Проблема писатель - читатель

     Проблема "писатель – читатель"

Проблема давняя и актуальная по сей день.
Её рулевое колесо можно обозвать так: как и почему писатель уходит от читателя.
Своей формулировкой эта проблема удивляет. Каждый писатель хочет иметь море, океан читателей. А может быть — целую Вселенную. И всё же. Почему писатель, часто очень популярный, начинает вдруг терять читателей, завоёванных непосильным писательским трудом? Причин может быть несколько:
— исписался, и писать интересные вещи уже не получается;
— озлобился, развратился, опустился; стал изливать желчь на страницах романов и... народ покинул своего кумира;
— элементарно спился, в голове появились глюки, романы стали невменяемыми и нечитабельными.

Есть ещё несколько простеньких причин, но стоит подробно поговорить об одной, почти невидимой и неслышимой. Причина эта коварная, как айсберг на пути "Титаника ".
Войдём в проблему
 
1.

Все писатели и читатели несут в себе особый ген социальной важности под кодовым названием "мания". Писатель страдает манией "не могу не писать"; читатель страдает манией "не могу не читать". Так определила природа. Если есть производитель — должен быть и продукт. А если есть продукт — должен быть и потребитель. Неудивительно, что любой опус, любое литературное сочинение в виде изданной книги находит своего читателя (пусть даже в единственном числе). В этом факте заключён серьёзный вывод: у любого писателя есть свой круг читающих единомышленников. Этот круг каждый писатель с гордостью называет "мой читатель". В свою очередь, "мой читатель" имеет "моего писателя". Взаимовыгодная связь.

Конечно же, "моего читателя" у популярных писателей больше, у прочих — меньше.
Как же рассчитать и выйти на высокий показатель "моего читателя"?
Готового рецепта нет. Но есть маленькие ноу-хау:
— могучая реклама новоиспечённой книги (стоит дорого);
— крупный скандал вокруг имени писателя (дёшево и сердито);
— удачная пародия или чудный фанфик на известный роман.
Иногда называют универсальное ноу-хау: мол, напишите хороший роман и всё будет хорошо. Написать роман, конечно, можно. Но... кто знает, достаточно ли он будет хорош.

2.

Писатель по ходу своего творчества на страницах каждого своего произведения изучает конфликт. Разумеется, книги пишутся для людей и пишутся о людях. Следовательно, человеческие конфликты всегда будут в центре писательского внимания. Каждый читатель с радостью ожидает прибытия на книжный рынок очередного конфликта между... ну, скажем, между лысым, упитанным олигархом, его  молодой женой-красавицей, и несколькими любовниками и любовницами, втянутыми в семейный круг олигарха. Чем жарче конфликт на страницах романа, тем больше на его огонь слетается читателей. Интерес к замочной скважине, пропиленной писателем, — неистребим. А покопаться в семейных шкафах, где тихо тлеют свои скелеты, — деликатесное дело.

Здесь возникает интересная и каверзная ситуация.
Для хорошего писателя не составляет большого труда красочно описать конфликт в семье олигарха. Успевай только страницы листать. Но... Если хороший писатель берётся за такие темы, то наверняка он изучает новости теневой (то есть воровской) экономики, сдобренной подставами, подсиживанием, офисным сексом. Нутром он начинает понимать всю глубину социального навоза, в которой размножаются личинки олигархов. Где власть —  там грязь. Много денег — много девок. Большие деньги не зарабатываются — они воруются. И наш популярный писатель, увы, становится писателем социальным. Социальная зараза заражает каждого, кто с ней соприкасается. И вот, заражённый писатель начинает вводить в тонкую ткань любовно-сексуального сюжета социальные проблемы, так характерные для нашего земного сообщества. В каком-то смысле это губительный процесс идёт помимо воли писателя. Его мозг — это творческий котёл, в котором сгорают всякие горючие материалы. Что сгорело, от того и жар пошёл.

Так и хочется предостеречь: остерегайся, писатель, социальных проблем. Они обязательно выползут на страницы твоих книг. А рядовой читатель, составляющий львиную долю "моего читателя", в упор не любит таких проблем на страницах романа, где должны цвести и благоухать любовь и секс. Ну, и деньги, конечно. 

Что делать, уважаемые писатели... Такова читательская суть. В каждом читателе живёт лозунг народа древнего Рима: хлеба и зрелищ! И писателям стоит внять этому эгоистичному призыву. Вы, уважаемые писатели, уже ничего не сможете изменить в этом мире. Как бы ни старались. Да, конечно... есть кулуарный круг читателей, жадно читающих философские романы, где главный герой не бьёт морды в стиле кун-фу, не прыгает из постели в постель разнокалиберных красавиц, не проворачивает банковские афёры, а проталкивает на страницах романа супергениальные идеи переустройства общества, где не будет, пардон, грёбаных президентов с их, пардон, грёбаными командами, а будет открытое, коллегиальное правление земного сообщества в лице единого международного правительства, работающего под контролем умнейшего Большого Компьютера, способного анализировать любое правительственное решение и любой уровень государственного правления. Да, всё может быть в дебрях писательского мышления. А в дебрях нашего реального общества всё иначе. Народу плевать на высокую философию мироустройства.  А президентам всех стран мира, опять же, плевать на свои плюющие народы, за исключением нескольких дней в году (когда идут перевыборы).

Так что, уважаемые писатели, пишите для народа народные романы народным стилем. И тогда, только тогда категория "мой читатель" станет вашей личной принадлежностью.  Личные достижения в демократическом обществе — прежде всего. И личное авто с зеркальным покрытием на весах общественного мнения всегда перетянет штопанную футболку. Но для такого перевеса, как видите, литературное Эго писателя должно смиренно следовать за Эгом читающего народа. А в душе вы можете бунтовать и выражаться, как вам вздумается.

3.

В качестве краткого заключения.
Что писать, как писать, для кого писать?... Выбор за вами, уважаемые писатели. Но помните. Вы выбираете, и вас выбирают. Главное, чтобы выбор был осознанным и удачным. Удачи!

В. Сандовский, 3 июля, 2013 г.
-------------------------------------------


Рецензии
Уважаемый Владимир!

Ну... я б себя напрочь уважать перестал, если бы искал пути, обозначенные Вами в данной статье. Моя задача была самая что ни на есть социальная: пусть общество задумается о судьбах нашей авиации, а пацаны пусть бросят поп-корн и ухватятся за реальный штурвал. Я постарался их увлечь не выдумками, а реалиями.
Правда... почему-то, кроме увлекшихся моими книгами пацанов, которые таки пошли в авиацию и уже давно летают инструкторами на тяжелых лайнерах, мои опусы читают и зрелые мужи, и старики.
Все-таки, видимо, философская коллизия тут - вечный спор между созидателями и потребителями. Я по жизни созидатель и пишу для таких же.

С уважением,

Василий Васильевич Ершов   23.11.2015 08:39     Заявить о нарушении
Василий, добрый день!
Спасибо за комментарий. Все, кто пишет, нуждаются в отзывах. Да, с философской точки зрения я — потребитель. Не в плане материального (всю жизнь прожил на средней планке порядка 140 руб. и сейчас имею пенсию всего лишь около 900$). Основное моё потребительство — информация из окружающей среды. И этому меня научили старые советские журналисты и писатели.
Когда донецким областным литклубом руководил Гиви Акакиевич Гигинава (ныне покойный, бывший журналист в Грузинском отделении ТАСС), в личном общении он наставлял меня так: «Вова, учись собирать и разделять информацию для верхов, и для низов. Пойдёшь одним путём — будешь ездить в купейном вагоне. Пойдёшь другим — будешь ездить в плацкартном».
Примерно в это время, во времена подобных наставлений, я получил лестное предложение: написать нечто героическое о БАМе. Нужен был Павка Корчагин 70-80-х годов. И весь писательский мир, включая журналистику, был заполнен набатным гулом этой идеи. В писательском деле я не профи, но мог тиснуть в газету вполне профессиональную статью в духе того времени. И у меня был лёгкий стиль, что тоже было важно.
Я вроде бы как загорелся, приступил к изучению доступной информации, статей, разговоров живых свидетелей БАМовских будней и... скис. Всё, как всегда. Неустроенность, плохие условия жизни, перебои с поставками, часто непродуманные проекты прокладки магистрали (включая неучтённые варварские уничтожения памятников старины сибирских народностей), неуёмная текучка кадров, и чисто советский стимул для героизма рабочих — возможность купить машину вне очереди. Всё это коробило душу и я решил для себя: пиши, Вова, о том, что не давит на психику.
И я стал писать о том, что мне нравится. Иногда делюсь с начинающими писателями своим восприятием приёмов вхождения в современный писательский мир (намекая на заманчивые гонорары, в случае писательского успеха). А про БАМ, как я знаю, ни знаменитых романов, ни повестей, ни сборников рассказов никто не написал. Возможно, эти произведения прошли мимо моего внимания. Тогда, надо полагать, всё написанное о БАМе прозвучало слишком тихо, без государственных премий и обсуждения в рамках школьных сочинений.

Вот, краткое повествование на тему: «Пишу не потому, что это кому-то надо, а потому, что мне нравится об этом писать». В конце концов, имею я право на старости лет делать то, что хочу?

Завершаю. Мои благодарности за визит на мою страничку и пожелания удачи в творческих замыслах.
В. Сандовский

Владимир Сандовский   24.11.2015 02:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.