Тумак - этимология

ТУМАК в толковых словарях имеет значение – удар, толчок кулаком, тычок, затрещина, колотушка; в Словарях Академии Российской 1789, 1847 гг. – прост. удар, у В. Даля – «темное слово», ЭТИМОЛОГИИ – нет.
 В Этимологическом словаре Макса Фасмера – «II "удар, толчок кулаком". Абсолютно гадательно сближение с лит. stumti, stumiu "толкать", вопреки Потебне (РФВ 4, 213) и Горяеву (ЭС 380). Неприемлемо объяснение из мар. tumak "дубина", вопреки Маркову (РФВ 73, 102)».
Русским языком объяснить этимологию термина еще никому не удалось, к сакральному языку иудеохристианства – ИВРИТУ, никто из исследователей не обращался, следовательно – необходимо проверить связь термина с терминологией Библии.

1) Что такое тумак?
Термин зарегистрирован в русском языке в конце XVIII века, очевидно, существовал и в более раннее время, однако «следов» в древнерусском языке найти не удалось. Мы будем рассматривать слово ТУМАК в указанных выше значениях, есть также диалектные и сленговые значения: воровской жаргон - бестолковый; вид зайца, макрель, и т.д.; к нашему исследованию они отношения не имеют.

Для начала определим, что же такое ТУМАК, ясно, что это - удар, но удары бывают разные? Одним можно УБИТЬ, другим - ПОКАЛЕЧИТЬ, третьим нанести человеку скорее МОРАЛЬНЫЙ УЩЕРБ, чем физический, например – ПОЩЕЧИНА, шлепок, толчок.
Из совокупности значений указанных в этимологических и толковых словарях понятно, что в русском языке термин ТУМАК - это легкий удар, не имеющей цели нанести человеку какой-либо физический ущерб, оглушить, покалечить (поломать ребра, руку). В  литературных произведениях XIX века (Гоголь. Тарас Бульба)  слово применяется в шутливо-иронической форме: обмен ударами в мужской кулачной забаве, или как удар учителя наказывающего ученика за ошибку, промах; затрещина, чтобы лучше запомнил урок. 

2) Этимология иврита
Итак, мы определились с «философским» значением понятия ТУМАК – это легкий удар, затрещина, шлепок; НАКАЗАНИЕ человеку (ученику) за допущенную ошибку в поведении или работе; «Век живи – век учись», всю жизнь мы ученики.

Приведем термин в форму грамматики иврита, выделим корни – ТУМАК = ТУ+МАК; или Т +У связка + МАК; или Т +УМАК; важно выявить общий СМЫСЛ слова.

а) МАК  (очевидно основной корень) = ивр. МАКА (МААК) УДАР, поражение, рана;
МУКЭ битый, пораженный; если бы мы переводили это слово (транслитерация) на русский алфавит, то писали бы буквы согласно ОЧЕРЕДНОСТИ прочтения знаков справа налево, снизу вверх  – УМЭК = Т+УМЭК.
Основной корень требует дополнения - почему бьют, за что удар?.

б) ТУ =  ивр. Т. (корень), ТАА (через букву ТЕТ), ТОЭ ошибаться, заблуждаться; ТИА ошибка, промах; то же Т., ТАА (через букву ТАВ). 
Буква иврита АИН , произношение которой утеряно, в иврите выражает звуки по гласному знаку: А, И, У, Е, имеет форму тождественную древнерусской букве УК (У), откуда и могло возникнуть произношение ТАА = ТУ, огласовки в иврите не писались.
Таким образом, термин ТУМАК составлен из корней иврита – Т, ТАА, ошибка, промах + МАК  (УМЭК) удар, битьё; т.е. удар за ошибку, НАКАЗАНИЕ за проступок.
Имеет ли эта интерпретация связь с идеальными образами Библии? 

3) Библейские образы

Ментальный образ веками формируется в сознании человека системой воспитания и образования (идеологией), при получении заложенного системой кодового сигнала (слова) в сознании возникает картинка-образ предмета или явления. В еврейской философии истолкованием проблемы  ОБРАЗА (духовная составляющая, истинная сущность вещи) и ОБЛИКА (конфигурация вещи) занимался Маймонид (XII в.). Он считал, что в процессе воспитания  и образования (освоения этических норм) человек приобретает духовные качества более высокого уровня, чем те, которые получил по рождению, вплоть до обретения наивысшей формы  - ОБРАЗА приближенного к Божеству (способность к интеллектуальному постижению действительности).

а) ТАА, употребляется в разных книгах Библии около 15 раз.
Исайя 30:28: «и будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению (ТАА)».

Исайя 19:14: «Господь послал в него дух опьянения; и они ввели Египет в заблуждение (ТАА) во всех делах его».

Осия 4:12: «ибо дух блуда ввел их в заблуждение (ТАА), и блудодействую они отступили от Бога своего» (актуально, не правда ли?).

Иеремия 23:32: «вводят  народ Мой в обман и заблуждение (ТАА), своими обманами и обольщением».


б) В книгах Библии термин МАКА в значении: удар, поражение, рана - употребляется 48 раз.
Втор. 25:3 (наказание установленное Богом по СУДУ, если виновный достоин побоев, то в присутствии судей подвергается порке, число ударов ОГРАНИЧЕНО): «Сорок ударов можно дать ему, а не более, чтобы от многих ударов (МАКА) брат твой не был обезображен».

Левит 26:21 (наказание за строптивость и непослушание от Бога, Бог не отказывается от Завета, а выступает в этой главе как учитель): «Если … пойдете против Меня и не захотите слушать Меня, то Я прибавлю вам ударов (МАКА) всемеро за грехи ваши».

Иисус Навин 10:10 (И. Навин поражает (наносит удары) аморейских царей): «и они поразили их в Гаваоне сильным поражением (МАКА ГДОЛА, удар, поражение)»; то же в стихе 10:20; Судей 11:33; 1 Цар. 4:8, 6:19 и т.д.

Притчи 20:30: «Раны от побоев – врачевство против зла, и удары (множ. МАКОТ), пронизывающие во внутренности чрева».

Исайя 14:6: «Поражавший народы в ярости ударами  (МАКА) неотвратимыми».

Иеремия 30:14: «Я поразил тебя ударами (МАКАТ) неприятельскими».

Таким образом, проведя элементарное историко-лингвистическое исследование, мы выяснили, что термин русского языка ТУМАК составлен из двух корней иврита, прямое заимствование терминологии иврита и образов иудаизма. Что наводит на мысль об ИСКУССТВЕННОМ происхождении большинства европейских языков (одна СИСТЕМА), «творческая» роль «народа» в этом процессе незначительна – усвоить новый термин объявленный священником с церковной кафедры. 

Иезекииль 13:10: «они вводят народ Мой в заблуждение (ТАА), говоря «мир», тогда как нет мира».




 


Рецензии