О природе творчества в философии Н. А. Бердяева

                О природе творчества
                в философии Н.А. Бердяева.


1. Проблема природы творчества.
Проблема  природы творчества становится наиболее  актуальной, интересной  и  фундаментальной в философской и научной мысли 20-го века. На процесс становления  проблематики творчества в  20-м веке повлияли  две концепции, с нашей  точки  зрения, фундаментально  и  радикально  значимые по своему замыслу и масштабу. Это  концепции  А. Бергсона  и  Н. Бердяева, благодаря  которым, можно  сказать, стала  актуальной  проблема «творчество природы»  и  «творчество человека». За  20-е столетие  учёные  и  философы, как зарубежные, так  и  отечественные, указывая на сходство основных процессов эволюции и творчества, заметно  сократили  разрыв между  «творчеством  природы»  и «творчеством  человека» (У.Джеймс, А.Кестлер, К.Поппер, К.А.Тимирязев, Я.Пономарёв, П.В.Симонов). Однако  подобные аналоги  и сопоставления  человеческого творчества  и эволюции  природы всё же  не решают проблемы генезиса  творческой новизны  и ценности творчества. До сих пор открытой  и  актуальной  остаётся центральная проблема  субъекта творчества. Основная же  проблематика философии  Н.Бердяева  и   есть  проблема  творческой  личности,  как субъекта  творчества. Поэтому  имеет смысл рассмотреть  основные положения в учении Н.Бердяева о природе творчества.

2.Творчество как  акт свободы и  бытия. Генезис  творческой новизны.

  Творчество  (в   философии   Н.Бердяева)  прежде   всего «есть  всегда  прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире». Первичная  постановка  проблемы творчества  в  философии Н.Бердяева – это проблема генезиса творческой новизны. Проблема творчества есть проблема о том, возможно ли новое, ещё не бывшее в  мире?  Постановка  проблемы  не  в  том,  что  есть  творчество,  а проблема  для  него  состоит  в  постановке  вопроса:  возможно  ли творчество, почему  и  как  возможно? Для чего предназначен субъект  творчества? И, чтобы приблизиться  к  тайне  творчества, необходимо распознать генезис новизны.

Творчество в понимании Н.Бердяева  есть тайна, чудо, метафизическая сила  в человеке  и характеризуется мыслителем апофатически. Творчество –  это  не перегруппировка  и  не перераспределение материи, не  наложение  на неё  извечных идеальных форм, не отражение мира идей  или природного мира; это не просто деятельность человека  или процесс разных видов деятельности, а экзистенциальный акт человека, как акт субъекта, личности.
Объяснить же творчество  как  акт свободы и бытия можно лишь из интерпретации личности как экзистенциального акта  и  из пони-мания термина «бытие» в философии Н.Бердяева. «Бытие», акт  бытия, по Н.Бердяеву, не есть бытие рационализированное объектно и вещно, не есть рациональная объективация (в отрицательном  пони-мании), но есть первичная  реальность, исходящая из глубин  экзистенции человека.
 
Личность характеризуется метафизически: она онтически  непостижима и одновременно открыта для познания и самопознания,  от-крыта в общении с другим «я»  как  «ты». Личность, по Н.Бердяеву, есть  неизменное  в  изменении, единство  в  многообразии. Человек есть личность  не по природе, а  по духу, дух же  есть свобода. Личность  есть становление будущего, есть  самобытные, оригинальные творческие   акты,  что  и  составляет  её   неповторимую   ценность. Н.Бердяев характеризует личность  как  активность, сопротивление, победа над тяжестью мира, торжество свободы. Творчество  как акт свободы  и  бытия  есть  своего рода  мистификация непостижимого (непостижимой  свободы, непостижимого  бытия человека), но мистификация  как раз  имеет  положительное  значение. В  творческом акте непостижимое (реальность) открывает себя человеку и есть возможность постижения предельного в человеке.

Поэтому творческий  акт имеет личностный  и онтический характер. Творческая  личность  есть  акт  онтический  по преимуществу, который  имеет  несколько  слоёв   в  экзистенциальном  измерении. Таким образом, творчество  в философии  Н.Бердяева  нужно  пони-мать как  акт свободы и бытия, который имеет как экзистенциально личностное, социальное, так и космическое значение.

Экспликацию творчества  как  акта бытия  можно  представить  в порядке трёх измерений: 1) как акт из чего-то (сверхбытие или ничто, духовная первореальность и свобода);
2) как  акт  кого-то (человек  как дух, личность  и  экзистенциальный субъект творчества);
3) как  акт  для чего-то (воплощение  и объективация, направленные человеком  на  преображение мира, реализацию  и  осуществление ценностей).
Творчество  человека, по  Н.Бердяеву,  имеет  сложный  состав  и предполагает  три  элемента: 1) элемент  свободы, как  возможность творчества  нового и  не бывшего; 2) элемент дара свыше, благодатного  дара  (вдохновение, воображение), связанного  с  назначением человека; 3) элемент сотворённого бытия мира, в  котором  и совершается творческий акт. Данные три элемента  и  предполагают  возможность творчества человека. Творчество в мире потому только  и возможно, что мир сотворён, что  есть  Бог-Творец, который  сотворил  и  человека-творца  по своему образу и подобию и  наделил его благодатными дарами, а также первичной свободой. Генезис новизны можно объяснить как из первичной, бездонной свободы  человека, независящей от Бога, но к Богу направленной, так и из благодатного дара (как вдохновение и воображение).

Таким  образом, возможность  творческой   новизны,  творчества человека предполагает: 1) сверхбытие или первореальность, с которой человек имеет онтическую связь, так как человек есть существо духовное; 2) первичную свободу человека, которая не есть «что-то» от «бытия-мира», а есть  ничто, небытие  в мире, означающее  динамичность  и прерывность мира; 3) наличие объективного, сотворённого мира, который  является ареной  и  материалом  человеческого творчества.

3. Экзистенциально-диалектический   характер   творческого акта.
Творческий акт эксплицируется мыслителем  как экзистенциально-диалектический. Природу  творчества, по Н.Бердяеву,  нужно различать  по двум  разным сферам  одинаково  значимым,  как  два различных  акта. 1) Первоначальный  творческий акт сокровенен по преимуществу (для мира). Здесь человек как бы стоит перед  лицом Божьим. Это своего рода прорыв в первореальность первичного об-раза, восхищение образа иной, высшей  и  лучшей реальности. Первичный творческий  акт Н.Бердяев метафорически видит и объясняет по восходящей линии как вдохновение, творческий экстаз, взлёт, неповторимая  любовь,  притяжение  высоты,  восхождение  в  гору, прорыв  к  транцендентному,  транцензус  к  бесконечному, горение духа, «огненное  движение  из  бездонной свободы», в  которых  за-рождается творческий замысел, интуиция, образ. Это  есть внутреннее и сокровенное познание субъекта, ещё не выраженное  для мира и неведомое миру, которое  предполагает  внутреннее, ещё не выраженное открытие и изобретение, внутренний творческий акт любви человека к другому, также ещё не выраженный. 2) Вторичный творческий акт определён тем, что человек есть существо социальное  и культурное,  творческий  акт  требует  зевершения – реализации  замысла, первичной  интуиции, требует  воплощения  образа. Вторичный  творческий  акт социально  и культурно обусловлен, подчинён нормам и законам, в нём начинают играть роль мастерство и искусность, и проявляется он в мире как объективация. Объективация означает  акты субъекта, духа  личности, направленные  на установление связей и сообщений в мире. Объективация творческого акта означает также  символизацию  первореальности  в продуктах культуры (как  символы бесконечного  в  конечном), имеет  организационный и информационно-коммуникативный характер.

Таким образом, творческий акт, по Н.Бердяеву, имеет  динамико-диалектический характер, предполагает движение по вертикали: духовное движение как восхождение к образам первореальности и ни-схождение к миру, воплощение первообраза  в продуктах культуры, что отчасти  и  объясняет  преображение мира  чрез  воздействие на него культурных ценностей. Однако, для мыслителя, смысл творчества человека  заключается не только  в  создании культурных  ценностей, но  прежде всего  в  конкретно-реальном, а  не  символическом воздействии на мир. Утверждение  человеком ценностей  не через  предметы культуры, а через само  творческое действие  личности. Первично важно не рациональное созидание продуктов творчества, а экзистнециальное действие личности, творческий  акт субъекта, исходящий  из глубины самости. Что  и предполагает  две аксиомы: аксиому зависимости человека от Бога, от первичной реальности, и аксиому независимости человека от мира. Поэтому творчество означает транцензус, как  восхождение (анагогэ), возвышение  (сублимация, по Б.Вышеславцеву), переход  души  в  иной  план  бытия, так  и  нисхождение (воплощение образа, объективация первореальности) души человека  к миру, ибо необходимо «сообщать людям  и миру  то, что  возникло  в  творческом  прозрении, замысле,  образе, подчиняться  законам  реализации  продуктов, мастерства  и  искус-ства».  (Бердяев Н.А., 2003, с. 194).

Творческое же возвышение невозможно  без любви  сердца человека. Поэтому творчество исходит из любви и присуще каждому человеку, есть  духовное  качество, как  творящая любовь. Подлинное творчество всегда есть любовное творчество  и  творческая любовь.
Итак, природа  творческого акта, в  видении  философа,  брачная, она всегда есть встреча, озарение, открытие и откровение, как отношение субъекта  к субъекту. Творчество, с одной стороны, обусловлено природным миром  и социально, предполагает  бытие мира, из которого  воспринимаются  предметные   реальности  и   черпаются материалы творчества. С другой стороны, творчество безусловно  и непосредственно исходит  из человека, который есть дух и свобода, есть личность, что и  объясняет  творчество по преимуществу, независимо от мира социального и природного. И экзистенция, и действие творческой личности предполагает  самоочевидность существования иной реальности, непостижимой по существу и в то же время непотаённой, благодаря которой и возможно происхождение  и возникновение многообразия  новизны  в мире феноменов. Творчество человека, в философии Н.Бердяева, есть ответ  на изначальный  зов Божий, как  опыт изначальной свободы, есть опыт  осуществления Божьего замысла   о  трансцендентном,  «потаённом  сердца»  человеке и его иного образа  в  себе.

Можно сказать, самая  поэтичная  и точная интенция философа о природе  творчества  выражена  в  такой  форме:  «Творчество  есть сфера человеческой свободы, исполненной преизбыточной любви к Богу, миру и человеку» (Бердяев Н.А., 2002, с. 651).


Библиографический список.

Бергсон А. Творческая эволюция / А.Бергсон. М., 2001.
Бердяев Н.А. Дух и реальность / Н.А.Бердяев // Философия  свободного духа. М., 1994.
Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики /Н.А.Бердяев //
Царство духа и царство кесаря. М., 1995.
Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А.Бердяев // Опыт  парадоксальной этики. М., 2003.
Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика Божественного и  человеческого / Н.А.Бердяев. М., 2003.
Бердяев Н.А. Смысл творчества / Н.А.Бердяев. М., 2002.
Бердяев Н.А. Спасение и творчество / Н.А.Бердяев // Смысл творчества. М., 2002.
Гуревич П.С. Философская антропология /П.С.Гуревич. М.,2001.


Рецензии
Ещё раз здравствуйте, Виктор!
Даже и не являясь поклонницей Бердяева, Вашу статью прочла с интересом.
Кстати, знаю одну поклонницу философа здесь, на сайте: Юлия Иоаннова - очень талантливый автор.

С уважением

Татьяна Денисова 2   24.07.2013 19:44     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Татьяна!

Николай Бердяев - удивительный мыслитель и, по-моему, еще не вполне оцененный в России, хотя работ и публикаций, посвященных русскому философу, множество... По-моему, тематика "проблема человека" и "проблема творчества" есть сокровенная золотая нить религиозно-философской мысли Николая Бердяева. И надеюсь, что нас ждут еще небывалые открытия из мысли Бердяева, касательно проблемы творчества... Образ Творчества в русской религиозно-философской мысли - вот, где откровение и новое слово России, про что и вестничал Ф.М. Достоевский!..
Но как сказал поэт Тютчев: "нам не дано предугодать, как слово наше отзовется...". Да и не нужно предугадывать, но делать каждому свое творческое дело и по плодам видно будет, что какова суть Древа Творчества...

Еще раз спасибо и с уважением,

Бармин Виктор   24.07.2013 20:31   Заявить о нарушении