Тервеническая обитель

...Когда едешь из Лодейного Поля в Тервеничи, первое, что приходит на ум, это знаменитое пушкинское «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Мягкие очертания укрытых снегом холмов, живописные заводи и озерца, молчаливый, полный скрытых тайн лес – вперемешку с бревенчатым стилем здешних сел и деревень – будто сошли с полотен известных пейзажистов. Все это заставляет забыть о треволнениях жизни и погрузиться в непреходящее, вечное.
А вот и Тервеничи с их «новым» монастырем, ставшим в последнее время местом притяжения многих людей. Хотя смотришь на Покрово-Тервеническую женскую обитель и кажется, что она была здесь всегда: так вписался монастырь в красоту русской северной глубинки. Подобное впечатление испытали разные люди.
Сама-то земля Тервеничей очень древняя. Упоминание о ней встречается в Уставе новгородского князя Святослава Олеговича, а позже были здесь школа, земская больница, и, конечно, храмы. Последним был храм Успения Пресвятой Богородицы, белый с ярко-синим куполом, богатый росписями и красивыми иконами. Но в 1935 году храм закрыли, а батюшку арестовали. Клуб, зернохранилище, склад удобрений – таков дальнейший «послужной список» строения. Удобрения разъедали штукатурку, настенные росписи пропали, потом разобрали крышу, сожгли окна...
Но судьбу, данную свыше, никто отменить не в силах. Летом 1991 года первый молебен на месте новой обители отслужил иеромонах Лукиан.
...Вспоминают, что та зима была особенно суровой, с морозами до сорока. Монахини жили в неотапливаемом помещении, вода замерзала, света не было, ходили со свечой, полуголодные. Старенькие матушки сами кололи дрова, таскали воду. Сначала главной работой была расчистка храма, где все обвалилось. Потом понемногу обзавелись хозяйством: купили корову – колхозную, тощую, падавшую от слабости...
А источник монастырский копали глубоко, по грудь в глине. Кольца спускали на веревках вручную.
...Эта удивительная история быстро стала достоянием широкой молвы, ведь речь идет не о простом колодце. Колодцев местные жители вообще не копают, поскольку возвышенный характер ландшафта предполагает, что дело это бесполезное; рядом озеро, а в нем и вода для всех нужд. Правда, появилась как-то в Тервеничах артезианская скважина. Но монастырю-то нужен был свой источник!
Несколько раз рыли ямы, но все неудачно. И вот первый духовник обители, отец Лукиан, уехал к себе на родину в Одессу. И там во сне явилась к нему Божья Матерь, стоящая на взгорье в Тервеничах и указывающая на икону и на источник. Вскоре «случайно» зашел отец Лукиан в иконописную мастерскую и увидел тот самый образ! То была недописанная копия очень почитаемой Касперовской иконы.
С драгоценной ношей вышел отец Лукиан от иконописцев. Заканчивали икону в Петербурге, а в праздник Сретения 1992 года ее уже встречала Покрово-Тервеническая обитель. Нетрудно догадаться, что место, где рыть колодец, указал отец Лукиан, который из своего вещего сна почерпнул наставления Божьей Матери.
Выкопали пять метров грунта, прежде чем показалась вода. Впоследствии обнаружилось: в ней отсутствовали всяческие бактерии. С первого дня обретения и поныне тервенический святой источник – «скорая помощь» и для насельниц обители, и для паломников, и для трудников.
...Российские святыни. Когда-то поруганные, уничтоженные, они сегодня встают из руин и дарят людям ни с чем не сравнимое чувство духовного обновления. Кажется символичным тот факт, что именно наша лодейнопольская земля в последние годы испытывает особый духовный подъем, восстановив то, что испокон веков принадлежало ей: церкви, часовенки, монастыри. «Даруй нам покаяние и сокрушение сердечное...», – слова молитвы, как мелодичный и кроткий перезвон колоколов. Тех колоколов, которые в гулкой тишине российских долин звучат и над нашими Тервеничами.


Рецензии