Народ мой - Абаза
Это кому-то может показаться парадоксальным, но страх исчезновения присущ народам, не зависимо от их численности. Идет ли речь о малочисленных народах Севера, Кавказа, более чем 40 миллионном украинском народе, 140 миллионном русском и даже более чем миллиардном китайском народах…
Как видно из этого перечня корень вопроса не в «количестве популяции», а в том, что над всеми народами висит угроза потери своих особых качеств, всего того, что отличает их от других, служит основой этно-национальной самоидентификации. Во многом, если ни первую очередь, в этом суть движения антиглобалистов, это питает почву нарастающих националистических и фашистских движений даже в цивилизованной Западной Европе.
Как понимать происходящее, а главное, что с этим делать?
Здравый смысл подсказывает, что надо понимать как неизбежный объективный процесс, подобный тому, когда набирающий силу капитализм за счет формирования новых рынков стирал этнические границы в Средневековой Европе. Кто теперь толком помнит, что были такие нации как «римляне», «даки», «саксонцы», «генуэзцы». А теперь этот процесс все более и более превращает человечество в нечто «единое», какими мы и были на заре своего появления на лике планеты Земля.
Обидно, больно? Конечно! Кто спорит?
Своего рода утешением для верующих людей может служить то, что в богооткровенных книгах прямо сказано о временном существовании всех народов. Как, например, в Коране (7; 34) - «У всякого народа - свой предел; и когда придет их предел, то они не замедлят ни на час и не ускорят»... На всё воля Всевышнего… Но мы живем «здесь и сейчас», и нам надо как-то реагировать на происходящее по земным меркам.
Минуя огромное множество промежуточных вариантов, выбор у нас не велик – или мы, сохраняя лучшее из настоящего и прошлого, ориентируемся на будущее, или, сопротивляясь будущему, делаем все, чтобы сохранить прошлое. С последним, думаю, все понятно - это тупик. Что делать с первым?
Если мы понимаем и принимаем первое, то надо определиться с тем, что такое «лучшее из прошлого и настоящего». Экономика, границы, власть местных этнических элит и кланов? Что еще в этом ряду?
Или это все же облагораживающие человека лучшие образцы национальных культур? Национальный язык? Похоже ТАК. А так ли на самом деле?
Традиционно многими людьми, в том числе учеными, при выделение главного этнического признака на первое место ставится национальный ЯЗЫК…
О проблемах сохранения национальных языков много сказано. Но, как известно, любая, даже научная теория всегда беднее действительности. Поэтому стоит воспринимать окружающий нас мир, в том числе свой национальный, не предвзято, таким как он ЕСТЬ.
И странным образом вдруг станет очевидным, что не только биологическая кровь, но даже язык не являются сущностными элементами для национальной идентификации, ядром национального самосознания. Ставя во главу угла вопрос «крови и языка», мы насилуем действительность и вступаем в противоречие с реальной Жизнью. О чем речь?
В мире есть десятки народов говорящих на одном языке, но четко сознающие себя и воспринимаемые другими людьми как самостоятельные народы. Кто сможет всерьез утверждать, что народы Латинской Америки, говорящие на испанском или португальском языке - это испанцы и португальцы? Как в этом случае понять, что два балканских народа – сербы и хорваты – имея практически один язык и общее происхождение «по крови», существуют как абсолютно самодостаточные народы… Можно продолжить и далее, обратив взоры, например, на арабоговорящие, тюркоговорящие или англоговорящие народы. При желании список можно продолжить…
В силу различных причин в мире существуют десятки, а то и сотни разделенных народов, среди них и народ абаза. Проживая в разных странах с иной культурой и языком, люди начинают говорить на языке этой страны, жить по законам ее культуры, в том числе религиозным. Это абсолютно нормально и закономерно.
При этом столь же нормально и закономерно то, что эти же люди, любя свою «вторую» родину и будучи частью ее народа, могут одновременно сознавать себя частью и своего исторического народа/этноса, разделять ценности и этого национального мира. Это могут быть англоговорящие, не знающие языка предков русские, ирландцы, немцы, венгры, например, в США. Или немецкоговорящие турки и бывшие югославы в ФРГ… И здесь список можно продолжить.
Кто сказал, что человек может жить только по принципу «или-или», а не «и-и»? В полной мере это относится и к нашим арабоговорящим, тюркоговорящим или русскоговорящим соплеменникам.
Думается ни перед людьми, ни перед Всевышним мы не имеем права навязывать им свою волю, создавать у них комплекс неполноценности, закрывать для них наши двери и сердца только из-за того, что они не могут говорить на языке предков. С учетом уже существующих современных учебных материалов и средств их изучения, освоение родных языков это, в основном, вопрос желания, финансов и подходящих, в первую очередь безопасных, условий. Лучший тому пример – Израиль, где на протяжение времени меньшем, чем жизнь одного поколения смогли не просто восстановить, а создать заново практически не употреблявшийся сотни лет иврит… Были бы у народа желание и возможность…
Говоря всё это, я ни в коей мере не отрицаю важности сохранения родного языка. Безусловно, идеальный вариант идти в ногу со временем, то есть не уходить в гибельную самоизоляцию, и вместе с тем знать свой родной язык и культуру.
… о понятие "национальное самосознание"
Для дальнейшего освещения проблемы необходимо сделать очень короткий научный экскурс. Надеюсь, что буду правильно понят, если скажу, что был практически первым российским (советским) ученым, который провел систематизацию и анализ понятия "национальное самосознание" уже в далеком 1991 году.
(Кому это интересно – «Автор: Джендубаев Азамат Романович. Тема: Религиозное и историческое в национальном самосознании: (По материалам Северного Кавказа). http://www.dissers.info/abstract_456267.html )
На строго научном уровне было показано, что структуру самосознания любого народа (не путать с нацией), составляют 2 элемента:
1. атостереотип,
частью которого является автоэтноним (от др.-греч.«сам, он» + «народ, племя» + «имя».) — буквально «самоназвание народа»)
Если говорить без погружений в научный язык, то это ТО, как народ представляет себе самого себя со всеми своими плюсами и минусами. Да еще и на протяжении длительного времени, да еще и в сравнении со своими соседями, о которых у него тоже есть исторически сложившееся устойчивое представление – кто они, и что в них хорошего и плохого и так далее.
2. осознанные интересы,
т.е. понимание того, для чего народ существует, каких целей хочет добиться, что для него важно, а что второстепенно, куда он движется, кто и что его друзья и враги...
Даже при беглом взгляде на эту структуру становится понятно, что если с первым элементом у АБАЗА есть относительная ясность, то со вторым всё намного сложнее. Можно утешать себя тем, что не только мы находимся в таком положении, но легче от этого не становится. А главное - ПРОБЛЕМУ ЗА НАС НИКТО НЕ РЕШИТ, а если и решит, то, скорее всего в СВОЮ ПОЛЬЗУ.
Скажу сразу - это не происки внешних "врагов", а вина наша, наших национальных интеллектуалов. Тема большая и требует в будущем отдельного разговора.
Теперь о самом деликатном и болезненном.
Есть ли ВОЗМОЖНОСТЬ МЫСЛИТЬ себя частью своего народа НЕ НА НАЦИОНАЛЬНОМ ЯЗЫКЕ, языке предков, если сегодня, в силу различных обстоятельств, наши соплеменники МЫСЛЯТ на иных языках – например, турецком, арабском, русском, английском и других. То есть – сохраняется ли базовый элемент национального самосознания в виде «автостереотипа», если он выражен на другом языке?
Сама ЖИЗНЬ показывает – ДА, СОХРАНЯЕТСЯ.
И сегодня мы, понимая ЭТО, переживаем за свой разделенный народ, как можем помогаем и принимаем семьи из стран Ближнего Востока и Турции. Хотя абсолютное большинство из них не говорит на языке предков. Но они сохранили ДУХ НАРОДА, и мы ценим ЭТО.
В этой жизни - на Кавказе, в Европе, Америке - странным образом наши разноязыкие соплеменники, встречаясь на национальных мероприятиях, узнают и понимают друг друга почти без слов, чувствуя идущие откуда-то «сверху» родство и особую энергетику душ, проявляя одни и те же эмоции и характер поведения – СВОЙ ЭТИКЕТ отношений...
Как уже говорилось, всё намного сложнее со вторым базовым элементом – «осознанными интересами». Он не отделим от первого. Но эта проблема предстает сегодня как открытая рана, от которой зависит ЖИТЬ нам, как народу или ИСЧЕЗНУТЬ.
ЭТО сегодня важнее всего.
… об основных национальных интересах
Понимание самих себя и понимание своих интересов в сумме дают «национальное» представление о судьбе народа. Хотя и известно, что «…человек предполагает, а Бог располагает». Однако это не снимает с нас ответственности за свою жизнь, в том числе и национальную.
Можно предположить много разных национальных интересов – этнических, экономических, политических, духовных... Но вероятно будет справедливо и научно правильно предположить наличие основных – базовых, без которых все остальные теряют смысл и возможность достижения:
1. самосохранение
2. развитие
3. уважение (самих себя и со стороны других народов)
На первый взгляд всё просто… А как этого достичь?
«Самосохранение» предполагает поддержание необходимой для полноценной жизни численности. (Под понятием «полноценной жизни» будем иметь ввиду способность достижения 3-х базовых интересов). Есть различные методики и подходы к определению минимально необходимой численности для выживания народа/нации. Она зависит от многих факторов, в том числе от территории проживания и уровня экономического развития.
Чтобы было понятно, о чем идет речь. По подсчетам аналитиков нижняя планка численности после которой неизбежен крах государства Россия и российского народа/нации, составляет 50 млн. человек. Для нас, абаза, это цифра запредельная, а для других смерти подобна…
Мы не будем гадать, сколько нас должно и могло бы быть. Не это наша задача сегодня. Нам бы сохранить и хоть немного приумножить то, что есть сегодня в Абхазии, России и странах диаспоры. Для этого, в первую очередь, необходимо сохранение своей ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ, которая составляет ядро автостереотипа, и, в конечном итоге, национального самосознания в целом.
Для решения этой задачи, особенно при современном уровне развития средств информационной коммуникации, в первую очередь интернета, языковой фактор не имеет принципиального значения. Как показывает практика, мы сами и наши соплеменники с успехом пользуемся русским, турецким, арабским, английским и другими языками без всякого ущерба для взаимопонимания. Важно КТО общается, и с КАКОЙ ЦЕЛЬЮ.
В виде небольшой зарисовки возникающих при этом казусов позволю себе поделиться следующим наблюдением, которое без научных изысканий и долгих рассуждений позволяет понять многие наши проблемы.
Кроме языка, а на самом деле, забегая вперед, скажу сразу, еще более важным родовым признаком нашего народа общепризнанно считается сотнями лет выработанный, своего рода НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС поведения, главных ценностей, мировоззрения – АПСУАРА и АДЫГАГЭ.
ВСЕ об этом знают, говорят, заявляют высшей ценностью, но очень своеобразно следуют им…
Это зачастую и просто трусливое скрывание своих истинных имен и ЛИЦА за никами и аватарами в социальных сетях. Это нередко откровенно неуважительное, хамское общение между собой, а тем более со старшими по возрасту. Это порой откровенно циничное отношение к религиозным и национальным чувствам своих соплеменников и многое другое…
Примерно тоже самое все более и более наблюдается и в реальной жизни… О ЧЁМ говорим и чем гордимся, если ВСЁ ЭТО, очень часто, тут же не исполняем и опровергаем своим же поведением…
…"национальная генетика"
В своем развитии важно постоянно учитывать своего рода «национальную генетику», которая зафиксирована в исторической памяти народа, включающей в себя устное и письменное наследие… На еще более глубинном уровне эта генетика зафиксирована в том, что в науке обозначено понятием «архетипы»…
Не погружаясь в научные глубины, скажем, что это ТО, что на подсознательном и интуитивном уровне определяет наши ценности, склонность к тем или иным формам поведения и даже понятиям добра и зла… Без учета этого невозможно успешное развитие в настоящем и будущем.
Относительно нас – АБАЗА - это тема для большого научного исследования и разговора. Многое нашими учеными уже сделано, но, как говорится, еще больше предстоит сделать…
В связи с вышесказанным для нас важно учитывать опыт предков в том, как традиционно было устроено наше национальное общество и сознание.
Попробуем назвать некоторые важные черты -
1. многоэтничность – наличие у АБАЗА различных племен, народностей и обществ;
2. поликонфессиональность – исповедание как мировых религий (христианство, ислам), так и своей национальной веры;
3. многоязычность – наличие как особых диалектов, так и сложившихся языков у отдельных племен и народов:
4. четкое осознание границ того, кто входит в понятие «МЫ»;
5. безусловный приоритет национальных морально-этических ценностей над материальным интересом…
Это далеко не исчерпывающий список, но он важен для нас в связи с задачами и проблемами сегодняшнего дня.
Что из этого следует?
1. даже с учетом возникавших иногда жестких противоречий, вплоть до вооруженных конфликтов, способность жить в своем многонациональном сообществе;
2. лояльность, традиционная веротерпимость и взаимное уважение религиозного выбора своих соплеменников;
3. знание и свободное владение несколькими языками даже на бытовом уровне;
4. солидарность, вплоть до жертвенности, в защите интересов друг друга в случае войн и других трагических событий;
5. сохранение и приоритет в любой сфере жизни ценностей «этического кодекса» народа.
К чему всё это сказано?
Как показала Отечественная война абхазского народа 1992-1993 года, мы, чтобы нам ни пробовали внушать некоторые горе-политики и «ученые», были и остаемся частью Черкесского Мира, в который входят все народы абхазо-адыгской языковой группы.
Потуги некоторых явно ангажированных или просто малообразованных «форумчан» и политиков править нашу многовековую единую историю в угоду политическим интересам спонсоров или своим тщеславным амбициям выглядит карикатурно... Многим из них, в ком жива пока совесть, еще будет стыдно за свои слова и поведение. Но это отдельный разговор…
Пока важно другое. Важно определиться в том, ЧТО из опыта и мудрости предков мы можем взять на вооружение в понимании и построении своей национальной жизни сегодня. Как ЭТО применить на практике…
…"Черкесский Мир"
… Черкесский Мир - это географический, культурный, исторический и, в конечном итоге, духовный континент, объединяющий народы абхазо-адыгской языковой группы. Возможно в мире можно найти аналоги, но ЧЕРКЕСЫ – как носители ценностей Черкесского Мира - представляют собой уникальный народ, основы которого определяет практически единый по смыслам, неписаный, сотнями лет сформированный КОДЕКС ЖИЗНИ – Апсуара и Адыгаге. Во многом он даже больше, чем историческая память народа, поскольку первичен относительно неё и во многом определяет её структуру и нравственные акценты о понятиях добра, зла, справедливости и многом другом...
Условно черкесы представлены двумя этническими и языковыми группами – адыгами и абаза. Как известно определенные особенности существуют и внутри этих групп.
Но всегда были племена, которые объективно играли роль связующего звена. На протяжение длительного времени, нескольких веков, это был недавно исчезнувший народ – убыхи. (Хотя и это условное "исчезновение", ибо пока есть люди считающие себя убыхами, помнящими историю своих родов, фамилий и народа, народ ЕСТЬ и может полноценно возродиться. Но это еще одна тема для специального разговора).
А исполняет ли кто-то сегодня эту миссию убыхов? Да. И это – АБАЗИНЫ.
Несколько слов на эту для многих из нас, абазин, болезненную тему. Даже без детальной аргументации, доказательством такой миссии служит то, что ОБЪЕКТИВНО мы играем роль связующего звена, так как с абхазами абазины имеют очень близкую, можно сказать одну историю как минимум до 14 века (времени активного переселения абазин с юга на склоны Северного Кавказа), а также, если не один, то очень близкий язык. А с современными адыгами, наряду с практически одной историей с 14 века, один этический кодекс народной жизни – Адыгэ Хабзэ. А у одного из абазинских племен – тапанта, даже одного автоэтнонима – АДЫГА.
Всю адыгскую и абазинскую сословно-родовую элиту на протяжение нескольких веков объединял также единый дворянский «рыцарский кодекс чести» - Уорк Хабзэ.
Именно этим объясняется та по историческим меркам очень короткая, за одно–два поколения, условная «ассимиляция» абазин и части абхазов в среде кабардинцев и адыгейцев нынешней Адыгеи.
При этом важно подчеркнуть, что на самом деле произошла только формальная «ассимиляция», поскольку по сей день есть АБАЗА, т.е. абазины и абхазы, которые сохранили историческую память о своих корнях, а значит ЯДРО своего этнонационального самосознания - знание о том, КТО они.
У этих абаза НЕ изменилось НИЧЕГО в укладе их жизни и мировоззрении. Изменился язык повседневного общения. При этом значительная часть людей в прошлом, а некоторые семьи и сегодня, сохраняли и сохраняют свое национальное ДВУЯЗЫЧИЕ.
Сознание своих родственных связей также сохранилось. Как известно, сегодня много родов и фамилий (в том числе автора этих строк) представлены одновременно среди современных абазин, абхазов, кабардинцев, черкесов, а также среди адыгейцев и шапсугов Черноморья, в зарубежной диаспоре. И это не мешает им сознавать свое ЕДИНСТВО.
… нам "середина" не дана
Подводя итог всему ранее сказанному, остановимся на самой важной теме – чем может быть наше будущее…
Во-первых, нет сомнений в том, что испытанное веками духовное и нравственное единство наших народов было и останется с нами НАВСЕГДА, пока МЫ есть.
Куда более сложным и требующим глубокого понимания, а главное ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ, предстает вопрос о ДУХОВНОМ, политическом и национально-государственном устройстве народов Черкесского Мира.
Оговоримся сразу – понятием «Черкесский Мир» определяется НЕ политическое объединение, и тем более НЕ политический проект. «Черкесский Мир» имеет ту же природу и формат развития, что и, например, «Славянский Мир». Это самый близкий и доступный для понимания аналог духовного и культурного единения славян - наших друзей, соседей и соотечественников.
Позволю себе повторить то, о чем уже писал однажды.
Мир стал глобальным не только экономически, но и в плане проблем. Они у ВСЕХ ОДНИ И ТЕ ЖЕ. И выход из них тоже ОДИН – через опору на опыт и культуру своих предков, других народов, научные и духовные знания.
Надо понять и принять как факт - будущее за умными нациями и народами, состоящими из ЛИЧНОСТЕЙ - другого пути НЕТ. Если учесть нашу численность и ментальность, то надо иметь в виду – МЫ НАРОД «ШТУЧНЫЙ».
Нам НЕ ДАНО возможности прятаться за спинами друг друга между собой и перед другими людьми на пути исполнения требований НАРОДНОГО КОДЕКСА - ФУНДАМЕНТА НАШЕЙ ДУШИ.
Уже говорилось о том, что мы имеем как ДАР свой национальный духовный «Золотой фонд» в виде наследия славы предков. Его знают и уважают во всем просвещенном цивилизованном мире. И это не преференция для глупой гордыни, это налагает на нас особую ответственность.
Хотите в этом убедиться – для этого не надо проводить научных исследований, просто скажите среди представителей других народов, что вы черкес или черкешенка… И вы СРАЗУ окажетесь словно на арене - на вас будут смотреть по-другому, к вам будут предъявлены особые требования и ожидания... Вам НИКОГДА не простят того, что могут не заметить у других…
Это «обратная» сторона славы предков. Она не только бесценная "валюта", которой так легко и приятно пользоваться, особенно вдали от исторической Родины, но она накладывает и огромные обязательства. На её фоне ты или достойный потомок славных предков или карикатура на них - НАМ «СЕРЕДИНА» НЕ ДАНА…
Что из этого следует?
1. священный долг каждого из нас, черкесов – абаза и адыгов - независимо от того где мы живем, на каком языке думаем и говорим, поддерживать друг друга словом и делом в обретении знаний, поддержании этики и культуры Черкесского Мира;
2. каждый из нас должен помнить о своей ЛИЧНОЙ ответственности за судьбу и «лицо/совесть» нашего народа, представлять его своим лицом, а не прикрываться лицом предков;
3. вносить свой посильный вклад в достижения и достойный образ жизни своей духовной родины – Черкесского Мира;
4. быть достойными гражданами тех стран, в которых мы проживаем;
5. сохранять и развивать ЧЕРКЕССКИЙ МИР вне рамок формальных государственных и административных границ.
И главное - превратить места нашего проживания в образцы достойного для подражания образа жизни. Ведущая роль в этом Богом отведена Абхазии.
Вопрос о практических инструментах и формах поддержания, развития Черкесского Мира - тема для особого разговора, коллективного обсуждения и совместной работы...
P.S.
Несколько слов относительно "черкесского вопроса" накануне предстоящей Зимней Олимпиады в Сочи.
Его решение это не просто "проблема черкесов". Его решение - это возможность восстановления открытых, честных отношений между народами - бывшими участниками Кавказской Войны.
Или ВСЕ МЫ, наконец, выйдем из нее нравственно обновленными и честно смотрящими в глаза друг друга, или эта "ржавчина" рано или поздно ВСЕХ НАС разрушит.
Это ВОПРОС НЕ «СПОРТИВНЫЙ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКИЙ» - ЭТО ВОПРОС ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ ЦЕЛЫХ СТРАН И НАРОДОВ.
Пусть хватит нам всем мудрости понять это, и решать все проблемы достойно.
Свидетельство о публикации №213052601228