Розанов о любви
- Всякая вещь существует постольку, поскольку ее кто-нибудь любит. И вещи, которой совершенно никто не любит, - ее и нет".
И в самом деле: возьмем самую обыденную вещь, например, халат. Если это для нас любимая вещь, пусть и поношенная, она для нас существует ("Жизнь наша в старости - изношенный халат: И совестно носить его, и жаль оставить", П.А.Вяземский). Если же это вещь никчемная, нелюбимая, то она пылится где-нибудь в чулане, и для нас ее нет, мы о ней забыли.
Гораздо интереснее распространить это утверждение на человека: всякий человек существует постольку, поскольку его кто-нибудь любит, и человека, которого совершенно никто не любит - его и нет. Физически он может существовать, он может есть, пить, спать, но для окружающих он не существует, поскольку его никто не любит. Такой человек - несчастнейшее создание.
Но возможна любовь человека к самому себе. Если его никто не любит, но он любит самого себя, то еще не все потеряно, еще можно жить. Если же он и себя самого не любит, то жизнь такого человека невозможна.
Далее Розанов продолжает: "Поразительно, универсальный закон. Только он (Тигранов) сказал еще лучше: что "чья-нибудь любовь к вещи" вызывает к бытию самую "вещь"". Применительно к человеку эта мысль звучит: чья-нибудь любовь к человеку вызывает к бытию самого человека. Какого-то человека вроде бы и не было, так как его никто не любил. Но вот, его полюбили, и он родился заново, он воскрес к жизни, жизни подлинной, настоящей. Мать, родила ребенка, она его любит, и ребенок действительно существует, так как он любимый.
Бог вызвал к бытию человека, Он его создал, и Бог есть любовь.
Свидетельство о публикации №213071001389
М.Л. Гаспаров
Записи Л. Я. Гинзбург. Она сказала Олейникову, что Брики страстно стремятся доказать, что они живы: Маяковский умер, а они живы. Олейников задумчиво ответил: «А ведь, в сущности, это так и есть…»
Вадим Михайлов 21.08.2019 19:53 Заявить о нарушении