Визит Давида Бурлюка в Москву
строки, ибо мы слышали звук его бассо-профундо, видели рост, знали его здоровую руку и видели
молнии гениальности на его необыкновенном лице…»
Д. Бурлюк
В автобиографии «Я сам» Владимир Маяковский о встрече с Давидом Бурлюком написал: «В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задирать. Почти задрались… У Давида – гнев обогнавшего современников мастера, у меня пафос социалиста, знавшего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм». Или здесь же описана реакция Бурлюка на первое, прочитанное Маяковским стихотворение: «Да вы же гениальный поэт!». Применение ко мне такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я весь ушел в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом».
Дальше такие нежные чувства и трогательные строки поэта: «Всегдашней любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на шаг. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать не голодая».
Бурлюк в 1910 году организовал кубофутуристическую группу «Гилея», к которой несколько позже примкнул и В.В. Маяковский.
Затем в 1912 году был написан Бурлюком нашумевший литературный манифест «Пощечина общественному вкусу». Редактировали и подписали его поэты Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников, А. Крученых. Так начинался русский футуризм. В 1913-1914 годах футуристы во главе с Бурлюком и, конечно, Владимир Маяковский один из главных участников, осуществляют турне по городам России, выступая с прокламациями, чтением стихов и лекций.
Об этом периоде жизни В. Каменский напишет: «Желтая кофта Маяковского, аэроплан на моем лбу, собака на щеке Бурлюка (знак чутья), невероятные и горластые речи непризнанных гениев – все это до скрежета дразнило… охранителей эстетики в духе парфюмерного символизма».
В 1914 году выходит из печати «Трагедия Владимир Маяковский», с иллюстрациями Д. Бурлюка.
Тесное общение В. Маяковского с Д. Бурлюком было прервано отъездом Бурлюка из страны, сначала в Японию, затем в Америку.
Следующая их встреча состоялась в Нью-Йорке в 1925 году во время поездки В. Маяковского по Америке, которая была организована не без помощи Бурлюка. Он и сопровождал поэта, и был его переводчиком, и издателем книг поэта в Америке. Вместе они рисовали Элли Джонс (урожденную Зиберт). Это была последняя встреча друзей при жизни. Встреча достаточно хорошо описана и Д. Бурлюком, и Патрицией Дж. Томсон дочерью В. Маяковского в книге «Маяковский на Манхэттене» и, конечно, нашла отражение в творчестве самого поэта.
Письмо Василия Каменского к Давиду Бурлюку с сообщением «о последних днях жизни Володи Маяка» было впервые опубликовано в журнале «Color and Rhyme». N-Y., № 48. Этот журнал издавали Давид и Маруся Бурлюки с 1930 по 1966 год.
Известно, что Давид Давидович, этот, казалось бы, уже типичный янки незадолго до Отечественной войны сделал попытку вернуться на родину, которую он покинул в 1920 году, но ему было отказано не только в этом, но и даже принять от него в дар картину «Непобедимая Россия».
И как тут не вспомнить слова Валерия Маркова, доктора искусствоведения, сказавшего о полотне Д. Бурлюка «Глаза», последней картине, написанной на родине во Владивостоке в 1920 году: «Это динамичная композиция из геометрических форм, сбитых в тревожном ритме. Из глубины холста прямо на зрителя с ужасом смотрят пронзительные, кричащие глаза. Это глаза рока, крик страха и ужас перед неизвестностью, словно крик души измученной, израненной и обескровленной Руси».
И вот, наконец, в 1956 году по приглашению Союза писателей СССР Давид Давидович Бурлюк с женой Марией Никифоровной приезжает в страну. Семидесятитрехлетний «отец русского футуризма» приглашен был как друг Владимира Маяковского. «Мы долго ходили по берегу ожиданий», - скажет Давид Давидович, приехав на родину.
Это было широкое русское гостеприимство, прием на самом высоком уровне, как в те времена встречали почетных иностранных гостей. Сюда входило посещение Большого театра и Третьяковской галереи, но в данном случае и спектаклей по пьесам Маяковского и, конечно же, Государственной библиотеки-музея В.В. Маяковского. Здесь Бурлюк прочитал лекцию, записанную на магнитофон Львом Шиловым, который сказал: «В его выступлении (Бурлюка) мне показалось особенно интересным то, как он читал стихи раннего Маяковского: явно повторяя авторскую интонацию, «с голоса» самого поэта».
Сотрудники вспоминают, что во время посещения библиотеки-музея Бурлюком народу было так много, что в переулке дежурила конная милиция. Говорят также о нежных и теплых взаимоотношениях супругов. «Папочка, ты только не нервничай», - говорила Давиду Давидовичу перед его выступлением Мария Никифоровна Бурлюк. Во время посещения страны она вела подробный дневник. В журнале «Color and Rhyme». N-Y., № 33 была напечатана статья «Художник-модернист возвратился в Москву как гость», с фотографией: «Давид и Маруся Бурлюк, стоящие около памятника Маяковскому, Москва. Маяковского переулок 15, Государственная библиотека и музей его имени, мая 7, 1956 года» (Фото Л. Шилова). Увидев скульптуру поэта, памятник работы Гурама Кордзахия, Давид Бурлюк сказал, что поэт изображен в пальто, которое он когда-то ему подарил.
В СССР Бурлюк встретится со своими давними знакомыми: Николаем Асеевым, Ильей Эренбургом, Робертом Фальком, Александром Куприным, Василием Рождественским, Сергеем Коненковым. В этот приезд Бурлюк написал портрет Майи Плисецкой, два портрета Лили Брик, которая, как и поэт Кирсанов, часто сопровождала Бурлюков.
Следующее и последнее посещение Давидом Давидовичем Москвы было за два года до смерти. Визит 1965 года не был таким помпезным, как первый приезд. Закончилась хрущевская оттепель. Морозно и жестко потрескивал лед борьбы с инакомыслием.
Давиду Бурлюку опять организовали прием в библиотеке-музее В.В. Маяковского, и снова его согревала слава революционного поэта, и опять метр раздавал автографы на книгах Маяковского около памятника поэту, повторяя: «Я – учитель Маяковского!». В этот приезд уже очень преклонного возраста супруги не вели дневниковых записей, но известно, что в одном из интервью Бурлюк сказал: «В этом году нам выпало счастье снова побывать на родной земле в качестве почетных гостей. Мы тронуты до слез такой заботой».
Характерно, что, приезжая в СССР, Д. Бурлюк был политически корректен, положительно отзывался о творчестве Маяковского не только раннего периода, но и о творчестве советского периода.
Затем, 10 ноября 1965 года, была еще одна встреча с Бурлюком, уже виртуальная, в Государственной библиотеке-музее В.В. Маяковского: одна из выставок художников-авангардистов первой волны, организованных Николаем Ивановичем Харджиевым, была посвящена памяти В.В. Хлебникова. Называлась она - «Художники-портретисты и иллюстраторы В. Хлебникова». На ней были представлены работы иллюстраторов его книг: П.Н. Филонова, О.В. Розановой, К.С. Малевича, В.В. Маяковского, В.Е. Татлина, М.З. Шагала, А.М. Родченко, в их числе были и работы Давида Бурлюка.
Известно, что он иллюстрировал книги В. Хлебникова «Ряв! Перчатки 1908-1914». 1913; Сборник «Дохлая луна».1913. «Изборник 1907-1914. 1914.; «Творения». 1914. Известен также портрет и силуэт В. Хлебникова, выполненный Д. Бурлюком. Когда-то В. Хлебников написал: «Существуют ли правила дружбы? Я, Маяковский, Каменский, Бурлюк, может быть, не были друзьями в нежном смысле, но судьба сплела из этих имен один веник».
И вот после долгих лет забвения, начиная с 1995 года несколько выставок в Москве и Санк-Петербурге. Сегодня в Москве можно увидеть одновременно, по крайней мере, на двух-трех выставках полотна Давида Бурлюка. В Царицыно представлены картины из личных коллекций японского периода жизни художника: «Иокогама». 1921-1922, «Японец разделыващий рыбу». 1922. На выставке «Футуризм - радикальная революция» Италия- Россия - «Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского». 1916 и «Японского рыбака».1922.
Однако, интересно, что в каталоге к первой, после долгих лет молчания, выставке Бурлюка в Петербурге в 1995 году в разделе «Летопись жизни и творчества» не упоминается о визитах Давида Бурлюка в СССР. Хотя ясно, что это были громадные события не только в жизни художника, но и события, отражающие серьезные изменения в отношении авторитарной власти к авангардному искусству. Хотелось напомнить, что первое возвращение Давида Бурлюка – одного из основоположников футуризма, теоретика и пропагандиста нового направления, художника, поэта, критика состоялось достаточно давно - полстолетия тому назад. Это был гость из прошлого вернувший нас в будущее.
2009 г.
Фотографии:
1. Давид и Маруся Бурлюк около памятника Маяковскому, Москва. Маяковского переулок 15, Государственная библиотека и музей его имени, мая 7, 1956 года. ( Фотография из «COLOR and RHYME», №33, 1957).
2. Супруги Бурлюк среди сотрудников библиотеки-музея В.В. Маяковского, приезд в 1956. (Фотографии из архива Г.М. Кишэ, проработавшей в библиотеке с 1952 по 1972 год).
3. Супруги Бурлюк среди сотрудников библиотеки-музея В.В. Маяковского, приезд в 1965 году. (Фотографии из архива Г.М. Кишэ, проработавшей в библиотеке с 1952 по 1972 год).
Свидетельство о публикации №213072300916