27 мая

    1
       Суд имеет целью только сохранение общества в настоя­щем положении и для этого преследует и казнит как тех, ко­торые стоят выше общего уровня и хотят поднять его, так и тех, которые стоят ниже его.
      

    2
      
       Во всяком нравственном практическом предписании есть возможность противоречия этого предписания с другими предписаниями, вытекающими из той же основы.
       Воздержание: что же, не есть и сделаться неспособным служить людям? Не убивать животных: что же, дать им съесть себя? Не пить вино: что же, не причащаться, не лечиться вином? Быть целомудренным: что же, желать прекращения рода человеческого? Не противиться злу насилием: что же, дать убить человеку самого себя и других?
       Отыскивание этих противоречий показывает только то, что человек, занятый этим, не хочет следовать нравственному правилу.
       Все одна и та же история: из-за одного человека, которо­му нужно лечиться вином, -- не противиться пьянству. Из-за страха прекращения рода человеческого -- не воздерживаться от распутства. Из-за одного воображаемого насильника -- убивать, казнить, заточать.

                Лев Толстой
      

    3
      
       Человек не может сделать всего, но то, что он не может сделать всего, не доказывает того, чтобы он должен был де­лать дурное.
      

                Торо
    4

     Я люблю мужиков: они недостаточно учены, чтобы рас­суждать превратно.
      

                Монтескье
      

    5
      
       Удивляешься иногда, зачем человек защищает самые стран­ные, неразумные положения: религиозные, политические, науч­ные. Поищи -- и ты найдешь, что он защищает свое положение.
      

    6
      
       Как только поступок объясняется сложным рассуждени­ем, будь уверен, что поступок дурной. Решения совести пря­мы и просты.
      


Рецензии