Размышления на тему ЕГЭ

ЕГЭ свалилось на нашу голову в конце 2000-х, много спорят вокруг него, но ясно одно: не в ЕГЭ самом дело, а в том, что мы удивительным образом умеем вокруг любой фигни создать целого спрута. Вокруг этого спрута из трех букв создано и кормится куча структур, и ясно - почему. От того, как этот ЕГЭ будет сдан, зависит буквально судьба выпускников, особенно мужского пола. Переживать за события, на которые повлиять никак не можешь - одна из наших национальных забав. Я, как родитель, переживший это несколько лет назад, хочу поделиться правилами выживания с другими родителями, которым еще предстоит это пережить. Для начала успокойтесь, вдохните, выдохните, вспомните себя в роли выпускника и ответьте себе честно: ваши родители тоже истерили по поводу выпускных экзаменов? А по поводу вступительных? Вроде не сильно принято было? Ну и как? Вышли вы в люди? Судя по тому, что читаете эти строчки в интернетах, бомжом вы точно не стали, поэтому набирайтесь мудрости от бывалого.

Памятка родителям выпускников или Я знаю, что вы будете делать этим летом.

Уже давно я слышала от разных людей: когда у вас ребенок заканчивает 11-ый класс и планирует-таки поступить в высшее учебное заведение, то забудьте про это лето, вычеркните его из жизни, зажмурьтесь, засните летаргическим сном, потому что спокойной жизни в это лето не будет, отдыха тоже. Я тогда удивлялась – подумаешь, экзамены. Сдали в июне, в июле поступили (или нет), в августе отдохнули или хотя бы выдохнули. Но это со стороны все кажется голубым и зеленым, а когда оно касается лично вас – вот тогда все вокруг окрашено серым или, в особо тяжелых случаях, противно-коришневым цветом и пахнет отнюдь не шоколадом, а все больше (нет, не тем, что ассоциируется кроме шоколада с коришневым цветом) валерьянкой или корвалолом.

Вот оно и наступило – лето 2011. Казалось бы, еще недавно я носилась по городу 31 августа в поисках приличного букета по сходной цене для своего первоклассника (надеешься ведь всегда, что родные бабушки вырастили в своих садах шикарный букет гладиолусов или астр, а по факту оказывается, что там, кроме «золотых шаров» и зелени шалфея или укропа, нечего набрать), и вот уже подкралось то самое страшное слово из трех букв – ЕГЭ! На самом деле страшного в нем только то, что в течение 9-11-ого классов наши «добрые» учителя запугивают и детей, и родителей всякими страстями.Я надеюсь, что они это делают из благих побуждений, как бы нагоняя жути, а там, глядишь, все заниматься начнут, как надо. Что поделаешь, такая вот она сложная наука – педагогика. Хуже, когда и родители поддаются этой панике и начинают давить на своего ребенка, что в последствие приводит к нервным срывам у обеих сторон.

Моему сыну повезло с родителями, как и родителям с ним))). Еще в 9-ом классе, когда начались недетские запугивания учителей о начале конца (т.е. о государственной итоговой аттестации – ГИА) с лейтмотивом «выгоним-выгоним-выгоним из нашей чудесной гимназии всех, кто закончит 9-ый класс на «тройки» или посмеет плохо сдать ГИА», я начала капать валерьянку, сын успокаивал: "Мама, это все такая фигня, все сдают, и я сдам".Я успокоилась, но не сильно, потому что борьба была на выживание буквально. Из пяти классов оставляли три, а это значит 75 человек должны были покинуть стены родной школы. Понятно, что просто так никто бы не ушел, пришлось учителям регулировать успеваемость в меру своих способностей.

ГИА сын как раз сдал очень хорошо, не смотря на внезапные годовые тройки после восьми лет беспорочной учебы. Отсюда совет первый: хотите спокойной жизни своему ребенку, вместо того, чтобы качать права, найдите подход к классному руководителю и прочим учителям (скорее всего, понадобиться подход не с пустыми руками, иначе вас не поймут). Но это был 9-ый.
В 11-ом, когда опять учителя затянули песню про то, что «не сдашь экзамен – выпустим со справкой», успокаивала я: «Сынок, даже если ты не поступишь в институт, потому что плохо сдашь ЕГЭ, то никакой Вселенской Трагедии не случится. До справки дело не дойдет, потому что мозги у тебя на месте. Мы тебя будем любить всегда, не зависимо от результатов ЕГЭ, только ты сам подумай о том, на сколько сильно ты хочешь достигнуть своей мечты и согласен ли ради нее немного постараться. Или можно ничего не делать. Может быть тебя вполне устроит место дворника в ближайшем ЖЭКе (два часа метлой помахал на свежем воздухе – весь день играй на гитаре – репетируй – супер! опять же служебное жилье, может быть дадут), хотя можно, к примеру, и на завод пойти – учеником (если зарплата дворника покажется недостаточной для развития будущей рок-группы), да мало ли интересных профессий. Выбирать, сынок, тебе. Это же твое будущее. Тебе с ним и жить, а мы с папой поддержим тебя при любом твоем выборе!»

По мере нарастания нездорового оптимизма в моих нездоровооптимистичных прогнозах взгляд сынули становился все серьезней и задумчивей.

ВНИМАНИЕ! Совет  номер два. Родители, не убеждайте своих детей в том, что они обязаны сдать экзамены с супер-пупер-результатами, иначе ахтунг. Просто расскажите им о перспективах тех, кто таки сдал хорошо, и о тех, кто сдал, но плохо. Ненавязчиво, между делом приведите пару жизненных примеров. Не знаете – соврите, но уверенно. Для тех, у кого с фантазией туго, для примера даю затравку: «у нас на работе у одной тетеньки сын таким оболтусом был, а в 11-ом классе как взялся за ум, сидел денно и нощно за учебниками и теперь в Москве в МГУ, представляешь? все-таки если учиться как следует, то это ЕГЭ вполне можно сдать, раз уж такие как он его сдали» или «помнишь Анну Петровну? ну ту, с которой мы как-то встретились, когда в позапрошлом году в кино ходили? (какую Анну Петровну, он, конечно, понятия не имеет, но сделает вид, что может быть и помнит), так вот, дочка-то у нее (или сынок – без разницы) дурака проваляла в 11-ом классе, теперь вон открытки сидит продает. Ну а что она хотела? Ей мать говорила – учись, а у нее одни гулянки на уме были. Эх, жалко девку – такой талант загубила…» ну и там как ваша фантазия вывезет. В общем, пусть ваше дитё поверит в то, что вы, конечно, сделаете все, что от вас зависит (репетиторы – это наше всё и без них никуда, если только вам не достался одержимый учитель, который будет на общественных началах добиваться всеми силами от вашего ребенка хороших результатов), но сильно не расстроитесь, если будет все не так, как планировалось. В конце концов, продолжала я, армия – это школа мужества, которую, наверное, должен пройти каждый мужчина – не смертельно, можно и после нее уже в институт поступить, тем более, что им льготы полагаются (это аргумент для парней, тут они даже иногда всхлипывают и начинают, не дослушав вас, что-то читать или как в нашем случае – пишут себе цели и задачи на этот год, месяц, день, удаляют свой аккаунт из «Контакта» и других социальных сетей, потому как реально много времени отнимают… Чем мотивировать девушек, вам придется самим подумать – тут я не советчик).
И еще, если вы не обладаете хотя бы минимальными актерскими талантами или ораторским мастерством (не путать с уменем профессионально орать!), советую взять пару уроков у специалистов, потому что вы должны говорить уверенно, ребенок должен поверить вам, вот тогда и случится то, чего вы и добивались – он поймет, что родители как минимум сбрендили, что теперь весь груз ответственности за будущие экзамены и всю его жизнь лежит на нем и надо серьезно браться за учебу. В течение года в профилактических целях не забывайте про легкие ненавязчивые подпинывания в сторону учебников, сопровождая их беседами на тему «как хорошо работать на свежем воздухе, создавая чистоту в этом грязном мире» - это помогает держать в тонусе будущего абитуриента.

Избегайте  типичных ошибок: не допускайте элементарного запугивания мрачными перспективами – этого им в школе с лихвой хватает. Старайтесь говорить о мрачных перспективах в радужном контексте (см. пример выше), а мрачные тона ваш ребенок сам себе дорисует, он же не «олень» у вас? Такая тактика дает лучший результат, чем тактика с запугиванием.

Итак, запоминаем  или записываем: правило первое, оно же последнее. Хочешь, чтобы кто-то взял на себя ответственность – сними эту ответственность с себя. Только по-настоящему. Может быть, какое-то время у вас будет непреодолимое желание вернуть все на старые рельсы (когда вы усиленно пинаете, а он из-под палки учится), ну что же, выбор ваш, но этим вы сделаете только хуже.


Надо сказать, что в конце 10-ого класса наш сынуля как-то вдруг озарился благой мыслью о своей будущей специальности. Вот, к примеру, мечтал он, режиссер – очень интересная и нужная профессия.  А еще интересней – телережиссер (не любит мой сын современное российское телевидение, считает его убогим и плагиатским, поэтому решил, что кто как не он это телевидение выведет на совершенно иной уровень, чтобы в Пиндосии просто задохнулись от зависти и стали у нас (т.е. у него) программы копировать).

Папа у нас страдает тяжелой степенью пессимизма, поэтому глаз у него начал нервно дергаться: "Какой режиссер? Почему режиссер? Откуда режиссер?" А я всегда поддерживаю все, порой бредовые мечты: "Окай! Режиссер - это здорово!"

Совет  номер два: не губите мечты своих детей! В последствие они или реализуются или постепенно растворяются. Ну вспомните, о чем ваш ребенок на полном серьезе мечтал еще пару лет назад? а сейчас? а что он говорит о тех своих мечтах? то-то. Не гоношитесь раньше времени, ваш ребенок всегда успеет стать старым брюзгой с реальным взглядом на вещи.

Для реализации своих целей, поступил наш сын в Школу Кино и Телевидения (ШКиТ), за лето поучаствовал в съемках шкитовского фильма, и утвердился в мысли, что без него отечественное кино и телевидение пропадут. Как выяснилось, чтобы стать режиссером, надо много читать. Оппаньки! А этого-то мы как раз никогда и не делали! Помню, как он еще в 9-ом и даже в 10-ом классе убеждал меня, что литература ему ВООБЩЕ не нужна, он НИКОГДА книжки читать не будет! (хе-хе). Но чтение – это одно, но там ведь еще нужно в терминологии ориентироваться, отличать ямб от хорея. Я начала судорожно искать репетитора, который бы смог подготовить к экзамену по литературе за 8 месяцев, а сынуля начал читать. Оказалось, что читать ему намного интереснее не «Отцов и детей» или «Войну и мир», а «Парфюмера», «Над пропастью во ржи», «Код да Винчи» и все в таком духе. Ну, так-то неплохой выбор, только к школьной программе не имеет никакого отношения, ну да ладно, главное – читает (а сколько раз за этот учебный год я выслушала жалоб учителей истории, географии и других далеких от него предметов, что он на их уроке читал «Евгения Онегина» или «Преступление и наказание». БОЖЕМОЙ! Я их, конечно, понимала, им, конечно, обидно, но с другой стороны, он же не Плэйбой разглядывает – уже хорошо и надо радоваться. Эх… . А еще оказалось, что найти такого репетитора очень даже не просто. Школьные учителя просто ужас как не любят готовить к литературе, особенно тех, кто второй том «Колобка» так и не дочитал к 11-ому классу (наша учительница по литре, например, весь год безуспешно пыталась его отговорить от сдачи этого одного из самых сложных экзаменов, главный аргумент – все равно не сдашь). Но вот нашлась такая смелая женщина, низкий ей поклон! Когда я сама посмотрела на тесты предыдущего года, у меня начался дергаться левый глаз, а валерьянка стала вторым напитком после кофе. Я читаю много, и по литературе у меня всегда «5» была, но без подготовки я бы ЕГЭ не сдала.

Для тех, кто не в теме, и кто до сих пор думает, что там для особо тупых (ага, есть такое мнение, что ЕГЭ отупляет, и как вообще можно ЕГЭ по литературе проводить?), рассказываю: Вам дают отрывок из произведения и задают к нему ряд вопросов. Например, как называются такие герои, о которых есть упоминание на сцене, но которые так и не появляются на ней? Далее еще дается стихотворение. Там тоже вопросы. Типа, в каком размере написан данный стих и все такое. И как называется такой прием, как вот в этих строчках. Т.е. угадайки нет, когда выберите правильный ответ из 2-х предложенных вариантов. Нужно четко знать. И ответить нужным термином, причем компьютеру, который проверяет, все равно, что, например, афоризм – разновидность фразеологизма. Ему конкретно нужно. А вы должны знать – какой правильный ответ заложен в программе. Там иногда даже не совсем понятно с непривычки – о чем тебя спросили? Это все так называемая часть В. Как оказалось, репетитор сотворила чудо, и к концу года эти вопросы казались трудными только мне, сын их щелкал как семечки. Потом часть С, которая состоит из 4-ых небольших сочинений (4-5 предложений) и одного большого (200 слов). Там самое главное не просто насочинять на 5 листов, а глубоко обозначить проблему, привести правильные аргументы, не менее двух литературных примеров из разных авторов, уметь правильно использовать специальные литературные термины и написать без ошибок все свои 200 слов. Самое сложное и важное – это «проблема». Потому как если ты ее не обозначил со всей глубиной и смыслом, то 0 баллов за часть С5 тебе обеспечено, не смотря на все твои дальнейшие аргументы и примеры. И даже не смотря на все эти ужасы - какое все-таки благо, что они сдают ЕГЭ!

Благо  номер раз. Аттестат об окончании средней школы теперь просто должен быть. А какие в нем оценки – это уже дело пятое, а то и двадцатое. Оценки эти могут, конечно, выражать оценку знаний, но в нашем случае по большинству предметов – это оценка отношений классического треугольника: учитель-ребенок-родители. У нас они сложились не очень, поэтому при всех наших талантах аттестат далек от красного цвета.

Благо  номер два. Результаты ЕГЭ оцениваются независимыми экспертами, причем по четким критериям. В то время, когда в школе учитель может поставить за сочинение тройбас, не объясняя за что, здесь оценка действительно объективна, а если вам кажется, что нет, можно апеллировать и получить объяснение этой оценки. Почему-то результаты независимых экспертов всегда оказываются выше той оценки, на которую ценит его знания учитель.

Благо  номер три. Теперь не нужно сдавать ненужные тебе экзамены, а нужные нет необходимости сдавать дважды (помнится, у нас в школе обязательными были сочинение, математика письменный, немецкий устно и еще два на выбор. А в институт надо было опять сдавать экзамены, причем уровень знаний нужно было показать намного выше, чем в школьной программе). Сдаешь то, что требуется, и в большинстве случаев при поступлении больше не паришься (к сожалению, сын к этому большинству не относится – ему еще предстояло три тура творческих испытаний).

Это все сухая теория. А практика намного веселее. За неделю до экзамена я взяла недельный отпуск, на школу забили, даже на последний звонок выпускник наш решил не ходить – готовились! Т.к. все произведения из школьной программы так и не были осилены за этот учебный год, пришлось начитывать вслух всякие полезные вступительные статьи к произведениям, стряхивать пыль со своих раритетных школьных конспектов по литературе и находить в интернете примеры на все возможные темы. Для верующих советую накануне экзамена зайти таки в храм, заказать молебны, получить просфоры, поставить свечки и с чувством, что «теперь то уже по-любому все будет как надо», отправиться домой дочитывать то, что еще не дочитали. И вот настал час Х. Телефон сын оставил дома, дабы не искушать судьбу (думаю, все уже наслышаны с ажиотажем вокруг сотовых телефонов на экзаменах), и пошел аки чистый и непорочный агнец с паспортом и черной гелевой ручкой в кармане на свой первый экзамен. Слава Богу, на большое сочинение попалась тема страдания и сострадания на примере Раскольникова, страдания которого нужно было сравнить с каким-нибудь другим произведением (он знал, что писать!!!!). Сын у меня не ищет простых путей, поэтому в качестве сравнения он выбрал «Парфюмера» П. Зюскинда. Когда я про это узнала, у меня началась депрессия. Нет, он все красиво расписал, аргументировал, правильно назвал автора, героев, но тут ведь как в «Винни-Пухе» - «кто его знает, что этим пчелам (читай – экспертам) в голову придет»? А если проверяющие не оценят такого оригинального сравнения? Тогда все, 0 баллов, прощай институт, привет армия!

Потянулись томительные дни ожидания. Как известно, результаты обрабатываются долго. Родители и ученики изнывают в тягостном ожидании.

И тут совет  номер три. Родители, если вы не хотите заработать к концу срока ожидания инфаркт – займитесь каким-нибудь делом, уезжайте подальше и оставьте дома все гаджеты, которые могут связываться с Интернетом. Действительно, трудотерапия в этих случаях – просто находка для вашей ослабленной нервной системы! Если вы этого не сделаете, то будете как я сутками гуглить на тему «как посмотреть результаты ЕГЭ в Интернете», ходить по официальному форуму ЕГЭ и смотреть, как другие страдают не меньше вашего, а в особо запущенных случаях вы там зарегистрируетесь и будете страдать уже вместе со всеми, а не тихо в одиночку у монитора.

И вот рособрнадзор выдал наконец-то минимальный тестовый балл, как бы порог, отделяющий двоечников от всех остальных. А на следующий день (ура-ура-ура!) наконец-то появились индивидуальные баллы. Сыночка оказался 5-ым в школьном рейтинге (из 10 сдающих) – 72 балла! Йахууууууу!!!!! Молодец, сына, ты сделал это (Хотя мог бы и лучше, если б учиться хотя бы в том году начал, ну да ладно)! Наш папа-пессимист потащил меня к школьному крыльцу, дабы удостовериться лично в том, что это не сон. Мы сфотографировали результаты для подробного анализа – за что были сняты баллы. Подумали насчет апелляции (можно было бы поспорить насчет оценки по части С5 (для тех, кто уже запутался – напоминаю – сочинение). Похоже, сравнение Достоевского с Зюскиндом не впечатлило проверяющих, и они оценили сочинение на 9 баллов из 15 возможных), хотя по остальным частям все было оценено по максимуму), но сын сказал, что он уже устал от этих экзаменов, да и есть опасность, что могут где-нибудь отобрать, вместо того, чтобы добавить. На самом деле, по опыту, проверяют довольно серьезно, одну работу проверяет три эксперта, и в случае, если по какому-то пункту баллы не сошлись, собираются коллегиально и принимают решение, причем чаще в пользу ученика. Я сейчас не буду говорить про тех товарищей, которые нам совсем не товарищи, а суть подлые взяточники и сутяжники, я про обычных эспертов. Таким образом, из 39 возможных первичных баллов (набрав которые в итоге получают 100 тестовых баллов), он набрал 32 балла (которым соответствует его честно заработанные 72). Как происходит перевод первичных баллов в тестовые – даже не пытайтесь понять, это отдельная тема отдельной диссертации. И если вы далеки от математики, то даже не заморачивайтесь.


И напоследок совет  родителям школьников всех возрастов. Поверьте мне, долбанутой мамаше с синдромом отличника, которая на полном серьезе плакала, когда ее сын принес первую тройку в четверти в 5-ом классе по английскому (да-да, это клиника и это лечится, но не у всех), школьный дневник – еще не показатель будущей успешности вашего ребенка. И если эти оценки далеки от идеальных, то это не потому, что он плохой или тупой, а потому что у него, скорее всего, другие интересы в жизни, а может быть дело в отношениях с учителем. Потому что у него есть собственное мнение и, возможно, он его отстаивает, хотя может быть иногда и чересчур. Дай Бог, чтобы вашим детям попались учителя, которые ценят это! Дай Бог, чтобы ваши дети не сломались в этой жесткой системе под названием «школа». Может быть в вашей школе чудные, милые учителя, которые не выплескивают свои комплексы на учеников, а стараются вырастить вместе с вами умных, думающих личностей.

В нашей гимназии за тот учебный год произошло два (!!!) суицида в старших классах. И это дети, которые хорошо учились, от которых никто этого не ожидал (если такое вообще можно от кого-то ожидать)! Один из них после полученной двойки выпрыгнул из окна, оставив записку родителям: «Простите, что я не оправдал ваших ожиданий…» Другая тоже выпрыгнула, но, говорят, что от несчастной любви… без предсмертной записки…Поэтому будьте всегда на стороне своего ребенка, поддерживайте его, если ему трудно, будьте ему другом. Далеко не все дети могут без последствий для здоровья проводить 6 часов в школе, два часа у репетитора, 4 часа (а то и больше) за уроками, ходить в кучу кружков и секций, помогать вам по дому и быть круглым отличником. Если такие дети есть (кстати, знаю одного такого ребенка – дочка моей подруги), то это очень ценные экземпляры, занесите их в Красную книгу и охраняйте, чтобы не спугнуть. Главное – это не хорошие школьные оценки и даже не престижный ВУЗ (хотя само по себе это хорошо, и к этому нужно стремиться). Главное – это чтобы он вырос с крепкой психикой, здоровым, честным, порядочным, чтобы вам было не стыдно за его поступки. Поверьте, им очень трудно! Им намного труднее, чем нам в их возрасте (поверьте, я знаю, о чем говорю. У меня тоже была спецшкола с немецким уклоном, музыкалка, танцы, брат-двоечник, при этом обязанности по дому – готовка ужина, уборка, глажка, свои уроки, уроки брата…Но! не было интернета, телек практически не смотрелся). Огромный поток информации, стремительный темп жизни, неуверенность в завтрашнем дне – это даже взрослая психика не выдерживает, а психика подростка без вашей поддержки и подавно!

Счастья вам всем и вашим деткам! Поздравляю всех выпускников и их родителей! Пусть ваши мечты станут реальностью! Аминь.

P.S. А ЕГЭ мой мальчик одолел))) и в институт поступил, специальность "режиссер кино и телевидения", да еще и на бюджет (что не может не радовать родителей), так что верьте в своих детей - они сами все знают))) И, как говорит мой муж, читайте в титрах))))


Рецензии
Со многим согласен.
Но вот эта фраза:
"Родители, не убеждайте своих детей в том, что они обязаны сдать экзамены с супер-пупер-результатами, иначе ахтунг."

Последнее слово - немецкое. Achtung! означает: "Внимание!" и больше ничего.

Вы, наверное, хотели сказать: "Капут!" (Kaputt!) ?

Владимир Байков   10.03.2015 20:37     Заявить о нарушении
Е Г Э по литературе.
НАЗОВИТЕ, пожалуйста, ИМЯ той «говорливой» вороны, с сыром ?
Как же там, у дедушки Крылова ?..
«Спой, СВЕТИК, не стыдись!» )))

Пётр Билык   16.04.2015 10:18   Заявить о нарушении
Я сказала именно то, что хотела сказать)) в данном контексте это слэнг, и ахтунг в молодежной среде означает не просто "внимание", а "внимание, опасность", то есть случится что-то страшное.

Пани Самборская   17.07.2015 22:15   Заявить о нарушении
я сказала именно то, что хотела сказать. Это слэнг, падонкаффский язык))

Пани Самборская   21.01.2016 14:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.