Хурриты - древние арии-кавказоиды

Хурриты — древние племена принадлежавшие к алародийской (нахско-дагестанские, кавказско-албанский, хурритский, урартский, кутийский языки) группе северокавказской языковой семьи.  Вероятно, они были автохтонами Закавказья и юго-восточной части Малой Азии. С предками хурритов принято отождествлять Куро-араксскую культуру, совпадающую с ареалом распространения пранахско-дагестанской этнической общности. Этноним «хурриты» («Hurraiwa») имеет прозрачную этимологию в хуррито-урартских и нахско-дагестанских языках: «восточные», «народ солнца», «люди рассвета». Часто встречающееся у хурритов иображение крылатого солнца, было, по-видимому, своего рода символом хурритской государственности. Хурритолог Генрот Вильхельм подчёркивает, что термин «хурритский» — этно-языковый по-преимуществу.

Мелкие хурритские царства стали возникать в начале II тысячелетия до н. э. Самым известным из них было государство Митанни, (XVII — XIII вв. до н.э.) на территории Северной Месопотамии и прилегающих областей. Столицей его был город Вашшукканне. Наивысшего расцвета Митанни достигло в XV — XIV вв. до н. э. Митаннийская культура оказывала долгое и сильное воздействие на культуру Сирии, малоазийских областей хеттского царства, а также районов, лежащих к северо-востоку от Митанни, за Тигром. Цари носили индоиранские имена; возможно, что «хурритизировавшаяся» династия происходила с Иранского нагорья. Войско Митанни владело высокой техникой коневодства и колесничного боя, что, вероятно, и позволило династии Митанни. объединить мелкие хурритские племенные группы Месопотамии и подчинить семитские (аморейско-аккадские) города-государства. В период расцвета Митанни стояло во главе аморфного союза мелких царств и городов-государств, от побережья Средиземного моря и гор Малоазийского Тавра до окраинных гор Ирана. В III — II тыс. до н.э. аккадцы и шумеры называли государство хурритов — Субарту, а жителей — субареями.

Согласно мифопоэтичеким представлениям хурритов, мир делится на три сферы: небо заселённое богами молодого поколения («богами верха»), земля и подземное царство, в котором обитают божества старшего поколения («боги низа») или минувшие, древние боги. Хурритская мифология не знала единого пантеона. Более известны локальные пантеоны: анатолийские (малоазийские), западносемитские, митаннийские. При их сопоставлении выделяется общехурритское ядро: Кумарби, Тешуб, Аштаби, Нубидит, Кужух, Шимиге, Шавушка. Верховное божество анатолийского пантеона — бог грозы Тешуб. Его спутники — быки Хурри (букв. «утро») и Шери (букв. «вечер») и обожествлённые горы Намни. Во главе женских божеств стоит Хебат, супруга Тешуба. Отцом всех богов считался Кумарби. Наибольшее развитие в хурритской мифологии получили космо- и теогонические мифы, в значительной степени восходящие к месопотамским.

Для хурритской митаннийской архитектуры, памятники которой ещё изучены недостаточно, характерны массивность и приземистость общих пропорций и членений крепостных стен, культовых и дворцовых сооружений. Характерны для архитектуры Митанни и постройки разного назначения типа «бит-хилани» (общесемитское название, означающее в переводе «дом галерея»). Дворец-храм в Тель-Халафе, сооружённый при царе Капаре в начале I тыс. до н. э. — яркий пример постройки типа сира-хеттского и сиро-финикийского «бит-хилани». Этот тип зданий восходит к древнейшему традиционному жилому дому Северной Сирии. При взгляде на дворец-храм Капары обращают на себя внимание такие стилистические признаки как прямоугольный план, могучие выступы-башни, словно охраняющие находящийся между ними портик. Ещё несколько выступов и башен на противоположной, задней стороне уравновешивали ритм этих архитектуных форм, которые придавали сооружению Капары устрашающий крепостной облик. Грозно возвышалось здание на вершине холма, в цитадели города, обращённое к нему глухой задней стеной. Оно было хорошо видно издалека благодаря окраске. Возведённые из сырцового кирпича стены покрывала штукатурка, покрашенная жёлтой охрой. На светлом фоне стен особенно чётко выделялась обильная скульптурная декорация.

С утратой политической независимости хурритских царств, хурриты постепенно растворились среди соседних народов. В частности, ассимилированные хуррито-урарты являются предками армян, курдов. Результаты генно-молекулярных исследований убедительно свидетельствуют в пользу преимущественно хурритского (точнее — хатто-алародийского) происхождения азербайджанцев, турок, иранцев, ливанцев, европейских евреев, палестинцев. Судя по этим же данным, алародии (и шире — палеокавказцы) принимали активное участие в этногенезе народов Средней Азии и Европы. Вместе с тем не имеют ничего общего с наукой попытки представить хуррито-урартские языка как «протокурдские», так как хуррито-урартские языки не только не принадлежат к иранской группе индоевропейской языковой семьи, но и не входят даже в ностратическую макросемью. Ссылка на наличие эргативного строя (частично это явление характерно и для афганского) и некоторое количество общих изоглосс в хурритском и курдском неубедительна ввиду предполагаемого хуррито-урартского субстрата для курдского языка.

ИСТОЧНИК: http://textspeak.ru/ebef0b3653cc50c8.html

Литература

    Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. М. 1963.
    Дьяконов И.М. Алародии (Хурриты, урарты, кутии, чеченцы и дагестанцы) //Сб. Алародии: этногенетические исследования. Махачкала, 1995.
    Diakonov I.M., Starostin S.A. Hurro-Urartian as an Eastern Caucasian Languages. M;nchener Studien zur Sprachwissenschaft, R. Kitzinger, M;nchen, 1986.
    Старостин С.А., Николаев С.Л. Севернокавказские языки и их место среди других языковых семей Передней Азии: Cб. Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. "Hаука", Главная редакция восточной литературы, Москва, 1984.
    История древнего Востока. Т.1, М. 1986. Т.2, М. 1988.
    Лингвистический энциклопедический словарь. М. // СЭ. 1990.
    Хачикян М.Л. Хурритская мифология // Мифы народов мира. Т.2, М. СЭ. 1992
    История искусства зарубежных стран // Изобразительное искусство. М. 1981

Ссылки

    Хурриты. Библиография
    Урарты. Библиография
    http://www.philology.ru/linguistics1/starostin-03a.htm
    О сино-кавказском праязыке и хурритах см. Пучков П.И. Дивергенция языков и проблема корреляции между языком и расой.
    Дьяконов И. М. Митанни
    http://history-world.org/hurrians.htm
    Хурритская мифология
    О вайнахах и хурритах см. Куркиев Ахмет Нахи и древнейшие цивилизованные народы Ближнего Востока: реконструкция этногенетических и лингвистических связей по зарубежным иточникам
    О роли кавказоязычного субстрата в этногенезе азербайджанцев см. Кавказская Албания
    http://shark.ucsf.edu/~stas/kurds.pdf
    http://www.eva.mpg.de/genetics/alupaper.pdf
        http://www.pnas.org/cgi/reprint/97/12/6769.pdf


Рецензии
The Urartians are the most easily identifiable ancestors of the Armenians [1][2][3][4]

[1] Chahin, M. (2001). The kingdom of Armenia: a history (2nd revised ed.). Richmond: Curzon. p. 182. ISBN 978-0700714520.
[2] Frye, Richard N. (1984). The History of Ancient Iran. Munich: C.H. Beck. p. 73. ISBN 978-3406093975. The real heirs of the Urartians, however, were neither the Scythians nor Medes but the Armenians.
[3] Redgate, A. E. (2000). The Armenians. Oxford: Blackwell. p. 5. ISBN 978-0631220374. However, the most easily identifiable ancestors of the later Armenian nation are the Urartians.
[4] Lang, David Marshall (1980). Armenia: Cradle of Civilization (3rd ed.). London: Allen & Unwin. pp. 85–111. ISBN 978-0049560093.
Урарты и армяне - это слова синонимы. Ассирийцы называли армян урартами.
На староассирийском - Наири
на новоассирийском - Урарту
на еврейском - Арарат
на шумерском - Аратта
на хеттском - Хайаса
на эблейском - Арманум
на арабском - Армани
на персидском - Армина
на эламском - Армигуиара
на греческом - Армения
на грузинском - Сом-Хети
на армянском - Хайк
на хурритском - Биайнили

Я скину вам цитаты из авторитетных источников, не прибегая ни к одному армянскому источнику.

Привожу цитаты из Британники:

http://www.britannica.com/place/Armenia/History

1 - The Armenians, an Indo-European people, first appear in history shortly after the end of the 7th century BCE. Driving some of the ancient population to the east of Mount Ararat, where they were known to the Greeks as Alarodioi (“Araratians”; i.e., Urartians), the invaders imposed their leadership over regions which, although suffering much from Scythian and Cimmerian depredations, must still have retained elements of a high degree of civilization (e.g., walled towns, irrigation works, and arable fields) upon which the less-advanced newcomers might build.

http://www.britannica.com/place/Urartu

2 -“Urartu” is an Assyrian name. The Urartians themselves called their country Biainili and their capital, located at modern Van, Tushpa (Turushpa).

http://www.britannica.com/place/Urartu

3- The Urartians had a number of traits in common with the Hurrians, an earlier Middle Eastern people. Both nations spoke closely related languages and must have sprung from a common ancestor nation (perhaps 3000 BCE or earlier).

http://www.britannica.com/topic/Hurrian-language

4-Hurrian language, extinct language spoken from the last centuries of the 3rd millennium BCE until at least the latter years of the Hittite empire (c. 1400–c. 1190 BCE); it is neither an Indo-European language nor a Semitic language. It is generally believed that the speakers of Hurrian originally came from the Armenian mountains and spread over southeast Anatolia and northern Mesopotamia at the beginning of the 2nd millennium BCE.

И еще одно неопровержимое доказательство того, что армяне и урарты являются одним и тем же народ - это Бехистунская надпись персидского царя Дария I, относящейся к 522 до н. э (трёхъязычный (древнеперсидский, эламский и аккадский) клинописный текст на скале Бехистун (Бисутун)) :

Это энциклопедия Ираника:

http://www.iranicaonline.org/articles/armenia-i

Armina is named as a province (satrapy) of the Achaemenid empire; the inhabitants are called Arminiya- “Armenian.” As a by-form of the country’s name, the form Arminiya-, is attested six times in DB 2.33-63, but only in the locative form Arminiyaiy (on this word see R. Schmitt, Acta Antiqua 25, 1977, p. 96 n. 16). Armina is the source of Greek Arménioi “Armenians,” Armeníē, Armeníā [scil. Khṓrā] “Armenia;” it is rendered phonetically in Elamite as Har-mi-nu-ya (-ip), etc. The inscriptions’ Babylonian versions, however, use KURú-ra-áš-ṭu “Urartu” and LUú-ra-áš-ṭa-a-a “Urartean,” i.e., the name of the kingdom (and its inhabitants), mighty in former times in nearly the same region;

The earliest attestations of the exonym Armenia date around the 6th century BC. In his trilingual Behistun Inscription dated to 517 BC, Darius I the Great of Persia refers to
• Urashtu (in Babylonian)
• as Armina (Old Persian: 𐎠𐎼𐎷𐎡𐎴)
• and Harminuya (in Elamite).

Привожу труды знаменитых ученых:

1 -> Chahin, M. (2001). The kingdom of Armenia: a history (2nd revised ed.). Richmond: Curzon. p. 182. ISBN 978-0700714520:

Urartian history is part of Armenian history, in the same sense that the history of the ancient Britons is part of English history, and that of the Gauls is part of French history. Armenians can legitimately claim, through Urartu, an historical continuity of some 4000 years; their history is among those of the most ancient peoples in the world.

2-> Frye, Richard N. (1984). The History of Ancient Iran. Munich: C.H. Beck. p. 73. ISBN 978-3406093975. The real heirs of the Urartians, however, were neither the Scythians nor Medes but the Armenians.

3-> Redgate, A. E. (2000). The Armenians. Oxford: Blackwell. p. 5. ISBN 978-0631220374. However, the most easily identifiable ancestors of the later Armenian nation are the Urartians.

4-> Lang, David Marshall (1980). Armenia: Cradle of Civilization (3rd ed.). London: Allen & Unwin. pp. 85–111. ISBN 978-0049560093.

5-> David Rohl Legend: The Genesis of Civilisation, Century Publishing, 1998 ISBN 0-7126-8017-9 :
В ассиро-вавилонских источниках XIII-IX вв. до н. э. можно наблюдать эволюцию названия Урарту, возникшего от названия Аратта: при помощи добавления топонимической частицы -ri, или суффикса -ro, затем перестановкой звука -r оно получило свою окончательную форму — Aratri (Uratri/u) > Ararti/u (Urartu). Примечательно, что в переводе Библии Септуагинта в книге пророка Иеремии, царство Арарат упоминается как «царство Арате»

Это цитата: "The name Urartu (Armenian: Ուրարտու; Assyrian: māt Urarṭu; Babylonian: Urashtu; Hebrew: אֲרָרָט Ararat) comes from Assyrian sources. Shalmaneser I (1263–1234 BC) recorded a campaign in which he subdued the entire territory of "Uruatri"
Отсюда:

6->Abram Rigg Jr., Horace. "A Note on the Names Armânum and Urartu". Journal of the American Oriental Society, 57/4 (Dec., 1937), pp. 416–418.

7-> Zimansky, Paul E. Ancient Ararat: A Handbook of Urartian Studies. Delmar, NY: Caravan Books, 1998, p. 28

Вы упоминали и Дьяконова, цитирую и его:

__Впоследствии, когда и сами урарты перешли на древнеармянский язык и влились в состав армянского народа, — в котором они, вероятно, составили большинство, — название «хетты» стало и их самообозначением. По-протоармянски это название могло звучать *хатйос или *хатийос (հատ(ի)յոս) - в дальнейшем отсюда по законам армянской фонетики получилось հայ (хай)__

Корюн Оганян   10.08.2020 14:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.