Преданный Вам Борис Нахапетов
некоторой долей поэзии и хорошего вкуса, то легко можем утратить всякую утонченность
чувств, всякое понятие об изящном».
П. Чаадаев
В Центральной библиотеке на стенде книг Красногорских авторов увидела сборник «Весь Ваш М. Лермонтов. М.2002». Ее автор Борис Александрович Нахапетов – врач-невропатолог, к.м.н., который двадцать лет жизни посвятил изучению медицинских аспектов в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.
Замечательна судьба Б.А. Нахапетова – врача, историка медицины и литературоведа.
Родился Борис Александрович в 1928 году в Москве в семье медиков. Первые годы его жизни прошли в Большом Харитоньевском переулке.
На прогулку с маленьким Борисом ходили в сквер возле Красных Ворот, где когда-то располагался дом, в котором родился М.Ю. Лермонтов, и где в 1965 году был открыт памятник великому поэту (скульптор И. Д. Бродский, архитекторы Н.Н. Миловидов и Г.Е. Саевич).
Когда маленький Борис болел, мама пела ему, и, в том числе, колыбельную песню М.Ю. Лермонтова «Спи, младенец мой прекрасный…».
Судьба продолжала вести нашего героя к теме М. Лермонтова: перед войной Борис учился в средней школе № 91, находившейся на углу Поварской и Большой Молчановки. Возвращаясь в Борисоглебский переулок, где он тогда жил, проходил иногда мимо одноэтажного деревянного дома с мансардой, на котором была мемориальная доска, посвященная М. Ю. Лермонтову. В этом доме в 1830 - 1832 годах жил М. Ю. Лермонтов с бабушкой, и в нем в феврале 1981 года был открыт Дом-музей поэта.
После войны Б.А. Нахапетов учился в Ленинграде в Военно-морской медицинской академии и жил на углу Фонтанки и Лермонтовского проспекта. Проспект был назван Лермонтовским к 100-летнему юбилею со дня рождения великого поэта. Здесь располагалась школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Да-да, та самая школа, в которой учился Михаил Юрьевич.
После окончания учебы в 1949 году, Б.А. Нахапетов служил на Балтийском и Тихоокеанском флотах. В 1968 году приехал в город Красногорск и до 1984 года продолжал службу в госпитале Вишневского.
В 1963 году защитил кандидатскую диссертацию, ее медицинская тема была связана с космонавтикой и авиацией.
Однако судьба привела Бориса Александровича к исследованию творчества М. Лермонтова. Осенью 1980 года, путешествуя по Военно-Грузинской дороге, Борис Александрович перечитал поэму «Мцыри», посмотрев на это произведение глазами медика.
Работы, посвященные изучению роли медиков и медицины в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А. П. Чехова и других писателей, были известны.
Врач Б.А. Нахапетов первым стал изучать медицинское окружение поэта и давать медицинские комментарии к произведениям М.Ю. Лермонтова. Таким образом, Борис Александрович вовлекся в 20-летнию творческую жизнь историка медицины и литературоведа.
В результате были написаны такие труды как:
- «Медики и медицина в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Опыт историко-медицинского подхода к изучению биографии великого русского поэта. Новые данные о медицинском окружении М.Ю. Лермонтова»;
- «Обстоятельный историко-медицинский комментарий к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
- Борис Александрович, в этих работах Вы выступаете и как литературовед, и как историк, и как врач психиатр. Как Вам это удалось?
- В свое время я закончил адъюнктуру при кафедре нервных болезней Военно-медицинской академии, и получил специальность врача-невропатолога, потом окончил курсы военных психиатров, получил специальность психиатра гарнизона.
Затем я 20 лет занимался изучением жизни и творчества М.Ю. Лермонтова с медицинской точки зрения и самостоятельно приобрел специальность историка медицины. Осенью прошлого года Всероссийская медицинская академия последипломного образования вручила мне свидетельство о присвоении мне квалификации историка медицины.
Я являюсь членом Московского научного общества историков медицины и избран членом президиума Международной конфедерации историков медицины.
М. Лермонтов стал путеводной нитью при изучении мной истории медицины. Конечно, я хорошо знаю творчество М.Ю. Лермонтова и его жизнь.
- Расскажите, пожалуйста, о враче Леви, которого наняла бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, чтобы подлечить болезненного внука.
- Да. Действительно, Ансельм Леви лечил в детстве Михаила Юрьевича. Я заинтересовался историей жизни этого врача и нашел в Национальной медицинской библиотеке США докторскую диссертацию Ансельма Леви на латинском языке и заказал ее ксерокопию. Затем, в Геттингенском университете заказал ксерокопию автобиографии А. Леви тоже на латинском языке. Изучил эти материалы и ксерокопии передал в музей в Тарханах, где они демонстрируются в качестве экспонатов.
Но я занимался изучением судьбы и другого немецкого доктора - Карла Ноодта, штабного врача, который вместе с М. Лермонтовым участвовал в походах в Чечню, в сражении при Валерике и т. д.
В Центральной научной медицинской библиотеке в Москве я обнаружил его книгу, с дарственной надписью на немецком языке, которую он преподнес Николаю I при поступлении на военную службу. Я написал о них и на русском, и на немецком языках.
Изучил я и работы профессора психиатрии Иван Владимировича Сикорского, отца знаменитого русского авиаконструктора Сикорского Игоря Ивановича.
Иван Владимирович известен многими своими трудами по психиатрии, он активный борец с пьянством в России, и знаменит трудами по психологии характеров выдающихся деятелей искусства и политиков. Специальной работы по М. Лермонтову у него нет, но есть много размышлений о психологии творчества поэта, которые я собрал в одну статью.
- В работе «Обстоятельный историко-медицинский комментарий к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Вы рассматриваете психопатологию личности Г.А. Печорина. Расскажите, пожалуйста, в чем она заключается?
- Печерин, конечно, личность психопатическая. Это не есть психическое заболевание как таковое. Мы говорим об особенностях развития личности под влиянием внешних условий и внутренних и наследственных факторов. Дворянин, воспитывался в роскоши, позволял всякие неблаговидные дела, за что и был изгнан из Петербургского общества. Лицемер, сам о себе говорил, что он ведет двойную жизнь. «Внутри я один, а снаружи я совсем другой». Это было характерно для представителей дворянского общества, золотой молодежи. В общем - психопатическая личность.
- В.Г. Белинский в письме к В.П. Боткину 16.04.1840года писал: «Печорин – это он сам (М.Ю. Лермонтов, прим. автора) как есть». В связи с этим, как Вы думаете, можно ли соотнести черты психопатологии образа Печорина с автором его создавшего?
- Мы стоим перед очень серьезной проблемой. Одно дело Печерин_- плод воображения. Другое дело М. Лермонтов – национальное достояние русского народа. И бестрепетной рукой давать заключение я, например, не берусь. Есть книжка, написанная группой московских психиатров, по поводу М. Лермонтова, они, возможно, могут делать выводы. А я что? Я только психиатр гарнизона. (Так скромный Борис Александрович, не без чувства юмора, ушел от прямого ответа на мой вопрос).
- Поэт и религиозный философ В.С. Соловьев, говоря о своеобразной способности М.Ю. Лермонтова «ко второму зрению», рассматривает стихотворение «Сон», в котором отражен факт не только предчувствия роковой смерти, но и документально описывает ее. «Одного этого стихотворения, конечно, достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врожденный, через голову многих поколений ему гений», - заключает В.С. Соловьев.
Как врач невропатолог, что Вы можете сказать о таком сновидении?
- Творчество тем и великолепно, что оно безгранично в возможностях его интерпретаций. В науке - формула воды есть формула воды. Произведение искусства тем и прекрасно, что каждый его представляет по-своему. Так происходит и со стихотворением «Сон» – каждый по-своему его рассматривает. Это был, в моем представлении, творческий ход, выдумка автора. В этом и прелесть произведения искусства, что можно его трактовать по-разному.
- Говоря о том, что Лермонтов был провидцем, приводят как довод стихотворение «Предсказание». Можно ли говорить, в этом случае, о состоянии нервной системы поэта? Или его предсказание о том, что «Настанет год, России черный год…» являлся выводом из создавшегося в то время политического настроения в обществе? Это отразился настрой общества после Французской революции или событий на Сенатской площади?
- Я думаю, что Россия очень долго не могла избавиться от ужаса пугачевщины. Даже октябрьская революция не принесла такого ужаса в ряды дворянства как бунт Пугачева.
- Может быть, еще и польское восстание как раз в 1830 году, в год написания стихотворения, могло повлиять на настроение и предсказание?
- Не думаю. В основном, такие мысли могла вызвать пугачевщина. Эта тема, вообще, сказалась на творчестве М. Лермонтова, отразилась, например, в незаконченном произведении о пугачевщине – романе «Вадим». Ужас, что он там описывает! «Черный год» – так называли в современной поэту литературе время пугачевского восстания.
- Значит, Вы не склонны говорить, что у поэта был дар предсказателя?
- Как каждый большой художник, мыслитель, конечно, он думал о прошлом и будущем России. Возможно, ничего хорошего не видел. Вообще, не надо меня провоцировать или, как раньше говорили - «провокировать», давать какие-то оценки творчеству и гению М. Лермонтова. Такие высказывания может позволить себе крупный специалист, а я, всего лишь, любитель.
- О! Побольше бы таких любителей!
Круг интересов настоящего профессионала, скромно называющего себя любителем, Бориса Александровича Нахапетова обширен.
В Литературно-музыкальной гостиной Культурного Центра «Красногорье» все присутствующие были захвачены выступлением Бориса Александровича. На этой встрече он сделал построчный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Завещание» (1840 г.) и сделал предположение, что оно было написано после битвы при Валерике, и относилось к гибели декабриста В.Н. Лихарева – члена Южного Общества.
«Скажи им, что на вылет в грудь
Я пулей ранен был;
Что умер честно за царя…» - писал М.Ю. Лермонтов.
О судьбе этого декабриста литературовед рассказал так, как будто это произошло вчера с нашим близким человеком.
Выступление Бориса Александровича сопровождалось экскурсами в историю России 19 и 20 веков. Он покорил всех присутствующих эрудицией и безупречным владением материалом.
В книге «Весь Ваш М. Лермонтов» Б. Нахапетов показал историко- медицинские и психологические проблемы в произведениях М. Ю. Лермонтова.
В нее вошли статьи:
- «Врачи из окружения М.Ю. Лермонтова»;
- « М.Ю. Лермонтов и Н.И. Пирогов – два славных имени в истории Москвы»;
- «Три социальных профиля врачей в ранних произведениях М.Ю. Лермонтова»;
- «Плохи наши лекаря …» (Некоторые вопросы русской военной медицины первой половины Х1Х века в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Завещание» и «Валерик») и ряд других статей.
Статьи, потребовавшие от автора изучения материалов в архивах и музеях, насыщены историческими фактами, написаны увлекательно и живо.
Борис Александрович прочитал все, что было опубликовано на тему: «Медицина и деятели культуры». Благодаря своему увлечению ему посчастливилось встретиться со многими интересными людьми, как с лермонтоведами и музейными работниками, так и с историками медицины.
Б.А. Нахапетов принимал участие во многих научных конференциях. На юбилейной научной лермонтовской конференции в Пятигорске в 1989 году Борис Александрович выступил с интересным докладом: «О характеристике ранения Белы».
Диапазон его научных поисков настолько широк, что всего не перечислишь. Декабрист В.Н. Лихарев и первый публикатор имени М. Лермонтова в русской периодике П.П. Свиньин оказались также в круге интересов Бориса Александровича.
Занимаясь родословной любимого поэта, он написал статью «О предках М.Ю. Лермонтова», опубликованную в «Генеалогическом вестнике» 2001, №4. Представляет интерес древо предков М.Ю. Лермонтова, составленное Борисом Александровичем.
В статье «Три социальных профиля врачей в ранних произведениях М.Ю. Лермонтова» Б.А. Нахапетов пишет: «Когда врачебная помощь продается и покупается, взаимоотношения врача и больного нередко извращаются и приобретают уродливые формы, ибо частнопрактикующий врач видит в больном человеке источник своего благосостояния: таков трагический замкнутый круг, в котором находятся врачи в эксплуататорском обществе – бороться против болезни и жить за счет страданий больных людей».
В этой статье помимо интересного фактического материала, отражающего творчество М.Ю. Лермонтова, видна четкая этическая и гражданская позиция врача - Б.А. Нахапетова.
Познакомившись литературоведческими работами Б. Нахапетова, с глубиной его мыслей и последовательностью исследований, предполагаю, что Борис Александрович - врач внимательный, тщательно изучающий анамнез, прилагающий все силы и знания для излечения больного.
Одним из критериев ценности научных трудов исследователя считается цитирование или ссылки на его работы. Под этот критерий попадает ссылка в книге А.А. Герасименко «Божественный певец»: «Анализ действий И.Е. Барклая де Толли произвел кандидат медицинских наук Б.А. Нахапетов, занимающийся кроме всего и темой «Медики и медицина в жизни Лермонтова».
- Борис Александрович, какую роль в судьбе поэта сыграл Иван Егорович Барклая-де-Толли, - пятигорский военный врач?
- Иван Егорович Барклай-де-Толли учился в Московском университете одновременно с М. Лермонтовым, только на медицинском факультете. Они были знакомы, он даже был вхож в дом к Лермонтовым.
Ничего хорошего я не могу сказать о нем. Это он дал разрешение Лермо нтову и Столыпину остаться в Пятигорске и продолжить лечение на водах. Если бы не это разрешение, то судьба М. Лермонтова, возможно, сложилась иначе, не было бы роковой дуэли.
Кроме того, Барклай-де-Толли очень небрежно отнесся к своим обязанностям военно-медицинского эксперта. Ему было поручено дать заключение о смерти поэта, а он не произвел вскрытия, описание сделал поверхностно. Это дало повод некоторым рьяным лермотоведам считать, что поэт был убит не Мартыновым, а неизвестным, стрелявшим со стороны горы. Я не люблю говорить о людях плохо, но тут как-то ничего хорошего сказать не получается.
Дуэль М. Лермонтова показала, что у него не было преданных друзей: не сумели расстроить дуэль, после дуэли оставили смертельно раненого поэта под дождем в горах. Окружающие его, якобы друзья, совершили преступление без наказания.
Поэт, как бы предвидя эту ситуацию, написал стихотворение:
«…Но что страшнее смертной муки,
Никто к нему не тянет руки.
Нет, он не пулею убит,
А тем, что здесь один забыт».
Разве не о своей дуэли написал поэт?
И вот спустя столетия, у поэта появился любящий и преданный ему друг - Борис Александрович Нахапетов.
М.Ю. Лермонтов вложил в уста Демона следующие слова:
«Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом».
«И этот ответ - не отвлеченная метафизика, а реальное, личное переживание самого Лермонтова: он это не выдумал, а выстрадал» - так написал Д. Мережсковский в статье «М.Ю.Лермонтов. Поэт сверхчеловечества».
Р.S. Не случайно я назвала очерк: «Преданный Вам, Борис Нахапетов». За все свои литературоведческие и историко-медицинские труды мой герой не получил ни копейки, шел «тропой бескорыстной любви». Врач-невропатолог, к.м.н., историк медицины, член президиума Международной конфедерации историков медицины, один из героев - самоотверженецев, о которых я пишу уже не первый очерк. На их служении делу держится сегодня культура страны.
2005 г.
Свидетельство о публикации №213072900062