Сквозь смуту времен

В 2006 году исполнилось ровно 500 лет Александро-Свирскому монастырю. Прекрасный повод обратиться к истокам: истории, духовному наследию, его урокам и вековым традициям. Ведь все это неразрывно связано с судьбой монастыря, который старше Лодейного Поля на целых двести с лишним лет. И в этом, наверное, есть высшая главным сокровищем и святыней.

 Поселившись в восьми километрах от Свири между озерами Рощинским и Святым, там, где ему был голос Иисуса Христа, Александр семь лет прожил в уединении. Потом к нему стали приходить люди, желающие жить вдали от мира, а в 1506 году это поселение уже официально логика: вначале было Слово.

По преданию, монастырь был основан в 1484 году валаамским монахом Александром, чьи нетленные мощи стали здесь числилось монастырем, и Новгородский митрополит назначил Александра его первым игуменом.

Внешний облик монастыря, в котором простота и лаконизм новгородской зодческой школы сочетаются с пышной декоративностью московской, складывался на протяжении столетий. Деревянные постройки заменялись каменными; две обители – Троицкая и Преображенская – впоследствии дали имя двум архитектурным ансамблям. Следует отметить, что церковное строительство, как таковое, на севере России достигло своего логического завершения к началу XIX века. Каменные храмы на сухопутных и водных дорогах были поставлены так, чтобы с колокольни одного просматривались две ближайшие обители. И в этом смысле Александро-Свирский монастырь представляет собой великолепный образец, отражающий духовные и творческие поиски древних мастеров. Гармонично вписанный в ландшафт, он в любую погоду лучится своими белокаменными стенами.

Историческая роль обители поистине велика. Православию пришлось выдержать непростую борьбу с иноверием и всевозможными ересями. И монастырь в окрестностях Лодейного Поля стал, как и другие его собратья, средоточием крепости веры, стоического терпения и духа, проявлявшемся тем ярче и нагляднее, чем больше испытаний выпадало на его долю. Обратимся к страницам истории.

…Начало XVII столетия. Одна из тяжелейших глав летописи Руси. Страна еще не успела залечить раны, нанесенные опричниной и ливонской войной, а на пороге новые беды: вторжение иноземцев, голод, эпидемии. Ветры «смутного времени» коснулись почти всей российской территории, неся разор и потери. Александро-Свирский монастырь в 1613, 1615 и 1618 годах переживает поистине трагические события. Все деревянные постройки, как культовые, так и жилые с хозяйственными, сгорают в огне пожаров, от каменных сооружений остаются лишь стены. И, что достойно особого сожаления, безвозвратно гибнет монастырский архив.

 В это время братии приходится противостоять черным силам и подчас даже жизнь свою класть на алтарь веры. История знает случай, когда двадцать семь монахов и тридцать два послушника были до смерти замучены жаждавшими наживы грабителями. Лихие люди допытывались, где спрятаны монастырские казна и ценности. Но они так и не узнали, что деньги лежали под каменным полом Покровской церкви, что колокола были зарыты в землю, а ценная утварь и другие сокровища в тот момент находились под защитой крепостных стен Кирилло-Белозерского монастыря.

И все-таки даже в жуткую пору беззакония и безвременья Александро-Свирская обитель жила и упорно отстраивала свои стены.
При архимандрите Авраамии в 1641 году здесь началось очередное строительство – возведение в отходной пустыни каменного Преображенского собора. Эта дата стала важнейшей в новой истории монастыря. Потому что при закладке фундамента произошло чудесное событие – обнаружились мощи Александра Свирского, нетленность которых была очевидна. И вот сюда прибывает высшее новгородское духовенство и причисляет Александра к лику святых. Так началась вторая жизнь основателя монастыря, умершего 30 августа 1533 года в возрасте 85 лет. В 1643 – 44 годах московскими серебряниками во главе с Гаврилой Овдокимовым на средства царя Михаила Федоровича была изготовлена рака (футляр на гроб) с изображением святого на фоне растительного орнамента.

Жизнь продолжалась, внося свои изменения в будни. В военное время монастырь нес перед государством повышенные обязательства. Да и происходившие на других территориях катаклизмы не обходили его стороной. Так, в 1650 году в связи с эпидемией, голодом и падежом скота – обитель своими средствами оказывала помощь Господину Великому Новгороду.

А наиболее крупное за всю историю строительство датируется здесь последней четвертью XVII столетия и связывается с именем игумена Гермогена. Бывший ранее настоятелем одного из новгородских монастырей, Гермоген прибыл на Свирь в 1673 году. Именно при нем в 1677 году в нашем монастыре разворачивается грандиозная по меркам тех лет стройка. Возводятся каменные двухэтажные келейные и настоятельские корпуса, причем в Троицком комплексе они с трех сторон – восточной, южной и западной – образуют как бы сплошную стену. Работы продолжаются целых 12 лет. Кроме того, в 1681 году над южными воротами Троицкого комплекса сооружается церковь Иоанна Предтечи. А в 1688 году на средства московского дьяка Богдана Силина ставится шатровая церковь Захария с колокольницей; одновременно в Москве на земле того же Силина появляется и подворье Александро-Свирского монастыря.

 Но самое главное происходит позднее, в 1695 году. В это время начинается строительство четвертого по счету (на своем месте) Троицкого собора, которому вскоре суждено было стать выдающимся произведением церковного зодчества. Пятикупольный четырехстолпный, с тремя обсидами восточной стороны собор украсился высоким шатровым крыльцом и галереей, опоясывающей здание с юга, запада и севера. При сооружении применялись многие строительные новинки той поры – двойные арочные окна, узорчатые изразцы, стекло. Три года усердствовали строители, по окончании же на кресте учинили надпись: «Вторично основался храм сей в лето 7203 (1695) при державе благочестивейшего Государя, царя и Великого князя Петра Алексеевича… при архимандрите Гермогене».

К сожалению, конкретный архитектор самого величественного, самого красивого строения Свирской обители неизвестен. Сохранились договоры с костромскими крестьянами-каменщиками, с новгородским «посадским человеком» Михаилом Тихоновым. Известны имена кузнецов, оковывавших двери храма – это мастер из Тихвина Сенька Тюков да олончанин Федька Степанов. Известно также и то, что в написании икон пятиярусного тяблового иконостаса участвовал тихвинский житель Аарон с сыном Георгием («три яруса апостолов и пророков делали»), а также земляки Аарона Родион Сергеев, Иван Иванов, Гаврила Самсонов, Петр и Иван Фалилеевы. Фресковая роспись собора появилась позднее, в начале XVIII века.

И вот мы подошли к петровской эпохе. 1700 год. Начало Северной войны за выход к морю, судьбоносная веха и для России, и для города Лодейное Поле… В 1702 году, в непосредственной близости от монастыря, у Лодейной пристани, закладывается кораблестроительная верфь – по велению Петра Первого. В июне 1703 года он, приехав на место работ, жил здесь до самого сентября. И заодно – «по нездоровью» – некоторое время провел в монастыре, для чего в западном корпусе Троицкого комплекса был устроен госпиталь. (Впоследствии, в 1716 году, рядом появилась госпитальная церковь Иоанна Дамаскина).

И вновь монастырь в круговороте нужд военного времени. Он поставляет для армии лошадей (1706 г. – 13; 1707 г. – 200); помогает служилым людям деньгами и содержанием. Помощь разная – кому по старости, а кому по хворости либо увечью; чиновным же лицам – с жалованьем. Теперь святая обитель не безоружна – с олонецких орудийных заводов ей привозят 17 пушек – на оборону от неприятельских сил.

Что же касается императора Петра, то он удостоил своим визитом монастырь четырежды, при заездах на верфь и проездом на курорт Марциальные воды. Это случилось в 1719, 1720, 1722 и 1724 годах, причем в первый раз государь задержался в монастырских стенах на три дня. Тогда он обвинил настоятеля монастыря в попустительстве раскольникам и выслал его в Новгород, где отец Александр был осужден и колесован. К слову сказать, это не единственный случай косвенного касательства монастыря к событиям репрессивного плана. В петровское время в нем пребывали в заточении иеродьякон Товия, позднее сюда под надзор были сосланы митрополит Ефимий и архимандрит Григорий.

В 1812 году, во время Отечественной войны, монастырь жертвовал крупные денежные вклады и серебро на нужды армии. Как проводник русской государственности, он в числе других монастырей и храмов выполнял роль духовного стержня, на котором крепились устои общества и его основные мировоззренческие ценности. Поэтому святая обитель естественным образом находилась в поле зрения российского самодержавия. Известно, что повелением Ивана Грозного в 1562 году было произведено обмежевание монастырских земель и то, что Грозный своим уходившим в монастыри опальным боярам ставил Свирскую обитель в пример как образец строгости.
 В разное время сюда приезжали жена Бориса Годунова и Петр Годунов с семьею, императоры Александр I и Александр II – вторым была пожертвована крупная денежная сумма.

С 1892 года, при архимандрите Агафангеле, Александро-Свирский монастырь укрепился сразу по трем статьям: как строительный комплекс, как хозяйствующий субъект и как место жительства братии. В это время появились различные мастерские: ризничная, позолотная, переплетная, столярная, сапожная, малярная, слесарная, резная, швальная, а также кузница. Была укреплена и внутримонастырская дисциплина: для каждого введены 100 ежедневных поясных и 15 земных поклонов. Со времен основания обители устав ее всегда отличался суровостью; на братьях лежала обязанность заполнять дни не только постом и молитвой, но и трудом.

 Примером же считался сам преподобный Александр Свирский, который при жизни не гнушался никакой работой – к примеру, молол муку на ручном жернове для общего пропитания.
Чем жил монастырь? Базовая основа его была в разные времена различна. Приходилось и отстаивать свои права на владения, и расширять их. К концу XIX – началу XX века от обширных угодий, какие здесь имелись, осталось 38 десятин пахотной земли, и монастырю не хватало площадей для пашни и покосов. Тем не менее монастырь существует и даже строится – за счет процентов с капитала 100000 рублей, помещенного в банк, а также на взносы и пожертвования, ярмарочные и гостиничные доходы и доходы, получаемые от подворий и мастерских. К началу XX века в стенах обители жило 200 человек, из них 66 монахов.

В первые годы XX столетия Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь внешне представлял собой комплекс отремонтированных, приведенных в порядок церковных, жилых и хозяйственных зданий и построек. Территория отличалась прибранностью и чистотой, здесь имелись великолепный плодовый сад, цветы. В ризнице хранилось немало древних грамот и реликвий, старинных книг в драгоценных окладах, дорогих сосудов, покровов, облачений.

После закрытия монастыря в советскую эпоху начался период бесхозности. В зданиях до войны помещались тележные и другие мастерские, затем детский дом, исправительно-трудовая колония, лагерь для заключенных. В 1941 и 1944 годах через бывшие монастырские стены прошла война. В мирное время постройки сдали в аренду психо-неврологической больнице. Долгие десятилетия уникальный архитектурный комплекс стоял в полном к нему небрежении и разрушался как временем, так и людьми.

С возрождением духовности в России – утраченное пришлось собирать по крупице.
Сегодня, как и в прежние времена, в монастыре теплятся лампады, возносятся молитвы, идут богослужения. Сокровищница народного духа, уникальная жемчужина Присвирья с течением времени становится все более драгоценной.*

________________________________________________________
*При подготовке статьи использована «Краткая запись об Александро-Свирском монастыре». А.А.Якимовский, «Я уйду оставив след собою…», Лодейное Поле, 1992 г.


Рецензии