задерживаясь на той или иной детали интерьера. Тут он наталкивается на взгляд Хаенко, с интересом за ним наблюдающего. Даниил смущается, отводит взгляд, подходит к столу, садится. Хаенко смотрит на него пытливо ещё пару секунд, потом опускает взгляд  на его личное дело.

ХАЕНКО
Вот за что люблю я личные дела, - это что никакому Майн Риду не приснятся хитросплетения человеческой судьбы, написанные самой жизнью. Иное дело будет посильнее «Фауста» Гёте! Вот твоё, например, Яворский Даниил Титович, 1905-го года рождения, место рождения - Львов. Читаешь и диву даёшься, молодой ещё мужик, а как тебя жизнь-то помотала! Вот начать, хотя бы, с твоих родителей (всегда начинай с родителей. Зачастую, потом и самого дела читать не надо). Батя твой, Яворский, Тит Маркович, впечатляет! Галицкий русин, Львовский университет, филология, философия, русофильский националистический кружок, ставропигийское братство, гонения австро-венгров, запрет жить в городах, репрессирован в четырнадцатом, терезинский концлагерь, дальнейшая судьба — не известна. Не жаловали Габсбурги нас, русских, а? А матушка, Агнеса Павловна, — так вообще — жена декабриста! Место рождения — Вена, отец — австриец, высокий чиновник при дворе Франца Иосифа. Мать — из знатного украинского рода. Порвала с семьёй, выйдя замуж за опального русина. Воспитала тебя одна, прожила в этих местах до самой смерти в прошлом году.

Хаенко делает паузу, пытливо смотрит на реакцию Даниила. Тот, стараясь не выказывать своих чувств, смотрит на графин с водой перед собой. Хаенко прикуривает папиросу, встаёт из-за стола, подходит к окну, смотрит на вечереющие горы.

ХАЕНКО
Лейтенант, ты пить хочешь? Наливай, не стесняйся! Красиво тут у вас. Интересная жизнь штука. Вот ты от сюда, как я понял, по сути ещё пацаном, во Львов сбежал, потом — в СССР, а теперь, как воин-освободитель на родную землю вернулся.  Сколько ж ты тут не был, а?

Хаенко видит из окна, как к дому подъезжает телега, на которой двое конвоиров подвозят арестованную Эльжбету. Хаенко удовлетворённо ухмыляется, задёргивает шторы поплотнее и возвращается к столу.

ДАНИИЛ
Четырнадцать лет, товарищ майор.

Хаенко садится на своё место.

ХАЕНКО
Ну что ж лейтенант, о биографии твоей мы вечерком переговорим, не официально, так сказать, выпьем за твоё возвращение на родину. А теперь делом займёмся, которое партия и народ нам поручили. Много по этим горам недобитков панских попряталось, и наша с тобой первостепенная задача — их выявить и обезвредить. Подробный инструктаж потом получишь, но главное, — не забывай, — враг хитёр и коварен. Но он — врёт. И это — его слабое место. Переводишь чётко, дословно, ничего не упуская или прибавляя. Если сам заметил где-то неувязочку, отводишь меня в сторону, шепчешь на ушко. Всё понятно?

ДАНИИЛ
Так точно, товарищ майор!

Тут в дверь стучатся.

ХАЕНКО
Да!Входи!

Дверь открывается и в зал заходит молодой КОНВОИР с винтовкой. Он отдаёт Хаенко честь.

КОНВОИР
Товарищ майор, разрешите доложить, арестованая Квятковская по вашему приказанию доставлена.

ХАЕНКО
Ну что ж, заводи.

Конвоир козыряет, скрывается за дверью и заходит уже с Эльжбетой, руки которой связаны за спиной. 
 












   





 





 
























 

 


Рецензии
Приветствую!
1.Только неужели, Вы так чтите отделение от России Польши и Зап. Белоруссии в результате Брест-литовского договора, подписанного г-ном Троцким?

2. Улыбнуло, как 2 бухих полковника (добрый и злой, который гранатами бросается) разделяют мирное польское государство. ))) Вообще-то, к октябрю Польша была завоевана Германией, правительство бежало, но было арестовано. Так что, СССР ввел войска в уже несуществующее государство. А у вас такая идилия: мирное солнечное утро, мужик рыбку ловит...

3. А между чем, собсно, выбирать? СССР - чума, но 3-й Рейх - что-то типа нынешнего ИГ, созданного на деньги транснационального олигархата с определенными политическими целями. Т.е. 3-й Рейх - бульдог коллективного Запада. И возникает вопрос - кто большая чума? Вернее, какой смысл уподобляться собаке и кусать палку, не трогая руку, которая её держит?

4. Я бы изменил ракурс и сравнил Гитлера не со Сталиным, а с Черчиллем. Или, с Родшильдом, к примеру. Так - будет честнее. )

Здоровьечка! )

ЗЫ рыбачок кончается от инфаркта (по-моему, банально), а образ полячки - начисто схемотичен с душком Гедвиги из "Государственной границы".

Алексей Плахов   12.03.2019 02:00     Заявить о нарушении
Приве, Лёша! Данный фрагмент - это "завязка" сериала. И по нему никаких идеологических выводов (ведь твой комментарий, по всем пунктам, кроме ЗЫ, пропитан идеологией) делать человеку, хоть немного знакомому с плетением сценарных структур, не следовало бы. Вся структура, родившаяся в начале 13-го года, готова, но не востребована. После известных событий в Украине я сам не понимаю, готов ли я, в случае востребованности, подписаться под этой структурой (синопсисом), родившейся чисто из любви к литературе, превосходящей идеологию, полит-корректность, заговор-теоризирование, патриотизм, гуманизм, и иные -измы. Т. е. я сомневаюсь в ценности привидевшейся мне Истории для конкретного отрезка времени и пространства, с которым ассоциирую себя, как личность. Но тем и хороши Видения, что "являются" нам из области надличностной, и живут по своим, не подвластным нам законам. Года 4 я не возвращался к этому Видению, но до конца не могу от него избавиться, поэтому и зашёл на свой сайт, чтобы перечитать написанное. И тут твой коммент. Идеологический по содержанию, диллетантский по форме. Ни один из твоих аргументов меня не тронул, не заставил задуматься, не подтолкнул моё Видение к метаморфозе. Единственное замечание по сути текста ты вынес в ЗЫ. Во-первых я не знаю, про какую "Гос. границу" идёт речь. И узнавать, если честно, не собираюсь. А про банальщину (во-вторых), - это не философский трактат, а начало сериала. И тут я согласен (после долгой внутренней борьбы, поверь) с неплохим американским теоретиком сценарного мастервтва David Mamet, основной максимой которого есть "keep it simple, stupid!". Чего и тебе желаю, ведь умничанье не есть признак ума, как и умное лицо, вспомним незабвенного горинско-янковского барона, господа!

Сергей Кальнин   18.06.2019 07:59   Заявить о нарушении
Серёжа, очень рад Вашему появлению. ))) Очень давно от Вас не было ни слуха ни духа. Несмотря на все различия между нами, мне кажется, что иногда всё-таки стоит немного пересекаться, хотя бы на бегу. Я верю, что Вы внутренне все-таки пытаетесь развивать в себе эту идею киника Диогена, отрицающую всякие учения и "течения". Но, здесь опасность - принять за идеологию и отвергнуть любую мало-мальски оформившуюся словесную позицию. Вот, Диоген в знак протеста мастурбировал на площади (вот она, сама простота-то!). Однако, Вы сами словесную позицию однозначно имеете.
Ваше раздражение как раз и обличает идиологизированность, которой Вы преданы, по-моему, вполне искренне. И это не удивительно, потому что "Вначале было Слово". Вас раздражает занимаемая мной позиция, и Вы не хотите с ней примириться. Вы даже обсуждать её считаете ниже Вашего достоинства. Что ж, я не надеюсь, что сдвину Вас с Вашего пьедестала, а потому приношу свои извинения за то, что моя "идеологизированность" посмела затуманить Ваше созерцательное Величие.
Не бронзовейте, Серёжа. К сожалению, от этого не застрахован даже человек, мастурбирующий на площади.
Творческих успехов и счастья. )))

Алексей Плахов   24.06.2019 21:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.