О смысле слов - Благими намерениями...

                Нашему другу священнику Андрею Ампару посвящается

О смысле слов –
«Благими намерениями вымощена дорога в ад…»

   Это, ставшее крылатым, выражение имеет свою историю. Вот как звучит она в словарях -
«С английского: Hell is paved with good intentions.
По сообщению Босвелла, биографа английского писателя, критика, эссеиста и лексикографа Сэмюэля Джонсона (1709—1784), именно последний однажды сказал эту фразу: «Ад вымощен добрыми намерениями». Но у нее есть, видимо, первоисточник, который был, можно предположить, хорошо известен С. Джонсону. Эта мысль, хотя и в несколько иной форме, впервые встречается в английской литературе у богослова Джорджа Герберта (ум. 1632) в его книге «Jacula prudentium». Там он написал: «Hell is full of good meaning and wishings» — «Ад полон добрых намерений и пожеланий».

   Слова Джорджа Герберта станут широко известными в XIX в., когда в романе «Ламермурская невеста» (1819) Вальтер Скотт заставит повторить их одного из своих персонажей — английского богослова, прототипом которого, очевидно, стал Дж. Герберт».
(http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/183/)

   Казалось бы смысл понятен… Но, в том и заключена «мистика» русского языка что, получив в нем свое выражение как "Благими намерениями вымощена дорога в ад", эта фраза обрела особый смысл, заложенный, безусловно, и в оригинале, но явленный нам в более открытой и доступной форме. О чем речь?

   Ответим сразу – о сакральном смысле слова «благими», а еще точнее, слова «БЛАГОЙ». Обратившись к происхождению и смыслу слова, мы будем немало удивлены, сколь тонка грань между диаметрально противоположными смыслами, а, в конечном итоге, между ДОБРОМ и ЗЛОМ.

   Будет верным вспомнить здесь евангельскую мудрость - «Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела; так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет» (Мф. 6: 22–23). Последуем этой мудрости…

   Что раскрывает нам свет рассуждения над словом «благой»? Оказывается, что в церковно-славянских текстах благий (-ой) употребляется в значениях «добрый, «хороший». А вот в текстах бытового, делового характера благой — это «злой, свирепый». Блажить – значит «говорить вздор» (в словаре-дневнике Ричарда Джемса, нач. XVII в. [Ларин, 1959, 255].

   Это же различие отмечает в русском языке В. Даль: Благiй или благой - «добрый, хороший, полезный, добродетельный» («церк. стар., а частiю и нынъ»), «злой, упрямый, своенравный, дурной, неудобный» («въ просторечiи») [Даль, I, 222].

   Вот и открылся истинный смысл слов и СМЫСЛОВ. Когда «благое» - доброе и хорошее намерение имеет то же этимологическое происхождение, что и «блажь», имеющую содержанием злобу, упрямство и своеволие.

   Помня о том, что всё что от Бога просто, попробуем раскрыть и эту «тайну» посвященных. Подобные смысловые перевороты происходят не как игра человеческой фантазии, а из-за наполнения различным РЕАЛЬНЫМ содержанием.

   Известно, что любое явление в жизни обладает качеством системы, подчиненной системе более высокого уровня. Так, например, человек есть составная часть своей семьи, семья часть этноса, этнос… Этот же ЗАКОН верен для любых иных явлений в ЛЮБОЙ сфере мыслимой для нас жизни. Там где наш разум может выявить и подтвердить эту закономерность через логику и эксперимент властвует НАУКА. Там же где наука бессильна – царствует ВЕРА.

   Логика и разум подсказывают нам, что как безграничен МИР, так безграничен и процесс его познания. А, значит, ВСЕГДА будет то, что еще не познано, но с ЧЕМ нам всё равно приходится иметь дело, жить с этим. Что может быть опорой нам в этом НЕ познанном? Только ДО-верие к этому миру через ВЕРУ БОГУ.

   Здесь есть тонкая грань, о которой мы уже говорили ранее – «верить в Бога» и «верить Богу» это НЕ одно и то же… Бог в этой логической цепочке предстает в качестве Закона ЗАКОНОВ, а значит Он не сводим к ним, поскольку творец всегда больше, чем его творение. Но Он явлен нам через созданные Им законы, познание которых открывает нам то, как устроен мир живой и неживой материи, а также то, как и по каким законам мыслит и живет человек.

   Помня это, вернемся к теме нашего разговора. Теперь мы имеем возможность понять ПРИЧИНУ изменения смыслов. Если человек в своих намерениях находится в согласии с Законом ЗАКОНОВ, то есть помнит, что ВСЁ взаимосвязано и имеет высший смысл (т.е. подчинено системам более высокого уровня), то намерения его будут опираться на БЛАГО. Если же человек в силу своей необразованности, глупости, а тем более ЗЛОЙ воли действует своевольно, то основа его деятельности и намерений БЛАЖЬ. Она и ведет людей в АД.

Отметим кратко, основой «своеволия - блажи» ВСЕГДА является ГОРДЫНЯ.

Вместо заключения вспомним апостольскую мудрость -
«Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (св. Ап. Павел. Рим. 12: 2).


(В заставке "Молитва пастухов". Художник Хамид Савкуев)


Рецензии
Не согласен с такой трактовкой этого изречения. Речь идет именно о том, что благие, т.е. добрые и хорошие, намерения зачастую приводят в ад. И история часто демонстрирует этот интересный феномен. Вот пример: французская революция. Ее идеологическая основа - учение Руссо и других просветителей, "свобода, равенство, братство" - пример благого намерения. Куда привела эта дорога? В ад. Другой пример - инквизиция, (борьба с заблуждениями, за чистоту христианской веры, за единство церкви и т.п.). Это были благие намерения. Куда привел этот путь? В ад. Возьмем коммунистическую идеологию, в ее основе тоже благое намерение и мечта о счастье человечества. Результат известен. Нынешний западный либерализм, политкорректность и прочее - это тоже благие намерения. Куда приведут? Догадайтесь. )) Я думаю, изречение о том, что сама по себе "благость" намерений - это еще не гарантия того, что их реализация не приведет в ад, потому что все будет зависеть от того, КТО и КАК возьмется реализовывать эти намерения. Если в итоге получится "победа добра над разумом" - все, пиши пропало.

Евгений Хацкельсон   24.04.2014 15:32     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваши рассуждения, Евгений. Безусловно в них есть своя логика. При этом хотел бы прояснить то, о чем уже писал. Отличие "блага" от "блажи" такое же как отличие следования законам Бога (как "Закона законов" Вселенной)от своеволия человека следующего своей "самости". Не разворачивая здесь длительной аргументации скажу лишь, что БЛАГО есть то, что от Бога, и в Ад оно вести не может. Как отличить что от Него. а что нет? Это главное испытание для людей, в этом проявлена и природа того явления, которое мы определяем как СВОБОДА действий, выбора и т.д. Этой теме посвящено другое короткое эссе http://www.proza.ru/2013/04/14/1339 "О воле Бога..."
Истинную свободу дает только формула Блаженного Августина, и там нет места для "блажи"... Все приведенные вами примеры мнимого блага есть следствие отсутствия у этих людей и их организаций истинной свободы, а наличие своеволия. Отсюда и следствия...

Азамат Джанымбей   28.04.2014 01:29   Заявить о нарушении