Так скажите, ради осьминога, для чего учиться?

(слова из песни В.Левина к к/ф "Тайна, известная всем")
 
   Это я к тому, что главная новость прошедшей недели была - ЕГЭ. (В разных странах оно по-разному зовётся, в общем - массовое централизованное тестирование выпускников средних школ для поступления в высшие учебные заведения.) Ну, до ЕГЭ мне ещё далеко, но как раз актуально то, что ему предшествует. Вопросы у меня есть - вполне конкретные и столь же (для меня) безответные. О школьном обучении.

   Вопрос первый. Зачем ребёнок ходит в школу?

   Понятия не имею (и дети, что характерно - тоже). Конечная цель десяти-двенадцати (а в других станах и больше) лет посещения вроде как образовательного учреждения сокрыта плотным туманом.
   Нет, где-то в преподавательских методичках написано, наверное, чему ребёнок в результате освоения той или другой темы должен научиться (а может быть даже написано, для чего), но обучающемуся-то об этом ничего неизвестно. Причём по всему миру, как ни удивительно.
   В результате до того вполне успевающий ребёнок приходит в один не прекрасный день и заявляет, что она алгебру учить не будет, потому что не понимает, зачем ей алгебра нужна. Ну, отыскав, благодаря интернету, алгебре практическое применение, мы на этот частный вопрос ответ нашли. А на глобальный - нет. Так зачем наши дети ходят в школу?

   Вопрос второй (он же первый). Что выпускники выносят из школы?

   Метод познания? Никоим образом. Даже распространённая система создания учениками проектов, рефератов и докладов не учит детей искать информацию по критериям, систематизировать, устанавливать связи, отсеивать лишнее, извлекать ценное и сжато, но доступно излагать. Этому просто никто не учит. Ребёнку дают задание - написать реферат.
   А как он будет его писать, преподавателя в подавляющем большинстве случаев не интересует. И результат никак не обсуждается. И зачем был реферат-доклад-проект?

   Систему знаний? Систему - Знаний. Оба слова значимы. То есть ребёнок, закончив школу, понимает, например, и способен объяснить, каким образом рельеф и климат планеты влияли на уровень и особенности образования и развития на ней стран и народов? Или откуда взялось понятие геополитики и как экономическая география с этой самой политикой увязана? Способен оказать первую помощь подручными средствами, потому что помнит, знает и понимает анатомию человека? Не умрёт от голода или отравления в лесу, потому что может определиться в пространстве и заодно определить, что за растение перед ним и съедобно ли оно, и на гадюку он сейчас наступил или ужа, и что делать, если это всё-таки была гадюка? (Раньше хотя бы ботанические определители были, а теперь в школе никаких нет.)
   Я хорошо помню полный хаос в собственной голове, когда на уроке физики нам рассказали об одной модели атома; а процессы, о которых рассказывали на уроках химии, предполагали нечто совершенно иное, вследствие которого явление электрического тока, теоретически, сопровождается не иначе, как процессом холодного ядерного синтеза. Дальнейшее обучение тоже немногое прояснило, пока, будучи уже вполне взрослым, я не позадавал вопросов весьма уважаемому доктору соответствующих наук. Доктор посмеялся и высказался в таком духе: "Не мучайся, этого никто толком не знает, но называть и описывать как-то надо". А школа об этом сказать не может никак?

   Вопрос третий. Как детей учат в школе?

   Я учился, кажется, в средних классах, когда в СМИ стала массово появляться информация об "учителях-новаторах". Я читал - и приходил в ужас. Потому что новаторство почему-то обязательно включало в себя интенсив.
   А что делать медленному вдумчивому зануде?
   Что делать ребёнку, который мыслит преимущественно от общего к частному - а не от частного к общему, на чём построена вся школьная программа?
   Какой процент плохо успевающих учеников не успевает именно из-за непонимания цели и отсутствия мотивов? (Соответственно, и желания учиться нет.)
   Известно, что дети в классах с раздельным обучением (по половому признаку) усваивают материал лучше, чем в смешанных. (Я понимаю, что есть ненормальные феминистки, но есть же и объективная реальность.) И я понимаю, что пишу об утопии, но что, если методика обучения вдруг начнёт учитывать тип нервной системы и способ мышления ученика, и классы станут делиться соответственно?

   А ЕГЭ? А что, ЕГЭ? Я с таким уже сталкивался. Это - как экзамены на водительские права. Ты должен ответить на вопрос точно так, как дословно написано в Правилах (они же учебник). Никого не интересует, что ты думаешь и как ты мыслишь. Тест интересуется - насколько ты выучил учебник. Это - скучно, но возможно. А знания будешь потом - на практике применять.
   Именно поэтому я бы, на месте МинОбразования, отменил бы ЕГЭ, как таковое, а вернулся бы к тестированию абитуриентов в ВУЗах. А ВУЗы обязал бы открывать подготовительные отделения для потенциальных студентов. "Нулевой" курс. Который бы готовил ученика к поступлению в конкретный ВУЗ - в соответствии с конкретными требованиями. И если ты поступил на "нулёвку" и успешно её, по результатам экзаменов, закончил, ты - студент. Мы это уже проходили когда-то. Начиная с рабфака и заканчивая подготовительными факультетами крупных ВУЗов. Преподаватели знакомятся с контингентом. Контингент попутно осознаёт, а правильно ли он со специальностью определился. Случайные люди уходят в процессе подготовки. Желающие поступают в общем потоке. И это, как по мне - нормально было.    


  P.S.  Вышеизложенное есть глубоко и сугубо частное мнение, сложившееся в результате непосредственного наблюдения. Отличающиеся мнения будет интересно услышать.


Рецензии
Если посмотреть на некоторые задания из начальной школы, то приходишь к выводу- учиться в школе не только бесполезно, но и опасно. Пыталась решить, чуть голову не сломала, оказалось, что это было -"не все задачи имеют решение". Короче-разум проще вообще отключать, этому и учат.
Вообще-то пишу, чтобы сказать по дневнику, -спасибо, Дорогой Удав). А то я уж думала, что мы тут в России совсем одичали, и в отличии от " цивилизованной мировой общественности" продолжаем считать белое- белым, а чёрное- чёрным. Да и братьями- славянами нас многие перестали считать почему-то. Но, всё- таки, надеюсь, всё встанет по местам, как только вранья будет по-меньше.
С уважением,

Людмила Федосеева   22.03.2014 00:18     Заявить о нарушении
Доброго дня, Людмила! О дневнике.
По "прозе" с декабря разносится жуткое количество малочленораздельных воплей на тему "что происходит в Украине". Причём вопящих мало интересует анализ - они в происходящим ориентируются крайне плохо, зато очень интересует возможность поскандалить.
Объективно ситуация с Крымом выглядит так: большое сильное государство максимально выгодно для себя использовало откровенно поганое положение в соседнем государстве поменьше и забрало то, что считает исконно себе принадлежащим - максимально мирно и при максимально полной поддержке населения собственного и назад присоединяемого.
По этому поводу можно восторгаться, возмущаться - это всё будет исключительно пропагандистский шум, на расстановку сил в объективной реальности никак не влияющий :).
Я с искренним и глубоким уважением отношусь к Путину. Потому что все пятнадцать лет, которые находится у власти, он последовательно делает всё, чтобы превратить Россию в экономически стабильную страну, с сильным государством внутри и могущественным - на внешнеполитической арене. Имеет результат. И если кто-нибудь в России говорит, что это - плохо, забросайте этого вредителя камнями :).
Что касается Украины. Основная "масса населения" здесь хочет того же, что и все остальные нормальные люди: иметь свой дом, постоянную работу, получать обеспечивающую жизнь зарплату, полноценное социальное обеспечение, растить детей и радоваться жизни :). Именно эти люди содержат государство и наполняют общественные фонды. Не бегают на "майданы" и не интересуются, на каком языке удобнее говорить соседу - понимают друг друга, и хорошо. К сожалению, нынешнее руководство страны к нормальным людям не относится: единственное, чего оно хочет - любой ценой как можно скорее и полнее набить свои карманы. И, к сожалению, все предыдущие руководители отнезависимовавшейся Украины в этом смысле мало чем отличались, эти просто уже все границы перешли и откровенно экстремистскую идеологию подключили - других средств не осталось. Хотя в целом экстремистов среди населения Украины в процентном соотношении не намного больше, чем в той же России, но их всколыхнули, подняли, организовали и выдали карт-бланш. Получили откровенный оголтелый бандитизм. Чем естественно и активно пользуется российская пропаганда - это совсем дураком надо быть, чтобы тебе в руки факты давали, а ты не воспользовался. (Кстати, "пропаганда" - это не ругательство, а законный эффективный инструмент влияния. :)
Поэтому сейчас Украина - это задолбанное экономическими неурядицами и политическим бардаком "обывательское" население (причём "обыватели" - это тоже не ругательство), и, совершенно отдельно - руководство страны: экономически неэффективное, идеологически взбесившееся, политически беспомощное, да поднятая им человеческая муть. Грех было не воспользоваться :).
Что в отделении Крыма для Украины очень плохо - оно изменяет электоральный расклад, и не в пользу провосточных сил. А с запада нам ничего хорошего не светит.
А к образованию это имеет самое непосредственное отношение: образованный человек должен иметь критическое мышление. Банально уметь сопоставлять факты, устанавливать связи и делать выводы.

Удав Юзик   22.03.2014 12:47   Заявить о нарушении
Здравствуйте,Уважаемый Юзик!)
Согласна с каждым Вашим словом, именно так вижу ситуацию. Просто нередко сталкивалась с противоположным мнением и больше всего недоумевала, что там абсолютно не смотрят на факты. Зашоренность полная. Хотя к тому же, говорят, целое поколение взращивалось на отрицании русской культуры и достижений советского периода. Боюсь,с таким настроем и при нынешнем руководстве, Украине предстоят нелёгкие дни, да и мы не чувствуем себя в безопасности. Вообще, ситуация, когда нас противопоставляют, кажется ужасно нелепой и дикой, но, к сожалению, это- реальность. Правда, я всё-таки верю- здравый смысл восторжествует.

Людмила Федосеева   22.03.2014 23:43   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Уважаемый Юзик!)
Опять по дневнику, насколько я читаю, то именно от украинцев идёт о неродстве. На макспарке, например. А кстати, и вживую. Недавно была на отдыхе, разговариваем с жителем Полтавы-сам русский, но сына отдавал с своё время в украинскую школу, не знаю правда, есть ли там русские школы. Так вот, он сказал,-"Ну, теперь у меня среди врагов есть знакомые".Понятно, что в шутку, но у нас даже в голову бы не пришло, что мы-русские- их враги. По Крыму, у него взгляд, как у европейцев-"его оккупировали". В общем, информационная война серьёзная, и даёт весомые плоды.

Людмила Федосеева   21.04.2014 13:29   Заявить о нарушении
А вообще-то, решила больше не заморачиваться- история рассудит. У людей есть много поводов жить и радоваться жизни. Хотела поздравить Вас в праздником, но кажется Вы не очень-то жалуете религию, или я ошибаюсь?) Но,всё же, по традиции -поздравляю! Правда, у меня вчера получился историко-познавательный день, с родственником-дальневосточником посетили крейсер Аврору.)

Людмила Федосеева   21.04.2014 13:40   Заявить о нарушении
Людмила, доброго вечера! Ваш пример, как и мои, говорит только о том, что люди - разные. Но вот живу я нынче на Украине. И из моря нынешних же разговоров разнонастроенных людей разных мест проживания могу сделать только один вывод. Я его уже Ганчару приводил. Я, как житель Украины - либо недобитый фашиствующий бандеровец, либо недобитый же московский запроданец. Никаких других вариантов мне общественное мнение не оставляет, и, в любом случае, в праве принадлежности к "народу Украины" мне все стороны отказывают.
Да лях с ними, со сторонами, но кто-нибудь слышал, чтобы я плохо отзывался о России, русских, россиянах и руководстве вашей страны? Кто-нибудь слышал, чтобы я неуважительно высказывался о _народе_ Украины, её культуре и реальной истории?
Но люди - будем говорить так, посторонние люди, оценивая действия кучки - будем называть вещи своими именами - негодяев, устроивших переворот и захвативших власть в стране ценой человеческих жизней и судеб, высказываются огульно об Украине в целом.
И мне надоело слыть националистом, нацистом, фашистом и прочим разнообразным дерьмом только и исключительно потому, что я - живу на Украине, и нипочему другому.
Вот Вы ссылаетесь на мнение своего полтавского знакомого. Но я же - не он! У меня на данный момент нет личных врагов на территории России :). Зато есть родные и друзья. Так по ком будем судить об отношении украинцев к россиянам? :)

К религии я отношусь глубоко нейтрально :), Вы правы, но от поздравления меня не убудет - и поздравляю в ответ :))). А классный у Вас праздник получился, тем более, что религиозный - тоже весьма революционный, на самом-то деле :).
Давайте я Вам хорошую вещь пожелаю. Чтобы ни различия в религиозных взглядах, ни политические разногласия, ни разность мнений о культурных явлениях и традициях - не делали людей врагами. Чтобы у всех, с кем Вам доведётся ещё встречаться, хватало на это ума.
Угу? :)

Удав Юзик   21.04.2014 21:31   Заявить о нарушении
Угу!Согласна!)) Узик, я давно знаю, что Вы- наш человек! )
Кстати, и я о том, что все как-то слишком полярными стали, как будто забыли, что мы действительно одна страна всегда были, и наверное-будем!)

Людмила Федосеева   21.04.2014 22:03   Заявить о нарушении
Здравствуйте,Удав Юзик.
С Днём Победы!
Хотела сказать по статье Давыдова-врёт. У нас нет оголтелой антиукраинской пропаганды, хотя кадры с убийствами показывают. И у нас скорее шок и недоумение- как такое может происходить? и откуда такая ненависть к своим же, но инакомыслящим. Мы прекрасно знаем, что там разные люди, единственное ещё удивляет- множественная тупость, уж не обижайтесь за земляков, возможно мне так кажется. На сайте Макспарк читаю высказывание украинцев-чего только не прочтёшь, но допускаю, что есть и провокационные. Русские, конечно, тоже иногда отличаются. Но всё-равно, уверяю, у русских нет ненависти к украинцам.
Всего доброго и будьте осторожны чтоли...)

Людмила Федосеева   08.05.2014 18:42   Заявить о нарушении
Спасибо. Буду :).
Людмила, Давыдов - одно из мнений, причём российсколиберальное. А антиукраинская пропаганда есть на proza.ru, причём в избытке. Не скажу, что совсем не спровоцированная, но тошнотворная.
Ничего. Три дня выходных - а потом мы с Вами как-нибудь осенью встретимся :). А повезёт, так и раньше. Не скучайте :).

Удав Юзик   08.05.2014 18:53   Заявить о нарушении
Искал-искал, где Вас найти :). Ну, что, новый год наступил, идём дальше? :)
"Всё оживает и цветёт", снег тает - вновь весна идёт!
http://www.davno.ru/assets/images/cards/big/vosmoe-marta-288.jpg

Удав Юзик   06.03.2015 19:33   Заявить о нарушении
Спасибо, Дорогой Удав Юзик!) Здравствуйте! Рада, что не забыли, да и вообще...)
Новый год ещё будет, кажется, славяне раньше встречали в день весеннего равноденствия. Нам ведь, русским, одного праздника мало, по-каковски только ни встречаем! Хотя,если судить по народным приметам, возможно -самый верный НГ. Так что- всё лучшее- впереди! чего и желаю!))

Людмила Федосеева   07.03.2015 17:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.