Детство моей мамы

                Тёплый луч солнца скользнул по моей щеке, я сладко потянулась, слегка приподняла веки и тут же поняла, что лучше,  чтобы окружающие думали, что я ещё сплю .  Прислонившись к печке стоял незнакомый мужчина в коричневом свитере крупной вязки, длинные светло каштановые кудри спускались ему на плечи. Взволнованная мама ходила взад и вперёд по комнате и  говорила ему что-то резкое, упрекая, что он не сдержал обещания, и все теперь знают об этом. Мужчина просил у неё прощения, умолял не быть такой жестокой. Он всхлипнул, сказал, что не сможет жить в разлуке с дочерью. «Я первый раз вижу у мужчины слёзы, — жёстко сказала она, — соберись с мужеством и постарайся как-нибудь пережить этот момент, больше нам говорить не о чем, прощай». И хотя моё имя не упоминалось, я интуитивно поняла, что спор разгорелся из-за меня, что этот мужчина каким-то тайным образом связан с моим происхождением, что это без меня он не сможет жить, и мне стало очень жалко его. Мне было стыдно, что я явилась невольным свидетелем этой сцены и вдруг поняла -  что-то порочное скрывается за тайной моего рождения.
 Когда за мужчиной захлопнулась дверь, мама поставила завтрак на стол, присела на табурет напротив меня, протяжно вздохнула и бодро сказала, что мне пора вставать. «Мы к тёте Кате пойдём сегодня? — спросила я. «Нет… к тёте Кате ты теперь ходить не будешь, придумаем что-нибудь ещё». Я никогда никому — ни маме, ни сестре, ни подругам не рассказала, что слышала этот разговор, похоронила его в себе, но у меня возникло горькое ощущение, что меня предали, 
            ЛЕТО 1940 г.  Солнечным летним днём мама надела платье с гвоздиками, меня нарядила в платье с клевером. «У нас важное мероприятие», — сказала она таинственно, и мы отправились на тот конец коммуны. Из конторы вышел красивый мужчина в красной рубашке в узкую белую полоску, с чёрными кудрями. Это дядя Вася Лапшин, он приветливо улыбнулся, поздоровался с нами, и мы  пошли в шахтёрский посёлок.   Мы вошли в большой дом. «Местный Совет посёлка Угольный» — прочитала я вывеску на дверях. Большая комната, наполненная прохладой от свежевымытого, ещё влажного пола, была почти пуста. За единственным столом сидела женщина, которая дала маме и дяде Васе какие то бумаги, на которых они вписывали свои имена там, где она указывала, хотя они сами понимали, где и что надо писать, так как были весьма грамотными людьми, она перед каждым словом указывала пальцем нужное место. Мне от этого стало смешно, и захотелось тоже что-нибудь написать. Она поняла меня и протянула карандаш и чистый лист, и я написала буквы А, О, Ш, за что меня похвалили. Потом женщина вынула из железного шкафа круглую печать, долго дышала на неё и приложила к документу, протянула его маме и пожала им руки, сказав коротко: «Поздравляю вас».
 Мы зашли в шахтёрский магазин, и дядя Вася купил халву и пряники, потом мне сказал выбрать, что я хочу. Продавец завернул конфеты в отдельные кулёчки и торжественно вручил мне. Я прижала их к груди, и моему счастью не было предела. На обратном пути мы вошли в здание конторы . Дядя Вася принёс из конторы кипяток, заварил чай. Мама села на единственную табуретку. Дядя Вася подсел к столу на край кровати, рядом примостил меня. Мы пили горячий настоящий, ароматный чай с пряниками и халвой, которая сладко таяла во рту. Конфеты начали подтаивать и слипаться, но я ни за что не хотела их есть, ведь надо перед всем показать, похвалиться, что мне их купили, а то могут и не поверить. Меня стало клонить в сон, я устала, и мама решила идти домой. «Я вас провожу до водопровода, всё равно мне сейчас надо в ту сторону, а вечером, когда стемнеет, перенесу вещи», — сказал он маме.
 Он взял меня на руки, я крепко обхватила его за шею, и мы важно отправились к центру. У водопровода детей не было, только возле магазина стояло несколько мужчин. Счастье распирало меня, и я стала на всю площадь кричать: «А мы ходили на шахту в магазин, а мы купили колбасу и пили с ней чай! (Я перепутала халву с колбасой). Это дядю Васю очень рассердило, он попытался заставить меня умолкнуть, но не тут-то было! «Не колбасу, а халву», — пытался поправить он меня и одёрнул за подол платья. Ему, явно, было неприятно слышать, как я провозглашаю перед всеми, что он, вегетарианец, ел колбасу, тем более это было неправдой. «Не дёргай меня, колбасу, колбасу мы ели, — изо всех сил старалась я, — И ещё он конфет мне купил, смотрите вот! И ещё сегодня, когда стемнеет, он переедет к нам жить! Вот!». Понимая, что мой восторг не унять, что противостояние, встречая преграду, будет всё больше возрастать, мама подхватила меня и понесла домой, умыла и уложила спать.
 Засыпая, я думала о том, что надо к вечеру проснуться, чтобы увидеть, как дядя Вася переедет к нам, но впечатлений было так много, и я так устала, что проспала до самого утра...
    С появлением дяди Васи в нашем доме моя жизнь резко меняется: я приобрела то, чего мне, явно, не хватало — присутствие сильного, умного мужского характера. Я была очень предана ему: боялась проспать его уход на работу, бродила повсюду по его общественным делам, участвовала во всех его домашних работах: шкурила осинки для сарая и пристройки, босиком ходила за ним по кругу — месила глину, стояла завороженная, наблюдая, как он на бородке отбивает косу-литовку.   Я позабыла про детские игры, забыла про подруг, как верная собачка с утра до вечера вертелась возле него. Кроме того, дядя Вася спонтанно стал моим щитом от язвительных вопросов взрослых — «Чья ты дочка, кто твой отец?». При нём ко мне просто не приближались и ничего не спрашивали, а когда Катя Наливайко поймала меня одну на улице и стала внушать, что мой папа Сергей, я буквально пошла на неё в атаку, и заявила, что у меня теперь есть папа, и что это дядя Вася...
    23 декабря 1940 года нас отправили с вечера к соседям ночевать, а  потом объявили, что у меня появился маленький братик, и я могу пойти  познакомиться с ним. В доме было светло и уютно. Мама лежала на своей широкой кровати, рядом с ней лежал туго стянутый пелёнками свёрток, из которого выглядывало маленькое красное личико с чёлкой чёрных волос. В углу на табуретке стояла ёлка, дядя Вася вынимал из посылки красивые стеклянные игрушки и наряжал её. «Как зовут мальчика?» — спросила я. «Пока никак не назвали», — тихо ответила мама. Я обрадовалась и стала предлагать имена, перечисляя по порядку всех знакомых мальчиков. «Назовём его Лёва, в честь Льва Николаевича Толстого, тоном, не терпящим возражений, сказал дядя Вася. Мальчик поморщился и запищал. Мама развернула пелёнки, и я увидела крохотные, как у куклы ручки и ножки. Нагнувшись над ним, я подставила ладошку под пяточку и стала рассматривать пальчики. «Какая хорошенькая ножка, можно я её поцелую?» — робко спросила я маму. «Отойди от ребёнка, не трогай его» — дядя Вася подбежал и буквально оттащил меня от кровати. Интерес к ребёнку у меня сразу исчез. «В честь Толстого, так в честь Толстого, мне всё равно», — молча утешала я себя, подошла к ёлке и стола рассматривать игрушки: маленькие и большие разноцветные шары, шишки и орехи. Особенно понравился мне блестящий золотистый самовар, совсем как настоящий, с маленьким чайничком сверху. Я протянула руку, чтобы детально рассмотреть его. Дядя Вася в это время держал в руке большой малиновый шар, собираясь повесить. Я инстинктивно подняла глаза вверх, перехватила его пристальный взгляд, и в тоже время раздался звонкий шлепок по моей ладони. Шар выпал из руки дяди Васи, и чудом не разбился,
 запутавшись в густых ветвях ёлки. Дядя Вася неловко поддразнил меня: «Это не для тебя, для Лёвы я наряжаю ёлку!»...
 Вскоре опять я проснулась не во время. Мама говорила моей сестре: «Следи лучше за Ундинкой, её опять видели с Сергеем!». Потом Таня сообщила мне, что ночью Сергей принёс и оставил у нас под дверью посылку от своей матери, бабушки Веры Лукьянской, с красивыми платьями. Дядя Вася закинул её в снег и сказал, чтобы не видел на мне этих вещей. Когда он ушёл на работу, мама спрятала посылку на чердак. Во время войны, когда дяди Васи уже не было в живых, эти платья стали мне малы, а Лёву не во что было одевать, мама сняла с чердака посылку, она не стала ничего перекраивать и перешивать, Лёва так и бегал по двору в два года в моих платьях, длинных до пят...
 В начале июня 1941 года Таня со мной и Лёвой отправилась на Томь. Выстирав бельё, она разложила его на камнях сушиться, посадила меня и Лёву на откос, приказав мне  хорошо следить за ним, а сама отправилась плавать вместе с подружками. Я сидела лицом к берегу, передо мной сидел Лёва и бил ладошками по воде, которая то и дело набегала на откос. Место было не очень глубокое, метра полтора, видно было цветные камушки на дне, зыбь отражала солнечных зайчиков. Но его внимание привлекали мальки, которые серебристой стайкой резвились перед откосом, иногда он протягивал туда ручонки,  я крепко держалась его за хвост  распашонки.  Я уже устала сидеть, мне тоже хотелось поплавать, я оглянулась назад, чтобы отыскать среди купающихся детей Таню, и позвала её. В этот момент я почувствовала, что в руках у меня пустая распашонка, и увидела, что Лёва находится сантиметров на 20 под водой, и его плавно несёт вниз по течению. В какой-то миг я онемела, и вдруг что есть силы закричала: «Лёва тонет!». К нему  бросились мальчишки и Таня, она поймала Лёву, прижала   к себе и побежала на пляж. Она стала трясти  малыша, поворачивать его во все стороны. Ничего страшного не произошло, спасла его вторая рубашонка, которая надулась на его спине пузырём, что и удержало его на незначительной глубине, но воды он немного наглотался.  Мы отправились домой. Перед нами выскочил на берег сосед Володя Филимонов, со словами: «А я расскажу дяде Васе, что вы Лёвку чуть не утопили!». И он стремглав кинулся бежать домой. Мы шли медленно, Таня несла Лёву, мне тяжело было нести бельё, мы ещё никак не могли придти в себя от случившегося и вдруг  увидели, что навстречу нам идёт дядя Вася.
 Он был весь побелевший, не мог произнести ни слова, молча взял Лёву из рук Тани, прижал его к себе, и мы продолжили путь. Мы не знали, чего наговорил ему Володька. Может, дядя Вася уже не надеялся увидеть Лёву в живых. Но ни сейчас, ни потом он не сорвался на нас, ничего не сказал и маме. Мы всё боялись, ждали наказания, но его не последовало.
Дядю Васю призвали в армию с первой партией, через месяц после начала войны...
Красковская Ундина.


Рецензии
Писала моя мама, а не я. У неё написано грамотно и с эмоциями, а у тебя сухо, куцо и неинтересно. Моя мама, кстати, работала корректором в издательстве.

Мила Полякова   27.04.2016 19:21     Заявить о нарушении
И эти твои бесконечные "И"

Мила Полякова   27.04.2016 19:21   Заявить о нарушении
Кастрировано))))
У моей мамы написано здОрово, с настроением, а у тебя выхолощено, стерильной и скучно.

Мила Полякова   27.04.2016 20:43   Заявить о нарушении
*стерильно

Мила Полякова   27.04.2016 20:47   Заявить о нарушении
Ты мыслишь, как букварь. "Что особенного в тексте?" Во-первых, я сказала ЧТО: текст живой, передаёт настроение. Во-вторых, в любом тексте ничего особенного нет и любое предложение можно перефразировать, только это не означает, что это высокохудожественная правка. Давай, дальше продолжай. Я не щаношу тебя в ЧС по совету Глеба, потому что мне посмеяться охота. Зачитываю всем твои "исправления" и смеемся.

Мила Полякова   28.04.2016 06:33   Заявить о нарушении
"Чтобы окружающие думали" - передача чистых и наивных детских мыслей. "Лучше бы притвориться" - подлая сущность. В предложении с мужчиной у мамы досказанность. А у тебя, как-будто обрубили. Но это сложно объяснить иностранцу. Поэтому больше и не буду пытаться.

Мила Полякова   28.04.2016 06:40   Заявить о нарушении
Неужели есть такие кретины одного с тобой уровня?))))

Мила Полякова   28.04.2016 12:01   Заявить о нарушении
ВОТ, ГДЕ ОБРАЗЕЦ ПОЛНОГО РАЗМЯГЧЕНИЯ МОЗГА))))))):
«Совсем, относительно мировой истории, недавно, уважаемые дамы и господа, произошло странное, возмутившее западных ценителей живописи происшествие. Русский художник, сбежавший из СССР, потому что не хотел более бегать на поводу у партийных функционеров, взял да и выставил на показ изумлённым западным доброжелателям и поклонникам свою утончённо-бледноватую, по-русски восприимчивую, терпеливую, усталую задницу!» —

Мила Полякова   29.04.2016 07:27   Заявить о нарушении
))))))))))))))
Теперь понятно, почему ваша страничка на замке!))))))))

Мила Полякова   29.04.2016 07:29   Заявить о нарушении
Уравнение
Нервус Рерум
Желания людей идентичны.
Люди не идентичны.
Пути людские к осуществлению их желаний не идентичны.
Эта презренная "идентичность" людских желаний!..

Мила Полякова   29.04.2016 10:46   Заявить о нарушении
О сути возрождении язычества а ля Ольга Славянка
Нервус Рерум
Весь этот доисторический спектакль возрождения язычества для главных его актёров типа Ольги Славянки - есть ни что иное как изощрённая поза презрения к иудейско-христианским традициям некого, возомнившего себя русской элитой, а в нутре своём (ибо заявить сее в открытую для них, "не по-детски" аристократствующих, - дурной тон) довольно-таки вульгарно антисемитствующего славянофильства.

Мила Полякова   29.04.2016 10:47   Заявить о нарушении
Произведений: 8
Получено рецензий: 164
Написано рецензий: 809
Читателей: 4349

Произведения
Поединок - ужасы, 30.10.2013 21:49
О свободе воли. - ужасы, 30.10.2013 21:29
Уравнение - ужасы, 20.09.2013 11:49
Вопрос - ужасы, 19.09.2013 16:47
О любви настоящей - ужасы, 11.09.2013 15:37
Любителям фильмов Кустурицы - эротическая проза, 22.01.2011 14:07
О сути возрождении язычества а ля Ольга Славянка - эротическая проза, 19.11.2010 15:51
Диссидент - драматургия, 29.09.2010 12:

Мила Полякова   29.04.2016 10:49   Заявить о нарушении
О свободе воли
Нервус Рерум
Свобода воли? Чья? Приговорённого к жизни, а затем к смерти?

Мила Полякова   29.04.2016 10:51   Заявить о нарушении
ТЕБЕ ПРИСУДИТЬ надо чтение ТВОИХ УБОГИХ НАБОРОВ БУКВ

Мила Полякова   29.04.2016 10:59   Заявить о нарушении
Диссидент
Нервус Рерум
ДИССИДЕНТ

Жестокая правда о „прогрессивных“и „реакционных“, „правых“и „левых“и, вообще, обо всём мировом человечестве в виде балетного либретто на музыку „Концерта для фортепиано и духовых инструментов“Игоря Стравинского

ВСЕ ПРАВА СОХРАНЯЮТСЯ ЗА АВТОРОМ
nervus.rerum@hotmail.de
Предисловие

Совсем, относительно мировой истории недавно, уважаемые дамы и господа, произошло странное, возмутившее западных ценителей живописи происшествие.
Русский художник, сбежавший из СССР, потому что не хотел более бегать на поводу у партийных функционеров, взял да и выставил на показ изумлённым западным доброжелателям и поклонникам свою утончённо-бледноватую, по-русски восприимчивую, терпеливую, усталую задницу! Да ещё и публично, со скандалом.
Это надо же! Ведь вырвался, наконец, на свободу! Получил же то, чего хотел! И, на тебе, такое сотворить!
Но не спешите, любезные мои читатели, зачислить парня нашего в сумасшедшие. Потому что побегу своему он, в общем-то, был рад, а на радостях с ума ведь не сходят, не так ли?
Так что же, собственно, произошло?
Давайте-ка добросовестно, научно, по-диалектически разберёмся в случившемся.

*********

I. LARGO
Началось всё, как это часто бывает, с самого безобидного – с всевозможных и никому не нужных амёб, туфелек и разного другого мелкого и примитивного зверья. Полоскалось оно себе во всемирном океане, и не то, чтоб даже и в мыслях зады свои другим показывать намеревалось а, напротив, никакими задами, а тем более мыслями и в помине не обладало. Но, видать, тогда уже носили в себе амёбы эти признак нашей с вами, уважаемые дамы и господа, презренной генетики, первейший и характернейший из всех - щекотливо зудящее в нутре нашем, не дающее покоя желание стать покруче и иметь побольше.
А может быть это эволюция на них давила? - Короче говоря, пронюхали эти липкие, ничтожные твари о том, что в океане суша образовалась, и на суше этой дышится, вроде бы, легче... И началось, говоря языком революционеров, брожение в массах.

И не то, чтоб всем им на сушу эту так уж и нужно было, но многие, чего уж греха таить, туда рвались, потому что наши с вами, любезные читатели, атавизмы позитивного, такие, как стремление к свету, к счастью, к новому и неизведанному - у них, у амёб этих, в виде задатков, уже дегенерирующих, правда, но всё же ещё наблюдались.

Большинство же из них своим хоть и презренным, но уверенным существованием решило не рисковать - они и по сей день в океане плещутся и беды не знают, потому как ни задами, ни мозгами, ни другими, характерными для существ более высокоразвитых органами не избалованы, не извращены.

И вот, подхваченные тленным влиянием эволюции, стали некоторые амёбы да туфельки с головокружительной относительно вечности скоростью превращаться в рыбоподобных.
Те же, в свою очередь, – в настоящих рыб. Рыбы – во всевозможных амфибий, ящериц, разных гадов и змеиных отродьев. Эти же повыползали на сушу и стали обезьяноподобными, а последние – обезьянами. Обезьяны – человекообразными обезьянами. Но и этого паршивой мелюзге оказалось мало. Она неумолимо рвалась дальше, желала стать ещё круче, иметь ещё больше... и, конечно же, дорвалась до нашего с вами, любимые мои, облика – человеческого.

И вот, казалось бы, туфельки и амёбы, заполучившие долгожданные пухлые зады и извилистые мозги, должны бы были провозгласить новую эру в мироздании: торжество мозговой массы над бесцельным и хлюпким содержимым примитивной клетки; превосходство настоящей, сексапильной, мясистой задницы над уродством всего беззадового и беспозвоночного... Но увы... Зады и мозги человеческие вместо того, чтоб усиленно и прогрессивно развиваться дальше, объявили вдруг: СТОП! То ли винтик какой в сложном механизме эволюции сломался, то ли сама она, эволюция эта, решила над зарвавшимися амёбами поиздеваться, и наглядно, так сказать, продемонстрировать, кто здесь начальник и кто командует, а, по свидетельству учёных, мозги человеческие (с задами уж ладно) с тех пор остались не изменёнными.

„Пути эволюционные неисповедимы“- скажут те из любезных моих читателей, которые обременены заботами мирскими, тихими, которые звёзд с неба хватать не собираются и в историю человечества не вмешиваются.

Другие же читатели, те, кто урвать звезду с неба совсем не прочь, и которые в историю человечества вмешиваются с удовольствием, обвинят первых в несознательности и гневно заявят, что не намерены уподобляться разным там идеалистам, фаталистам и прочей реакции! Что цели этой провокации им ясны. И намёки тоже! Амёбами, мол, ничтожными, пиявками гнусными ведь были! Ими, мол, и остались! При не прогрессирующем мозге, мол, человеческом, ты хоть спутники запускай, душистым мылом попу мой, Бетховеном балуйся – а ничего тебе, мол, не поможет. Ты, мол, всякое извилинами своими, недостаточно извилистыми напридумаешь, а о том, как с другими в любви и дружбе жить и думать, мол, не смей! Потому как ни что звериное тебе, саранчи океанской правнуку, мол, не чуждо! Ты недавно, мол, ещё ближнего своего за кусок мяса бивнем мамонтовым по голове дубасил, а сегодня лазерами да атомом грозишься. А всё ведь потому, мол, что мозги твои на то только и годятся. Потому как ни в весе, мол, ни в объёме своём не прогрессируют.

„Вот он, злобный оскал реакции!“- вскрикнет гневно прогрессивный читатель. „Ей бы всех людей, скажет, унизить да оскорбить! Оптимизм их светлый, веру в конечное торжество позитивных клеток нашего, пусть и недоразвитого, а родного и кровного, ценой тяжёлой заполученного мозга изничтожить! Но не тут-то было!“- гордо заявят они. „С нами этот номер не пройдёт! Веры нашей им, мракобесам злючим, карканьем своим не поколебать! Скепсисом своим души наши не испакостить! Мы пропоганде их гнилой не поддадимся!“

А те, кто полиберальней, вдруг возьмут, да нехотя и выдавят из себя, что порой и им, грешным, мысли нехорошие в голову лезут, бдительность притупляют. Нет-нет, а проконстатируешь, скажут, факт, что подленькое-то начало в мозге человеческом уже в самой утробе своей оказалось сильнее доброго. Ведь не удовольствовался же род людской примитивным коммунизмом на заре своей истории. Ведь не стал же неустанно его совершенствовать и преобразовывать, а предпочёл через рабовладельчество, феодализм да капитализм к большому и светлому будущему шагать...

„Но ведь не без светлых же личностей и явлений!“- запротестуют те, из моих родных читателей, кто пооптимистичней. „Ведь были же и ренессанс, и Байрон, и Моцарт“- воскликнут они, и напомнят, между прочим, о „законе борьбы противоположностей“, движущим миром.

„Хорош закончик!“- заулыбаются законченные скептики и сердцееды. „Необъяснимые, мистериозные, проявления эволюции – Байроны и Моцарты, видите ли, свет, а привычное и повсеместное, пивосексофутбольноориентированное, амёбоидное, хоть и с трудом, но упрямо и не без гордости вытренировавшее за миллиарды лет свои гуманоидные признаки стадо – тьма! И борются! Так ведь здесь любому идиоту кристально ясно, какая из этих противоположностей заведомо обречена, при не прогрессирующем мозге человеческом, да ещё и с доминирующим негативным его началом.

Мила Полякова   29.04.2016 11:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.