Конфликт интересов черкесских элит

Черкесия. Политическая реальность (продолжение 3)
 (начало - http://www.proza.ru/2013/06/25/823)

Не предвзятый политологический взгляд на содержание субъекта исторического процесса под именем ЧЕРКЕСЫ требует ОБЪЕКТИВНОГО восприятия  сложившихся реалий. А именно того, что сегодня под этим именем подразумеваются –
1. исключительно АДЫГИ (позиция, например, адыгских этнонационалистов);
2. все народы участники Русско-Кавказской войны (позиция, например, Евро-Хасы);
3. народы адыго-абхазской языковой группы (позиция, отраженная в Уставе МЧА на момент её образования).

Обоснованность и соотношение вышеперечисленных взглядов, и другие вытекающие из этого вопросы не входят в задачу этой статьи, эти проблемы были освещены нами в других публикациях. В нашем случае важно отметить следующее.

При всех существующих научных понятиях относительно определения субъектов Черкесской политической нации более всего подходит классификация Льва Гумилева. По ней АДЫГИ – это Западно-Кавказский СУПЕРЭТНОС, то есть совокупность этносов, связанных общностью исторической судьбы, а также общей культурой и ментальностью. Такое понимание дает объективную картину, как прошлого наших народов, так и сегодняшних реалий.

Попытки представить Адыгов просто этносом несостоятельны, поскольку в этом случае составляющие его народы должны трактоваться как субэтносы или этнические группы, что приходит в явное противоречие, как минимум, относительно КАБАРДИНЦЕВ, которые имеют не только ВСЕ признаки этноса, но и потенциально обладают возможностью превращения в современную гражданскую нацию. А так же АБАЗИН, относящихся как к современным АДЫГАМ, так и к народу АБАЗА.
 
В таком же ракурсе, как еще более сложный СУПЕРЭТНОС, предстают и ЧЕРКЕСЫ, как в качестве иноназвания АДЫГОВ, так и в более широком значении.

Многообразие и противоречивость трактовок и понимания имен наших народов отражает объективные, длящиеся и сегодня процессы, как на этническом, так и этнополитическом уровнях.

Еще большие проблемы создает МНОГОВАРИАТИВНОСТЬ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ наших народов. А они как раз и определяются, в основном, ПОЛИТИЧЕСКИМИ, а, в конечном итоге, ЭКОНОМИЧЕСКИМИ интересами СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ.

Вот мы и подошли к ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЧЕРКЕСОВ как ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАЦИИ - конфликту интересов черкесских элит.

Как уже отмечалось ранее, в черкесском сообществе, несмотря на приход к власти СОВРЕМЕННОЙ элиты в лице бизнесменов и их лоббистов, прослеживается, как минимум на нравственно-культурном уровне, потребность возрождения ТРАДИЦИОННОЙ ЭЛИТЫ. Понятно, что на законно формализованном уровне это невозможно. Что остается? Попробуем разобраться.

Главной проблемой ЛЕГИТИМНОСТИ СТАТУСА традиционной элиты , хотя бы в рамках общественного мнения, на уровне НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ черкесов, встает вопрос – КТО сегодня может выступить приемником ИНТЕРЕСОВ СОСЛОВНО-РОДОВОЙ ЭЛИТЫ прошлого?

Формально – НИ КТО. Так как сословия давно отменены, а их носители, как и значительная часть родовых элит, уничтожены. Небольшая группа потомков сословно-родовой знати никоим образом не имеет шансов восстановления своих прав – мир стал другим. И сегодня подавляющая часть черкесов этого не потерпит даже номинально.
 Объединения потомков бывших знатных родов и фамилий, в лучшем случае, носит клубный характер, а еще чаще формально символический, и НИКАКОГО реального влияния на жизнь черкесов не имеет. Наглядный тому пример недавно прошедший в г. Нальчике так называемый съезд, учредивший «Палату Уорков».   

Но «свято место пусто не бывает», и в эту нишу ринулись как представители творческой и научной интеллигенции, так и просто маргиналы черкесского сообщества. Но это тема для отдельного большого разговора. Пока зададимся вопросом. Реализуемы ли хотя бы теоретически выдвигаемые ими лозунги и цели? Чтобы понять это уточним – а каковы были интересы ТРАДИЦИОННОЙ ЭЛИТЫ?

Традиционная черкесская элита на протяжении многих сотен лет была ориентирована на СВОИ интересы в виде соблюдения  ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, строящегося на соблюдении ЭТИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ национального кодекса АДЫГАГЭ и законов АДЫГА-ХАБЗЭ. А сословная элита еще и УОРК-ХАБЗЭ. Возможно ли ТАКОЕ  СЕГОДНЯ в условиях доминирования системы товарно-денежных РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Безусловно НЕТ.

Если к этому добавить и то, что сами новоявленные претенденты на роль наследников традиционной элиты большей своей частью, за редчайшим исключением, представляют собой пародию и опровержение тех качеств, которыми прославились предки современных черкесов, то драматичность ситуации обретает всю свою полноту.

Возвращаясь к современному положению дел с действующей элитой отметим, что современные национальные элиты, включая черкесскую,  КОСМОПОЛИТИЧНЫ. Их базовый интерес лежит в не в этической или культурной сферах, а в финансово-экономической.  И это не «злодейство» отдельных лиц и групп, это СУЩНОСТНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОЙ БУРЖУАЗИИ, которая в силу известных причин предпочитает называть себя "БИЗНЕСМЕНАМИ". Но, сути дела смена вывески НЕ меняет.

В этом случае понятно, что удовлетворение ЛЮБЫХ, в том числе этнокультурных интересов черкесского сообщества будет осуществляться современной элитой только в тех рамках и объеме, который не будет противоречить БАЗОВОМУ, СУЩНОСТНОМУ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ИНТЕРЕСУ КРУПНОГО НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА. Требовать от этого типа современной элиты чего-то большего, равносильно требованию от неё самоубийства.

Может возникнуть вопрос – если так обстоят дела в национальных республиках в которых проживают черкесы, то чем тогда занимаются профессиональные политики на федеральном уровне? Ответ лежит на поверхности - ОБЪЕКТИВНО в основном они занимаются защитой интересов своего бизнеса, а также БИЗНЕСА ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ. Обеспечением их необходимыми ресурсами в виде государственной поддержки, кредитов, рынков сбыта, зон экономических интересов, рабочей силы, природных ископаемых и т.д. Всё остальное это МИШУРА в виде ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ, прикрывающей  РЕАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ.

Теперь нетрудно понять, сколь НЕПРИМИРИМЫ эти ИНТЕРЕСЫ. А потому и требования по их осуществлению должны лежать  в области РЕАЛИЗМА и ЗДРАВОГО СМЫСЛА. Иначе одни люди будут похожи на предателей национальных интересов и циников, а другие на популистов-демагогов и лицемерных фантазеров. Пользы от этого НАРОДУ никакой НЕТ.

Прежде чем приступить к вопросу о политических партиях и объединениях, претендующих на роль выразителей интересов черкесского сообщества, необходимо сделать еще один маленький научный экскурс. Он касается не политического компонента жизни и национального самосознания черкесов. Таким компонентом, позволяющим другим народам сохранять свою целостность в качестве площадки примирения и разрешения неизбежных конфликтов интересов народа и элиты, выступают национальные или этнически окрашенные мировые РЕЛИГИИ.


продолжение следует -
http://www.proza.ru/2013/07/04/56


Рецензии