Национальная идея

1. На протяжении всей новейшей российской истории политиканы различных мастей мусолят мысль о необходимости создания национальной идеи, которая позволила бы сплотить и объединить народ, указать ему путь в светлое будущее или, хотя бы, высветить перспективы этого будущего. С любопытством слежу за их упражнениями, хотя подозреваю, что национальная идея – это химера, существующая лишь в головах ее создателей, особенно в такой стране, как Россия – многонациональной, многоконфессиональной, с экономически неэквивалентными регионами. Действительно, какой силы должен быть магнит (то бишь, национальная идея), чтобы хаотично рассыпанные иголки разношерстного социума повернулись в одном направлении.

Приведу другую задачу, на решение которой потратили неимоверные усилия такие прожженные идеологи и воспитатели, как святая церковь и ЦК КПСС – вбить в мозги индивидуумов десять заповедей божиих (это о церкви) и моральный кодекс строителя коммунизма (это о ЦК). Все бестолку – по-прежнему убивают, прелюбодействуют, крадут, плюют на простоту и скромность в общественной и личной жизни…  А тут задача куда сложнее – сориентировать к одному главному вектору чаяния миллионов, да еще, чтобы эти чаяния передавались из поколения в поколение.

Сразу оговорюсь: я не специалист в области  идеологии и, тем более, не политик – настоящую  проблему рассматриваю исключительно с позиций здравого смысла. Вероятно, в моих рассуждениях есть нестыковки и противоречия; вероятно, не совсем корректны приводимые экскурсы в историю; вероятно, преувеличена роль некоторых популистских лозунгов и призывов, авторы которых пытались или пытаются навязать их в качестве национальной идеи.
 
2. Существует расхожее мнение «Если нация не будет сохранять и развивать свою душу, в ее теле поселится чужая душа».  Речь идет о том, что выживание, сохранение и развитие человека, народа и государства невозможно без адекватной национальной идеи народа страны. Однако применительно к России возникает вопрос – куда в таком случае денется «загадочная русская душа», о которой так много говорится и пишется с тех пор, как Тютчев опубликовал знаменитое четверостишие:

                Умом Россию не понять,
                Аршином общим не измерить:
                У ней особенная стать –
                В Россию можно только верить.

Эту душу не так-то просто переселить из лубяной избушки в ледяную, тем более – превратить в бомжа.  Вспомним, что писал Долматовский:

                Загадочная русская душа...
                Она, предмет восторгов и проклятий,
                Бывает кулака мужского сжатей,
                Бетонные препятствия круша…

Взять, к примеру, наш российский так называемый офисный планктон, как губка впитывающий в себя атрибуты западного образа жизни. Кажется, до предела проникся чуждым рафинированным менталитетом. Ан, нет! Еще способны его отдельные представители крушить бетонные препятствия – особенно, когда садятся под градусом за руль автомобиля и выезжают на большую дорогу. А попариться в баньке с березовым веником,  а закусить выпитый стакан водки соленым огурцом или, при отсутствии оного, занюхать корочкой черного хлеба – эти привычки и особенности национального характера неискоренимы. 
      
Правда, в одного великого исторического деятеля все-таки вселилась чужая душа – голландская. Имеется в виду Петр I. Мало того, что чужая душа сама вселилась в него, так еще заставила царя вселять своих собратьев в элиту тогдашнего общества – бояр. Петр немало преуспел в этом расселении, но как только отошел в мир иной, все вернулось на круги своя, и бояре вновь отрастили бороды.

Уверен, что и сейчас, в эпоху глобализации, русская душа может не беспокоиться насчет жилплощади: миллионы наших соотечественников по-прежнему будут истошно кричать на свадьбах «Горько!» и предпочитать квас пахнущей гуталином пепси.

Однако, шутки в сторону! Душа народа – это, в первую очередь,  язык и культура. Пока жив народ, жива и душа. Но даже если народ сходит с исторической сцены, его душа не всегда исчезает в пятом измерении. Как и душа простого смертного, она некоторое время витает в местах обитания, а потом либо возносится на небеса, либо вселяется в чужой этнос. Так душа Эллады после распада древнегреческой цивилизации перенеслась в древний Рим, а латинская душа, в свою очередь, воцарилась в варварских  государствах, возникших на обломках великой империи. Вывод простой: не национальная идея гарант сохранения народа, а богатая многовековая культура и живой развивающийся язык.
 
3. Склонен полагать, что творцы спускаемых свыше национальных идей в большинстве случаев ловко выдают желаемое за действительное. Здесь главное – придать идеологическому продукту броскую пафосную обертку и постоянно талдычить о нем, как наши СМИ талдычат об Алле Борисовне. Поначалу преподнесенная таким образом идеология обвораживает определенную часть народа, однако вскоре становится предметом анекдотов.
 
«Православие, Самодержавие, Народность» – пожалуй, наиболее известная российская национальная идея. Сотворенная графом Уваровым в начале 1830-х годов, она являлась идеологическим обоснованием политики Николая I, а в дальнейшем служила  для консолидации политических сил, выступающих за самобытный путь исторического развития России. Воодушевленный патетикой данной идеологии, начальник III-го отделения императорской канцелярии Бенкендорф писал, что «прошлое России удивительно, настоящее  – прекрасно, будущее же – выше всяких представлений». В корень смотрел – будущее, действительно, оказалось выше всяких представлений! Не дожил, правда, до него главный жандарм, а то застал бы позор поражения в крымской войне, череду покушений на Александра II и Александра III, наконец, две революции, приведшие к краху царизма. А сама идея на рубеже ХIХ-ХХ веков, кроме царя-батюшки, прельщала, пожалуй, лишь поповскую да черносотенную братию.

Или всем известная фраза «От каждого по способностям, каждому – по труду», выдернутая из сочинений Прудона и ставшая, по сути дела, национальной идеей СССР после принятия сталинской конституции 1936 года. Хотя Прудон был противником коммунизма, услужливые идеологи переиначили его принцип под нужды лихорадочно строящегося утопического строя – от каждого по способностям, каждому – по потребностям. Ну и что? – в брежневские времена этот пресловутый принцип устраивал лишь горстку лиц, приписанных к райкомовским распределителям. Кстати, злые языки утверждают, что в так называемый период  развитого социализма в идеологическом отделе ЦК КПСС рассматривался вопрос о новой корректировке принципа – каждому по научно-обоснованному минимуму!

4. Сколько национальных идей и приравненных к ним лозунгов повидал мир со времен пророка Мафусаила. Приведу несколько  наиболее одиозных, которые запали в память благодаря любви к историческому жанру и стараниям отечественной пропаганды.

«Освободим гроб Господень от неверных!» – эта идея пару столетий будоражила средневековую Западную Европу и сгенерировала около десятка крестовых походов. Гроб Господень крестоносцы так и не освободили, зато создали на Ближнем Востоке несколько феодальных государств, два-три из которых просуществовали более 150 лет. Вообще-то, гроб Господень был важен в седьмую очередь – основной целью крестовых походов на Святую Землю являлось создание торговых путей в Индию и Китай. Когда европейцы открыли прямые морские пути на Восток, идея освобождения Гроба тихо сошла на «нет».

«Москва – третий Рим, а четвертому не бывать!» – мессианская концепция XYI века, обосновывавшая всемирно-историческое значение набирающего мощь Московского княжества как политического и церковного центра. Да, с взятием турками Константинополя Москва перехватила у него роль столицы  самого влиятельного православного государства. Но был ли сам Константинополь вторым Римом? Существовала ли между ними преемственность? Вряд ли. Древнегреческие и древнеримские демократические традиции  обретали новую жизнь в средневековых государствах, появившихся на обломках Западной Римской империи. Уже с ХIII века там зарождаются органы представительской власти – парламент в Англии, генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании – в то время как в Византии господствовал восточный деспотизм. Вот этот деспотизм прекрасно прижился в Московском княжестве, раздавив руками Ивана III новгородское вече. Далее – античная культура проросла ренессансом в Западной Европе, а не в Византии. В Италии и Голландии уже вовсю процветала светская живопись и литература, в Византии же по-прежнему малевали иконы и писали жития святых. Так может в религиозном плане Москва стала третьим Римом? И здесь облом. После падения Византии монолитный православный мир, находившийся под верховенством константинопольского патриарха, раскололся на несколько автокефальных церквей, которых к настоящему времени только в рамках  официального канона насчитывается пятнадцать единиц! Одним словом, третий Рим, быть может, и существовал – но уж точно не в Москве!
 
«Землю крестьянам, заводы рабочим!» Большевики прекрасно реализовали принадлежащий социал-демократам лозунг!  Не буду распространяться про крестьян – пока колхозникам не выдали в 1974 году паспорта, они фактически находились на положении крепостных. Что касается рабочих, то в сталинские времена за пятиминутное опоздание бедняги подвергались серьезным репрессиям – вот тебе и хозяева заводов! Дедушка рассказывал, как до войны в их поселке заводской гудок оповещал о начале работы. Однажды гудок по ошибке дали на четверть часа раньше – шедшие к проходной люди бросились бежать! Не слышал, чтобы нынешние хозяева «газпромов», «норильских никелей», «северсталей» и вообще хозяева страны так спешили на работу. Мигалки и перекрытия дорог не в счет – это не спешка, это нежелание стоять в пробках.

«Тысячелетний рейх» провозгласил Гитлер в 1934 году на съезде национал-демократической партии в Нюрнберге. Что тут говорить – тысячелетний рейх просуществовал до весны 1945 года! А другой великий план фюрера – план борьбы за расширение жизненного пространства немецкой нации привел к существенным территориальным потерям Германии.

Довоенная идея японского милитаризма «Азия для азиатов», направленная на освобождения восточного и юго-восточного региона от европейского влияния и установление изоляционного режима тоже лопнула мыльным пузырем – сейчас все страны, в том числе азиатские, бьются насмерть за привлечение иностранных инвестиций.

«Догнать и перегнать США по производству мяса, молока и масла на душу населения» – лозунг, выдвинутый Хрущевым в 1957 году. Ну и что? Ради показушного перевыполнения плана некоторые деятели на местах  загубили все поголовье скота. В 1962 году страна оказалась на грани продовольственного кризиса и с трудом выкрутилась из него. А мясо? – мясо до сих пор импортируется, в том числе – из США. 

«Догнать Португалию по ВВП на душу населения» Как же любят наши правители догонять кого-то! Догнать по ВВП, насколько я понимаю, это сравняться по уровню жизни. Чтобы такая идея вдохновила народ, неплохо было бы каждого трудоспособного россиянина свозить в эту самую Португалию – пусть лично убедится, что догонять стоит. Кстати, отведенный на догонку  срок вышел, а пропаганда  что-то помалкивает.

«Единая общность советский народ» – еще одна приводящая в умиление идеологическая штамповка. Ну, какая, скажите на милость, могла быть общность между ни бельмеса не понимающими по-русски стариками-дехканами из  среднеазиатского кишлака и рафинированными московскими дамочками! Да в США между неграми-поденщиками из Алабамы и голливудскими кинозвездами куда больше общего – хотя бы английский язык! 

«К 2000 году каждая советская семья будет жить в отдельной квартире или доме». Воздержусь от комментариев – давайте лучше посмеемся вместе!

Пожалуй, можно сделать очередной вывод: пафосные национальные идеи и призывы оказываются либо мертворожденными, либо жизнь вообще ставит знак минус перед заложенным в них смыслом. 

5. В определенной исторической ситуации национальные идеи, разумеется, имеют право на существование и оказываются весьма продуктивными. В первую очередь это относится к идеям освобождения от колониального и прочего гнета.

Когда в 1960-х годах Африка сбрасывала оковы колониализма, каждая этническая группа мечтала о собственной государственности – быть может, правда, в угоду местным князькам и племенным вождям. И эти мечты реализовались. Надо думать, у прибалтов после 1940 года не угасала идея о восстановлении раздавленных пактом Молотова-Риббентропа национальных независимостей. Полагаю, что курды, тридцатимиллионный народ, до сих пор существующий без государственности, тоже имеет вполне четкую национальную идею – создать свое независимое государство.

Но колоний уже, вроде, не осталось, а  глобализация размывает стремление к национальной независимости. В этом направлении по-прежнему дрейфуют лишь баски в Испании и франкоязычные канадцы в Квебеке, да вот еще недавно  активизировались  шотландцы – не хотят, понимаешь ли, жить в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Ну и  не надо, конечно, забывать наших ваххабитов, мечтающих создать Великий Халифат на Северном Кавказе.

Впрочем, следует отметить, что порой национальная идея не только помогает народу обрести независимость, но и в прямом смысле спасает от гибели. За сорок лет блуждания по пустыне Моисей хорошо втемяшил в головы евреям мысль, что они богом избранный народ. Думаю, чувство мессианского предназначения в значительной степени способствовало самосохранению еврейского народа, в то время как с исторической арены сошли их более могущественные и многочисленные соседи  – египтяне, финикийцы, хетты, вавилоняне, ассирийцы и пр.

Из далекого прошлого приведу еще один пример продуктивной национальной идеи. На протяжении 120 лет Рим вел борьбу с Карфагеном за гегемонию в Средиземноморье, которая вылилась в известные Пунические войны. Удачные походы карфагенского полководца Ганнибала пошатнули могущество Рима, что встревожило не только патрициев, но и плебеев. Именно тогда государственный деятель Катон Старший заявил – Карфаген должен быть разрушен! Этой фразой он заканчивал все свои выступления в сенате – вне зависимости от тематики. И что же? Идея овладела массами – и Карфаген, в конце концов, был  разрушен.

Как ни парадоксально, национальные идеи подчас оказываются продуктивными, когда не афишируются на каждом углу, а зреют в умах людей. Так, дворцовый переворот, приведший к власти Елизавету Петровну, был реакцией на долгое правление немцев в период царствования Анны Иоановны и вообще засилья иностранцев со времен Петра I. Разумеется, готовящиеся перевороты и путчи никто не афиширует, но то, что фаворит Анны Ионовны герцог Бирон  достал многих – факт. И родилась идея – свергнуть проклятую немчуру! 
 
6. Быть может, это случайное совпадение, однако после провозглашения великими государствами не менее великих национальных идей и целей эти государства по большей части с треском разваливаются. Так случилось с «тысячелетним рейхом» Гитлера, просуществовавшим, как уже упоминалось, всего 11 лет.  Российская империя протянула несколько дольше после взятия в оборот идеи «Православие, Самодержавие, Народность». Ну и Советская империя загнулась ровно через 30 лет, как Хрущев объявил в 1961 году с трибуны  XXII съезда КПСС о создании к 1980 году материальной базы коммунизма. Что-то боязно в связи с такими аналогиями провозглашать национальную идею современной России!
 
Да, как ни крути, национальная идея должна быть абстрактной, неопределенной – тогда ее легче реализовывать, вернее, доказывать, что она реализуется! Взять, хотя бы, американскую идею общества благоденствия.  Благоденствие – словечко-то какое туманное! Понятно, миллионеры  благоденствуют, но и деклассированный элемент, приняв дозу, может балдеть и благоденствовать ничуть не хуже.

«Свобода, равенство, братство» – прекрасный призыв! Разве люди не равны? Равны! – у всех по две руки-ноги, одна голова… Куда ж равнее! И братья тоже – ведь геномы человеческих особей отличаются друг от друга всего-то на 0,1%! И со свободой можно что-то придумать – особенно в свете современных биотехнологий и социальных теорий.

Еще прекрасней призыв «Мир, труд, май» (в принципе, можно использовать любой другой месяц). При желании легко доказать, что мировой войной пока не пахнет, без труда не вынешь рыбку из пруда, а прекрасные майские праздники еще, кажется, не собираются отменять.

В качестве определения таких национальных идей и призывов лучше всего подходит известный оппортунистический лозунг «Движение – все, конечная цель – ничто».

7. Интересно бросить беглый взгляд на перечень национальных идей, которые пытаются навязать нам нынешние политтехнологи и политиканы,  абсолютно уверенные, что досконально знают все чаяния россиян. Начнем с наиболее амбициозных  образчиков и по нисходящей – до самых абсурдно-популистских.

«Евразийский союз, а конкретнее – союз суверенных государств с единым политическим, экономическим, военным и таможенным пространством, создаваемый на основе России». Убей, не пойму, что хотят уважаемые господа! Новую империю? – их время ушло! Некое подобие Евросоюза? – так он, вроде, дышит на ладан!

«Рачительное государство». Прекрасно! Только государство по своей природе не может быть рачительным. Вспомним Ленина: государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим. Какая тут к черту рачительность – слово, имеющее, между прочим, в качестве одного из синонимов  значение «заботливый»! Однако осмелюсь дополнить Владимира Ильича: государство – это еще  самовоспроизводящаяся структура, которая плодит высокооплачиваемых чиновников, как пчеломатка личинки пчел. При таких обстоятельствах тем более не пахнет рачительностью!

«Высокоразвитое технологическое общество, отказ от сырьевого придатка». Откуда, простите, возьмется высокоразвитое технологическое общество, если в стране крупномасштабная утечка капитала и мозгов! Прозевали мы технологическое общество. Теперь остается уповать на богатые недра да качать без передышки нефть с газом. 

«Успешная семья». Кто же против! Только раньше надо было думать и делать все возможное, чтобы муж-отец имел достойную зарплату, а жена-мать могла всецело посвятить себя семье. Нынешняя ячейка общества в глубоком кризисе. Ее пытаются подменить различные суррогатные формы типа гостевого и однополого брака. Количество разводов превосходит количество браков. Даже наш обожаемый президент не побоялся развестись – развестись в год, который, вроде бы, объявлен годом семьи! К сожалению, все, что имеет начало, имеет и конец. Из трех главных, по Энгельсу, столпов социальной общности людей – семьи, частной собственности и государства – семья зародилась первой. Видимо, ей первой и отмирать!

«Каждому ребенку место в детском саду». Курам на смех такая национальная идея! Напоминает лозунг железнодорожников из старого анекдота: «Дадим каждому пассажиру по мягкому месту!» Или клич Жириновского «Каждой женщине мужчину, каждому мужчине бутылку водки!». В свое время власти сдуру позакрывали детсады, а коммерческие структуры подсуетились и выкупили здания. Теперь детсадов катастрофически не хватает – очередь на несколько лет. Но не возводить же из-за этого проблему в ранг национальной идеи!

«Реставрация монархии» А что – неплохая идея! Можно даже предположить, кого в цари – разумеется, нынешнего президента!

И еще одна пока только витающая в воздухе идея, которая, уверен, обретет многочисленных сторонников: депортировать всех трудовых мигрантов или установить жесткий контроль над их поведением и проживанием – вплоть до сегрегации. Чтобы не переговаривались во всю улицу на своем наречии; чтобы не врубали на полную мощность восточные мелодии и наигрыши; чтобы не усаживались на корточки, где приспичит… Не говоря о некоторых других деяниях – противоправных. Правда, кто заменит  трудовых мигрантов? Но это уже будет другая проблема, а значит – появится и другая идея! 

Со своей стороны хочу напомнить выражение древнеримского поэта Ювенала «Хлеба и зрелищ!», лучше всего характеризовавшее тогдашние настроения плебса. Полагаю, этот лозунг весьма актуален и в наши дни. Особенно в свете набирающей как на продвинутом Западе, так и в России популярность новой социально-экономической теории – теории так называемых 20-ти и 80-ти процентов.

Согласно этой теории, производительные силы достигли столь высокого уровня, что для обеспечения нормального существования развитых стран вполне достаточно, чтобы работало 20-ть процентов наиболее активного, трудоспособного, деятельного населения. Работать им, правда, придется не менее 12-14 часов в сутки. (Вот господин Прохоров то будет доволен!). Остальные 80-ть процентов пусть сидят на социальных пособиях и делают, что вздумается – читают, смотрят ТВ, пьют водку, играют в шахматы, занимаются художественной самодеятельностью и не лезут ни в экономику, ни, тем более, в политику. Так, мол, всем будет лучше! Не надо улыбаться – в действительности все к этому  идет. По данным вице-премьера Ольги Голодец, 38 миллионов (или 45 процентов) трудоспособных россиян заняты непонятно где и чем, так как официально не зарегистрированы ни на одной работе.

«Хлеба и зрелищ!» – это, однако, реликтовый лозунг, его неловко выдвигать в XXI веке.  А вот «Развлекаловки и социалки!» – в самый раз и в духе времени! С развлекаловкой проблем нет – она круглосуточно прет с экранов телевизоров на любой оболваненный вкус. С социалкой сложней – уж больно мала! Надо поднимать – но на носу олимпиада в Сочи и ЧМ по футболу не за горами. Тем не менее, поднимать пособия по безработице (особенно молодежи), пособия по уходу за ребенком, пенсии и пр. все равно придется – иначе до социального взрыва недалеко. В общем, чем не национальная идея!?

А если серьезно, не видно на горизонте достойных национальных идей и приходится вновь задаваться вопросом – не являются ли они химерой?   
   
Впрочем, нет – иногда все-таки рождаются в сознании масс желания и стремления, сориентированные в одном направлении. Давным-давно читал интересную притчу. Некий восточный правитель, обладающий деспотическими наклонностями, был не чужд философии, и в его окружении находился почитаемый всеми мудрец, с которым он любил беседовать. Однажды они заспорили: могут ли люди мыслить абсолютно одинаково. Правитель считал – нет, мудрец – да!

Для разрешения спора мудрец попросил правителя выпустить воду из декоративного бассейна перед  дворцом, натянуть над ним тонкое белое покрывало, а потом издать указ, в котором под страхом смертной казни каждому жителю стольного града предписывалось вылить ночью в бассейн кувшин молока. Все сделали, как просил мудрец, и после полуночи к бассейну потянулись вереницы людей с кувшинами.

Утром правитель и мудрец направились к бассейну. Когда сняли покрывало, правитель ахнул – бассейн был полон воды!
 
– Не удивляйся, о, могущественный! – воскликнул мудрец. –  Каждый из твоих подданных думал: «Раз ты так повелел, значит, в бассейн выльют тысячи кувшинов молока. Дай-ка я вылью туда кувшин воды – всё равно никто не заметит. Зачем зря выливать молоко?». И когда люди подходили к бассейну, им казалось, что он полон молока – ведь ночь была тёмная, а покрывало белело, как молоко. Каждый выливал кувшин воды и быстро отходил прочь, будучи уверен, что только он один догадался вылить воду вместо молока, и радовался своей ловкости.

– Ты прав! – сказал тогда правитель. – Тысячи людей могут иногда думать одинаково.

Вот бы и нам такую идею, конечно, в более крупном, чем экономия молока, масштабе, – идею, способную объединить народ и направить его потенциал на благое дело!


Рецензии
С молоком хорошо же получилось. На мой взгляд именно потому что от мудреца. Он не формулировал идею, но задал направление
Мудрецы знают законы, дают возможность им проявится, исходя из этого у них получается.
И еще одно возможно будет уместно привести. Тоже условие: "слова мудрецов слышатся в тишине"

Олег Сафронов   19.08.2019 09:49     Заявить о нарушении
Да, лучше задать направление, а не сформулировать идею - не то она, не дай бог, овладеет массами. Но кто нынче слушает мудрецов, тем более в тишине, которой все меньше и меньше.
С уважением и признательностью:

Алекс Мильштейн   20.08.2019 11:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 48 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.