О черкесах диаспоры или...

                ОРЛЫ на «птичьих правах»…

        Пожалуй впервые на памяти моего поколения стали видны столь явственно ранее скрытые проблемы черкесов (адыгов и абаза) в их диаспоре. Словно по воле Рока события приняли такой оборот, что невольно обнажили всю подноготную реального положения народов Черкесского мира за рубежом. Они проявились благодаря нескольким причинам, в их ряду предстоящая Олимпиада в Сочи (и проблемы вокруг неё), а также война в Сирии (и проблема черкесских репатриантов). Есть, безусловно, еще много чего, но, достаточно и перечисленного. Не повторяясь относительно деталей, попробуем выделить те явные нелицеприятные противоречия, которые обнажились в жизни черкесов в последнее время.

    Через Олимпиаду в Сочи.

        Эта тема активно используется в последнее время как повод привлечь внимание к необходимости решения проблем последствий Кавказской войны 1763-1864 годов. Главная из них – признание геноцида черкесского народа и через это предоставление потомкам черкесов юридических прав и материальных условий для возвращения на историческую Родину. При этом общая трагедия по-разному трактуется не только различными организациями, но и конкретными людьми из числа адыгов и абаза.

          В нашем случае важно отметить следующее – не зависимо от позиций ЗА и ПРОТИВ Олимпиады черкесы, как адыги, так и абаза (абхазы и абазины) проявляют высокий уровень активности, в том числе в вопросах взаимных претензий. Это тема для отдельного большого разговора. Но явно ребром стал вопрос «дележа» исторического наследия между адыгами и абаза, вплоть до самого имени народа «ЧЕРКЕСЫ», его понимания в диаспоре и на исторической родине. Но ВСЕ проявляют активность.

    Через войну в Сирии.

        Диаметрально противоположная картина складывается на этом фоне вокруг событий в Сирии. Поддержка, как моральная, так и правовая, и материальная сирийских черкесов не носит однозначного характера. Активность ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ. Более того де-факто, хотят признавать это черкесы или нет, но они оказались по разные стороны «баррикад». В то время, когда одни из них погибают в Сирии, а другие - в России и Абхазии - проводят митинги солидарности и занимаются вывозом соотечественников на историческую родину, их обустройством и адаптацией, третьи - в Турции, Иордании и Израиле – фактически своей пассивностью и верностью местным режимам СПОСОБСТВУЮТ убийству черкесов в Сирии. Поскольку на территории ЭТИХ стран готовят и вооружают боевиков, которые затем участвуют в убийствах граждан Сирии, в том числе черкесов. А израильские инструкторы еще недавно готовили грузинских коммандос, которые должны были уничтожать абхазов.

        Самое поразительное то, что НИ В ОДНОЙ из этих стран НЕТ протестного движения против убийств их соплеменников в Сирии, оказания боевикам и агрессорам самой разносторонней поддержки. Почему? Ответ до жестокости прост.

    Более ста лет черкесы диаспоры живут ВНЕ своей исторической Родины. При этом все их благополучие и безопасность зиждутся на доброй воле местных народов и режимов, приютивших их после изгнания в ходе Кавказской войны. В любой момент их могут обвинить в нелояльности местной власти и применить к ним карательные акции. КТО и ЧТО защитит их тогда? Вот и оказываются они и в силу своих природных качеств и в силу обстоятельств в числе наиболее законопослушных граждан, ревностно служащих местным режимам и элитам.

          В силу заслуг предков и тех качеств, носителями которых и сегодня являются многие черкесы, они пользуются заслуженным уважением и даже почтением у местных народов. Но, по сути, находятся в положении ОРЛОВ на «птичьих правах». Когда в любой момент их могут подвергнуть репрессиям и дискриминации как пришлый народ, народ у которого за рубежом есть его историческая родина, и им могут указать пальцем на дверь. Ни это ли толкает значительную часть потомков гордых черкесов поскорее забыть свое прошлое и ассимилироваться, став турками, арабами и другими местными народами, или частью гражданских наций в Европе и США?

        До тех пор, пока черкесы будут черкесами, нет и не будет у них иной Родины, кроме родины ИХ предков. Это единственное место на Земле, где у них есть возможность БЫТЬ самими собой без страха быть изгнанными вновь. Где у ОРЛОВ есть свои ГОРЫ...


Рецензии
Черкесы обязаны оставаться черкесами - куда бы не забросила их судьба. Никаких послаблений для выехавших с Родины в этом вопросе не предусмотрено. Я особо не замечаю чтобы горы как-то помогали черкесам соблюдать те этические принципы, которые делают нас черкесами. Утрированно говоря - Разве был случай что черкесы оставшиеся на Родине хоть раз были лучше чем черкесы оказавшиеся в изгнании ?

Нарт Черкес   28.10.2017 17:28     Заявить о нарушении
Если Вы читали и другие мои статьи, то могли найти там рассуждения о том, что не стоит человеку хитрить, прикрывая СВОЁ лицо, лицом НАРОДА. Во-первых, черкесы никому и ничего НЕ должны, и, во-вторых, при этом они, как и любой народ, состоят из конкретных людей. Личные качества этих отдельных людей и создают то, что называется качествами народа. Жить эти люди, а точнее личности, естественно могут где угодно...
Относительно того, КАК природный ландшафт влияет на образ жизни и психологию человека имеется много научной литературы, почитайте при возможности того же Льва Гумилёва...

Азамат Джендубаев Джанымбей   29.10.2017 15:51   Заявить о нарушении