Роден

Огюст Роден родился в ноябре 1840 г. в бедной семье мелкого чиновника. Не сумев поступить в Школу  изящных искусств, он перепробовал множество занятий: исполнял работы отливщика, мраморщика, копировщика, декоратора в скульптурных  и ювелирных мастерских. Ему приходилось обтесывать камни, формовать, переводить модели других скульпторов в материал. От ювелирных работ он переходил к трехметровым лепным орнаментам для зданий. «Необходимость заработка, - говорил он позже, - заставила меня изучать все стороны моего ремесла». Полученные им навыки  в дальнейшем очень ему пригодились. «Я всегда жестоко любил труд, - вспоминал Роден позже. – Когда я начинал, я был хилым, необычайно бледным, бледным, как моя бедность. Однако нервное сверхнапряжение, полное страсти, заставляло меня работать без отдыха… Я работал по четырнадцать часов ежедневно, я отдыхал лишь по воскресениям». Постоянная нищета (ему приходилось содержать не только свою семью, но также престарелых родителей) не сломила молодого скульптора. Он не поддался соблазну «делать как все», сумел не только сохранить, но и взрастить свою неповторимую самобытность. В 1870 г. получив несколько заказов в Брюсселе, Роден переехал в Бельгию. Именно там был создан знаменитый «Бронзовый век» (1876), положивший начало его известности. В 1878 г. статуя экспонировалась в Салоне и привлекла к себе всеобщее внимание.

 В 1880 г., когда имя  Родена было уже широко известно, он получил заказ на выполнение дверей для предполагавшегося  Музея декоративных искусств в Париже. Тему художник выбрал сам, отталкиваясь от своего любимого Данте. Двери должны были представлять «Врата Ада»: на двух громадных створках располагались рельефы с изображениями персонажей великой поэмы. Быстро выполнив первоначальный проект, Роден затем трудился над своими «Вратами» до самой смерти, изымая одни группы и заменяя их другими. По его замыслу это должна была быть  синтетически монументальная композиция, воплощающая в образах одновременно реалистических, предельно жизненных и вместе с тем символически обобщенных как бы судьбы человечества в целом. Обращение к Данте оказалось для скульптора  необычайно плодотворным. До конца жизни чуть ли не все его скульптуры, за исключением портретов и монументов, возникают как ответвления замысла «Врат Ада» Первоначальный комплекс распался на множество  самостоятельных статуй и групп. В их числе «Мыслитель» (1880) (http://proza.ru/2013/06/23/812), «Адам» (1880), «Ева» (1881), «Уголино» (1882), «Паоло и Франческа» (1887), «Скорбь» (1887), «Отчаяние» (1890) и еще целая вереница других излюбленных мотивов.
 
Герои Родена не столько люди действия, сколько переживаний и томлений. Словно движимые  высшей силой, они живут в вечной тревоге, всегда чего-то ждут, о чем-то вопрошают, исполнены мучительных раздумий. Они безраздельно отдаются страсти большого чувства. Движения их доходят до текучести. Размывая границы объемов, форма, словно в живописи, творится переливами света и тени. Ничего подобного не бывало прежде, и многие находки Родена, заставляют видеть в нем   основоположника импрессионизма  в скульптуре. Роден боготворил обнаженное тело, называя его «храмом движений». Особенно он восхищался женским телом, здесь его красноречие буквально не знало границ: ослепительную женскую наготу он сравнивал с солнечным светом. Не случайно наибольшую популярность доставили ему работы, в которых, так или иначе, воспевается любовь. Эмоциональная пластическая манера Родена, казалось, была создана для лирических тем. Театральным позам академистов он противопоставил  взволнованный язык чувств: мольбу, трепетные прикосновения и полные страсти объятия. Холодный  мрамор, молчаливая бронза словно обретали в его творениях способность  мыслить, чувствовать, страдать, содрогаться от ужаса или забываться от счастья.

Впервые совершенно особая чувственность форм проявилась в «Данаиде» (1885). Одновременно с ней и вслед за ней во второй половине 80-х гг. создаются такие шедевры Родена как «Вечная весна» (http://proza.ru/2013/06/23/850), «Психея» (1885), «Андромеда», «Амур и Психея» (1885), «Поцелуй» (1886) (http://proza.ru/2013/06/23/824), «Вечный кумир» (1889) (http://proza.ru/2013/06/23/840) и другие. Все композиции объединяет  необыкновенная одухотворенность и чувственность (Моделью большинства этих работ послужила Камила Клодель, юная возлюбленная и муза Родена, сама ставшая в дальнейшем известным скульптором).  Все эти творения – одна из вершин  мировой пластики в изображении женщины  и темы любви.

С конца 80-х гг. в работах Родена многократно возрастает значение  символического элемента.  В тоже время Роден стремится ко все большей дематериализации скульптуры. В его композициях исчезает светотень, очертания становятся расплывчатыми, статуи как бы окутаны дымкой. Роден явно тяготеет к смутному, нереальному, отвлеченному. Такие его статуи, как «Ромео и Джульетта», «Грезы» кажутся растворяющимися в воздухе и невесомыми, как облака. Эти туманные тревожные образы близки по своему духу поэзии Бодлера и драматургии Метерлинка.
 
Слава Родена достигла апогея в 1890 г., когда все его основные произведения были показаны  на Всемирной выставке в отдельном павильоне. С тех пор он был буквально завален заказами из разных стран мира. Престарелый мастер выполнял их с помощью учеников. Часто вся его работа сводилась только к созданию эскиза, и мастер впервые касался своих работ, только ставя на них свою подпись. Тем не менее, скульптуры, вышедшие из мастерской Родена, моментально раскупались, их приобретали первые художественные музеи мира и частные коллекционеры. Доходы его многократно возросли. Роден становится обладателем  роскошной вилы Медона близ Парижа и целого дворца, который еще при жизни скульптора, благодаря хлопотам его поклонников, был превращен в Музей Родена.
 
Умер мастер в ноябре 1917 г. Он оказал колоссальное влияние на искусство пластики, которое испытали в той или иной степени все работавшие после него.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии
Искусство Родена, конечно, явление уникальное. Но на меня особенное впечатление произвели его скульптуры, когда я увидела их в его музее. Они кажутся живыми и теплыми. Это так прекрасно и гармонично! И сам музей необычен.

Спасибо, Константин.

Людмила Лунина   23.06.2013 23:05     Заявить о нарушении
Большое спасибо за Ваш отзыв, Людмила! Увы, я не был в музее Родена. Но я до сих пор помню, какое сильное впечатление на меня (тогда еще школьника)произвели небольшие (модели?) статуэтки Родена в Эрмитаже. Это была любовь! С первого взгляда и на всю жизнь.

Константин Рыжов   24.06.2013 22:29   Заявить о нарушении
Тогда особенно желаю Вам обязательно побывать в гостях у Родена.
Это одно из самых сильных моих парижских впечатлений.

Людмила Лунина   24.06.2013 23:44   Заявить о нарушении