Открытие памятника Маяковскому на Таганке
Памятник выполнил скульптор Гурам Кордзахия. Это была дипломная работа выпускника Тбилисской академии художеств. Из Тбилиси директор академии С. Кабуладзе прислал телеграмму в Москву: «Коллектив Тбилисской академии художеств горячо поздравляет Вас заслуженным успехом открытием выполненного Вами памятника талантливейшему поэту нашей эпохи Владимиру Маяковскому».
Над моделью скульптурной фигуры поэта Гурам работал в мастерской, и приведенные фотографии отразили и готовую модель, и ликование по поводу завершения этой работы. Для решения вопроса об отливке и установке памятника были получены отзывы на эту работу скульптора. Приведу здесь только отдельные высказывания:
Людмила Маяковская, сестра поэта: «Мне кажется, что работа эта, безусловно талантлива, выразительна, дает образ поэта и даже портретное сходство, как лица, так и фигуры»
Скульптор Сарра Лебедева: «Считаю, что из всех виденных мною изображений Маяковского это самый убедительный для меня образ. Он настолько убедителен, что просто хочется сказать, что он очень похож на молодого Маяковского, как я его помню, начиная с 1916 г.»
Лиля Брик: «В ней (фигуре Маяковского, прим. автора) большое портретное сходство, и не только внешнее, фотографическое, а глубокое внутреннее. В этой скульптуре чувствуется вполне определенное и, мне кажется очень верное представление художника о Маяковском, сильном мужественном человеке, большом НАШЕМ поэте, поэте-рабочем. В ней ясна мысль скульптора. И форма этого произведения представляется мне соответствующей по содержанию. Думаю, это очень серьезная работа. Она мне нравится и по душе».
Скульптор Г. Кепинов, в мастерской которого Гурам работал два месяца:
«В этой работе теплота, свежесть, и внутренняя сила… Гурам Кордзахия несомненно талантливый скульптор и было бы обидно, если ему не была бы предоставлена возможность развить и углубить, найденный им, в основном, образ в плане проектирования памятника Маяковскому. Мне хотелось бы еще помимо талантливости, отметить хороший уровень профессиональных знаний».
Член-корреспондент Академии Архитектуры СССР А. К. Буров: «…автор действительно нашел образ Маяковского и решил задачу в простой, убедительной и ясной форме. Еще труднее мне говорить об этой скульптуре, потому что я лично знал Владимира Владимировича. Необыкновенно – как автор, никогда не видев и не знав Маяковского, так верно его увидел».
В. Беликов также написал: «Молодой скульптор решил стоящую перед ним задачу очень своеобразно, не побоявшись отступить от некоторых поз Маяковского, ставших уже почти каноническими. Поэт изображен в годы расцвета его таланта, полным сил, энергии, воли, широко расставив ноги, крепко стоял на земле, он всей грудью встречает налетевший порыв ветра, разметавший его волосы».
И вот, наконец, газета «Московский комсомолец» сообщила, что на Мытищинском заводе художественного литья заканчивается отделка бронзовой статуи по модели Г. Кордзахия.
Гурам Кордзахия получил срочную телеграмму: «Вылетайте немедленно открытие четырнадцатого два часа дня проезд оплатим» Езерская.
Об открытии памятника появились статьи во многих газетах.
Газета «Вечерняя Москва» 14 апреля 1955 года писала: «В взволнованных глубоко прочувствованных словах своей речи поэт Алексей Сурков сказал на импровизированном митинге об огромном значении творчества Владимира Маяковского для советской поэзии, для всей нашей культуры, о том как живут и будут жить его горячие, сильные, умные стихи, полные любви к Родине, к своему народу».
На этом митинге Всеволод Аксенов исполнил «Стихи о советском паспорте», выступили также поэты Николай Асеев, Семен Кирсанов, артист Сергей Балашов и другие.
Публикации о скульпторе были и в газете «Советская культура», и в «Литературной газете». А в статье журнала «Творчество» № 6, 1958 г. было рассказано о новой работе Кордзахия - портрете поэта-романтика начала ХIХ века Н. Бараташвили.
В апреле текущего года мне удалось связаться по телефону с Тбилиси. Дочь скульптора, искусствовед по специальности, сказала, что отец умер в 1970 году. Недавно она побывала проездом в Москве и пыталась найти памятник работы отца, но не нашла его.
На самом же деле памятник существует, но находится не в экспозиции, а на хранении в Государственном музее В.В. Маяковского (ГММ), куда был перевезен при закрытии библиотеки-музея поэта на Таганке.
Сфотографировать памятник в ГММ мне не удалось, так как он загроможден другими экспонатами и визуально недоступен.
Владимир Владимирович Радзишевский, вспоминая о своей работе в Государственной библиотеке-музее В.В. Маяковского, сказал: «Памятник поэту работы Гурама Кордзахия напоминал мне одну из фигур роденовских «Граждан»: рядом с музеем стоял поэт-человек, в котором ощущался задор молодости. В один из приездов в Москву около этого памятника сфотографировался Бурлюк».
Около двадцати лет памятник Маяковскому стоял в Москве в переулке его имени. Оставить его в городе на прежнем месте было бы справедливо и по отношению к памяти скульптора Гурама Кордзахия и к его семье. Это было бы справедливо к тем, кто помнит этот памятник в переулке Маяковского, справедливо к москвичам, жителям Таганки, незаслуженно потерявшим вместе с библиотекой- музеем и памятник поэту.
P. S. Благодарю семью Гурама Кордзахия, предоставившую мне документы и фотографии, показывающие ход работы по изготовлению памятника и торжественное его открытие.
2008 г.
Фотографии:
1. Скульптор Гурам Кордзахия.
2. Модель фигуры Маяковского в мастерской.
3. Радость по случаю окончания работы.
4. Открытие памятника в переулке Маяковского на Таганке,
митинг во время открытия памятника.
5. Выступление Николая Асеева.
6. Выступление Алексея Сурикова.
7. Выступление Всеволода Аксенова.
8. Г. Кордзахия, А. Езерская и В. Лидин возле Библиотеки-музея В.В. Маяковского.
Свидетельство о публикации №213072501868