Повергнутая святыня

(Из цикла «Пятна в истории»)

Когда-то это строение украшало город. Его по праву можно назвать младшим братом Петропавловского собора в Санкт-Петербурге – также, как и знаменитое творение Д.Трезини,  собор свв. Петра и Павла в г. Лодейное Поле был построен на месте деревянной церкви, ровесницы петровских начал. Это произошло во второй половине XIX века.
Долгое время среди местных краеведов бытовало мнение, что храм выполнен по проекту известного архитектора Александра Брюллова, повторившего во многих деталях стиль «Петропавловки». Но это скорее из области легенд, рожденных патриотизмом, тем более, что никаких документальных подтверждений версии нет. Нет вообще никаких следов авторства; как и сотням других разбросанных по России храмов, лодейнопольскому, очевидно, изначально была уготована судьба безымянной жемчужины. Не исключено, что создателем собора был какой-нибудь народный умелец, а имена таких людей не принято было афишировать.
Величественный, архитектурно гармоничный и строгий, храм словно знаменовал переход духовной жизни лодейнопольцев на более прочный фундамент. Его колокольня и купол возвышались над кварталами невысоких домов, отлично просматривались с реки и служили ориентирами для всевозможных судов.
Одна из близлежащих улиц называлась Соборной, по выходным дням толпы принаряженных горожан устремлялись по ней к месту богослужения. Рядом с храмом находился небольшой погост. И собор, и прилегающая к нему территория были предметами особого почитания лодейнопольцев.
С приходом Октября трепетное отношение к святыням вышло из моды...
Крест с купола собора сбрасывали при большом стечении народа, на его место водрузили красный флаг. В реквизированном помещении устроили музей.
Музей был неплох. Посетителей у входа встречало огромное чучело медведя, внутри хранилось немало ценных экспонатов, в том числе находки археологов и старинные монеты. От экспозиции тех времен осталось несколько бронзовых бюстов царей и великих князей рода Рюриковых и Романовых – не получившие в свое время высокого художественного признания, они и поныне экспонируются как предметы дореволюционного быта, правда, уже по другому адресу.
Радом с музеем был разбит сад «Динамо», в нем было красиво и зелено, частенько играла музыка и прогуливались отдыхающие. Словом, все выглядело довольно культурно. Только вот богомольные люди никак не могли примириться с новым назначением храма Божьего, ходили и ходили к нему этаким несанкционированным маршем протеста, молились на настенные фрески, а кое-кто в сердцах кидался камнями в новую вывеску.
Ей-богу, зря он это делал. Потому что начавшаяся война «поделила» яблоко раздора атеистов и верующих до ужаса просто: ни нашим, ни вашим. От того, что раньше радовало глаз гармонией линий и форм, остались развалины, часть стен. Да еще фундамент, такой надежный и крепкий, что, казалось, его сам черт не возьмет.
Но нет такой твердыни, которую не могли бы взять большевики. Хотя, глядя на фотографию разрушенного войной собора, невольно задаешься вопросом: а зачем обязательно нужно было «брать»? Еще не то реставрировали.
Защитники же позорной акции уничтожения храма любят поговорить о «высших» хозяйственных и социальных ее мотивах, о трудностях времени...
Взрывали собор долго и упорно. Приглашенные минеры обложили фундамент взрывчаткой, запалили бикфордовы шнуры и выдали такой залп, что содрогнулась вся округа. Вся, только не храм: он как стоял, так и остался стоять. Попытку повторили раз, другой, третий – все без результата. Камень прошлого был не чета нашей сегодняшней кладке, а цементирующий раствор, говорят, в прошлом на куриных яйцах замешивали и тем самым обеспечивали ему невероятно высокие качества.
Может, конечно, дело в этом, а может, в чем-то еще... Но только не хотела земля отрывать от себя святыню; как мать в дитя вцепилась она в творение рук человеческих. Один местный экскурсовод и краевед, очевидец события, в своих рассказах особо упирал на то, что после очередного взрыва вся махина фундамента с остатками стен якобы поднялась в воздух сантиметров на 70 и затем села на место как ни в чем не бывало. Эффект при этом был подобен малому землетрясению.
Дошло до того, что залпам в городе уже никто не удивлялся. «Опять церковь взрывают», – комментировали горожане, заслышав привычный грохот.
Короче, «объект» взорвали по частям. Обломки вывезли, место заровняли. Теперь на нем городок аттракционов – веселый и безобидный.* Чуть поодаль строится новая церковь – не смогли-таки лодейнопольцы обойтись без «опиума», по крупицам собирают утраченное. А уникального исторического и культового здания в городе больше нет. Урок истории незабываемый.

«Лодейное Поле», 1994 г.

Фото 1915 г. Автор - Сергей Прокудин-Горский

_________________________________________
*В 2007 году на месте разрушенного собора установлен Поклонный крест.


Рецензии