Художники русского авангарда на Таганке

   Государственный музей В.В. Маяковского (ГММ) - приемник Библиотеки-музея              В.В. Маяковского (БММ) был открыт в 1938  году. Заместитель Наркома Просвещения          Н.К. Крупская  23 декабря 1937 года подписала приказ о создании Библиотеки-музея         В.В. Маяковского на Таганке в переулке его имени.

   В статье  «Переулок Маяковского без Маяковского»1   уже   сообщалось   о культурной и просветительской  работе этого музея, при этом не была освещена  его выставочная деятельность  в 60-е годы.

   Но прежде, чем говорить  об этом, нужно сказать хотя бы в общих чертах об  атмосфере, в которой существовала  страна в то время.

   25 февраля 1956 года  на закрытом заседание  XX съезда КПСС  Н.С. Хрущев выступил с разоблачениями  репрессивной деятельности  И.В. Сталина. Казалось, подул свежий ветер, и появилась долгожданная свобода.
      
   Так, приоткрыв железный занавес, в 1957 году прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
     Грандиозным событием культурной жизни  страны стали выставки искусства Франции XV-XX веков  из  музеев СССР, состоявшиеся   в  Москве и  Ленинграде  в  1955-1956 гг.  В 1962 году  выходит журнальный вариант  повести  «Один день Ивана Денисовича»                А.И. Солженицина.

    Но  оттепель оказалась с заморозками! Уже в 1957-м  году   оказался на растерзании роман В.Д. Дудинцева  «Не хлебом единым». В  1958 году начинается травля Б.Л. Пастернака за роман «Доктор Живаго», опубликованный за рубежом в 1957 г., за который ему присуждена Нобелевская премия и от которой он вынужден был отказаться.
 
   В декабре 1962 года  произошла  в Манеже дуэль  Н.С. Хрущева, по выражению            Е. Евтушенко «в живописи юмориста-теоретика», со скульптором Эрнстом Неизвестным, впоследствии автором надгробья Н.С. Хрущева.
 
   Как вспоминал Е. Евтушенко: «…Когда сняли Хрущева, при котором все-таки не было ничего похожего  на сталинские процессы, начиная с 1966 года уже состоялся суд над писателями Синявским и Даниэлем, и пошла постоянная охота за ведьмами, закончившаяся психушками, танками в Праге, войной в Афганистане. Оттепель надолго угодила в морозилку.
   Интеллигенты-националисты даже вытащили для оправдания дореволюционную цитату из Леонтьева, что Россию-де надобно подморозить».2
 
   Нужно было обладать мужеством и смелостью, чтобы в такое время организовывать выставки художников-авангардистов первой волны, имена которых знали  только специалисты. Даже  Государственная Третьяковская галерея в  1936 г. по распоряжению властей все картины художников русского авангарда вынуждена  была передать в  фонды.  На долгие полвека!
 
   Мне было известно, что выставки  художников авангарда  в БММ  организовывал Николай Иванович Харджиев  (1903-1996) – искусствовед,  прозаик, критик,  крупный  знаток  и  собиратель  русского авангарда. Он является  автором  совместно с           В. Трениным  книги  «Поэтическая культура Маяковского». М., 1970,  исследователем творчества В. Хлебникова,  которое  высоко ценил.
   
Известно,  так же, что Н.И. Харджиев  принимал участие в редактировании и в составлении комментариев к  полному  собранию сочинений   Маяковского, последний 12-й  том  которого вышел в 1949 году.

   В 1991 году Н.И. Харджиев  сказал о выставках в БММ: «Они были заблаговременные и провидческие. Тогда это искусство было под запретом, и это был риск»3.
   
   Об атмосфере проведения выставок в музее на Таганке рассказал Ефим Абрамович Динерштейн,  книговед и литературовед,  сотрудник БММ в 50-60-е годы, заведовавший библиотекой БММ: «Организатором выставок был Харджиев, но его поддерживали и Агния Семеновна Езерская, и Надежда Васильевна Реформатская.
 
   Выставки проходили на первом этаже БММ, на втором    обычная экспозиция музея сохранялась в неприкосновенном виде.  Чтобы закрыть библиотеку на время выставки, нужно было разрешение начальства.  Пригласительные билеты печатались в издательстве «Советский художник», тогда находившемся на проспекте Мира.
 
   Были организованы выставки художников русского авангарда, друзей Маяковского,  художников-иллюстраторов  первых книг поэта.

   Первая  такая выставка была  посвящена Василию Чекрыгину, на ней показали 120 работ  художника. Эту выставку  посетил  Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968), который восторгался художником.   Имя Василия Чекрыгина было известно только специалистам, для широкой публики  его творчество стало открытием.
 
   Организация выставок не всегда проходила удачно. Так, для выставки   М.З. Шагала и  Г. Б. Якулова, были сделаны билеты, но МК партии запретил ее проведение. Отвечала  за проведение  выставки Юлия Шведова.
   
   На выставку Эля Лисицкого приходил  Илья Эренбург (1891-1967),  он с интересом смотрел, но восторгов не выражал. Эль Лисицкий   являлся ведущим художником журнала «СССР на стройке», который издавался в 30-е годы. К примеру, один из номеров журнала - посвящен ДНЕПРОГЭСу.
   
   Рисунки   из Русского музея (графика, эскизы)  поручили привести мне.   Это были  его работы от ранних - до военного плаката… Куратором выставки плаката Густав Клуцис  и ВХУТЕМАС  была Лариса Юзефовна Огинская».
         
   Думаю, что следует сделать пояснения к рассказу  Ефима Абрамовича:
      
   Густав Клуцис (1895-1938) – художник авангарда, представитель конструктивизма, создатель искусства цветного фотомонтажа.
    
   Эль Лисицкий (1890-1941) – художник и дизайнер, основатель новых техник в печатном деле, фотомонтаже и архитектуре. В 1919 году преподавал в революционной школе в Витебске, вместе с Шагалом и Казимиром Малевичем, основателем супрематизма.  Выставка Эля Лисицкого была два дня в 1960 году.

   Если в 1957 году состоялась первая выставка В. Чекрыгина (1897- 1922)  в БММ, то  в  1964 г. проходит его вторая выставка, на которой уже представлено130 работ: масло – «Портрет старухи», 1912; «Натюрморт», 1913; «Женский портрет»; графика – Эскиз декораций к пьесе «Принцесса Турандот», 1920; эскиз плаката «Долой неграмотность», 1920;  и др.4

   Известно, что Василий Чекрыгин совместно с Владимиром  Маяковским  в марте 1913 г. выпустил   первую книгу поэта «Я».   В. Чекрыгин,  не принявший футуризм как течение в искусстве,   увлеченный  философией Н. Ф. Федорова, был одержим  идеей «Воскрешения мертвых отцов».
 
   В. Чекрыгин рано ушел из жизни, 3 июня 1922 года он попал под поезд и, не приходя в сознание, скончался. Похоронен был на Акуловском кладбище в Мамонтовке (покрыто водой водохранилища).5

   В 1965 г. проходила выставка графика, мастера художественного текстиля и  театрального художника В.Ф. Степановой (1894-1958), на которой со вступительным словом выступил писатель Л.А. Кассиль. На открытии выставки  Н.А. Голубенцев    прочитал  фрагменты воспоминаний      Варвары Федоровны    о работе с Маяковским. Сотрудники БММ вспоминали, что В.Ф. Степанова часто бывала у них.
 
   В этом же году в июне открылась выставка под названием  «Памяти Елены Гуро», на которой представлены акварели и рисунки  Е.Г. Гуро и  Б.В. Эндера.

   Б.В. Эндер (1893-1960) живописец авангарда, последователь направления, разработанного М.В. Матюшиным,  занимался проблемами  цветоформы и цветозвука.

   Е.Г. Гуро (1877-1913) живописец русского авангарда, график, занималась проблемами цвета в живописи, ее эксперименты с цветом легли в основу научной теории цвета, разработанной  впоследствии ее мужем М.В. Матюшиным.
 
   М.В. Матюшин (1861-1934) живописец русского авангарда, занимался исследованием пространственно-цветовой среды в живописи.


   Сотрудница БММ Вера Федоровна Сулимова составитель брошюр БММ  о творчестве         В. Маяковского - «Маяковский о молодежи», «Маяковский. Сатира», «Маяковский. Хорошо» и т.д. - с нежностью вспоминает  трогательные  и тонкие работы  Елены Гуро, бывшие тогда в музее.

   М. Матюшин писал о Е. Гуро: «Когда она смотрела или слушала, то вся проникалась вниманием, и интеллект загорался в контакте к воспринимаемому. Она как  бы  знала «тайны» вещей и умела перенести их в слово и рисунок».6

   «Она никогда не рисовала пером. Работала только  кистью, как более гибким и подвижным материалом, она достигала порой китайской изощренности техники в своих рисунках тушью. Её рисунки растут и движутся, как растет и движется всё живое в природе». «Елена Гуро глубоко верила в целительную силу искусства».7
 
   Футурист-поэт и художник, страстный авиатор Василий Каменский (1884-1961) вспоминал: «Мы решили поздравить Елену Гуро  с вышедшей большой книгой «Шарманка», где ее исключительное дарование было густо, ветвисто и стройно, как сосновая роща.  И сосновым теплом веяло от всей книги. Легко дышалось, читая книгу Елены Гуро.   И хотелось любить каждую каплю жизни».8 

   «В 1917 г. А.М. Горький предполагал издать неопубликованную прозу и стихи Елены Гуро. Однако это издание, требовавшее большой подготовительной работы, не осуществилось».9
 
   Выставка  «Художники–оформители произведений  Маяковского»,   приуроченная к  100-летию со дня рождения  М.В. Матюшина  и к 20-летию со дня смерти  П.Н. Филонова, проходила в 1961 году  28-30 декабря.
    
   П.Н. Филонов  (1883–1941) живописец  русского авангарда, график. Писал декорации для трагедии «Владимир Маяковский». В творчестве сочетал экспрессионизм и примитивизм. Умер от истощения в блокадном Ленинграде. Скульптор И.И. Суворов не смог снять гипсовую маску: изможденное лицо Филонова было неузнаваемо.

   «После  Отечественной войны, в 1940-1950-е годы филоновское творчество было в полном забвении. Вычеркнутое из истории нашей художественной культуры. Только в узком кругу художников хранилась «филоновская легенда», изустно передаваемая его уцелевшими учениками», - писал Е. Ковтун.10    

   Алексей Елисеевич Крученых (1886-1968) – поэт, теоретик футуризма,написал  пронзительное стихотворение-некролог «Сон о Филонове».
 
   31 мая 1966 года в ЦДЛ состоялся юбилейный вечер, посвященный восьмидесятилетию Алексея Елисеевича Крученых.  В фойе была выставка книг, документов фотографий, в том числе и из  фондов БММ. Сотрудники музея вспоминают, что Алексей Елисеевич был их частым гостем.

   Я держу в руках пригласительный билет в БММ   на вечер10 ноября  1965 г., посвященный 80-летию со дня рождения Велимира Хлебникова(1885-1922) – поэта и  прозаика.
 
   Билет сопровождается цитатой из В. Хлебникова: «Простой ум только видит мысль: мыслитель властвует над их весом и владеет ими. Поэтому только мысливший вправе утверждать, что мысли обладают весом нисколько не меньше явным, чем у вещей. Мысли и вещи суть отрицательные и положительные числа. Но так как вещи с земным весом падают на землю, то мысли, обладая звездным весом, летят к небу».
 
   На выставке, посвященной  В. Хлебникову,  были представлены  рукописи, рисунки, книги и фотографии.
 
   В 1962 года состоялась выставка В.Е. Татлина и К.З. Малевича.
 
   В.Е. Татлин (1885-1953) – график и живописец авангада.
 
   К.С. Малевич (1878-1935)  основоположник супрематизма – геометрические абстракции из фигур, отвергал образность в искусстве.

   23-27 сентября 1965 (была продлена до 30) состоялась выставка  М.Ф. Ларионова  и  Н.С. Гончаровой.
 
   М.Ф. Ларионов  (1881-1964)  художник-абстракционист, основатель (вместе с            Н. Гончаровой) направления лучизма, работал для Русского балета Сергея Дягилева.

   Н.С. Гончарова (1881-1962)- живописец, график, театральный художник.

   Позже  Харджиев так  рассказывал об устройстве выставки Ларионова: «…я позвонил в Министерство культуры и сказал, что если они мне дадут  работы из фонда,   и я устрою выставку, то вдова Ларионова подарит им работы. Фурцевой тогда не было. Был какой-то то ли Попов, то ли Петров. И он разрешил.

   Когда я пришел отбирать из фондов работы,  у них глаза вылезли, они их своим сотрудникам не показывают.  Ругали меня не только в спину, но и в лицо даже. А я взял и показал шестнадцать прекрасных  холстов Ларионова.
 
   А вдова подарила Третьяковке четырех святителей Гончаровой, натюрморт и еще что-то.  Они на мне хорошо заработали. А потом она подарила  кучу пастелей Гончаровой Музею Пушкина, и они даже устроили выставку – это были ранние реалистические пастели, хорошие, но ничего левого там не было».11 
 
   Представляю, какое любопытство вызвало творчество  Н. Гончаровой в то  время, если и сегодня  на выставках её картины завораживает яркостью красок и экспрессией.

   Громадный интерес своей  масштабностью  представляют  выставки:
 
   10 ноября  1965 г. П.Н. Филонов,  О.В. Розанова, К.С. Малевич, Д.Д. Бурлюк,         В.Е. Татлин,  М.З. Шагал,  А.М. Родченко, сам В.В. Маяковский и др.
 
   27-31 января 1967 г. «Художники первых лет октября – иллюстраторы произведений Маяковского» - выставка, объединившая художников различных направлений и группировок:   Георгий Якулов (1884-1928), Владимир Татлин (1885-1953), Ольга Розанова (1886-1918), Марк Шагал (1887-1985), Александр Родченко (1891-1956).

   Несколько слов о художниках, представленных на этих выставках:

   Давид Бурлюк (1882-1967) -   признанный «отец русского футуризма», друг              В. Маяковского, они  познакомились   в сентябре 1911 года.   В1912 году  Д. Бурлюк, совместно с А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым,  выпустил книгу «Пощечина общественному вкусу».

   Приезжая   в СССР из Америки в 1956 и в 1965 гг.,    Д. Бурлюк был    гостем  БММ. Долгие годы он  переписывался с сотрудниками БММ, пополняя материалами  фонды  библиотеки.

   В статье 1  опубликованы  фотографии Д. Бурлюка с сотрудниками БММ и около памятника  В. Маяковскому работы  Г. Кордзахии.

   В последние десятилетия вышли из печати книги о Д. Бурлюке,  ему была посвящена выставка в ГММ, были выставки с его картинами (из частных коллекций), в Царицино, например.  Но думаю, не все могли видеть каталог выставки «Futurism and After David Burliuk 1882-1967»  с работой «Смерть Маяковского», написанной,  потрясенным смертью друга,   Д. Бурлюком в 1930 году.

   В экспозицию упомянутых выше выставок 1965 и 1967 гг. входили работы таких художников, как:
   В.Е. Татлин  (1885 – 1953) – живописец авангарда, график,  рисовальщик, создатель посуды и одежды новых  типов.
 
   О.В. Розанова (1886-1918) живописец-абстракционист,  теоретик искусства авангарда, работала  и в  стиле кубофутуризма, создавала цветовые композиции -  «цветопись».

   М.З. Шагал (1887-1985) – художник и график.  Комиссар по делам искусств после революции, создатель в Витебске своей академии и музея живописи. Покинул навсегда  Россию в 1922 году.
 
   В последние годы были крупные персональные выставки  М.З. Шагала,  на его картинах мы видим  пленительных парящих в воздухе:  его и его  возлюбленную, ангелов и петухов, с  крыльями оказывались и коровы, и рыбы и даже часы.  Поразительны    влюбленные, оторвавшиеся от земли и летающие  над городом!  В 1994 г. вышла из печати его автобиографическая книга.12

   Г. Б.  ЯКУЛОВ (1884-1928) – художник, театральный декоратор.

   А.М. Родченко(1891-1956) – живописец русского авангарда, конструктор, иллюстратор, декоратор, фотограф.  Им выполнены наиболее удачные снимки В. Маяковского. После1923 г.  работал в журналах «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ». Создавал декорации и костюмы для пьесы           В. Маяковского «Клоп» в постановке Театра им. В.Э.Мейерхольда (Москва). Оформил 13 книг  В. Маяковского.

   Н.И. Харджиев о Родченко: «Как художник-производственник Родченко посвятил себя и оформлению книг. Он разработал новые средства зрительного воздействия. В его руках шрифт и фото приобрели огромную выразительную силу».13
 
   Иллюстраторами книг и оформителями спектаклей   В. Маяковского были  его современники-художники, принадлежащие к разным группировкам и направлениям. Почему поэт был им интересен?

   Мне кажется, ответ на этот вопрос дал мой современник, художник-нонконформист Савелий Мительман: «Лично мне фигура Маяковского видится в ряду величайших поэтов-бунтарей мира следом за Данте, Байроном, Ницше. Такие гиганты появляются в переломные эпохи и сами собой означают коренные сдвиги в мировой истории и культуре.
 
   Если же рассматривать Маяковского в рамках  своей эпохи, то он представляется мне живой эмблемой русского авангарда с его мессианскими идеями, экстремизмом, устремленностью в будущее.
 
   Хотя значение его грандиознее, ибо творчество (не поэзия в традиционном смысле, которая оказалась «пресволочной штуковиной»), включающее в себя основные направления тогдашнего модернизма: футуризм, экспрессионизм, сюрреализм – творчество это гиперболично, безмерно, запредельно.
 
   Но этого мало. Творец, создавший эпос своей эпохи, протянул свой «Бруклинский мост» и в наше время».14

   Сегодня, когда опубликованы десятки монографий, воспоминаний, дневников,   прошли  персональные и групповые выставки  художников авангарда,  фамилии которых названы в статье, трудно  до конца понять, чем были эти выставки в середине прошлого века.  Это был взрыв общественного сознания! Пощёчина вкусу властителей того времени!   И, кроме того, громадный риск остаться не только без работы…

   Об организации одной из выставок Харджиев  рассказал: «Выставка уже была повешена, и ее не разрешили открыть. Пришла комиссия МК, меня чуть не арестовали»15.  Далее он пишет: «О всех этих выставках писали за границей. Были изданы пригласительные билеты, каталогов тогда   издать было невозможно. Во всех библиографиях Ларионова указывается выставка в Музее Маяковского и отмечено – без каталога. (Прим. автора: в книге4 в библиографии В. Чекрыгина также указаны обе выставки  в БММ).  На выставке Филонова был посол Израиля Хариэль, был посол Канады, вообще приходили послы и дипломаты».16

   В заключение, для наглядности, привожу сведения о выставках, проходивших   в БММ в середине прошлого столетия, которые мне удалось найти:
   1. 1957, август - В.И. Чекрыгин (120 работ).
   2. 1960, 18-19 ноября  - Эль Лисицкий.
   3. 1961, 21 апреля -  Г. Клуцис  (по сути, это его  первая персональная выставка).
   4. 1961, 28-30 декабря  -  М.В. Матюшин, П.Н. Филонов. Художники–оформители произведений  Маяковского.
   5. 1962, 19-21 апреля -  В.Е.  Татлин, К.С. Малевич.
   6. 1964, 24-26 декабря  - В.Н. Чекрыгин (130 работ).
   7. 1965, 18-20 марта -  В.Ф. Степанова.
   8. 1965, 10-12 июня  - Е.Г. Гуро, Б.В. Эндер.
   9. 1965, 23-30 сентября  - М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова.
   10. 1965, 10 ноября  -   П.Н. Филонов, О.В. Розанова, К.С. Малевич, В.В. Маяковский, Д.Д. Бурлюк, В.Е. Татлин,  М.З. Шагал, А.М. Родченко и др.
   11. 1965, 11-13 ноября  -  К 80-летию со дня рождения В. Хлебникова.
   12. 1967, 27-31 января  - Г. Якулов, В. Татлин, О.Розанова,М.Шагал, А. Родченко «Художники первых лет октября – иллюстраторы произведений Маяковского». 
   Каждая такая выставка была событием в культурной жизни Москвы, открывая  новые имена  неизвестных  художников, открывая москвичам  мир русского авангарда.

   В последнее  время ГММ на Лубянке возобновил  выставочную    деятельность. Были проведены, например, выставки: «Василий Каменский», «Давид Бурлюк», «Маяковский. Коллекция  фотографий».

   1. Московский журнал. 2008. № 12. С.58.
   2. Евтушенко Е. Шестидесантник. М.,2006. С.642.   
   3. Харджиев Н.И  Статьи об авангарде. Т.2. М., 1997. С. 373
   4. Мурина Е. Ракитин В.  Василий Николаевич Чекрыгин. М.,2005. С.277.
   5. Там же. С.275.
   6. Харджиев Н.И  Статьи об авангарде. Т.2. М.,1997. С.152.
   7. Там же. С.155 и С. 159.
   8. Василий Каменский.  Из литературного наследия. М.,1990. С.447.
   9. Харджиев Н.И  От Маяковского до Крученых. Избранные работы о русском футуризме.    М., 2006. С.206.
   10. Павел Филонов. Дневники. СПб. 2001. С.76.
   11. Харджиев Н.И  Статьи об авангарде. Т.2. М.,1997. С. 374.
   12. Шагал   М.  Моя жизнь. М., 1994.
   13. Харджиев Н.И  Статьи об авангарде. Т.1.С. 252.
   14. Савелий Мительман. М., 2009. С.31.
   15. Харджиев Н.И  Статьи об авангарде. Т.2. М., 1997. С.374.
   16. Там же. С.375.


Рецензии
Очень интересный материал. Хотедось быпосмотреть.
С уважением

Александр Нотик   01.06.2013 12:04     Заявить о нарушении
Александр, благодарю Вас за добрые слова. Иллюстрации я подобрала,но, к сожалению, нет опыта их сформировать. С уважением, Ирина.

Ирина Юлина   01.06.2013 15:04   Заявить о нарушении