Тиса, река - этимология

Тиса - ты быстрая горная речка,…
Но в половодье, как дикая львица,
Несешься, сметая вокруг все легко
Светлана Кушнирева. Тиса. Стихи. Ру.

Диалог историк-читатель подразумевает, что мысли заявленные в нем близки к истине и содержат рациональный смысл, а высказывания вращаются в определенном культурно-ценностном историческом пространстве, где имеются близкие точки зрения на основные проблемы – в противном случае историк и читатель не поймут друг друга. Эти «точки зрения, мнения» называются историческими представлениями, в массовом сознании европейцев длительное время они формировались на религиозно-исторических суждениях самого распространенного справочника – Библии.
 
Произведения древних историков и географов были не доступны для рядового человека, книги были дороги (книга = дом). В XVI-XVIII вв. начали оформляться научные дисциплины, произошло выделение исторических предметов, что позволило более точно исследовать артефакты. В XIX веке возникла общеобразовательная система, которая в ряде европейских государств способствовала распространению знания в массах; отдельные исторические представления изменялись или дополнялись за счет новых археологических и исторических открытий.

Уделяя больше внимания изучению греко-римской и "национальной" материальной культуре, европейская историческая наука прошла мимо системы иудеохристианского духовного пространства, собственно в котором и была сформирована цивилизация. Мы изучали и изучаем то, что было отвергнуто племенным европейским сообществом - язычество, и имеем поверхностные представления о процессе присвоения иудеохристианства.

 Если следовать современным объяснениям процесса развития, то высшая стадия европейского общества - христианское централизованное государство, возникло само по себе или благодаря усилиям местной элиты. Ценностный смысл историко-лингвистических явлений, родившихся в иудейском пространстве и времени – утерян.

В европейском языкознании есть странное массовое явление (духовный провал), мы не можем объяснить национальными языками сотни миллионов терминов и имен, которыми пользуемся в своей научной и бытовой деятельности. Употребляя эти имена, мы не понимаем их смысла, одним из таких имен является гидроним Тиса (Тисса), название  реки в Венгрии и на Украине (201 км).

1) Существующая этимология

Гидроним упоминается др.-рим. историком Плинием (I в. н. э.), как Pathissus, что предположительно считают образованием от фрак.-дакского Патис 'вода, река' (ср. санскр. патхас 'вода'). Славяне восприняли этот гидроним как название местности, при реке Тисе - 'По Тисе' (ср. Поморье, Подунавье и мн. др.): приставка по- в слав, языках происходит из более ранней формы па-.

Исходя из такой трактовки названия примерно с V в. славяне, а за ними и их соседи, начинают называть реку Тиса, связывая ее название с деревом тис. Совр. венг. Tisza - Тиса, серб.-хорв. Tisa, русск. Тиса, уст. форма Тисса.

а) Логические, исторические и лингвистические проблемы в этимологии

* Плиний Старший писал свои произведения на латинском языке: «Выше, между Данувием и Герцинским лесом вплоть до Паннонских зимних стоянок Карнунта и границы германцев, поля и равнины занимают языги-сарматы, а даки, изгнанные ими — горы и леса до реки Патисс» (Plin. Nat. 4, 80 (изд. Hahn-MayhofT.S7*I, p. 337)).

Определить этимологию гидронима «Pathissus» лингвистам не удалось – гидроним неизвестного происхождения; отметим, что на латинском языке Тис (дерево) - Taxus, связь между повсеместно распространенным и в тоже время не имеющих сплошных массивов деревом и кустарником и рекой Тисой – маловероятна.

* На территории современной Венгрии в древности проживали фракийские и иллирийские племена, затем кельты, германцы, в начале новой эры (I в.) эти земли были завоеваны Римом, римляне создали здесь провинцию Паннония (8 г. н.э.), большую часть которой составляло Задунавье.

Кроме отставных легионеров и романизированных паннонцев в городах жили с конца II века лица восточного происхождения в большом числе (часто богатые вольноотпущенники): "уроженцы Сирии, Вифинии, Иудеи, Египта, Каппадокии" (История Венгрии. 1971, т. 1). Итак, мы нашли интересующий нас начальный след, оказывается, что в Паннонии жили носители иврита и арамейского языка; место впадения Тисы в Дунай – граница между римскими провинциями: Паннония, Дакия, Мезия (карта Птоломея, II век).

* Впервые под своим именем славяне упоминаются в VI в. у Прокопия Кесарийского (называют сирийским, но родился и жил в Палестине (?)) и Иордана (епископ, историк, упоминает реку Тисия). Таким образом, связывать гидроним Тиса, римлян и славян нельзя – они разошлись во времени, пространстве и культуре.

Ещё более проблематична связь славян с фракийцами и даками, исследователи политкорректно считают, что фракийский язык (единичные слова сохранились) исчез около V века (последнее упоминание у Иордана). Язык даков (ничего не сохранилось) исчез в VII веке; скорее всего, с ликвидацией фракийской и дакийской государственности римлянами к началу II века. Исчезли вместе с народами и их языки, в последующее время через эти территории прошли гунны, авары, готы, болгары, половцы, печенеги, венгры и т.д.

Итак, представленная фрако-дако-славянская «этимология» не имеет под собой ни исторического, ни лингвистического основания – нет связи, нет передающего терминологию механизма, мы просто не знаем перечисленных языков, нельзя делать логические выводы из незнания.

2) Тюркская и венгерская история

а) Болгары

В 680 г. болгарский хан Аспарух (680-700), завоевал территорию по Дунаю и основал Первое Болгарское царство; в разные периоды территория его распространялась намного севернее Дуная. Существует легенда, что младенца Аспаруха нашли плавающим в корзине в реке, легенда указывает на связь с библейским сюжетом о Моисее и предрекает хану великое будущее; неизвестный автор XI в. пишет: «детище, носено в кошнице 3 години, на което седаде имя Испор цар, който прие българското царство».

б) Венгры

Ве+нгр+ия = иврит - В два, в + НАХАР (НЕГАРА) течь (поток), река, НИГЕР литься, сбрасывать вниз.

Страна расположена между Дунаем и Тисой, Дунай разделяет Венгрию на две части, на севере русло реки совершает поворот на 90 град. к югу (стекает вниз). Таким образом, термин означает – Две реки (междуречье) и очерчивает границы страны. Аналогичные имена мы находим в Библии; имя Арам-Нагарим - Арам двух рек, термин употребляется в Бытии 24:10; Нахарим – по-арамейски означает "страна рек".

* Венгры называют себя – Magyar (мадьярами), а свою страну Magyarorszag, дословно "венгерской страной", термин "мадьяр" "использовался венграми ещё в Ливедии" (История Венгрии, с. 92). Этноним письменно зафиксирован с 870 года; полагают, что это самоназвание  даёт понятие – "человек". При завоевании Венгрии народ уже называл себя "мадьярами", значить имя своё он приобрел в степях между Волгой и Днестром; мы знаем, что в этот период венгры находились под властью Хазарского каганата, где государственным языком был иврит - есть ли связь с ивритом?

Письменность еврейского языка оформлена справа налево, попробуем прочитать слово "мадьяр" наоборот, выделив при этом в термине два корня иврита - МАДЬЯР = РЯ+ЬДАМ = ЬДАМ – очевидно библейское слово АДАМ человек + ЯР лес.

В  иврите есть выражение АДАМ ХА-ЙААР лесной человек. Ясно, что имя своё венгры (одно из лесных угорских племен рыбаков и охотников) получили при соприкосновении с иудео-хазарской культурой.

Венгрия – Magyarorszag, на русском языке это слово звучит так – Мадьяр+орсаг. В средневековых источниках княжества региона назывались: Цара Хунгария, Цара Молдовей, Цара Валахия, одно из грузинских средневековых княжеств носило имя Эрэт (ц); ЦАРА – прочитанное наоборот еврейское ЭРЕЦ=ЦЕРЭ (земля, страна).

Разберем корни второй части слова Magya+orsz+ag, очевидно, что термин «orsz» = понятию иврита – ЭРЕЦ земля, страна, государство, а термин АГ = ГАА выходить из берегов (о реке), вырастать (о высоком подъеме воды на реках, высокая вода).

Этноним характеризует страну мадьяр со стороны своеобразной гидрологической обстановки – частых и катастрофических подтоплений территорий, что мы наблюдаем каждый год и сегодня – 9 июня 2013.

3) Региональные климатические и гидрологические условия

У каждого народа своя географическая среда обитания, оказывающая влияние на самосознание, образ жизни и обычаи. Специфика природной среды формирует этническую общность и виды деятельности: её физический тип, расовые признаки (цвет кожи, волос, рост, строение черепа и т.д.) и формы ведения хозяйства.
Климат страны определяется расположением основной территории внутри горной дуги Карпат, Венгрия подвержена влиянию западных ветров.
 Горы зимой сдерживают движение холодных воздушных масс с. С и СВ., а открытая с запада территория способствует поступлению теплых масс воздуха. Господствующие СЗ ветра приносят влажные массы воздуха, выделяются два периода максимальных осадков: июньский, связанный с атлантическими циклонами, и осенний – вторжение воздушных средиземноморских масс.

Большая венгерская низменность – Альфельд (высоты до 200 м.) получает на 10-15% больше тепла, чем другие районы страны, здесь ареал возделывания теплолюбивых с/х культур, до освоения – лесостепь с дубовыми, грабовыми и осиновыми лесами. Наиболее распространенное дерево – дуб, позднее – акация (15%, завезена из Америки, для закрепления берегов Дуная и Тисы).
В связи с периодами осадков у венгров сложилось поверье: если 8 июня дождь, то 40 дней будут дожди; если день сухой - 40 дней засуха. Основание – природный цикл, наибольшее влияние циклонов; в обильные осадками годы долина Альфельд подтопляется, в 1879 наводнением был стерт с лица земли город Сегед (на Тисе), из 5 723 строений уцелело лишь 265.

Природные явления ещё не получили ясной и точной оценки в нашей истории, они не осознаны в связи с этнической историей. Например, факт исчезновения с исторической арены Аварского (IX) каганата, зафиксированный в древнерусских летописях. Занявшие Средне-дунайскую низменность авары не смогли отследить природные циклы, вероятно, из-за кратковременного проживания (567-803) и низкой организации общества.

Поздние летописи указывают на частые наводнения в регионе, одно из которых случившееся в аварский период могло стать причиной исчезновения Аварского каганата, исчез источник кормовой базы для скота (трава в воде жесткая, скот не поедает), соответственно:  падеж скота, голод, эпидемии (авары по летописи «телом велицы» - распухли от голода). "Ученые, анализируя летописные источники, сделали вывод о крупных наводнениях, имевших нередко характер селей в 1129, 1164, 1269 и т.д. в Прикарпатье" (В. И. Турманина. Растения рассказывают. М., 1987, с. 67).

Карпаты являются водоразделом крупных речных систем и одновременно водосбором их притоков, Тиса в Закарпатье находится в зоне краевых прогибов, которые собирают все поверхностные и подземные воды, стекающие с гор. Режим уровней воды в карпатских реках характеризуется беспорядочным чередованием паводков в течение всего года, в среднем за год наблюдается 25-35 пиков поднятия уровня воды, большинство в весенне-летнее время, паводки длятся 5-30 дней.

* Характеристика реки Тиса

Самый длинный приток Дуная, образующийся при слиянии Белой и Черной Тисы 4 км к северу от Рахова. В верховье долина узкая, при слиянии с Черной Тисой она значительно расширяется, но сохраняет горный характер. Падение русла здесь не менее 4,5 м / км, скорость течения - 3 м/с.; река бурная и стремительная. В Венгрии река носит в основном равнинный характер; в бассейне Тисы создана крупнейшая в Европе противопаводковая система, так как в паводки повышение уровня воды в реке достигает 7-9 метров.

3) Средневековая венгеро-еврейская история

Подчиненные Хазарской конфедерации племена венгров пользовались относительной свободой, однако влияние тюрок в религиозно-политических и экономических отношениях было подавляющим. Исследователи признают влияние тюркского (?) языка: "тюркское происхождение названий почти всех домашних животных в венгерском языке говорит о длительных контактах мадьяр, отделившихся от других угров, с тюрко-язычными кочевниками-скотоводами".

В Леведии (схождение русел Волги и Дона) произошло объединение семи венгерских племен с ТРЕМЯ хазарскими родами (кабары), изгнанными из каганата после смуты 810-820 годов (о них практически ничего неизвестно, религиозные разногласия?). Конкурирующая степная группировка – печенеги, совершают нападения на венгров в 889, 895, а в 896 г., воспользовавшись тем, что воины ушли в очередной поход, печенеги истребили беззащитное венгерское население Ателькузу. В венгерском обществе происходят перемены, старый вождь был смещен, а новый венгерский вождь был утверждён хазарским каганом и женился на знатной хазарке: "с помощью каганских послов прежнего воеводу венгров отстранили от власти, которую забрал в свои руки ставленник хазарского кагана Арпад" (Плетнева С.А. Хазары. М., 1976).

Арпад организует переселение венгров на Дунай и Тису: «полчища под предводительством Арпада, явившиеся в Венгрию в конце IX в. заключали значительное количество евреев» (ЕЭБЕ, т. 5, с. 423). Далее Еврейская энциклопедия сообщает: "По словам Ибрагима ибн-Якова, еврейские караваны с товарами направлялись из Венгрии в Прагу. Положение евреев было благоприятным: пользуясь полной свободой, они развивали экономическую деятельность, и были почти единственными торговыми посредниками между Западом и Востоком. Отношения между язычниками-венграми и иудеям были равноправными, браки между ними были обычным явлением" (ЕЭБЕ, т.5, с. 424).

* После смерти первого короля Иштвана на трон взошел Петер Орсело (1038-1041, 1044-1046), племянник короля Иштвана. Новый король откровенно презирал венгров, окружил себя итальянцами и немцами, которым раздавал земли и должности, в 1045 г. признал вассальную зависимость от германского императора, за что в 1046 г. был, свергнут знатью.

Борьбу против Петера Орсело возглавил еврей Аба Шамуэл (1041-1044), в 1041 г., потомок родовых старейшин, который был женат на сестре короля Иштвана I Святого и опирался на свободных общинников. После изгнания короля Петра он был провозглашен королем (1041-1044), целью восставших было восстановление общественной собственности и иудаизма.

Таким образом, наука не отрицает присутствие на территории интересующего нас региона значительных групп еврейского населения и их важную роль в формировании венгерского государства.

4) Итак, мы определили основания необходимые для логического анализа гидронима Тиса.

а) Есть «коренной» носитель языка – еврейское население регистрируется в Панонии со II века; около этого времени подобный термин «Pathissus» фиксируется в сочинении Плиния Старшего.

б) Отмечается  религиозно-торговая деятельность евреев, для региона она являлась, единственной связывающей культурной «нитью» с сопредельными и отдаленными странами.

в) В 1000 году венгры принимают христианство, есть факт религиозного противостояния христианство-иудаизм (король Аба Шамуел, 1041).

г) Еврейская энциклопедия (т. 5, с. 423) сообщает нам о факте заимствования еврейской терминологии (топонимики): "Историк Антал Сирмай указал на то обстоятельство, что в комитате Сатмар многие местности носят еврейские названия; отсюда он сделал два вывода: 1) евреи поселились здесь раньше мадьяр, заимствовавших от них эти названия; д) Живущие здесь евреи не были европейского происхождения, но азиатского". Эти азиатские евреи, по мнению Сирмая, занимали части Венгрии в период постоянных переселений кочевых народов с Востока, вместе с хазарами они заняли Трансильванию, откуда распространились по Венгрии; комитат располагался в XIII-XV вв. от середины реки Самош до впадения её в Тису.

Вывод

Мы определили характерные гидрологические особенности реки Тиса и её бассейна: частые наводнения, катастрофические паводки, быстрый подъём уровня воды в реке.  Установили присутствие значительного еврейского населения. Следовательно, есть все основания для рассмотрения гидронима Тиса как термина языка иврита, осталось найти соответствующие понятия в еврейском языке.

5) Терминология иврита и библейский образ

Тиса (Тисса, Tisza), все источники отмечают катастрофические наводнения и быстрый подъём уровня воды (узкие долины). Можно сделать вывод, что гидроним содержит в себе термин иврита, который подчеркивает особенность реки - высокую скорость течения, т.е. поток воды не течёт, а летит.

Иврит-русский словарь (wikiled.com/Hebrew-Russian-id-1658-default.aspx, и другие), даёт следующий перевод еврейскому понятию ТИСА.

а) ивр. ТАС, ТИСА – летание, подъём, полёт, и ряд других понятий, связанных с быстрым передвижением и подъёмом.

б) Другой термин - ивр. ТАС, ЙАТУС, ЛАТУС летать, налетать; применяется в Библии единственный раз, но в сюжете, который известен каждому христианину - Бог послал израильтянам перепелов в пустыне.

в) Образ «полета» в Библии

Числа 11:31: «И поднялся ветер от Господа, и принес (ЙТС, от ТАС) от моря (ЙАМ) перепелов, набросал их около стана»; это очевидно литературный перевод, дословно - «перепела с запада налетели (ЙТС)». Этот сюжет в библейской географии не ясен, израильтяне в это время уже два года бродили по пустыне Фаран, внутри Синайского полуострова, моря там нет, до морского берега примерно 200 км, как известно - перепела не живут на море, в иврите термин ЙАМ означает море и запад.

Отметим также, что в библейских произведениях терминология иврита в форме а) ЛАТУС, ТАС, ТИСА летать, полет, быстрое движение - не фиксируется. Скорее всего, термин образован в конце библейского периода, когда терминология была уже отработана и зафиксирована в литературе Ветхого Завета, или в самом начале талмудического периода (II-VI вв.); в это время еврейское население фиксируется в точке впадения реки Тиса в Дунай.

Таким образом, гидроним Тиса, очевидно, принадлежит еврейскому языку и указывает на характерные особенности гидрологии реки – быстрый подъём и течение воды - вода летит, налетает.

               

               


Рецензии