В гостях у Броньки часть 3

               А небо над нами было светлое, майское, и всё вроде бы и не такое уж черное  было во мраке: вон, проглядывается на извиве Яузы бугор со сплошным кустарником, там роддом имени Клары Цеткин, где и моя жёнушка, и мои дети рождались, а вон полыхает заревом Садовая, домищи-башни загородили горизонт, но там и мой домушко, где жил я до замужества.
           —А давай споём чего-нибудь, Господи, уж больно хорошо-то...      
          — Давай.      
 Я взял да и затянул:

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

И Христос мне подпевал.

Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбачую лодку берёт
И грустную песню заводит,
Про родину что-то поёт.

         Хорошо мы её пропели, ладно.
        — А давай еще споём каторжную, Господи, а? Я каторжные люблю.
         — Конечно, давай. Каторжные песни самые глубокие, в них душа родная стенает.
        И мы запели:

Я помню тот Ванинский порт
И крик пароходов угрюмый,
Как шли мы по трапу на борт
В холодные мрачные трюмы.

От качки стонали зэка,
Обнявшись, как родные братья,
И все же порой с языка,
Срывались глухие прокляться

Не стоны, а жалобный крик
Из каждой груди вырывался.
«Прощай навсегда материк!»—
Ревел пароход, надрывался...

И ещё мы спели мою любимую:

Средь высоких хлебов затерялося
Небогатое наше село.
Горе-горькое по свету шлялося
И на нас невзначай набрело...

        Но, однако же, пора нам, — сказал Господь подымаясь. — Часа уж два ночи-то, верно? Небо сильно посветлело. Пойдем, сирота, через Яузу по воде. По водам будешь ходить, как апостол.
         Весёлый какой Он, радостный. По воде вот поведёт.
         — А смогу ли я?
         — Ничего. По вере твоей и пойдёшь.
         — Да нам проще виадук перейти и там спуститься с крутояра.
         — А я тебя испытать, может, хочу.
         И мы стали спускаться с откоса, я скользил, падал, но Он меня за руку держал и не давал упасть.
— Тебя ещё, Господи, изобьют, боюся я, — бормотал я.
— Ну так уж и изобьют! — смеялся Он. — Мы объясним, разберемся,  попросим друг у дружки прощения. Да ведь и Зоху ты свою там оставил, а разве это хорошо? Она, Я уверен, переживает, что с тобой.
—Чего ж она за мной не выскочила-то?
— Не пустили, значит... Вот, пожалуй, прямо здесь к Яузе и спустимся, — говорил Он. Мы стояли уж у парапета. — Вон она, лестничка-то. — И Христос, легко перемахнув ограду, стал по ней спускаться к воде. Вот Он уж стоит на воде, зовёт меня. Полез и я. На последней ступеньке меня заело: боюся. И тут уж Господь сурово вопросил меня:
— Веруешь ли во Господа, в Единосущную Троицу и Иисуса Христа?
— Верую, Господи...— лепетал я.
— Так вставай же на воды, Я с тобою.
Эх, едрёжки-ножки, как же это так—на воду?.. Ладно... И ступил. И — чудо: вода держала меня, я стоял как бы на тверди, которая слегка покачивалась под ногами.
— Ну и пошли. Вот так, наискосок, пересечем Яузу и выйдем у Николо-Ямского переулка.
Пошли мы. Я шел сзади и держал Его за руку. Мы переговаривались. Как по полу шел я, но иногда вдруг нога аж по колено провадивалась и ботинок намокал.
— Вот тут (это, значит, в моих словах) грешишь ты, неискренен, — говорил Господь, — поэтому проваливаешься, а ты начисто душу открой, распахнись и будь чистым дитёю.
— Господь мой, а как Ты живешь среди нас, если тогда, после Распятия Твоего, вознесся на небеси на глазах учеников Твоих? Ты сказал, что придешь второй раз судить нас после смерти всех нас? В белых одеждах будто бы, сверкающий нестерпимо...
—То—Божи й суд будет, когда все уйдут ко Мне и Отцу Моему. А Сын Человеческий всегда будет жить среди тварей Божиих, Я должен заботиться об овцах своих, как Пастырь Добрый.
—Понято. А ваг церьковь осуждает самоубийц.  А Ты — как скажешь об этом?
—Нет, Я жалею их, Я за них, может, больше, чем за кого другого, готов снова распят быть.
А ведь Он, Бог-то, на полголовы пониже меня будет, а идет роскошно, как плывет. Вот, думаю, дано ходить Ему и по водам, и по Небу, и по болотам, и по снегам, и везде, где нога человечья не ступит, где зверь не пройдет. И, наверно, бродит Он промеж нами на базарах в толчее людской, среди срама и гвалта и греха, и скорбит, и жалеет. Сколько же пожалел Он в мире этом виноватом! Как должно устать от боли сердце Его! И ведь, наверно, Его толкают в спину и все так же, как когда-то, заушают, да и милиция, поди, пристает...
А майское светлое небо все отразилось в реке, со всеми своими звезда¬ми дрожало в ряби Яузы, и волнушки были как махонькие булыжнички моей старенькой Москвы. Однако ж ступал я на них, как на что-то тугое, крепкое... Как же это может быть? Уж не сон ли все-таки? Нет, не сон. Во сне всё зыбкое, а я такую имел чистую, ясную голову, все видел так отчетливо.  Мы переступали длинные световые полосы от фонарей того берега. Над Яузой гулял крепкий весёлый ветерок.
— А правда ли, что всякая власть от Бога?
— Нет. На земле не может быть власти от Бога. Апостола Павла не поняли. Он был большой сумнигель. Сказывалось его земное рабство. Вы же — не рабы земные, но рабы небесные. Нo если будет от Бога какая власть на земле, то та, что не от Него — не власть. Не кланяйтесь царям. Нет  царей, помазанных Богом и к Христам приравненных. Ибо тогда это будут Антихристы, один же Я — Христос.
— Но ведь и апостол Петр говорил: Бога бойтеся, царя чтите.
—Трижды Пётр предавал Меня пред слугами Пилатовыми.
— Это мне нравится. А то ведь что же: и Гитлер от Бога, и Ленин, и Сталин, и чёрт его знает, кто ещё, и церьковь славила их...
—Я сказал:  Богово Богу, значит, душу Ему отдай, а Кесарю Кесаре значит, только монету. Только. Да ведь ты и сам знаешь, как истинные праведники боролись с царями - тот же протопоп Аввакум.
— Ах, любо, любо мне, что говоришь Ты, Господь мой! Но вот еще. Как нам, русским, к явреям относиться? Все-таки, что ни говори, а несчастной Руси много зла они причинили, никуды не денешься. Царю русскому голову отрезали.  Рази это вместит сердце человеческое!
—Бог и так наказал еврейский народ многими изгнаниями и рассеяниями. Золото мира не поможет ему, напрасно суетится душа его, скорби одни сеет между человеками оно, золото фарисеев и саддукеев. Никогда золота не накормит владеющих им, но даст лишние страдания, когда не богатство мира будет мерилом жизни будущей. И — скоро суд, и золото, и алмазы превратятся в пепел. Но принимай же теперь  доброго еврея за брата своего, даже если  он - мытарь несчастный, злого же обличай. С них и так много спросится за то, что Ветхий Завет им первым дан был, да не поняли. Кто Меня не признаёт - признаёт Бога Единого, и лучше б ему не родиться на свете. Впрочем, Сын Человеческий скорбит обо всех и верующих, и атеистах, и о поклонниках других богов печётся, ибо не ведают, что творят. Дети вы Мои, сироты...
— Ну до чего ж ты, Господи, хорошо говоришь-то, ну прямо речи Твои — к губам моим.
А Он всё шел легко и ласково посмеивался надо мной: я ведь ещё всякие глупости у Него cпрашивал, ровно пятилетний ребёнок.
Я еще всю свою жизнь успел Ему рассказать: буквально за минуту всё выложил, все свои пристрастия, и в сугубом винопитии признался, и об Иване рассказал, друге моем, Демоне добром, как он мне много в жизни помогал, и все наши приключения. Он смеялся.

        — А Россия наша бедная, что с ней будет, Исусе Христе? Но Он только грустно отозвался эхом на мои слова:
        —Бедная, бедная Россия...
        И, оказывается — я давно там не был, — напротив Николо-Ямского переулка ограда была взломана, а в Яузу насыпали много грунта, горкой он поднимался к набережной. Видать, спуск собрались строить или ещё что. И мы легко сошли с воды и поднялись по земляному холмику.
        —Вот ты и выдержал испытание, походил со Мною по Генисаретскому озеру. Смотри-ка!
        Слева у перил стоял милиционер и испуганно глядел на нашу пару, сходящую с воды. Он убегал потрясенный, рация и пистолет прыгали на нем, он бежал в горку к церкви Сергия Радонежского.
        Фонари изогнутые светили на нас нечеловеческим неоном или еще каким-то газом, потрескивающим. Вы заметили, что такие фонари пошли с семидесятых годов - склоненные, с мертвым светом, чутко вслушивающиеся, словно уши соглядатаев. А раньше висели на столбах спокойные, равнодушные лампочки, как и в домах. А тут — тут сочился яд.
Пошли мы по Николо-Ямскому в гору, а там и по Большому  Дровяному к Бронькиному дому. Окна у них горели. Значит, пьют еще. Поднялись по злосчастному трапу, что несколько часов назад кувыркал мое тело сверху вниз. Слышно через дверь, как Зоха поёт как ни в чем ни бывало свою «Особую»:

Я живу не как другие, а особо:
Люблю вино, баранюю рагу,
Люблю «особую» особенно немного,
Но без неё прожить я не смогу...

«Особая московская» —это водка шестидесятых годов, с бычком на этикетке. Вообще, слова песни жутко дурацкие, чушь собачья. Но подаёт ее Зоха своим хриплым голосом — это люли-качели!
Так. Иисусу говорю:
— Господи, будь сзади, я первым войду, приму удар на себя. Толканул я дверь.
Во — сидят за столом, в сиську пьяные. Витек даже лежит головой в тарелке, а на коленях у него Зоха моя. Бронька на Люське. Или Люська на Броньке. Тетя Клаша за тетю Лизу тоже еле держится. А главная гада - Егорыч — опять какие-то гнусные «консенсусы» разводит, прервался. Все двенадцать шаров на нас вылупились.
—Эт-та что за явление?!—взвился красно-бурый Егорыч. —Я думал,  он умрет где-нибудь по дороге, а он, сука, жив! Да ещё привел кого-то.

Добивай его, Витек, ты ближе! За Ленина! Мочи его! По яйцам! Эх, жаль  пистолету нет со мною — контру бы пришил!
И вот уж очнувшийся, осовелый Витек напряг свои дышла и чресла, глаза белёсые стали вовсе без зрачков, челюсть опустил по-боксёрски. Бронька вроде прячется за бутылки, у него зла на меня нету, он не бил все-таки не защитил, но Зоха вцепилась в Витька на этот раз мертвой хваткой, повисла на руках, а Егорыч бросил отстегивать воображаемую кобуру и протянул через стол ко мне свои революционные ручищи.
— И энтого, что с ним — бей! Я тебе покажу неравные мозги у Ильича!
— Стой! — заорал тоже и я.— Стой, проклятый Егорыч! Не пугай уже пуганный, я уже перебитый-переломанный, но ты лучше посмотри, кто к нам пришёл. Броня, уйми Витька, вот, Его именем прошу, Христа ради. Ты-то хоть что-нибудь различаешь?
Тетя Лиза и тетя Клаша бутылки придерживают, чтоб в бой не пошли; — Егорыч уже две пытается, как гранаты, ухватить.
Христос какое-то время молча, с грустью смотрел на эту картину. И вдруг протянул к ним руку.
— Уймитесь, дети мои. Сядьте.
Чудо! Витек как стоял раскорячившись под Зохиным грузом, так и сел и вперился тупым взглядом в Христа. Егорыч медленно сполз на стул. Расцепил бутылки.
— Я ведь только что подобную бойню предотвратил на Золоторожской улице, руку мужа с молотком от головы жены отвёл. В Танковом проезде отца трёх детей из петли вынул. И вот вы тут сироту убить хотите. Сразу не убили, так снова изготовились.
Он говорил, а Егорыч ещё грозно рычал, но что-то на него подействовало, это точно. Уф, и мне легче стало. Боюся я их. И как в так! компанию затесался. Витек вдруг быстро налил себе спирту на клюкве и, глядя в потолок, выхлестнул в глотку залпом. Ему тоже что-то не давало вывалить свою силищу.
Зоха смотрела-смотрела изумленно на Христа, и вдруг упала головой на край стола и заплакала. Неужели почуяла? И тетя Лиза о тетей Клашей побледнели и — как бы понимающе — глядели на Него. Узнали? А — проняло всех! Ей Богу, проняло! Не-ет, дорогие мои, вы сейчас запляшете!
Господь в вытертом пальтишке и ботиночках, с волосами по плечам, строго глядел на притихших зверьков. Долгое было молчание.
Тут вдруг засуетились бабы:
—Ой, да вы садитесь, пожалуйста! Вот, Витёек, подвиньси, дай человеку сесть...
За кого ж это они его приняли?
—А я? — спросил и я. — Мне-то можно сесть?
— Садися, — смилостивился царь Иван Егорыч. — Клаха, принеси свой стульчак этому...
Он хотел сказать: «...который про бородавки у Ленина говорил, и про разные мозги его, и слова Горбачева ему не ндравятся»... Но — промолчал.
Христос сел, положил руки на стол. Задумчиво заговорил:
— Что ж вы злые такие, детки мои? Ведь я Вову чуть не из-под поезда вытащил, ведь он ножку хотел в стрелку сунуть. Нос ему сломали, рёбрышки тоже, глаз вон как подбили — полюбуйтесь. Ну были или не были у Ленина бородавки на лице — разве это важно? Ведь и у тебя, Егорыч, на носу одна и две на подбородке. И какое ж горе от этого человечеству?
—У Ленина не могет быть... — ворчал Егорыч. Выпил спирту, но как-то растерянно:  гостя не пригласил. И вообще сила его падала и падала с каждой минутой.
— И Ленин был человеком. Плохим, конечно, ужасным даже, но — человеком. Так что же мы, выпьем, может быть? — Он засмеялся. — Вроде Каны Галилейской, правда, Вова?
— Конечно, ГОСПОДЬ мой! — о, это я сказал так значительно, что все почти обомлели. Нет, Егорыча за так просто не возьмешь, шкура у него в два сантиметра толщиной, и волос звериный на ней — и он с детства в пещере жил, как Маугли, вот Маугли и остался на всю жизнь. Витек — тот все же как бы протрезвел, если можно применить к нему такое понятие. Зоха смотрела на Исуса — клянусь! — ну есть кающаяся Мария Магдалина. Пиши картину, передвижник!
— Но в Кане свадьба была, а у вас что? Праздник весны, День Победы? Ну, ладно, пускай будет просто дружеская попойка. Я вино не запрещал. А вот Вове сейчас особенно надо выпить, угостите же Меня и его.
Он опять молодо смеялся, показывая белые зубы и откидывая свою прекрасную, ну необычайной красоты голову. Вот пишу сейчас, а мне плакать хочется от этой красоты Его. И — вроде земная красота, но — такой не встретишь. Вот: американский фильм Джона Хеймана видели? Вот такой точно. Ну, почти такой, только еще, еще лучче.
Одним словом, засуетились женщины, тётя Клаша притащила свой НЗ - три бутылки «Кагора»:
—Вот, батюшка, угощайтесь.
Чего это она Его «батюшка»? А все-таки чуяла, что не с простым человеком говорит, хотя Он ей в дети годился по возрасту. Теперь ведь «батюшка»  нe говорят, значит, всплыло что-то старинное, почтенное даже в этой пьянчужке.
Но вот когда Христос разломил хлеб на несколько кусочков, обмакнул его в «Кагор» и раздал всем со словами «сие есть тело и кровь Моя, за вас вечно проливаемые», произошло настоящее потрясение. Тетя Лиза и те Клаша бухнулись ему в ноги, закричали:
—Исус Назорейский, прости нас, Боже!
У Броньки, у Люськи и Зохи глаза стали круглые. Витек, правда, oпять упал в тарелку. Но Егорыч —  грозный Егорыч!—даже он чего-то понял, побежал на кухню и принес сковороду жаренной вырезки:
— Вот, господин... э-э-э... товарищ... не знаю, как вас называть, в закусите ещё покапитальнее, да, может, спиртцу на клюковке хотите?
Христос не ответил ничего. Он долго сидел молча, смотрел на вино лафитнике. Что Он думал о нас, грешных? Потом погладил женщин по голове и велел подняться с колен. И стал говорить о любви, мирить нас стал. Все были умиленны, согласились восторженно и перецеловались мы (но Егорыча я не мог поцеловать, хоть режь меня на куски, и Христос укоризненно смотрел на меня),  даже Витек со мной поцеловался. Христос же каждого обнял. И снова сел,  впав в задумчивость.
А все-таки мне кажется, что молодежь не поняла до конца, что это действительно Христос. Да и что они о Нем знали? Из нас выбивали Христа несколько поколений, так что этим — двадцати-тридцатилетним Он был в более, чем часто упоминаемое известное имя, и только. Егорыч, конечно, что-то когда-то знал, может, и в церкву ходил в детстве, но таким зарос звериным волосом от волчьей жизни, душа его такими коростами покрылась, что Назорейскому сыну плотника не пробиться было сквозь эту броню. Хотя все ж — потрясение было.
Господь посмотрел на меня и улыбнулся: «Мол, вот, видишь —  помирил Я вас. Теперь пей, опохмеляй больную душу, это сейчас ничего, это можно».
А скоро все как-то и забылось. Запела Зоха под гитару, сев ко мне на колени, заснули головам и на столе и обнявшись тетя Лиза с тетей Клашей Бронька с Люськой и Витек. Егорыч снова начал свои «динамизацию peaлий и презентацию спонсоров и консенсусов», а я, жутко опьяневший, опять стал его подзуживать... В какой-то момент очнулся, глянул: рядом со мной никого на табурете не было. Ушел Господь наш. Тихо ушел. Так наверно, Он всегда уходит от овец своих грешных.
—Ушел! — громко оказал я.— Спонсоры вы проклятые! И я тоже-дурак проклятый. Пропили мы Христа...

Maй 1991 г


Рецензии
Замечательный рассказ!
— Где читатели?

Кажись, я знаю где: они здесь (не помню у кого скопировал "шедевер")
«Женщина любит, когда ей сказки о ней рассказывают.
Интуиция у женщины работает лучше любой системы Глонасс.
Женщина по определению считает, что она белая, пушистая и ... несчастная...
Логика женщин – в этом есть что-то от Бога. Мужчинам этого всё равно не понять.
Женщина, как и Восток – дело тонкое!»

// В результате – 87 рецензий! //

Я сегодня уже писал Сергею Пушкину:
«Если перефразировать Веслава Брудзиньского, польского сатирика, «Всё больше истин прикидываются ложью, чтобы привлечь слушателей», то получится «В какие только ризы не одевает автор истину, чтобы только привлечь читателя, отвлечённого ложью».
Или – чушью...

Хомуций   17.07.2013 23:31     Заявить о нарушении
Я сам, Хомуций об этом думаю, и в любом случае рад, что заходят ко мне на сайт.
С уважением,

Галкин Рогожский Владимир   19.07.2013 00:23   Заявить о нарушении
прочитал понравилось

Петр Галкин   06.08.2013 14:25   Заявить о нарушении