ЕГОР

Я стояла посреди огромной толпы прихожан, слушала воздушное пение церковного хора и никак не могла оторвать взгляд от высокого юноши в сером свитере.

В начале службы он стоял рядом со мной, потом потихоньку-потихоньку, шаг за шагом отдалился и оказался далеко впереди. Я не могла оторвать от него глаз.
То, что я приду в Храм именно в этот день, именно на утреннюю службу, было решено давно. Я была сосредоточена на том, зачем я пришла, и уверена: ничто не сможет помешать моей молитве. Молитве женщины: матери, жены, дочери, сестры. Но стоило мне только погрузиться в вечное: «Отче наш , иже еси на небесе! Да святится имя Твое..», как взгляд опять упирался в спину этого необыкновенного мальчика и я теряла мысль... Я была потрясена тем, КАК молится этот юноша. Он весь был внутри молитвы. Ничто не могло отвлечь его. Мне было неловко от того, что я так откровенно подглядываю и присутствую при самом сокровенном таинстве, которое только может быть у человека. В какой-то момент мне даже показалось, что в Храме остались только мальчик, чьи губы шептали лишь ему известные слова, и я, впившаяся взглядом в эту угловатую фигуру подростка, пытаясь не пропустить не единого его вздоха, не единого движения.
Для меня это было откровением: я и представить, предположить не могла, что можно молиться ТАК...

Высокий юноша в сером свитере был моим старшим сыном.


Однажды, отец сказал мне:
-Прошу тебя передать Егору, чтобы он молился обо мне. Детская молитва самая сильная. А молитва Егора - вдвойне. Ты и сама не знаешь, какой необыкновенный человек живет рядом с тобой и называет тебя мамой…

Спустя несколько лет, стоя посреди Храма и став невольной свидетельницей молитвы сына, я отчетливо поняла, что именно хотел сказать мне отец.
 

... Я - мама троих детей. Чудо рождения каждого из них давало новый опыт, новые знания и новый толчок к росту и развитию нашей семьи. Но именно появление Егора стало отправной точкой в нашей истории.

Часто повторяю сыну: «Если бы ты у меня не родился, в моей жизни никогда не было бы такой семьи, никогда не было бы Маши и Ивана. Благодаря тому, что своими родителями ты выбрал нас, ты сделал этот мир богаче...»

Я хорошо помню, как поняла то, что во мне зародилась жизнь. Мысль была одна: «Я должна родить этого ребёнка». Всё остальное было неважным.
С тех пор я знаю, что  когда Господь посылает женщине такое Чудо, как беременность, Он дает ей шанс сделать этот мир лучше, светлее, чище. Но то, как распорядится женщина этим даром, зависит только от неё самой. С первых секунд знания о том, что внутри меня поселился маленький человечек, я ощущала, что мне доверена огромная честь: быть мамой необыкновенного мальчика. Да! Я была уверена в этом с детства: первым у меня родится сын.
 
Обстоятельства моей жизни того времени складывались так, что радоваться было совсем нечему: рухнувшая личная жизнь, полный крах карьеры и всё вокруг серое и непроглядное. Это было в конце октября. В городе, где я тогда жила, рано наступала осень, рано становилось серым и очень низким небо, беспрестанно лил холодный колючий дождь.
Увидев результаты теста на беременность, я тут же помчалась к своему доктору. Вспоминая сейчас дорогу от дома до больницы, понимаю, что ехала в дождь, всё вокруг было мокрым и очень холодным. Но в памяти моих ощущений совсем другая картинка! Огромное количество солнечного света, высокое синее небо и яркие краски цветов по всей дороге...
Я как будто вынырнула из тьмы, держась за руку моего малыша, и устремилась к свету.

Всё стало налаживаться. Я носила в себе столько счастья, что оно просто вырывалось наружу и заполняло пространство вокруг меня.
Мой мальчик, мой ангел укрыл всю меня своими большими и очень теплыми крыльями и показал жизнь совсем с другой стороны, дал понять, что мир теплый и солнечный. А ещё Егор привёл в этот, наш с ним мир, своего папу: помог нам услышать друг друга и не обратить внимание на очень сильную боль, которую мы тогда причиняли друг другу. Так до сих пор Егор и хранит отношения наши, его родителей. Вот уже 14 лет...

Когда нашей с Егором беременности было 20 недель, я очень сильно заболела. Смутно помню те дни в реанимации роддома. Только гудение аппарата для измерения давления, да стук бутылок с лекарствами, которые сменяли одна другую на штативе для капельницы. Лишь когда мое состояние стало стабильным, ко мне пришла врач-акушер:
-Катя, вы понимаете , что с вами произошло?
-Да,- кое-как ответила я.
-Как вы себя сейчас чувствуете?
-Спасибо, гораздо лучше.
-Я должна задать вам этот вопрос...- почему-то доктор держала паузу, - скажите, когда последний раз вы чувствовали шевеления вашего ребенка?
-Да вот недавно совсем... Может быть, полчаса назад. А что?
Врач удивленно посмотрела на меня:
-И что? Вы чувствовали ребеночка все эти дни?
-Да, - даже растерялась я, - а в чём дело?..
-Ну, ты же понимаешь, что при таком тяжелейшем астматическом статусе, который ты пережила, ребенок испытывал мощное кислородное голодание... Мозг ребенка... Ну, ты понимаешь... Сейчас я пришлю за тобой, и мы поедем на узи... Надо понять, что происходит с плодом. Скорее всего, неизбежны преждевременные роды... Я понимаю, что это для тебя будет сложным решением, но ... давай подумаем. Сделаем все необходимые исследования и подумаем. Ты совсем молодая женщина, будут и ещё у тебя дети...

Возможно, от того, что я была очень слаба, я даже как-то не успела испугаться. Мне было спокойно. Егор рыбкой плавал в моем животе, и на душе у меня было уютно и радостно. Конечно, меня беспокоило то, как я дышу, но почему-то я никак не связывала в душе эти два своих состояния. Умом-то, конечно, понимала...

Тогда, на узи, я услышала от врачей, что малыш внутри меня - мальчик. Собственно, больше меня ничего не интересовало. Мне было спокойно.

Когда Егору исполнился год, муж рассказал мне, что тогда, в больнице, его попросили подписать бумагу о том, что он предупрежден о возможных последствиях и отказывается от прерывания беременности. Со мной эти разговоры никто не вёл...

... Я стояла посреди огромной толпы прихожан, слушала воздушное пение церковного хора и никак не могла оторвать взгляд от высокого юноши в сером свитере...

Это мой сын... Это МОЙ СЫН!!!

Господи! Спаси и помилуй раба твоего Георгия! Мальчика моего такого маленького, такого уже взрослого... Господи! Нет в этом мире души более чистой и светлой, чем у него... Защити его, Господи! Не дай ему испытаний больше, чем он заслуживает... Больше, чем надо , чтобы выстрадать своё простое человеческое счастье... Господи! Спаси и помилуй...

То молясь, то просто отдаваясь потоку несущихся воспоминаний, я продолжала внимательно наблюдать за Егором. Иногда он оборачивался, искал меня взглядом, мы встречались глазами, он молча спрашивал меня, всё ли в порядке, я незаметно кивала, и сын снова весь целиком погружался в свой разговор с Богом.

Это потрясающее чувство: понимать, что ты защищена и окружена заботой своего же ребенка. Егор таким был с самого своего рождения. Даже нет... Уже тогда, в животе, он всегда вот так же, как сейчас, молчаливо и очень по-мужски опекал меня и берёг. И на всякий случай ( ну, вдруг не будет когда-то рядом) давал мне уроки.

Старший сын научил быть меня терпеливой и мудрой мамой, прощающей и умеющей слушать женой, внимательной и понимающей дочерью. И даже по -настоящему любить моего старшего брата научил меня Егор.

Я сделала только одно: вовремя поняла, что надо слышать своего ребенка.
Твой малыш приходит в этот мир абсолютно чистым и открытым созданием. С первого дня встречи с жизнью вне мамы ребенок только от нас учится хорошему и плохому, любви и нелюбви, доброте и злости, прощению и умению предавать.
Знаю точно, что проживая свои первые девять месяцев в мамином животе, ребенок ведет свой, особый разговор с Богом. Маленькое сокровище не просто растет и  набирается сил, а ещё слушает и копит своё знание о жизни... Только Господь знает, какая судьба ждет нового Человека. И не в наших силах изменить что-либо. Но родители способны помочь своему ребенку  стать личностью, стать настоящим, добрым и сильным Человеком.  Для этого надо просто его любить. А «любить» зачастую значит просто услышать другого. Услышать и понять. Это как раз тот случай, когда любовь делает лучше того, кто по-настоящему любит и не требует чего-то взамен.

Я никогда бы не стала такой, какая я есть, если бы не мои ЕгорМашаВаня.
Егору суждено было стать моим первым учителем.

... Вот моему сыну только - только исполнилось два года. Внутри меня уже есть Маша, и вся семья готовится к появлению маленькой девочки. Мы сделали ремонт в детской и с радостью показываем всё, что придумали и воплотили в жизнь, нашим гостям. А потом пьём с гостями чай в гостиной. Когда все расходятся, я захожу в детскую и обнаруживаю, что маленький Егор нашел стыки обоев и  своими чудесными пальчиками сумел тонкими полосочками оторвать свеженаклеенную дизайнерскую красоту от стены. На самом деле ничего страшного не произошло. Но обнаружив проступок сына, я разозлилась не на шутку. Да... именно разозлилась. Мне стало так жалко денег-труда-бумаги... И я отругала сына. Отругала и ударила по рукам. Развернулась и, хлопнув дверью, вышла из комнаты. Дошла до кухни. Уставилась в окно...
Волна стыда накрыла меня уже в следующее мгновение. Как я могла из-за каких-то бумажек ударить такого маленького и беззащитного ребенка? Что сейчас чувствует внутри меня маленькая дочка? О, Господи!.. Как же мне стыдно!.. Я резко повернулась, чтобы вернуться в комнату к Егору и попросить прощения, но почти столкнулась с сыном, который, тихонько открыв дверь, вышел в коридор и стоял на пороге кухни. Мы бросились друг к другу. Я встала перед Егором на колени, он обвил мою шею своими такими добрыми ручками и сказал:
-Мама! Тебе не больно?..

... Вот моему сыну чуть больше трёх лет. Он болеет тяжелой рото-вирусной инфекцией. Не справляясь с ситуацией, я вызываю скорую. Конечно, предлагают ехать в стационар инфекционной больницы. Спрашиваю, что там будут делать с сыном. Мне подробно объясняют, что только промывать и промывать желудок и добиваться того, чтобы не наступило обезвоживание организма. Это можно сделать в домашних условиях. Конечно, ребенок должен очень много пить. Его будет рвать снова и снова, а он должен пить и пить. Ни один ребенок в три года не справится с такой задачей дома. Поэтому лучше в больницу и лучше под капельницу.
А у нас дома десятимесячная Маша. Нет. Исключено. Целую в горячий лоб Егора и спрашиваю: « Справимся?» Сын измученно улыбается мне в ответ.
Спрашиваю у врачей, сколько надо выпить жидкости. Те разводят руками, протягивают на подпись отказ от госпитализации и говорят что-то про 15-20 стаканов сладкого чая. Посреди ночи перебираемся с Егором на кухню. Наливаю первый стакан чая... Второй... Рвота. Третий... Четвертый...
-Мама ! Дай мне, пожалуйста, трубочку...
пятый стакан сладкого чая выпиваем через трубочку. Рвота... Внутри у меня всё разрывается от сострадания к этому маленькому мужчине. Шестой стакан... Рвота...
-Ну, всё, сынок, хватит... давай попробуем уснуть...
-Мама. ты иди спать. Только чай мне налей в стаканы...
Седьмой... Восьмой... Девятый...
-Егор! Ну, уже всё слава Богу: тебя не тошнит. Хватит. Пойдем спать.
-Мама! Я умею считать... Надо еще выпить. Я не хочу в больницу.
Десятый стакан сладкого чая. Одиннадцатый... Разговариваем. Про всё на свете. Двенадцатый... Тринадцатый... Четырнадцатый...
-Всё, мам, пойдем спать...
Наутро Егор был здоров.
Чай сын с тех пор не пил вплоть до семи лет. А я именно тогда научилась терпеть. И спустя много лет, когда мне предстоит какое-то неприятное дело, я вспоминаю, как Егор выпил четырнадцать стаканов сладкого чая в три года.

... Вот Егору четыре года. Я, накладывая в тарелки кашу,  выговариваю сыну про не выполненное им моё поручение.
Сынок, у всех в этой жизни должно быть дело. Понимаешь? Вот наш папа зарабатывает деньги для всей семьи, я работаю дома, занимаюсь вами. А ты? Какое твоё дело ?
Самое важное, - не задумываясь отвечает Егор, - я вас всех люблю!
Тогда я отчётливо осознала, что перестаю за рутиной своих дел видеть то, что происходит в душе моего ребёнка. С тех пор у меня на первом месте стоит общение с детьми, а уж потом всё остальное.

... Вот Егору чуть больше шести лет. Он - первоклассник.
В самом начале учебного года в школе дети бегут кросс. Прихожу забирать Егора после уроков, ожидая увидеть расстроенное лицо неспортивного сына. А мальчик мой сияет! Бежит навстречу и кричит:
-Мама! Я выиграл!!!
-Ты прибежал первый?- спрашиваю, не скрывая удивления.
-Нет! Самый последний,- гордо и громко отвечает Егор.
-А почему же ты выиграл?
-Мама! Уроки физкультуры в школе для того, чтобы дети были здоровы. Все бежали за победой: были красные, плохо дышали... А я бежал за здоровьем! Поэтому победил - я...
Хороший урок умения видеть главное и не главное получила я тогда от моего маленького учителя.

...А вот Егор только закончил второй класс. В первый день каникул сын просит дать ему какую-то очень незначительную сумму денег, просит не волноваться и ждать его через сорок минут. Скрепя сердце, выполняю все просьбы. Действительно, совершенно вовремя Егор вернулся домой. Абсолютно лысый. И очень довольный.
-Мама! Я был в парикмахерской и попросил, чтобы меня побрили налысо.
-Зачем? - растерянно спрашиваю я.
-Теперь я могу жить совершенно спокойно: я знаю, что мой череп ровный.
-А что зависит в жизни человека от того, ровный его череп или нет?
-Совершенно ничего, - смеётся в ответ мой сын, - просто для меня это важно.

Когда меня что-то не устраивает в моей внешности и я начинаю сетовать на возраст-обыденность-усталость, я вспоминаю, что у Егора-то череп ровный! И как-то сразу отражение в зеркале меняется в лучшую сторону. А всё потому, что я улыбаюсь.

...Вот Егор ученик седьмого класса. Он уже не первый год принимает участие в играх интеллектуального клуба « Самый умный». Но только сейчас у меня появилась возможность провести рядом со старшим сыном целый съёмочный день ( я смогла оставить уже подросшего младшего сына на бабушку). Никакими словами невозможно описать то, что творится в душе у мамы, сидящей в съёмочном павильоне и , вынужденной со стороны наблюдать, как играет её ребёнок. Похвалить не можешь, поддержать, пожалеть, помочь - тоже. Это просто буря эмоций. Но одна затмевает всё: гордость...
В тот раз Егор сыграл не совсем удачно. Мы шли к метро по почти ночной Москве, держась за руки, и я пыталась найти какие-то слова утешения. Вдруг сын остановился, встал передо мной, взял мои руки в свои, посмотрел мне в глаза и сказал:
-Мама! Конечно, мне неприятно то, что я сыграл сегодня не в полную силу. Но мне весь день было так хорошо от того, что ты рядом!.. Спасибо большое! Поехали скорей домой... - я обняла моего такого мудрого Егора и мысленно опять его поблагодарила за урок:  и проигрывать можно с удовольствием, когда рядом с тобой те, кто по-настоящему тебя любит.

... Я стояла посреди огромной толпы прихожан, слушала воздушное пение церковного хора и никак не могла оторвать взгляд от высокого юноши в сером свитере...

Господи! Какой же он уже взрослый - мой Егор! И какой он ещё совсем ребенок. Ещё чуть – чуть, и я должна буду отпустить от себя моего первенца... Совсем скоро он отпустит мою руку и начнёт свой самостоятельный Путь по этой долгой и такой захватывающе интересной жизни. Вот как сегодня в Храме: в начале службы он стоял рядом со мной, а потом потихоньку-потихоньку, шаг за шагом отдалился и оказался далеко впереди...
Господи! Помоги ему! Спаси и помилуй...  Пусть Путь нашего Егора будет таким, каким Ты определил для него. Пусть рядом оказываются те, кому положено и кому должно. Господи! Дай Егору мудрости и сил видеть и слышать Тебя... Убереги его от гордыни, от искушений, Господи!.. И пусть найдет он своё простое человеческое счастье... Пусть печали и болезни минуют его ... Пусть его дети любят его так же, как он нас, своих счастливых родителей... Господи, спаси и помилуй раба Твоего Георгия...
Спасибо, Господи! Спасибо...


Служба подходила к концу. Егор вернулся ко мне. Встал рядом. От него лилось столько тепла и света, столько сыновней любви, что тихонечко взяв его за руку, я закрыла глаза и наслаждалась этим мгновением абсолютного маминого счастья. Волна покоя баюкала меня. Я отчётливо понимала, что сегодня в Храме я стала свидетелем того, как молитва моего сына о нас всех, тех, кого он любит всей душой, была услышана.

А ещё я ясно осознала, что получила  ещё один чудесный урок от Егора: как бы далеко ни оказался твой ребёнок, он всегда вернётся к тебе. Пусть только за тем, чтобы постоять рядом и набраться сил перед тем, как дальше продолжить свой Путь. Надо уметь ждать, надо уметь верить в своего ребёнка и уметь вовремя отпустить...

Храни тебя, Господь, мой старший сын, мой Егор!


Ялта,
28.06.2013



Автор фотографии - Георгий Демин


Рецензии
С огромным интересом и психологическим потрясением прочитал рассказ! Я вчитывался в каждое слово, в каждую фразу. Вы сумели так тонко и достоверно передать материнские чувства от рождения Вашего Егора до взросления. Как Вы пестовали своего мальчика и поднимались с ним по ступеням духовного совершенства и благородства. Вот так надо учиться быть МАТЕРЬЮ! В жизни человек совершает непростительные ошибки,потом наступает раскаяние,но поздно. Так произошло в моей семье,когда я отказался от третьего ребенка. Этим еще в большей степени потряс меня Ваш рассказ.Дай Бог писать и дальше с такой силой реализма!Загляните на мою страницу. С уважением Г.Леликов.

Геннадий Леликов   02.02.2014 09:26     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Геннадий! Я обязательно почитаю Ваши пооизведения. Расстрогали Вы меня до слёз... Спасибо!

Екатерина Сиванова   02.02.2014 09:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.