Мотивация для лямки

Не так давно на «горячую линию» психологической помощи позвонила женщина и, едва сдерживая слезы, сказала: "Что мне делать? Я так устала от жизни... Мне 81 год, и свыше 20 из них я ухаживаю за прикованным к постели после инсульта мужем. Он старше  меня на четыре года. Я уже старая женщина, сама нуждаюсь в уходе, так как годы берут свое, силы не те, да и возрастные болезни обсели ...".

Голос пожилой женщины дрожал от волнения, но, несмотря на её почтенный возраст, ещё не был стариковским, скрипучим. А её язык был приятен лексическим разнообразием, даже определенной изысканностью.

Оказалась, что до беды, которая произошла с её мужем, бывшим главным инженером крупного предприятия, Мария Алексеевна преподавала историю иностранной литературы в университете. Как доцент, кандидат филологических наук. Пришлось любимую работу оставить вместе с приличной зарплатой (сравнительно с пенсией).

Конечно, к старым супругам ныне приставлена соцработница, которая помогает убрать двухкомнатную квартиру, приобрести продукты, лекарства. Но львиная доля хлопот по дому, а главное –  уход за мужем остаются на усталых плечах Марии Алексеевны.
Дети? Была дочь, умерла молодой. От рака. Правда, осталась внучка. Закончила институт иностранных языков. Познакомилась с англичанином. Вышла замуж. Теперь живёт в Великобритании, в городке неподалёку от Лондона. Держат с супругом небольшой универсальный магазин и бар. Внучка ради экономии нередко сама стоит за стойкой. Кое-какие деньги ежемесячно высылает бабушке с дедом. Ведь обычные пенсионеры бывшего СССР получают мизерную пенсию. Концы с концами никак не свести. А если вдобавок в доме больной старик – и подавно.

"Дело в нашей ситуации, слава Богу, не в деньгах, – вздыхает Мария Алексеевна, – хотя лекарства, медицинские услуги "съедают" больше половины наших средств. Стараемся питаться качественно, ведь от этого также в значительной мере зависит состояние здоровья. Без внучкиной помощи не обошлись бы –  никак!". Как говорится, могло быть хуже, если бы не помощь из-за границы. Марию Алексеевну же больше беспокоит её депрессивное нравственно-психологическое состояние.

Человек как социальное создание стремится к общению прежде всего с себе подобными. У Марии Алексеевны нынче такие возможности – крайне ограничены. Как она сама отмечает, друзей почти не осталось: большинство уже перешли в лучшие миры. А с кое-кем со временем просто порвалась связь, разговоры стали поверхностными – всё больше ни о чем, ведь уже не объединяют общие интересы. О политике, ценах, теленовостях болтать – скучно и без толку, считает Мария Алексеевна, грустно шутя, дескать, мы нынче независимые, так как от нас ничего не зависит, а обсуждать государственные проблемы с такими же, как она, беззащитными, обессиленными гражданами – слова на ветер, расточение времени. Телевизор? Даже сериал не посмотришь толком – продолжительные и частые рекламные "паузы" утомляют, раздражают, даже вызывают негодование, чем желание что-то из навязываемого приобрести.
 
Помогает ли вера в Бога? Раньше тайком от стражей марксистско-ленинской атеистической идеологии  была верующей, хотя в церковь не часто ходила. Теперь не соглашается с верующими знакомыми, которые уверяют, дескать, Господь её подвергает испытанию. "Добрый Бог, который "есть любовь", насылает беды? Он же Всезнающий, ему и без испытаний известно о моих возможностях! – без негодования высказывает свои сомнения Мария Алексеевна и добавляет: – Единственное, чего от меня добился, это выполнения мной призыва апостола Иоанна: теперь этот мир меня не радует". Старая женщина, очевидно, имела в виду слова из Евангелия: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего».

Хоть как ни тяжело ей – менять мужу памперсы, кормить его из ложечки, вслушаться в неразборчивое бормотание в стремлении понять, - однако никогда не возникала у неё мысль сдать больного супруга в приют, как кое-кто настоятельно советует и на что она имеет юридическое право. Нет, говорила сама себе, это – мой муж, с ним пережили и горести, и радости, большую светлую любовь... Во имя прожитой с этим человеком жизни она не может его предать. И он никогда не давал поводов сомневаться в нем. Поддерживал и словом, и делом.

Мария Алексеевна ради морального укрепления себя часто прибегает  к воспоминаниям, пересматривает семейные фотографии. Это прибавляет сил жить дальше. Как научный работник изучала разнообразные религиозные источники, прежде всего Библию, нашла замечание мудрого царя Соломона: "...Псу живому лучше, чем мертвому льву". Посему просит у судьбы выдержки и терпения, полагаясь на обетование Иисуса Христа: «Претерпевший же до конца – спасется».

Как уверяют психотерапевты-психологи, человеку в затруднительном положении, сложных жизненных обстоятельствах необходимо найти мотивацию для своей дальнейшей жизни. И тогда она не будет казаться страшный, невыносимой, бессмысленный. Приобретёт новый смысл, даже станет порой утешать и нечаянной радостью. А главное – не будет казаться ненавистной лямкой, на другом конце которой – непосильное бремя невзгод и огорчений.


Рецензии
Юрий, не встречал на ПРОЗЕ такого сердечного повествования о возрастном старении. О болезни верного друга, о вере, о депрессии, о ненужности стариков, о смирении!..
Ваши выстраданные возрения на жизнь - укрепляют мотивацию дальнейшей жизни в любом возрасте!
Очень приятно было узнать Вас, как искреннего и мудрого писателя!
Всего Вам доброго!



Девяткин Вячеслав Георгиевич   12.07.2013 15:40     Заявить о нарушении
Благодарю, дорогой Вячеслав Георгиевич, за поддержку и внимание.
С уважением,

Юрий Шляев   15.08.2013 13:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.