Биармия и Русь

 

   Очень долго не могла увязать Биармию с Русью. Слишком силён стереотип, что история на Северной Двине началась лишь с приходом сюда новгородцев. Слишком мало находила достоверных источников, подтверждающих  взаимодействие славян с финно-уграми севера.  Считается, что в Древней Руси не знали такого государства (или объединения, достаточно, сильных племён, поскольку до государственного образования Биармии дело, видимо, не дошло). Но, просмотрев большое количество информации о Биармии, сложилось убеждение, что знали и на Руси не воинственные, но умеющие постоять за себя северные племена. Очень хорошо знали. Настолько хорошо, что после захвата русскими северных богатых территорий, они постарались стереть не только материальные памятники присутствия здесь местного населения, но и память о нём перед будущими поколениями.
  Это обычный политический ход, необходимый при становлении единого государства на месте проживания захваченных племён. В то время, наверно, была такая необходимость, а сейчас возникла необходимость восстановить и реабилитировать доброе имя и славу общих предков.
   После образования Древней Руси долгое время огромные северные территории назывались Заволочьем. Для проникновения сюда с юга и запада приходилось пользоваться волоковыми путями для перетаскивания судов из одной реки в другую, отсюда и название местности, которая лежала «за волоками». Историки дружно отмечают, что и новгородцы и ростово-суздальцы, при колонизации северного края пользовались уже проторёнными дорогами и известными волоками, созданными местным населением. Только вот о местном населении особо не распространяются. Считается, что его ассимилировали пришельцы. Такое загадочное  слово -  «ассимилировали». Что оно, действительно,  обозначает? Для меня, после более детального ознакомления с периодом колонизации Севере, оно стало ассоциироваться с пропусканием через мясорубку, когда значительную часть населения вырезали, а остальную ещё и «ассимилировали», в данном случае окрестили в православную веру и дали русские имена.
   Что происходило на самом деле, сейчас непросто представить, настолько искажена информация о том времени и о прежних отношениях племён, проживающих на северо-востоке современной России, в том числе и по берегам Северной Двины, с северными соседями – скандинавами и с южными – славянами. Можно только предполагать, что население было не из слабых, если могло давать отпор одновременно и тем, и другим, известным в истории своей воинственностью на протяжении нескольких веков. А, уйдя с политической арены, оставило о себе множество мифов и загадок. 
Одна  из разагадок содержалась в основе некоторых известий "Иоакимовой летописи", дошедшей до нас в изложении В.Н. Татищева. Летопись неоднократно сообщает о Бьярмии, которую завоевывал некий славянский князь Буривой. Сыном Буривоя был Гостомысл, о котором известно, что он был высоким чином в древнем Новгороде, то ли старшиной, то ли, вообще,  князем. Впоследствии, именно, его внук (сын дочери Умилы) Рюрик стал первым правителем Руси. Какую же Бьярмию завоёвывал Буривой, ведь, если произвести нехитрый расчёт, то дело происходило в конце VIII, начале IX столетия. Значит, уже тогда на Севере племена образовывали некую федерацию, и Новгород первоначально следовал политическим курсом этих племён?
    Есть ещё один пункт, который совпадает у скандинавских саг с русскими источниками. Так, в сагах есть сведения, что биармийцы в XIII веке уплыли на своих кораблях кто на север Норвегии, а кто на запад – в Карелию. В русских же источниках никак не могут разобраться с одним таинственным племенем, жившим в те времена на берегах Северной Двины и по невыясненным до конца причинам, покинувшим обжитые места и перебравшимся на запад, возможно, в Финляндию, Этот факт зарегистрирован территориально. По некоторым данным это было племя емь, которое хорошо «наследило» в названиях обширной местности по Двине и Ваге. Возможно, это племя было не единственным, покинувшим родные места и осевшим в Скандинавии и странах Балтийского региона. (Может быть, они унесли туда своё отношение к жизни и своему народу, поэтому в настоящее время в этих странах так высок уровень жизни населения, чего не скажешь о тех, кто остался).
   Видимо, с тех пор вдоль берегов Северной Двины образовалось то самое «белое пятно» на древних русских картах, которое толкало меня на исследование проблемы. После того, как основная масса племён, обитавшая на берегах благословенной реки, покинула свои края, образовался раздел между финно-угорскими племенами севера. Эту нишу частично заполнили пришельцы с юга - славяне. Понятно, что, как и в случае с Гипербореей, ушли и погибли более сильные и смелые, остальные слились с вновь пришедшими. Приняв новый язык и веру оставшиеся биармийцы стали постепенно превращаться в русских. Но слишком много, несмотря на все усилия стереть из памяти,  сохранилось мифов, легенд и других меток, что не могло бы остаться после менее влиятельного народа с непродолжительным периодом своего существования.
   Почему же, несмотря на такое обилие фактов существования, как Гипербореи (Арианы) так и Биармии официальная наука не хочет их признавать? Ответов несколько. Видимо, первый из них – политический, когда новые правители вымывают всеми усилиями из народа память о  предках, уничтожают документальные и материальные подтверждения. уничижительно отзываются о тех, кого сумели завоевать. Следующим по значимости, на мой взгляд, будет, что хотят найти то, чего никогда не было, а то, что есть, не могут принять, потому что слишком не совпадает с тем, что ищут. Ведь хотят найти примерно то же самое, что в южных государствах того периода: остатки крепостных стен, величественные пирамиды, богатые усыпальницы, золотые и серебряные изделия, драгоценности, богато отделанное оружие и прочие сугубо материальные подтверждения. И никак не хотят принять во внимание, что  на Севере это никогда не было в цене.
    Северянам это никогда было не нужно. Это всё мнимые признаки величия, духовно развитое общество никогда не будет стремиться к таким богатствам. Зачем они нужны? Зачем, например, нужно золото? Для украшения и товарного обмена. Мы уже выяснили, что первым продуктом древней торговли была соль. Но соли у нас было завались! Она была дороже золота, значит, уже по одному этому пункту наши пращуры были одними из самых богатых людей на планете.
   Среди богатейших и могущественнейших древних и средневековых дворов любили щеголять в северных мехах, платили за них огромные деньги. Но для наших предков это была, так сказать, повседневная рабочая  одежда, они в ней ходили постоянно, а излишки шли на продажу. Только летописцы и историки при описании какого-либо пышного двора особо  подчеркивали меховое убранство знати, а про наших северян писали, что они «бедные» обёртываются в шкуры животных, то есть, по сути, в те же самые меха. (Надо  правильно расставить акценты и всё само собой встанет на свои места).
   Дорого во многих местах платили за воду, за землю, за строительный материал. Так у нас и это всегда было в избытке, строительные материалы ещё в XX веке отсюда вывозили, а древесина до сих пор считается «зелёным золотом». Также здесь были свой жемчуг, своё серебро, говорят, и золото находили. Алмазы и сейчас добывают, много и другого подобного добра. А сколько было раньше, до того как всё это несколько столетий вывозилось в разных направлениях! Так зачем нужно было местному населению копить золото, если у них на каждом шагу было больше богатств, чем это могло присниться самому богатому шейху?!
   Следующий пункт, на который нужно было тратиться более-менее приличному богатому в общепризнанном понятии человеку тех времён – рабы. Но, насколько известно из курсов всех историй, Север не знал такого понятия, как рабство. Значит, и эту статью расходов можно вычеркнуть. Жён здесь тоже не покупали. Наверное, были какие-то другие отношения, если северные женщины считались не только красивыми, но и умными и проницательными, а северные семьи многодетными.
   Наконец, вопрос с возвеличиванием какой-то отдельной особы, пусть, и очень высокого ранга тоже должен считался неуместным, поскольку было понимание тленности физического мира. Значит, не считалось нужным строить какие-то памятники, усыпальницы, дворцы. А то, что считалось уместным – подношения своим божествам, дань памяти ушедшим, зафиксировано в сагах и есть упоминания в русских  источниках.
   В заключении, выскажу своё мнение о названии этой прошлой страны, хотя, была ли страна, ещё неизвестно. Да, были какие-то территориальные объединения, возможно, было какое-то централизованное  управление, поскольку воевать с такими сильными соседями, как викинги и русские небольшой группе вряд ли под силу. А вот была ли страна, сказать трудно. Также трудный вопрос с её названием. Тут много версий высказывается. Но, наверно, никто уже никогда не узнает, как сами местные жители называли свою родину. Например, Россию на Западе называют «Раша», но мы-то называем её Россией. Скандинавы тоже, скорее всего не смогли передать правильного звучания непонятного слова. Но разве в этом суть вопроса? Не стоит сильно зацикливаться на этом, лучше прийти к какому-то значению и принять его за название страны прошлого. Да, хоть,  путём тайного  голосования. Кстати, мне кажется, что, как вариант можно рассмотреть слово «Парма». Вполне могло в звучаниях разных языков превратится в «Бьярма». Парма – это тайга. А как ещё ответит таёжный житель на вопрос, «откуда вы?».
- Из «тайги».
   В конце концов, так ли уж важно название страны, существовавшей  тысячи лет назад. Куда важнее те ценности, которые остались после неё, вклад в общее развитие человечества. Ценности северных цивилизаций трудно переоценить. Так, арии – индоевропейцы сохранили и передали потомкам восьмое чудо света – язык, на корнях которого  вырос и «самый могучий, самый прекрасный – русский язык». Знания, которые арии зашифровали в своих ведах, помогли сохранить не одну цивилизацию юга. Многое из их технических разработок только в настоящее время стало доступно для понимания современных учёных. Многое ждёт своих исследователей, в том числе и политическое образование Древней Руси, в которое вошло гораздо большее количество финно-угорских северо-восточных и северных племён, чем пришельцев с юго-запада – славян и северо-западных скандинавов.
   Местные жители Русского Севера  во всех источниках характеризуются, как миролюбивый народ, склонный к музыке, пению и философии и отстаиванию своих интересов. Эта непреходящая ценность нашего народа помогла мне распутать клубок времени. Прочной нитью связывает северный характер все государственные образования, которые были на Севере, от Арианы (Гипербореи) и Бирмии до Заволочья и Русского Севера.

 
БОГАТСТВА БИАРМИИ.



 Долго для меня было непонятно, чем же, действительно, так притягивала викингов северная земля?   Почему в скандинавских сагах Биармию почитают богатейшей землей Азии, более богатой, чем Аравия. «На восточной окраине Бьярмаланда стоит храм для жертвоприношений, окруженный стеной и построенный из мрамора…. Храм полон золота и драгоценных камней…. Богатств, подобных тем, что там собраны, нигде нельзя найти, даже в Арабии». В то же время,  в последние пару столетий почти все пишут о бедности местных жителей. Какими же богатствами обладала наша земля тысячу лет назад? Где ключ к разгадке?
    Ну, хорошо – святилища, куда люди приносили «десятину», меха, о которых все пишут, ну продукты морских промыслов, но этого ещё мало, чтобы породить столько интереса в своё время и оставить столько мифов и  загадок для потомков. (Хотя, и это уже неплохо, если прочитать у древних авторов, сколько стоили меха и сколько их привозили с Севера). Но что-то  там ещё должно быть!  Есть упоминания о северном жемчуге, серебре, и прочих драгоценных камнях и металлах. Прибавим и это добро, всё равно маловато для такой шумихи. Тоже начала склоняться к мнению, что все эти богатства и могущество северного края, всего лишь выдумки. Но что-то заставляло меня искать, добираться до истины. Так,  я вычислила для себя, что богатством мог быть торговый путь. И нашла подтверждение своим догадкам.
   Современные историки также полагают, что богатство Биармии объясняется её выгодным расположением вдоль торгового пути – через Двину, Вычегду, Каму, Волгу – в Волжскую Булгарию и дальше до Каспийских торгов. Другой путь по Сухоне, Шексне, Волге открывал возможности для продвижения товаров на запад. У Новгорода, например, тоже главным преимуществом было его выгодное  месторасположение на торговом пути, как, впрочем,  и у большинства древних  городов. Древних волоков, по которым перетаскивали суда из Северной Двины по всем направлениям известно немало и продолжают открывать новые. И, если раньше их приписывали славянам, которые шли с юга в северном направлении, то сейчас историки приходят к выводам, что первоначально эти волока осваивались северными жителями. Задолго до прихода сюда славян.
   В связи с этим, заинтересовал факт переименования Западной Двины в Двину нашим досточтимым летописцем Нестором. До него река Западная Двина называлась по-другому    (Дана, Дина, …, всего около 14 названий),  с какой стати нужно было ещё одну реку на Руси именовать так же, как нашу - Двиной? Не закралась ли тут ошибка или преднамеренность? По той и другой реке были известны торговые пути с Севера на Юг. Или Нестор перепутал реки, или хотел перенести внимание с одной реки на другую. Или что? Думаю, с этим вопросом надо позаниматься особо.
 Следует  также помнить, что ценности одного времени, далеко не всегда совпадают с ценностями другого. Так, самой значимой величиной товарооборота в ту эпоху оказалась… обычная поваренная соль. Ну, кто бы мог подумать сейчас, что продукт, который свободно лежит  в продаже,  и стоит, буквально, копейки, мог так цениться в древности! В наше время от чрезмерного употребления соли постоянно предостерегают врачи и диетологи. Сейчас никто не обратит внимания на указанный в перечне товаров такой продукт, как соль. Для современного человека соль чуть ли не яд, цивилизация борется с излишками употребления соли. А в то время соль ценилась дороже пушнины. Да что там пушнины, соль была дороже золота! Без соли человек жить не может, а залежи соли находятся не часто.
     Именно, соль стала одним из первых продуктов торговли человечества, как внутренней так и межнациональной. Места добычи соли располагались очень далеко друг от друга. Были и такие страны, где совсем не было соли или где люди ещё не научились её добывать. В древности соль почиталась выше денег и хранилась в особых ларцах. На Руси во время пиров соль подавалась только на столы знатных гостей. Те, кто попроще, обычно  уходили с пиршеств «не солоно хлебавши», поскольку на их столы соль не ставили.
   Из-за мест, богатых солью, шла постоянная борьба уже между кочующими племенами, задолго об упоминаниях Биармии. Доисторические племена оседали там, где были наиболее благоприятные условия существования: подходящий климат, плодородная почва, достаточно пресной воды и соль. Все древние цивилизации развились там, где были все перечисленные составляющие.
   Древнейшее население Китая (3 -4 тыс. лет до н. э.) с древнейших времён развивали солеварение наряду с земледелием. В Индии в это же время соль добывали в Пенджабе и провинции Синд, где обнаружены остатки больших городов с высокой культурой. Горы Пенджаба настолько славились своей солью, что Страбон писал: «Тамошние цари имеют от того (соли) дохода больше, чем от золота и жемчуга.  В Древней Греции и Риме соль добывали из морской воды. Много соли было в Древнем Египте. Среди древних славян славилась солью Прикарпатская область. Сначала ильменские славяне привозили соль из Прикарпатья, потом развили своё солеварение в Русе (Новгородская область). А у нас, на Севере соль добывали в Белом море и в поймах почти всех  рек.
   (Для справки. Крупными солепромышленниками в своё время на Руси были, именно, северные  монастыри и соборы: Новгородский Софийский собор, Муромский, Кирилло –Белозерский, Соловецкий, Печенегский, Кандалакшский и др. в XVII веке Соловецкому монастырю принадлежало 54 соляные варницы на Беломорье).
   
   Был и  ещё один интерес, который, как магнитом притягивал чужеземцев в северные земли. Уже тогда северные девушки славились на весь мир. Богатые и знатные приезжали в Биармию за невестами. Для викингов же это была ещё одна статья доходов. Да, об этом не принято и неприятно говорить и писать, но так было.  Умолчание факта захвата людей для продажи на Юге и поддерживает недоумение, чем же так богата была Биармия?
    Именно, работорговля, как бы неприятно было об этом писать, убедила меня окончательно в баснословных богатствах сей земли. Северные рабы дорого ценились на Юге за свою неприхотливость, работоспособность, тихий нрав. Но особенно дорого ценились молодые ничему не обученные девушки, они стоили в 4 раза дороже взрослого работоспособного мужчины. А подтверждение того, что земля северная была раньше очень многолюдна, находим, практически, в каждом источнике  что в скандинавском, что в русском, что в западноевропейском..
   Кто сомневается в том, что Биармия привлекала соседние государства своими богатствами, может быть даст ответ на вопрос, почему с XII по XV век шла ожесточённая борьба русских княжеств за северное Заволочье?  За наш Север боролись также Швеция и Прибалтийские княжества. Из русских летописей XII века мы знаем, что Новгород собирал с Заволочья очень богатую дань. Надо просто связывать одну информацию с другой, а не пытаться изо всех сил делать вид, что ничего не было. Под этот вид предприимчивые люди всего мира несколько столетий подряд грабят наш богатый край, вывозя северные богатства за бесценок, а то и совсем задаром. Раньше соль, меха, мясо, рыбу, птицу, людей. Затем гипс, лес,  сейчас будут увозить нефть, алмазы,… Что там ещё у нас есть? Может, напрасно мы, как одурманенные всё повторяем, что всегда были бедные, и у нас никогда ничего не было.
    Вот, например, у биармийцев, живших по берегам нашей Северной Двины всего лишь тысячу лет назад, всё было для самодостаточной жизни, поэтому они и боролись за свой край. Боролись до конца.
   
    


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.