Костел святой троицы в Судярве

КОСТЕЛ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В СУДЯРВЕ

Вильнюсский край, как и большая часть  территории Литвы мелкохолмиста. Небольшие лесочки чередуются  с лугами, много озер. Климат умеренный, приморский, типичная средняя полоса, приправленная дыханием Балтики.  Поэтому тем более внезапно, по дороге из Вильнюса в Кярнаве, на небольшом холме предстает перед нами видение более присущее итальянскому ренессансу(вспомним баптистерий в Пизе). Архитектурное сооружение круглой формы с колоннами и крестом на вершине купола. Католический крест убеждает нас что это костел, тем более, придает очевидность стоящая рядом колокольня.

Хочется подойти ближе, посмотреть, потрогать, убедиться, что это не мираж, а просто каприз архитектора. Но форма сооружения не характерна  даже для начала ХIХ века,  когда костел Святой троицы был воздвигнут. В ту историческую эпоху сооружения сакрального направления  тяготели по своей архитектуре к классицизму, что мы и видим, но что вызывает недоумение – ротонда обычно является вторым или третьим ярусом постройки, но никак не может «самостоятельно» стоять на фундаменте. Исключение составляют летние парковые беседки того времени открытого типа с колоннадой по кругу, или павильоны станций метро времен сталинского неоклассицизма.

Само же здание имеет собственную ротонду, которую правда при желании можно классифицировать как фонарь внутреннего освещения,  красиво называемый у архитекторов бельведером.  У этих фонарей тоже есть своя история – первые христианские храмы богопочитания были идеально круглой формы со стенами переходящими в купол, но купол заканчивался отверстием достаточно внушительной величины – до 3-х метров в диаметре. Один такой христианский храм 5-го века н.э., прекрасно сохранившийся, находится в Риме, правда используется как туристический объект. Позже отверстие в куполе начали закрывать тем, что мы видим на нашем костеле.
 
Что вызывает некоторое раздражение , то это то, что простую, но совершенную красоту форм здания закрывают большие деревья, это довольно распространенный недостаток для культовых сооружений, но слава богу достаточно легко устранимый. Гораздо хуже, когда изумительную красоту архитектурного шедевра заслоняют здания не представляющие особой художественной ценности. Характерным примером такой неосмотрительной застройки является собор св.Витта в Праге – на чудную легкость поздней готики наступают и лепятся утюги зданий попроще, и это ничем не хочется оправдывать.

Вильнюсские градоустроители тоже умудрились в конце ХХ века прилепить к образцу классицизма – Кафедральному собору, причем к самой старинной его части – часовне св.Казимира – сомнительных архитектурных достоинств новодел Дворца правителей. Если бы у наших воятелей хватило бы здравого смысла направить эти средства – многие десятки миллионов – на восстановление Верхнего замка, на любой исторической стадии его процветания – Вильнюсу было бы чем гордиться.

Но вернемся к нашему костелу, подробнее рассмотрим экстерьер. Прежде всего подкупает его простота. Даже самая эффектная часть – колонны, своими капителями лишь намекают на ионическое достоинство, а стволы выполнены в виде простого цилиндра – никакой бочкообразности, сужающейся к верху, как завещали нам великие древние греки. А общий вид все равно обвораживает и сначала создается впечатление, что колонны окружают все здание, хотя их всего 6 на центральном портале.

Начнем подниматься выше, видим антаблемент, у которого архитрав почти не просматривается, фриз девственно чист, без намеков на какие-либо украшения, а карниз выступает достаточно четко, чтобы отделить первый ярус от второго. Второй ярус, так называемый в архитектуре барабан выделен более красочно. Его аркатурно-колончатый пояс украшают арочные оконные проемы прорезанные в каждом втором прясло и разграниченные пилястрами. И завершает барабан зонтичная главка покрытая имитацией черепицы серебристо-серого цвета.

Третий ярус – бельведер, самая миниатюрная  и самая изящная часть здания, она тоже не перегружена архитектурными элементами, а верхнее обрамление арочных окон придает ей легкость и воздушность. Венчает сооружение ажурный католический крест опирающийся на  шар –  символ единения, некогда покрытый позолотой, а сейчас почерневший. 
               

Не входя в здание обратим внимание на колокольню - не заглядывая в святцы хочется сказать , что у костела и колокольни разные авторы. Изящество и легкость одного объекта противопоставлена тяжелой основательности и приземистости, не смотря на высоту, другого. Это как белый лебедь и гадкий утенок, которому лебедем никогда не стать. Под стать колокольне и  вросший в землю каменный забор – основательный и приземистый. Всего этого люди выросшие здесь  с самого рождения могут не видеть, им элементы эклектики одного объекта неведомы – для них все естественно и гармонично. Ну и слава богу.
               
Но войдем же в костел. Внутреннее убранство приятно располагает, оно далеко от аскетизма, но и нет лишней перегруженности элементами интерьера и отсутствует помпезность. Как например мы наблюдаем в костеле Петра и Павла, где скульптуры, горельефы и барельефы затмевают и теряются друг в друге. Или костел св.Иоанна, там элементы барокко выполнены в масштабе не соответствующим даже для такого большого помещения и поэтому смотрятся помпезно.

Вернемся к нашему храму, алтарной части первого яруса. Три апсиды выполнены в виде классических портиков, украшенными каждый четырьмя коринфскими колоннами и узорчатым фризом над ними. Центральный алтарь огорожен криволинейной балюстрадой с ярко выраженными точеными балясинами. Каждый алтарь украшен изображениями: левый – распятие Христа, центральный – Святой Троицы, правый – Поклонение младенцу Христу, а престолы перед ними монограммами соответствующих святых.

Особенно удачен в архитектурном отношении четвертый алтарь на втором ярусе с изображением девы Марии. Он находится в глубине, за аркой, как бы в гроте, а утонченный образ Марии светится покорностью и излучает духовность. Стены же храма украшены белыми пилястрами и растительным рисунком на голубом фоне.
               
А сейчас обратим внимание на купол – достойное украшение храма. Первое, что он напоминает, своими формами и росписью – это купол собора св.Петра в Ватикане, в миниатюре. К этому можно добавить только уникальные акустические достоинства купола и храма в целом. А вот изображенные в основании купола орлы как-то не вяжутся с Евангелистскими сюжетами и видимо являются данью польского влияния.          
               

От всего увиденного можно сделать один вывод – храм достойное творение классического зодчества. И не даром римляне, преклоняясь перед  искусством древних греков придумали это слово – classicus – образцовый, или достойный подражанию.

Историческая справка:
Храм строился на средства владельца усадьбы Судярве епископа Валента Волчацкого, в 1803-1822 годах, а заканчивал наследник Иполит Волк-Ланевский.
Проект Лаурина Борткевича, при возможном участии самого Лауринаса Гуцявичуса.
Картины, деревянные скульптуры и орган – Игната Пульмана.
Проект колокольни – Яна Боровского.

С божьего благославления, ноября 18, 2012 года от рождества Христого,
Александр Волосков.


Рецензии
Экскурсия понравилась. Я подобных сооружений не видела.
С Ваших слов, Александр, представляю красоту и величие костела. Спасибо!
Всего наилучшего, с уважением,

Марина Клименченко   14.08.2018 11:40     Заявить о нарушении
Величественности в костеле нет - маловат он. А вот обаяния достаточно.
Благодарю за внимание, с расположением,

Александр Волосков   14.08.2018 18:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.