Роден
В 1880 г., когда имя Родена было уже широко известно, он получил заказ на выполнение дверей для предполагавшегося Музея декоративных искусств в Париже. Тему художник выбрал сам, отталкиваясь от своего любимого Данте. Двери должны были представлять «Врата Ада»: на двух громадных створках располагались рельефы с изображениями персонажей великой поэмы. Быстро выполнив первоначальный проект, Роден затем трудился над своими «Вратами» до самой смерти, изымая одни группы и заменяя их другими. По его замыслу это должна была быть синтетически монументальная композиция, воплощающая в образах одновременно реалистических, предельно жизненных и вместе с тем символически обобщенных как бы судьбы человечества в целом. Обращение к Данте оказалось для скульптора необычайно плодотворным. До конца жизни чуть ли не все его скульптуры, за исключением портретов и монументов, возникают как ответвления замысла «Врат Ада» Первоначальный комплекс распался на множество самостоятельных статуй и групп. В их числе «Мыслитель» (1880) (http://proza.ru/2013/06/23/812), «Адам» (1880), «Ева» (1881), «Уголино» (1882), «Паоло и Франческа» (1887), «Скорбь» (1887), «Отчаяние» (1890) и еще целая вереница других излюбленных мотивов.
Герои Родена не столько люди действия, сколько переживаний и томлений. Словно движимые высшей силой, они живут в вечной тревоге, всегда чего-то ждут, о чем-то вопрошают, исполнены мучительных раздумий. Они безраздельно отдаются страсти большого чувства. Движения их доходят до текучести. Размывая границы объемов, форма, словно в живописи, творится переливами света и тени. Ничего подобного не бывало прежде, и многие находки Родена, заставляют видеть в нем основоположника импрессионизма в скульптуре. Роден боготворил обнаженное тело, называя его «храмом движений». Особенно он восхищался женским телом, здесь его красноречие буквально не знало границ: ослепительную женскую наготу он сравнивал с солнечным светом. Не случайно наибольшую популярность доставили ему работы, в которых, так или иначе, воспевается любовь. Эмоциональная пластическая манера Родена, казалось, была создана для лирических тем. Театральным позам академистов он противопоставил взволнованный язык чувств: мольбу, трепетные прикосновения и полные страсти объятия. Холодный мрамор, молчаливая бронза словно обретали в его творениях способность мыслить, чувствовать, страдать, содрогаться от ужаса или забываться от счастья.
Впервые совершенно особая чувственность форм проявилась в «Данаиде» (1885). Одновременно с ней и вслед за ней во второй половине 80-х гг. создаются такие шедевры Родена как «Вечная весна» (http://proza.ru/2013/06/23/850), «Психея» (1885), «Андромеда», «Амур и Психея» (1885), «Поцелуй» (1886) (http://proza.ru/2013/06/23/824), «Вечный кумир» (1889) (http://proza.ru/2013/06/23/840) и другие. Все композиции объединяет необыкновенная одухотворенность и чувственность (Моделью большинства этих работ послужила Камила Клодель, юная возлюбленная и муза Родена, сама ставшая в дальнейшем известным скульптором). Все эти творения – одна из вершин мировой пластики в изображении женщины и темы любви.
С конца 80-х гг. в работах Родена многократно возрастает значение символического элемента. В тоже время Роден стремится ко все большей дематериализации скульптуры. В его композициях исчезает светотень, очертания становятся расплывчатыми, статуи как бы окутаны дымкой. Роден явно тяготеет к смутному, нереальному, отвлеченному. Такие его статуи, как «Ромео и Джульетта», «Грезы» кажутся растворяющимися в воздухе и невесомыми, как облака. Эти туманные тревожные образы близки по своему духу поэзии Бодлера и драматургии Метерлинка.
Слава Родена достигла апогея в 1890 г., когда все его основные произведения были показаны на Всемирной выставке в отдельном павильоне. С тех пор он был буквально завален заказами из разных стран мира. Престарелый мастер выполнял их с помощью учеников. Часто вся его работа сводилась только к созданию эскиза, и мастер впервые касался своих работ, только ставя на них свою подпись. Тем не менее, скульптуры, вышедшие из мастерской Родена, моментально раскупались, их приобретали первые художественные музеи мира и частные коллекционеры. Доходы его многократно возросли. Роден становится обладателем роскошной вилы Медона близ Парижа и целого дворца, который еще при жизни скульптора, благодаря хлопотам его поклонников, был превращен в Музей Родена.
Умер мастер в ноябре 1917 г. Он оказал колоссальное влияние на искусство пластики, которое испытали в той или иной степени все работавшие после него.
Модернизм и постмодернизм http://proza.ru/2010/11/27/375
Свидетельство о публикации №213062300800
Спасибо, Константин.
Людмила Лунина 23.06.2013 23:05 Заявить о нарушении
Константин Рыжов 24.06.2013 22:29 Заявить о нарушении
Это одно из самых сильных моих парижских впечатлений.
Людмила Лунина 24.06.2013 23:44 Заявить о нарушении