Самарканд. 7. Встреча с живым царём...

              …Последний наш объект – это комплекс мавзолеев Шахи-Зинда… В переводе – «Живой Царь»… Я его посещал уже трижды, когда был в Самарканде в командировках, и скажу вам, что приехал бы ради него ещё много раз… Потому что этот архитектурный ансамбль - что-то невообразимое… Согласно рукописей арабов, их земляк Куссам ибн Аббас в 676 году хидржи пришел с войском в Самарканд, чтобы распространить здесь мусульманскую веру. По одним источникам, он был убит местными язычниками, по другим — умер естественной смертью… Причём, даже не в Самарканде, а в Мерве. Самаркандцы называют  его Шах-и-Зинда — “Живым царём”, так как он якобы ушел из этого мира живым. И уверяют, что уже пораженный стрелой, он скрылся от врагов в каком-то колодце. На его надгробии начертана золотом цитата из Корана: “Тех, которые убиты на пути Аллаха, не считайте мертвыми - нет, они живы...”… То есть – он пострадал конкретно за веру, поэтому как раньше, так и сегодня очень почитаем в мусульманском Узбекистане…
              Впервые мавзолей Куссама описал аравийский путешественник Ибн-Баттута, побывавший в Самарканде в первой трети XIV века. “Вне Самарканда,— пишет он,— находится могила Куссама ибн Аббаса ибн Абд-ал-Мутталиба. Жители Самарканда выходят сюда в ночь на каждый понедельник и пятницу для посещения могилы. Татары (имеются в виду воины Чингизхана, захватившие Самарканд в 1220 году. – В.А.) приходят для посещения её, дают ей великие обеты и подносят ей коров, баранов, дирхемы и динары… Над ней возведено четырехугольное здание с куполом; у каждого угла стоят две мраморные колонны; мрамор зеленого, черного, белого и красного цветов. Стены здания выстроены из разноцветного мрамора с золотыми орнаментами; крыша сделана из свинца. Гробница покрыта черным деревом, украшенным драгоценными камнями; углы ее обиты серебром; над ней горят три серебряных светильника. Покрывало купола сделано из шерсти и хлопчатой бумаги…”.

                В 1950 году были впервые проведены археологические вскрытия этого сооружения с целью изучения культурных наслоений и фундаментов. Археолог Левина выяснила, что извлеченный из ям материал датируется Х – началом XI века. Усыпальница Куссама примыкает к зиёрат-хона - “малой мечети”, датированной 735 годом хиджры (1334—1335 годы). Сам же мавзолей Куссама не датирован. Однако купол мавзолея и зиёрат-хоны опирался на одну и ту же стену, поэтому ясно, что обе постройки возведены одновременно. Тогда же было изготовлено и надгробие Куссама, в художественном отношении считающееся лучшим из изразцовых надгробий Средней Азии. Оно состоит из четырех ярусов и украшено изразцами ярких цветов: синими, голубыми, желтыми, белыми, зелеными… Бросается в глаза обилие золота. На боковых поверхностях надписи: "Эта гробница сына дяди Сейида, посланника последнего из пророков, посланца повелителя миров, мир ему!", "Повелителя правоверных - Куссама, сына Аббаса. Да будет Аллах доволен ими обоими и сделает их заступниками нашими. Умер в 57 году".
                Комплекс Куссама ибн Аббаса - это мечеть, мавзолей, ряд проходных помещений и чилляхон. Последниий  – это полуподземное помещение для 40-дневного поста. Сегодня, как и много веков назад, сквозь деревянную решетку, изготовленную ещё в начале ХV века, можно увидеть надгробие Куссам ибн Аббаса. Еще одним шедевром является и двустворчатая дверь из карагача, покрытая резьбой с растительным орнаментом, которую, как сообщает надпись, изготовил Сейид Юсуф Ширози в 1405 году – год смерти Великого Тамерлана... Надпись же на двери, ведущей в некрополь мечети Шахи-Зинда, гласит: "Сказал пророк арабский, хашамский, курайшинский, меккинский и меддинский, да будет над ним мир: Куссам, сын Аббаса, похож на меня более других своей наружностью и характером…". Пророк арабский, хашимский и прочая – это сам Высокочтимый пророк Мухаммед…

               Вот уже более 600 лет люди посещают могилу «Живого Царя». Путь к ней начинается с открытого пространства, перед находящимся слева самым высоким мавзолеем «Казы-заде-Руми» - соратника Улугбека по астрономическим наукам, с последующим восхождением по лестнице из 36 ступеней… Естественно, что по ней поднялись и мы… Сначала попали в небольшие купольные сени, а затем вышли в улочку-коридор, по обеим сторонам которого и расположены знаменитые на весь мир мавзолеи. К слову, входной портал был сооружен от имени малолетнего сына Улугбека - Абдалазиза. О заказчике сооружения свидетельствует надпись, выполненная резной мозаикой: «Это величественное сооружение создано Абдулазиз-ханом — сыном Улугбека-Гурагана, сына Шахруха, сына Эмира Тимура-Гурагана в 838 году хиджры».
              Что такое хиджра…? Чтобы перевести год хиджры на современное летоисчисление – отнимите от нынешнего года цифру 622… Это год, в котором Мухаммед переселился из Мекки в Медину и с которого начался мусульманский отсчет времени… До 622 года – была джахилия, то есть доисламский период… Хиджра – в прямом смысле переселение из одного места на другое. Это слово используется в случаях переселения верующих, которых на своей родине лишают свободы вероисповедания, в другой регион, где существуют более подходящие условия для служения Богу. Необходимым условием совершения хиджры является намерение сделать это во имя Аллаха. То есть хиджра является одной из форм служения Богу.

             ….Итак входим в улочку-корридор между усыпальницами и видим первую справа, принадлежащую Туглу-текин, дочери эмира Ходжи. Мавзолей датирован 777 годом хиджры, хотя эта дата не время окончания стройки, а год гибели её сына Хусейна, который похоронен тут же. Археологические раскопки, проведенные той же Левиной в 1952—1953 годах, показали, что мавзолей был построен на месте ранее находящейся там усыпальницы XII века с использованием старого склепа и частично фундамента.
             В сохранившейся части надписи первого с левой стороны мавзолея Эмир-заде значится, что он похоронен в нём в 788 году хиджры (1386 год). Этот мавзолей, в украшении которого превалирует майолика, вплотную примыкает к соседнему женскому мавзолею. В 1953 году здесь произведены раскопки для исследования фундамента и определения глубины его залегания. Установлено, что на месте этого мавзолея когда-то тоже было здание зиёрат-хоны.

            Вторым с правой стороны является мавзолей сестры Тимура — Ширинбек-ака. На нем дата—787 год хиджры (1385 год). Он является наиболее ранним – в смысле начала украшения их тончайшей изразцовой мозаикой. И его портал просто залит глубокими тонами густо синих наборных резных мозаик. Очень яркий и красивый мавзолей…!
            Вторая с левой стороны усыпальница долгое время считалась могилой ещё одной жены Тимура — Туркан-ака.  Однако профессор Массон, тщательно изучив все надписи на его портале, пришёл к выводу, что это мавзолей умершей в 1383 году Кутлуг-Туркан-ака - дочери старшей сестры Тимура. Он был возведен по воле её матери Шади-Мульк-ака, умершей в 1372 году, и позднее похороненной в этом же мавзолее. Поэтому его и называют именем матери, а не дочери… В нём обращают на себя внимание стены, до самого верха покрытые прекраснейшими майоликовыми панно.
             Третий с правой стороны мавзолей-восьмигранник имеет очень своеобразную форму граненой ротонды со сквозными арками. Чья это усыпальница – установить не удалось… При её вскрытии археологом Шахуриным, под ней обнаружено несколько надгробий, датированных XIV веком, однако надписей на них не было.

             Далее проход становится широким - мавзолеи справа не сохранились,  и от них остались лишь фундаменты. Сейчас археологи выясняют - чьи это усыпальницы. А вот слева, за усыпальницей Шади-Мульк-ака и её дочери, расположены два роскошных и богато украшенных майоликой мавзолея… Но, увы - тоже безымянных...
             За ними находится усыпальница ещё одной  жены Тимура — Туман-ака. Она состоит сразу из трёх помещений - мавзолея, мечети и худжры (кельи) или ханаки для дервишей. Достоверно известно, что последняя построена Тимуром, в которой, после возвращения в 1399 году из индийского похода, он останавливался на несколько дней и молился за упокой супруги и других, похороненных здесь, родственников. Так что, родительский день и дни поминания в Узбекистане существуют уже давно…

             В конце улочки-коридора между рядами мавзолеев, находится небольшой дворик, куда выходят порталы наиболее старых из сохранившихся усыпальниц ансамбля Шахи-Зинда. Мавзолей Ходжа Ахмада относится к самому началу XIV века. При археологическом исследовании его фундаментов в 1922 году - было сделано сенсационное открытие. Тогда был обнаружен первый в Средней Азии склеп X-XI веков не с намогильными камнями, как это тогда  было принято у язычников, а с двумя скелетами в деревянных гробах. С левой стороны от мавзолея Ходжа Ахмада - также неизвестный мавзолей 808 года хиджры (1405—1406 годы). Он тоже красочно украшен наборной изразцовой мозаикой тонкой работы.
            Под аркой, отделяющей дворик от основного коридора, как уже говорилось, находится дверь из карагача, покрытая прекрасной резьбой с инкрустацией, относящаяся к 801 году хиджры. Дверь ведет в большую мечеть XVI века и далее — непосредственно к могиле Куссама.

            …Если подвести итог этого почти подробного описания, то комплекс древних усыпальниц Шахи-Зинда является самым красочным в архитектурном отношении и поистине непревзойдённым музеем по разнообразию глазурованных декораций XIV—XV веков. В нём находится и прекрасные образцы наборной мозаики, и поливная резная терракота, и расписная майолика, и крупные мозаики из поливных кирпичей. По тонкости, изяществу и разнообразию форм ни один другой архитектурный памятник не только Самарканда, но других городов Средней Азии, не может сравниться с ансамблем мавзолеев Шахи-Зинда.
            А возвращаясь к археологам, необходимо отметить, что ими за все годы было сделано немало удивительных находок. Так, были найдены остатки бани - по мусульманским обычаям омовение должно предшествовать молитве и посещению святых мест. Она находилась прямо у входа в ансамбль Шахи-Зинда. Но самой большой неожиданностью стало обнаружение крупного здания, площадью более 100 квадратных метров и датируемого XI веком. На сегодняшний день, это сооружение является самой древней постройкой на территории ансамбля. Оно определённо не является мавзолеем, так как в его стене обнаружена михрабная ниша, показывающая западное направление, в которой мусульмане совершают намаз… А это характерно исключительно для мечетей...

            Учёные пришли к заключению, что этот ансамбль создавался почти деcять веков и включает в себя более 20 строений разного времени. Но его наиглавнейшая ценность в том, что он представляет не только зодчество Самарканда, но и всю архитектуру Средней Азии в её развитии… А также - монументально-декоративное и прикладное искусство в его эволюции и развитии на протяжении почти 28 веков. Ведь, хотя исследователи и спорят о возрасте города, но сходятся в одном: Самарканд – один из самых древних городов планеты, ровесник Рима и Афин. И священная Книга зороастрийцев “Авеста” сообщает, что Согдиана, столицей которой был Самарканд, уже в V веке до н.э. была очень развитой территорией земледельцев. А римский летописец Курций зафиксировал, что в 329 году до н.э. город имел внешнюю стену протяжённостью 70 стадий (15 км.). И что он был самым крупным из захваченных Александром Македонским городов Средней Азии. Да и радионуклеидный анализ, проведенный в 2004 году для нижнего пласта городища Афросиаб - места расположения античного Самарканда, показал, что городу не менее 2750 лет. Но археологи считают, что и эти данные будут изменяться по мере изучения  ещё неисследованных 20-метровых культурных пластов Афросиаба.

           …Ну, что ещё можно сказать…? После того, как мы всё осмотрели и выслушали рассказы нашего экскурсовода о каждом мавзолее, все вышли на улицу, постояли, а потом большая часть решила опять вернуться и ещё раз более внимательно осмотреть эти сооружения… И я, когда в прошлые разы приходил сюда, то по полдня ходил по ансамблю и не мог оторваться от созерцания этой удивительно притягательной красоты … Причём, не знаю, как кто, но как и тогда, так и сегодня, я обратил внимание, что многочисленные там люди средне-азиатской наружности и ко мне, когда я был один, и сейчас к нашей толпе, относились, если можно так сказать, сверх уважительно. Когда мы подходили к какой-то усыпальнице, то они расступались и, прикладывая руку к груди, другой как бы приглашали зайти в мавзолей, а сами отходили в сторонку. Я сказал Исламбеку, что просто восхищаюсь таким внимательным отношением к туристам… На что он ответил, что дело совсем в другом…
           Оказывается, семикратное посещение могилы Куссама приравнивается к хаджу в Мекку… А на пути к святым для мусульман местам, они обязаны не отягощать свои души поступками, которые могут вызвать у кого-то недовольство или осуждение… Кроме того, Исламбек пояснил, что его имя происходит от слова Ислам – «Единобожие», и что мусульмане считают, что Бог один – это веры у людей разные… И что у мусульман нет различий между Пророками мусульман, православных и иудеев - они признают истинными и тексты Евангелия,  и Торы, и Книги Псалмов Пророка Давида… В Коране - священной книге мусульман, Авраам, Моисей, Иисус, Мухаммед упомянуты, как Пророки Единого Бога, которые были посланы к разным народам и племенам.
           А цифра семь имеет у мусульман магическое значение, потому что, согласно Корану, небесный свод состоит из семи небес, и все угодные Аллаху после смерти попадут на седьмое небо блаженства. Причем, выражение “семь небес” в Коране тоже упоминается семь раз. И ещё потому, что мусульмане несут семь обязанностей перед Кораном, и придерживаются семи установленных способов его чтения… Кстати, мусульмане молятся - совершают намаз - 5 раз в день. Во время намаза ни в коем случае нельзя отвлекаться... Прервать молитву разрешается только в трёх  случаях, когда: - горит дом, - падает ребёнок, - убегает должник...


             …Ничего себе…! Сколько лет жил в Средней Азии, а об этом впервые услышал… Но, как не сразу верящий во всё, что мне говорят, задал Исламбеку вопрос «на засыпку». О том, почему вчера в Гур-Эмире, когда мои сыновья увидели какую-то открытую дверь и умудрились залезть на его крышу, то охранник не только ни наругал их, но ещё  и рассказал им о куполе и почему он именно такого цвета…? Ведь служба в Гур-Эмире не приравнивается к хаджу…?  Исламбек рассмеялся и сказал, что охранник явно подумал: «А вдруг кто-то из них святой Хызр или он их охраняет..?».
           Я, конечно, вытаращил глаза… Это кто святые…? Вот эти два хулигана и шкодника, которые нас с матерью скоро с ума сведут, ещё и святые…?  Я вас умоляю…
           А экскурсовод поведал, что в Самарканде святому старцу Хызру поклонялись еще в доисламскую эпоху… И верят в него до сих пор… Так как уверены, что он может трижды прийти к любому человеку и исполнить все его желания, если тот этого достоин. Кстати, именно святой Хызр спас Куссама в колодце с живой водой, куда тот скрылся от людей. Поэтому он и «Живой царь»… Кроме того, дедушка Хызр покровитель странников… Туристы – те же  странники… А так как он может в любой момент появиться в любом облике – мальчика, мужчины или дряхлого старичка, причём любой национальности, то самаркандцы абсолютно ко всем стараются относиться сердечно и гостеприимно…

          Не-е, ребята, чтобы понимать Восток, нужно было сначала перелопатить массу литературы (тогда Интернета ещё не было), и потом сюда ехать… А то ведь сколько уже раз был в Узбекистане, но всё как-то чисто по работе… Хотя и в Казахстане гостеприимство – главная отличительная черта населения… И почти по такому же поверью, что у пророка Мухаммеда большой палец на руке был без косточки одной фаланги… То есть - этот палец мягкий... И что он тоже может прийти в дом под видом кого угодно… Поэтому, там обязательно накормят переступившего порог человека,  и предоставят ему кров, если он в этом нуждается… А мужчины ещё и здороваются сразу двумя руками, ощупывая друг у друга большие пальцы…

             …Уже на обратном пути, переваривая впечатления, я вдруг поймал себя на мысли: «Стоп, если «Живой царь» пришёл утверждать на этой земле ислам, которого здесь не было, а под мавзолеями ансамбля Шахи-Зинда нашли захоронения в деревянных гробах, то что же это получается…?»… Нет – сразу не допру, потом подумаю… А то от такого мешка информации уже голова кругом идёт…

                Это была глава 7-я и последняя…



Коротко о Коране - священной книге мусульман:
http://az-love.com/viewtopic.php?id=93

Кора;н (араб. — al-Qur'аn) — религиозная книга, священная для приверженцев всех исламских направлений. Она служит основой мусульманского законодательства, как религиозного, так и гражданского.
Согласно традиционным мусульманским воззрениям, слово «Коран» является обычным арабским отглагольным существительным от глагола «кара’» — «он читал, или - наизусть».  Мусульмане считают, что Коран передавался Мухаммаду частями в Мекке и Медине между 610 и 632 гг. новой эры через архангела Джабраила. Как единая книга, Коран был составлен уже после смерти Мухаммада, до этого он существовал в виде отдельных сур как написанных на бумаге, так и выученных сподвижниками наизусть. После смерти Мухаммада, когда в одной из битв погибло сразу 72 чтеца Корана, которые знали его наизусть, то появилась угроза потери его текстов. По решению первого халифа Абу-Бакра были собраны все записи Корана. Через 12 лет после смерти Мухаммада, когда Усман стал халифом, в ходу было несколько таких записей, сделанных соратниками пророка. Спустя 7 лет после того, как Усман стал халифом, он приказал написать один Коран, опираясь в первую очередь на записи Зайда, спутника Мухаммада. Были установлены  и семь способов чтения канонического текста Корана.

Коран состоит из 114 сур — глав. Каждая сура делится на отдельные высказывания — аяты. Все суры Корана, кроме девятой, начинаются словами: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного…» - «Бисми-Ллахи-Р-рахмани-Р-рахим…». Согласно утверждениям исламских священнослужителей, суры Корана ниспосылались пророку Мухаммаду 23 года. Первое откровение снизошло, когда ему было 40 лет, а последнее — в год его смерти, в 63 года. Самая длинная сура - 2-я, насчитывает 286 аятов, самые короткие — 103, 108 и 110-я — 3 аята. В аятах от 1 до 68 слов.
Первая и самая известная сура «Аль-Фатиха» - «Открывающая Книгу», называемая также «Матерью Корана», читается мусульманами в каждой из 5 обязательных ежедневных молитв. Считается, что эта сура включает в себя смысл всего Корана. В Коране пересказываются истории и события из христианских и иудейских религиозных книг – Библии и Торы. Такие известные библейские фигуры, как Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус упомянуты в Коране, как Пророки Единобожия - Ислама.
В исламской традиции эти откровения воспринимаются как речь самого Аллаха, избравшего Мухаммада для пророческой миссии. Собранные воедино, эти откровения составили канонический текст Корана, который в неизменном виде дошёл и до наших дней. Многие попытки, на протяжении 1500 лет, внести хотя бы какие-нибудь изменения в священный текст Корана, для разночтений и последующей критики последователей Ислама, претерпели неудачу.

Для более чем 1000 000 000 (миллиарда!) мусульман, Коран — священная книга, требующая к себе особого отношения: его запрещается брать в руки, не будучи в состоянии ритуальной чистоты, класть на пол, ставить его ниже других книг и разговаривать во время его чтения. По мнению некоторых исследователей, Коран не оригинален, а показывает влияние иудаизма, христианства, зороастризма, сабианизма, и самаританизма на его происхождение. Однако, никто за всю историю так и не смог ответить на коранический вызов: «Сочините хотя бы одну суру, подобную этим, и призовите, кого сможете, кроме Аллаха, если вы говорите правду», - что указывает на неспособность человечества написать что-либо, похожее на суру или же на фрагмент суры Корана.

По шариату, мусульманин несёт следующие обязанности перед Кораном:
1. Верить в то, что Благородный Коран является Словом Всевышнего Аллаха и учиться читать его в соответствии с правилами произношения (таджвида)…
2. Брать Коран в руки лишь в состоянии омовения и перед чтением произносить: "А’узу би-л-Лахи мин аш-шайтани-р-раджим!" - «Прибегаю к защите Аллаха от зла, исходящего от Сатаны, гонимого камнями», «Би-сми л-Лахи р-Рахмани р-Рахим!» - «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!»…
3. При чтении Корана надо по возможности обратиться в сторону Каабы и выказывать предельное уважение и при чтении, и при слушании его текстов…
4. Коран необходимо читать в чистых местах. Нельзя читать Коран возле людей, занятых другими делами или рядом с прохожими…
5. Держать Коран на высоких (полках) и чистых местах. Нельзя держать Коран на низких полках и нельзя класть на пол…
6. Строго следовать (насколько хватает сил) всем Предписаниям, указанным в Коране…
7. Всю свою жизнь строить в соответствии с нравственными принципами Священного Корана…


Рецензии
С каким удовольствием прочла об Узбекистане, о Самарканде! Специально растягивала удовольствие, чтобы подольше читать. Коран, апа, ака, бажа, бисмиллях - ласкали слух. Столько познавательного материала плюс чудесное описание самого города и его достопримечательностей! С Вашим замечанием о гостеприимстве узбекского народа полностью согласна, испытано на себе в Казахстане и Узбекистане (Ташкент).
Форма изложения очень понравилась, лёгкая, непринужденная, как будто слушаю рассказ где-нибудь в чайхане и пью чай с узбекскими лепешками, заедая виноградом! Ммммм! Вкуснятина. Спасибо за воспоминания.
Буду рада увидеть мэтра на своей страничке.

С уважением, Наталия.

Наталия Фурса   08.02.2019 16:21     Заявить о нарушении
Спасибо за такой отклик, Наташа...!!!

Да, особенная аура восточных городов и их архитектура, история, легенды, кухня, отношения и традиции никого не могут оставить равнодушным...!

С признательностью, В.В.

Валерий Анипко   08.02.2019 22:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.