Ицхок Лейбуш Перец-Превращения нигуна

Фрагменты рассказа «Гильгуль фун а-нигн» («Перевоплощения нигуна»(*1)), автор – классик идиш-литературы Ицхок Лейбуш Перец (1851 – 1915).

Составление фрагментов и перевод – Берл Вайншток.

...Что делают хасиды, когда нет водки? – Разговаривают о водке. Петь одному, без компании, без огня в душе собравшихся – невозможно; поэтому мы будем лишь говорить о нигунах – хасидских напевах...
Во-первых, хочу вам напомнить, каждая вещь в природе имеет свой тон, своё собственное звучание, если не мелодию даже : волны поют днём и ночью свою песню, птицы поют, камень о камень стучит, металл звенит, поток воды в горах грохочет; а возьмите лес! – при малом порыве ветра он уже поёт тихий, сладкий «волэхл»(*2). А, к примеру, поезд – это злое чудовище с красными пламенными глазами, когда оно бежит, разве не гипнотизирует оно своим страшным напевом? Даже некоторые рыбы, как я читал в какой-то книге, временами подплывают к берегу и ударяют хвостами по песку и камням для эстетического удовольствия. Ну, что, мало тонов в природе? Надо лишь иметь уши, чтобы выловить эти звуки из общего гула...

Понятно, что для нигуна только тонов недостаточно, это ещё не нигун, а лишь материал для тела нигуна...Но ведь из одного и того-же материала, скажем, кирпича, можно строить синагогу и церковь, дворец и тюрьму, богадельню и склеп. Одними и теми же буквами пишут тайны Торы или же, наоборот, жуткие безбожные вещи! И одними и теми же голосами можно подняться на высшую ступень воодушевления, приближения к Всевышнему, или же, наоборот,опуститься в грязь и барахтаться в ней, воспевая в одах дела тирана и злодея...Важно также не только, кто поёт и что он поёт, но и как поют. Например, возьмите «фрейлэхс»(*2). Он может быть субботним напевом, выражать радость добрых дел для ближних, выполнения «мицвот»(*3), или же выражать совсем другое – радость выпущенной из клетки на свободу птички.

Для нигуна нужна душа, любовь к людям, горе, благородство, ностальгия, раскаяние – всё, что человек чувствует, он может вложить в нигун, и тогда нигун живёт. Нигун оплакивает утерю родины –изгнание («галут»), разрушение Храма и утерю «шхины» ( божественного присутствия), нашу бедность, угнетение, унижение. «Смотри на наше положение» - плачет он, нигун, в нём душа рвётся обратно к своим корням, надеется на скорый приход «машиаха» (мессии) и избавление  («геула») от страданий галута...И я верю, господа : то, что даёт мне духовную отраду, само по себе - живое существо. Действительно,  возьмите нигун и разрежьте его, пойте сначала его середину, а потом начало и конец, и что, получается нигун? – Вы получаете всего лишь тоны, все они всё те же, а душа – улетела. Этим действием вы зарезали живую белую голубку, и из-под ножа выскользнула её душа. И превратился нигун в смерть. Был он раньше свеж и молод, излучал радость жизни..., со временем он ослабел, отжил своё время,  дыхание его вышло в пространство, где-то забилось в щели – и нету.

Но нигун может воспрянуть во времена оживления мёртвых – вдруг вспоминают старый нигун, он вдруг всплывает и рвётся из человеческого горла. И непроизвольно в него вкладывают новое чувство, новую душу, и почти новый нигун снова жив, и это уже «гильгуль» - реинкарнация нигуна (*4).

ПРИМЕЧАНИЯ
(*1) Нигун – напев без слов, со звуками типа «дай-ди-ди-ди-дай». «бом-би-би-би-бом» и т.п. Поётся в унисон мужчинами –хасидами  при молитвах, в праздники. Смысл – духовный подъём, вознесение, экзальтация. Нередко сопровождают хлопанием в ладони,  ритмическим бегом по кругу, танцем.
(*2)Волехл – стиль клезмерской музыки с румынскими и молдавскими оборотами, часто медленными и нежными. Фрейлэхс – часто быстрый танец, сплав радости и печали.
(*3) Мицвот  - заповеди, заветы Торы.
(*4) Слушать примеры современных  версий нигунов : внесите в рамку (GOOGLE) копию названия (поочередно):

1)Niggun of Jerusalem – Hasidic niggun –Moscow Mail Jewish Choir

2)Нигун Береговского       3)Hasidic Choir and Band


Рецензии