Елабуга - этимология
В ходе своих изысканий капитан Рычков подробно описал несколько десятков болгарских городищ и собрал местные предания, так было положено начало историческим исследованиям территории Нижней Камы. В ходе изучения территории возникла и топонимическая проблема, частный её случай, не разрешенный до сегодняшнего дня - какое содержание (идею) имеет топоним Елабуга?
1) Существующая этимология. Географическая энциклопедия
"Елабуга - город, р. ц., Татарстан. Возник во второй половине XVI в. как татар, селение Алабуга; название из тюрк, личного имени Алабуга (букв, ;пестрый бык;, где буга ;бык; символизирует силу и могущество носителя имени). (???) С увеличением доли русск. населения в деревне возводится церковь и появляется особо почитаемая икона Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), по преданию подаренная церкви царем Иваном IV Грозным. С этого времени деревня становится селом с названием Трехсвятское; дополнительно используется также татарское название в искаж. форме Елабуга. С 1780 г. у. г. Елабуга". Есть и другие версии: "Военная крепость, названная булгарами Ала-буга (пегий, серый, злой + бык, змей, богатырь), возникла на месте бывшего укреплённого поселения угров".
Очевидно, что топоним Елабуга не имеет рационального истолкования (не связан с действительностью), отметим, что в иудаизме (материнская религия), христианстве и исламе не было традиции называть природные и искусственные географические объекты именами людей - грех (не возводи себе кумира). Поселение могли назвать в честь святого в ходе колонизации территории (освящение местности, выбор святого покровителя), в топонимике императорского периода (с XVIII в. усиление светской власти) - именем царя (высший земной авторитет), но никогда именем героя или вождя (топонимическая традиция советского периода, через 70 лет пришлось переименовывать).
* Поразительно, но топография села Елабуга Хабаровского района один в один повторяет топографию города Елабуга в Татарстане! Елабужское сельское поселение Хабаровского района Хабаровского края (неподалёку от Хабаровска, на Амуре), основано в 1910 году переселенцами из Вятской губернии. Отметим, что долгое время граница между Россией и Китаем в этом районе не была установлена точно, т.е. обозначена знаками на местности. Очевидно, что переселенцы с Вятки (река впадает неподалёку от города Елабуга) принесли с собой полюбившийся им топоним, но какую мысль он выражал на границе с Китаем, что между древним городом и селом XX века общего???
2) Краткая история Волжской Булгарии (X-XV вв.)
После открытия "Хазарии" М. И. Артамоновым в 50-х г. XX века, материалы его 30 экспедиций стали известны мировой науке, в связи с хазарами "всплыла" история и Волжской Булгарии. * Племена под названием "болгар" впервые упоминаются в Анонимном римском хронографе (354 г.) как обобщающий этноним праболгарских племен. Этнос определился (IV) в регионе к северо-западу от Кавказа (Тамань, Дон), где рядом (Тамань, Крым), с первых веков новой эры, проживало значительное еврейское население (есть множество артефактов). В 635 г. хан Кубрат (воспитывался в Константинополе, имел сан патриция) объединив несколько болгарских племен, создаёт предгосударственное формирование, известное как Великая Болгария, после его смерти в 665 г. произошел распад этого объединения.
Часть элиты Хазарского каганата - болгары, некоторые их группы, не подчинившись хазарам, активно участвовали в освоении новых территорий и торговых путей, что очевидно прослеживается при рассмотрении экспансии болгар в VII-VIII веках. Удачная попытка в контроле над торговым пространством по Дунаю была совершена ханом Аспарухом (могилу хана нашли в Запорожье). Своим конечным результатом она имела новое государственное объединение - Болгарское царство (680), был перекрыт торговый путь по Дунаю. Чуть позже хан Котраг со своим кланом переселяется в район Средней Волги и Камы, где была основана Волжская Булгария - перекрыт торговый путь по Волге и Каме.
* Хазарами был освоен торговый путь Волга-Каспий, принесший колоссальные прибыли властной верхушке, на Волге зафиксирован поток арабского серебра; иврит - КАСПИ (й) ;;;;;;;; серебряный, денежный (известен также термин Серебряная Булгария). Какая мощная организация и идея могла сдвинуть с насиженных мест массы людей и направить их в СТРАТЕГИЧЕСКИЕ точки древней экономической деятельности, какая организация могла обеспечить их материально переселение и обустройство? Неужели все "вращалось" вокруг борьбы за "пастбища" между хазарами и болгарами, как нас уверяют историки?
Как предполагает автор, организацией устроившей колонизацию бассейна Волги и Днепра, были еврейские военно-торговые общины Крыма и Тамани, находившиеся на границах мира цивилизованного и варварского. Они организовали заселение не обустроенного пространства, как противодействие - Византии, монополизировавшей торговую и экономическую деятельность в регионе Причерноморья. Переход в иудаизм хазар - результат успешной экономической и идеологической деятельности еврейских общин. Элита хазар убедилась практически (разбогатели на транзитной торговле) в эффективности еврейской общественно-религиозной системы и приняла социальную и экономическую модель развития общества, предлагаемую иудаизмом; болгары - активные участники этого процесса.
* Исследователь русских летописей и историк А. А. Шахматов, в отношении Болгарии Дунайской полагал: "быть может, в Болгарии высшие классы общества, до принятия христианства, придерживались, как и у хазар иудейства, лишь медленно, уступавшего место новой религии; дальше эти следы выражались в большом количестве ветхозаветных апокрифов, ведущих иногда прямо к еврейскому источнику, ... Еврейство держалось в Болгарии очень устойчиво".
Итак, мы предлагаем переосмыслить процесс формирования пути "из варяг в хазары" или Волжский пушной путь, и рассмотреть колонизацию Волги со стороны идеологической - первоначально иудейской. Никто ведь не будет отрицать существование иудейского Хазарского каганата, первого государственного образования в регионе Днепр - Дон - Волга - Кавказ.
3) География и границы
а) Археолог С. А. Плетнёва отмечала: "Вассальная зависимость Волжской Болгарии от хазар сохранилась вплоть до гибели каганата, хотя к началу Х в. она, по словам Ибн-Фадлана, бывшего при болгарском дворе в 922 г., стала минимальной. Буртасы, эрзя, черемисы - мордовско-мерянские племена, из которых, безусловно, наиболее сильными были буртасы - вассалами каганата в отличие от болгар так и не стали" (С. А. Плетнева. Хазары).
б) Л. Н. Гумилёв в своей работе "Древняя Русь и Великая степь" писал: "В состав Хазарии вошли: буртасы (на Средней Волге), болгары (на Нижней Каме), сувазы (чуваши на Верхней Волге), арису (мордва эрзя), черемисы (мари, в Заволжье), вятичи (на Оке), северяне (на Десне) и славяне, "под которыми подразумеваются другие славянские племена"". На карте Гумилёва в работе "Открытие Хазарии" (Хазарский каганат X в.) восточная граница каганата поднималась от устья реки Урал строго на север - до Елабуги, здесь граница поворачивала на ЗАПАД до верховьев Днепра, затем по Днепру на юг вплоть до Черного моря (включая Крым); южная граница - предгорья Кавказа. В работах других авторов карты содержат некоторые отличия, меняется Ю-В граница до Арала и южная, но неизменной остаётся северная граница и её стык с восточной пограничной линией - Елабуга.
в) Википедия/Волжская Булгария. Территория
"Основные земли лежали в Западном Закамье, на левобережье Волги к югу от Камы и до реки Шешма на востоке. Здесь находились такие политические и экономические центры государства, как Биляр, Болгар, Сувар, Джукетау и другие крупные города. Самым густонаселенным районом являлся бассейн Малого Черем-шана с Биляром Великим городом в центре. ... Предкамская территория государства, т.е. земли, лежащие к северу от Камы, была заселена относительно слабо. Основные булгарские памятники сосредоточены в прибрежной зоне Камы, на Меше и Казанке, где еще на рубеже X-XI вв. возникает военная крепость и торговое поселение Казань".
г) На карте Восточной Европы XV-XVI вв. в работе М. Г. Худякова "Очерки по истории Казанского царства" (Казань, 1923) отмечен город Елабуга, он занимает пограничное положение, к северу отмечены - вотяки (удмурты). На запад от реки Вятка - черемисы, к югу - Казанское царство; автор отмечает, что Елабуга в то время - татарское селение. В 1557 году, вслед за покорением Казанского ханства, правительство Ивана Грозного произвело раздачу его земель русским поселенцам, ханские земли и владения казанских князей и знати были конфискованы, татарское население переселено вглубь территории.
д) Археолог Халиков А. Х. и историк Казаков Е. П. считают, что северная граница Булгарии проходила по правому берегу реки Камы, западная - в районе бассейна реки Свияги, восточная по линии Чистополь-Билярск или рекой Шишма, южная в районе Самарской Луки. Таким образом, северная граница Волжской Булгарии одновременно являлась и северной границей Хазарского каганата.
е) Южная граница Вятской губернии на карте 1901 г. проходила по Елабуге.
ж) В Атласе Российской империи Елабуга занимает пограничное положение, между Казанской, Оренбургской губерниями, южная точка Вятской губернии; год издания атласа - 1835.
з) Язык
Согласно восточным источникам и мнениям подавляющего большинства исследователей языки хазар, болгар и савиров-сувар (мертвые языки) были близкородственными, реликты этих языков усматривают в тюркском языке чувашей, сам этноним чуваш возводится к названию суваз. Отметим, что государственным (религиозно-административным) языком Хазарского каганата являлся иврит, на нем велось делопроизводство. Согласно общепринятой в то время традиции вассальные правители отправляли своих детей ко двору кагана как заложников, где их соответственно обучали и воспитывали. При дворах местных правителей естественно находились представители каганата, контролировавшие общее состояние дел на подвассальной территории и защищавшие торговые интересы административной и военно-купеческой верхушки каганата, следовательно, волжским булгарам был знаком деловой язык каганата.
Таким образом, Волжская Булгария являлась вассальной территорией Хазарского каганата, в Хазарии естественно её рассматривали как часть своей территории (страны); у каждой территории должны быть свои пределы (границы), внутри которых осуществляется административное управление. Мы установили, что северная граница Волжской Булгарии проходила по реке Кама, на Каме в районе Елабуги был стык северной и восточной границы Хазарского каганата. Административное управление экономической и торговой деятельностью бассейна Волги и Камы вплоть до середины X века осуществлял Хазарский каганат, других государственных формирований не было.
4) Инфраструктура торгового пути
В хазарский, булгарский и золотоордынский период на Волге появились крупные для своего времени города, их расцвет связан с посреднической торговлей, чему способствовало выгодное географическое положение на колоссальном водном пути, международный товарооборот в средние века базировался на водных путях. Булгария принимала меры для защиты своих водных путей, которые приносили в виде пошлин значительный доход, для чего была создана инфраструктура обеспечивающая безопасность и контроль на речных путях.
Одним из таких пограничных и таможенных объектов этой инфраструктуры является "Чертовое городище", болгарский замок X века, расположенный на крутом берегу, чуть выше впадения реки Вятка в Каму, неподалёку от современного города Елабуга. У Елабуги река Кама совершает крутой поворот, отсюда видны обе части русла реки, судя по расположению на местности, крепость охраняла водный и караванный путь на северо-восток, в сторону Печеры и Урала (пушная торговля). В булгарский период площадь крепости составляла 400 кв.м., здесь находилась летне-зимняя переправа через Каму. Мы подошли к пониманию СВЕРХЗАДАЧИ Елабуги (Алабуги) - это пограничный пункт обеспечивающий безопасность на торговом пути и контролирующий торговые операции (сбор пошлин) в северо-восточном направлении по реке Кама. Следовательно, эта СВЕРХЗАДАЧА (понятная правителям и торговому люду) должна быть закреплена в имени.
Вывод
Предложенные варианты истолкования термина АЛАБУГА не раскрывают назначение (для чего?) этого поселения, носят характер народной этимологии, нам остаётся использовать религиозно-торговый язык региона - иврит.
5) Терминология иврита и библейский образ
Каким был письменный язык волжских булгар до XIII века, наука не установила, письменных источников нет, после падения Хазарского каганата в X в. и до конца XIII века сведений о языке также нет. В XIV в. надписи на арабском языке на надгробных памятниках распространились по всёй территории Булгарии.
В отличие от русского языка, где гласные являются буквами и пишутся рядышком с согласными, в иврите гласные звуки (огласовки) в виде черточек и точек, пишутся под согласными, их применяют только для обучения грамоте и в священных текстах, в других случаях огласовки (гласные) не пишутся. В результате такой письменной традиции постоянно возникают случаи, когда огласовки искажаются (неправильно произносятся, передаются), что приводит к потере смысла слова. При транслитерации еврейского слова на русский язык происходит смена также и согласных (установлено в XIX в.), некоторые буквы "теряются"; например, буква Б (бет) иврита почти всегда передаётся как русское - В; пример: иврит - БЕЙТ ЛЕХЕМ (Дом хлеба) в русской передаче - ВИФЛЕЕМ (см. ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный).
а) Терминология иврита
Представим, что топоним АЛАБУГА - термин иврита, в еврейском написании оно должно быть без огласовок (гласные буквы не пишутся, только согласные принадлежат Богу). АЛАБУГА = Л.Б.Г. или Л.В.Г., буква БЕТ (вет) в иврите читается и как Б, и как В. Корень = Л.В.Г., прочитаем его как в иврите, справа налево - Л.В.Г. = Г.В.Л.
Общий вид
ЕЛАБУГА, АЛАБУГА = Л.Б(в).Г. = наоборот Г.В.Л., ГАВАЛ, ИГБОЛ устанавливать ГРАНИЦУ, граничить, находиться на границе, служить границей; страна, территория (в Библии).
Производные значения: ИГБИЛ проводить границу, ограничивать; то же - УГБАЛ, ГЕВУЛ граница, грань, предел, рубеж, пограничный район.
Источник
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
Hомер Стронга: H1379. Оригинал: Г.В.Л. Произношение: габаль. Часть речи: Глагол
Этимология: примитивный корень - A(qal): проводить границу, межевать, полагать предел. E(hi): устанавливать пределы или границы.
б) Библейский образ
* Исход 19:12: "Проведи для людей границу (ивр. ГАВАЛ) вокруг горы и вели на гору не подниматься и до ее подножия не дотрагиваться. Всякий, кто прикоснется к горе, должен быть предан смерти).
* Второзаконие 19:14: "Не сдвигай межу ближнего (ГАВАЛ), проведенную предками в ваших владениях, - в стране, которая отдана вам Господом, вашим Богом".
* И. Навин 18:20: "Восточная граница (ГАВАЛ) - Иордан. Это границы (ГАВАЛ) надела родов Вениамина"
* 2 Цар. 21:5: "И сказали они царю: того человека, который губил нас и хотел истребить нас, чтобы не было нас ни в одном из пределов (Г.В.Л.) Израилевых".
* Библейский город Gebal "ge-бал (gebhal, "граница"); древний финикийский город, расположенный на утесе в предгорьях Ливана, один из главных морских портов Финикии, имел небольшую гавань. Упоминается в письмах архива Телль - эль - Амарны (XIV в. до н.э.); при постройки Храма Соломона жители ГЕБАЛА участвовали в заготовке камня и древесины, перевозили материалы. Упоминается в нескольких книгах Библии, Иезекииль 27:9: "Старшие из Гевала и знатоки его были у тебя, чтобы заделывать пробоины твои. Всякие морские корабли и корабельщики их находились у тебя для производства торговли твоей"".
Таким образом, содержание (идея) древнего понятия ЕЛАБУГА, Алабуга - граница, транслитерация (передача термина другим алфавитом) еврейского слова. Предел административного влияния Волжской Булгарии и Хазарского каганата, что соответствует социальной действительности, древней и современной истории города. Эта место (город) являлось пограничным рубежом; линия освоенного пространства, этническая граница между несколькими соседствующими народами; граница государственных формирований. Модель имени взята из библейских произведений.
Кишинев, 19.6. 2013 г., уточнено и дополнено 19.1. 2022 г.
Свидетельство о публикации №213061901098