Народы в еврейском зеркале
Наш выбор определен тем, что как человеку, так и целому народу, невозможно увидеть себя без отражения в своего рода зеркале. При этом важно, чтобы зеркало не искажало отображения, а также могло вобрать в себя того, кто в него смотрится во всех ракурсах - этническом, религиозном и политическом. Наиболее подходящим, в силу обозначенных причин, представляется еврейское "зеркало".
Нет сомнения в том, что наш мир состоит из мозаики многих культур и даже цивилизаций. При этом одни из них, вспыхнув, исчезли, оставив множество загадок и прекрасных памятников своей культуры, другие приспосабливаются к тем законам и правилам, которые определяют сегодня лицо человечества. Но есть и те, кто создали и продолжают задавать основной вектор развития нашей земной цивилизации.
Это народы авраамической духовной традиции, родоначальником которой является ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД.
Было бы натяжкой и заблуждением считать, что семитские племена и их родовые колена, обретшие Тору, и ставшие после этого еврейским НАРОДОМ, были первыми, кто подошел к осознанию ЕДИНОБОЖИЯ. Но все предшествующие народы отличны от евреев в том, что даже Единого Бога они воспринимали лишь СВОИМ национальным Богом. И только еврейский народ через откровения, полученные его пророками, явил миру ВЕРУ для ВСЕГО человечества.
Это важно напомнить, поскольку, как это ни парадоксально, но об этом зачастую невольно, а порой и намеренно, забывают не только народы христианского и мусульманского миров, но также и сами евреи. Тема эта большая и важная, и она не может быть раскрыта в рамках маленькой статьи. А потому отметим ключевую проблему, определяющую всё, что связано как с самим еврейским народом, так и с его отношениями с другими народами.
Еврейский народ ЕДИНСТВЕННЫЙ, кто представлен в Талмуде как ЕДИНЫЙ ЧЕЛОВЕК. В связи с важностью вопроса позволим себе цитату в виде разъяснения ребе А.Кушнира: «Сказано там «вы называетесь человек…». Обратите внимание, а почему несоответствие между множественным числом «вы» и единственным — «человек»? Рабби Шимон Бар Йохай не знал грамматику? По-видимому знал, ведь всё остальное написано без ошибок. А если сформулировал именно так, значит этим намекал на истинный смысл сказанного. Есть у евреев из Торы особенность — понятие взаимной ответственности. Точнее не понятие, а обязанность. Судьба каждого еврея касается не только лично его, но и всего еврейского народа… А есть ли такая обязанность у народов мира?… Вот это и имел в виду Рабби Шимон Бар Йохай. Он обращается к еврейскому народу и говорит: Вы называетесь человеком (Адам, в единственном числе), потому что, когда плохо одному еврею, то все остальные, от Аляски и до Австралии, как единый организм, единым сердцем за этого еврея переживают и стараются помочь ему (и так было до последнего времени, столько, сколько евреи жили еврейской жизнью). А народы мира не человеком (Адам) называются, а людьми (Анашим, во множественном числе), ведь нет у них никаких повелений взаимного поручительства» (подробно здесь - http://toldot.ru/urava/ask/urava_1533.html).
Понимание сути сказанного выбивает почву из под ног как антисемитов, так и фашиствующих еврейских националистов. Если по аналогии с еврейским народом представить себе человеком и все остальные народы мира, то понятно, что у человека-еврея особая миссия, полученная им с его согласия от Всевышнего. А потому любая попытка уйти от исполнения своей стороны Завета похожа на желание такого человека раствориться в толпе. Наивная надежда…
Но есть и другая крайность – это желание гордо стать НАД другими людьми и всеми доступными силами доказывать свою ВЕЧНУЮ избранность. Благо, что исполненная Всевышним Его сторона Завета позволяет евреям иметь целый ряд преимуществ, как духовно-интеллектуальных, так и материальных. По этому поводу стоит отметить, что с какого-то времени в сознании большинства евреев произошел переворот причины и следствия.
ИЗБРАННОСТЬ была предопределена главным качеством будущего народа-избранника – его МУЖЕСТВОМ, а также праведностью праотца Авраама. Ибо, как известно из Писания, только евреи - народ Израиля - в лице Моисея НЕ испугались предложенной им Всевышним миссии. И лишь ПОТОМ появились у них те качества и возможности, которые стали восприниматься большинством евреев как ПРИЧИНА их избранности…
Как уже отмечалось ранее, в иудаизме есть прямой запрет на миссионерскую пропаганду веры. Приход в еврейство возможен только через ГИЮР. Вот как объясняют это раввины - «Евреям запрещено обучать Торе неевреев.[1] Намёк на это содержится в выражении, которое часто употребляют мудрецы: гер ше-ба лэитгайер — «чужеземец, который приходит, чтобы принять еврейство», где слово ба (приходит) указывает, что человек должен сам прийти к решению о гиюре, по своему желанию проявить инициативу. Но, когда он действительно решил и доказал свою искренность, приближать его — это мицва, как сказано: «Я Тот, Кто приблизил Итро и не оттолкнул его. Так и вы, когда придёт к вам человек, чтобы стать евреем исключительно из стремления к Небу, приблизьте его и не отталкивайте» (Ялкут Шимони, Итро 268). (см.- http://toldot.ru/tags/giur/#nbEEautoOgl5 )
То есть, еврейство это НЕ замкнутая религиозная община, а общество устроенное как ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА.
Не разворачивая здесь дополнительной аргументации, выскажем своё предположение, что здесь и кроется главный ответ на ключевую проблему развития как еврейства в целом, так и государства Израиль. Миссия богоизбранности евреев имеет своим конечным смыслом создание условий, при которых ВСЁ человечество станет ЧЕЛОВЕКОМ.
Условием достижения такой цели является УСТРОЙСТВО и СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ САМИМИ ЕВРЕЯМИ по Законам Всевышнего до того уровня, когда ЭТОТ пример станет притягательным для всё большего числа людей и народов. И через это произойдет ВОПЛОЩЕНИЕ духовного замысла ЧЕЛОВЕК. В этом ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ смысл ИУДАИЗМА.
В земном политическом измерении – это создание государства Израиль, который будет НЕ отгораживаться от своих соседей, а НАОБОРОТ. В котором НАРОД ИЗРАИЛЯ (не путать с гражданами) создаст ОТКРЫТЫЙ центр ПРИТЯЖЕНИЯ для ВСЕХ других народов Мира. В этом ПОЛИТИЧЕСКИЙ смысл ИУДАИЗМА.
Кто-то скажет, что ЭТО слишком высокие задачи и требования. А как может быть иначе, если это требования Бога.
Однако, милость Всевышнего к ЧЕЛОВЕКУ безгранична. А потому, оставив открытыми «ворота Праведности» в виде иудаизма, Он дал людям дополнительные Пути к той же цели через ХРИСТИАНСТВО и ИСЛАМ.
Это тема также для отдельного большого разговора, поэтому пока ограничимся констатацией того, ЧТО дано нам в ТОРЕ, БИБЛИИ и КОРАНЕ.
В нашем случае для нас важно сделать вывод. В истории человечества есть только один НАРОД, который предназначен Богом для воплощения РЕЛИГИОЗНОГО пути совпадающего с НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ и ПУТЕМ её реализации. Для ВСЕХ других народов предначертан путь их духовного развития в качестве либо ХРИСТИАНСКОГО НАРОДА = Церкви Христовой, либо МУСУЛЬМАНСКОГО НАРОДА = Уммы Пророка.
Доминирование любой религии Единобожия, как основы единения людей в рамках одного государства, НЕИЗБЕЖНО будет проявляться в формате либо земли обетованной, то есть обещанной Б-гом евреям Эрец Исраэль ( ...от реки Египетской до Великой реки, реки Евфрат [отдам тебе земли] Кени, Книзи, Кадмони, Хити, Призи и Рефаим. И Эмори, и Ханаан, и Гиргаши, и Иевуси (Быт. XV, 18—24). Либо уже существовавших ранее Священной Римской Империи в еще большем мировом масштабе - государства Христиан. Либо в формате Великого Арабского Халифата в мировом масштабе - государства Мусульман.
Любые попытки ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО развития будут НЕИЗБЕЖНО сопровождаться необходимостью создания ГРАЖДАНСКИХ НАЦИЙ, где важна не этническая и религиозная принадлежность человека, а его гражданство. Эта тенденция наблюдается сегодня и в современном Израиле.
Является ли НЕИЗБЕЖНЫМ и обоснованным совпадения религиозных, этнических и политических границ?
(ПРОДОЛЖЕНИЕ - http://www.proza.ru/2013/07/27/766)
Свидетельство о публикации №213072601275