Черкесы и Черкесский мир

Каждый из нас, интересующихся историей адыгов и абаза, скорее всего знаком с десятками сайтов, форумов и страниц где много лет подряд "ломаются копья" по поводу имен, границ и предков современных народов. С моей точки зрения есть буквально несколько ключевых вопросов, которые определяют содержание и накал дискуссий.

Но главной болевой точкой даже среди них является даже не этноним, а происхождение (этимология) самого слова "черкес"... Каких только версий нет - греческая, иранская, тюркская, собственно адыгская... При желании можно наверняка найти еще какие-то варианты. Ну и конечно переводы слова - "перерезающие дорогу", "отрезающие голову", "живущие на верху", "военный человек"... И здесь наверняка еще что-то можно найти.

С моей точки зрения источник бесконечных баталий в том, что не учитывается особенность понятия "черкес". А оно и как этноним, и как определение союза племен, и как название военного надэтнического сословия, то есть практически ВО ВСЕХ своих переводах и смыслах, подходит к предкам целого ряда народов абхазо-адыгской, тюркской и даже иранской языковых групп.

И то, что сегодня оно официально употребимо как национальность у части адыгов в Карачаево-Черкесии, а как «внешнее» название закрепилось в основном за адыгами, не исключает того, что оно имеет прямое отношение к АБАЗА - абазинам, абхазам и убыхам, а также продолжает иметь хождение среди тюрков Средней Азии и Казахстана - это факт.

На сегодня НЕТ НИ ОДНОЙ ОБЩЕПРИНЯТОЙ версии этимологии слова "черкесы". Да и не в этом СУТЬ проблемы. Корень проблемы заключается в наивном желании некоторых наших современников максимально упростить прошлое с ГЛАВНОЙ целью - приписать ТОЛЬКО СЕБЕ то хорошее, что с ним связано.

Здесь придется коснуться еще одной системной проблемы, источника многих причин взаимного недопонимания и ложных умозаключений - попытки через языковое происхождение «имён» определять этническую принадлежность тех или иных народов или конкретных исторических лиц. Скажем сразу - такие подходы Не состоятельны. Почему?

Не углубляясь в научные теории, представим себе, если бы вдруг наши потомки решились определить национальную принадлежность своих нынешних предков по "национальности" их имен. Наверняка они были бы поражены наличием среди них не только абаза и адыгов, но и ТЮРКОВ, АРАБОВ, РУССКИХ, ГРЕКОВ, СКАНДИНАВОВ и многих других народов. Поскольку именно ТАКИЕ имена мы, в большинстве своем, сегодня имеем.

То же самое можно сказать о временах прошедших, когда, как известно, тот же самый тюркский ("татарский") язык был на Кавказе фактически языком межнационального общения, подобно русскому языку сегодня. Причем свободно владели им не только представители знати нетюркских народов, но и простые люди, в том числе многие КАЗАКИ.

Но кто сегодня может всерьез считать русскими ВСЕХ, кто говорит и общается на русском языке? Отметим, что такая же ситуация у многочисленных народов говорящих на английском, испанском, немецком, французском языках, не имеющих НИКАКОГО отношения к народам-этносам создателям этих языков.

Не в пример нам, как показывает история в лице даже наших ближайших предков, они - наши предки - были полиглотами, знавшими языки и наречия нескольких родственных и даже соседних народов. При этом сословная и родовая элита, к тому же, нередко владела еще и письменным турецким, арабским, а некоторые и европейскими языками...

Стоит, очевидно, и нам задуматься над этим. И, возможно, возродить традицию владения наряду с родным языком, хотя бы на бытовом уровне, еще и несколькими языками родственных народов. Тогда снимутся ОЧЕНЬ МНОГИЕ проблемы. А главное это даст понимание того, что обладание именем "черкесы" это, в первую очередь, не проблема «авто–экзо этнонима», а КОЛОССАЛЬНАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

И здесь просто разговорами не обойтись. Те, кто претендует сегодня на этот этноним должны сознавать - если уж ты ЧЕРКЕС, да еще не только на бумаге, а «по жизни», то надо СООТВЕТСТВОВАТЬ созданному предками имиджу. Соответствовать ДЕЛАМИ, а не словесными, в том числе околонаучными, баталиями. А иначе КТО ТЫ на их фоне. Это понимать надо...

Сегодня же наиболее острый спор за обладание именем "черкесы", и, как следствие, обоснование "прав обладания" их славной историей, происходит между адыгскими, тюркскими и абазинскими представителями. При этом ладно, если бы этим занимались только молодые люди, которые в силу своего возраста и юношеского максимализма склонны к крайностям в суждениях. Так нет же, с юношеским задором в этих "боях" стали принимать участие и взрослые люди, в том числе причастные к науке...

Черкесский мир ВСЕГДА был открыт ДЛЯ ВСЕХ, кто готов ПРИУМНОЖАТЬ славные ДЕЛА черкесов, а не ПРИКРЫВАТЬСЯ их именем. За последние несколько веков имя «черкесы» прочно закрепилось за АДЫГАМИ. При этом как сами имена «адыги» и «черкесы», так и ДЕЛА, создавшие основания для такого закрепления, не принадлежит НИ ОДНОМУ отдельному адыгскому этносу. И имя «адыги» и дела созданы не без самого активного участия, а зачастую и ведущей роли в них народа АБАЗА – абазин, абхазов и убыхов.

Разделить эти народы НЕвозможно, все границы между ними как территориальные, так и языковые всегда были условными и динамичными. Народы адыго-абхазской языковой группы - это и есть сегодня «живая душа» организма с именем «ЧЕРКЕССКИЙ МИР».

P.S.НИ ОДИН НАРОД Черкесского мира НЕ ВЫШЕ и НЕ НИЖЕ ДРУГИХ. Это так же, как КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК и НАРОД равен другому в своих правах и перед "лицом" ВСЕВЫШНЕГО.


Рецензии
Азамат, спасибо! Задел за живое! Черкес Аслан. Мир твоему дому!

Кушу Аслан   23.08.2015 21:22     Заявить о нарушении
Упсоу, Аслан. Спасибо за понимание.

Азамат Джендубаев Джанымбей   24.08.2015 18:28   Заявить о нарушении