Преданный Вам Борис Нахапетов

«Мы живем  в стране столь бедной проявлениями идеального,что если мы не окружим себя               
некоторой долей поэзии и  хорошего вкуса, то легко можем утратить всякую утонченность               
чувств, всякое понятие об изящном».
               
                П. Чаадаев

     В Центральной библиотеке  на стенде книг Красногорских авторов увидела   сборник «Весь Ваш  М. Лермонтов. М.2002». Ее автор Борис  Александрович Нахапетов – врач-невропатолог, к.м.н., который двадцать лет жизни посвятил изучению медицинских аспектов в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. 
    Замечательна судьба Б.А. Нахапетова – врача, историка медицины и литературоведа.
    Родился Борис Александрович в 1928 году в  Москве в семье медиков. Первые годы его жизни прошли в Большом Харитоньевском переулке.
    На прогулку с маленьким Борисом ходили в сквер возле Красных Ворот, где когда-то располагался дом, в котором родился М.Ю. Лермонтов, и где  в  1965 году был открыт памятник великому поэту (скульптор И. Д. Бродский,  архитекторы Н.Н. Миловидов и Г.Е. Саевич).
    Когда маленький Борис болел, мама пела ему, и,  в том числе,  колыбельную  песню М.Ю. Лермонтова «Спи, младенец мой прекрасный…».
    Судьба продолжала вести нашего героя к теме М. Лермонтова: перед войной Борис учился в средней  школе № 91,   находившейся на углу Поварской  и Большой Молчановки. Возвращаясь в Борисоглебский переулок, где он тогда жил,   проходил иногда мимо одноэтажного  деревянного дома с  мансардой, на котором была  мемориальная доска, посвященная М. Ю. Лермонтову. В этом доме в 1830 - 1832 годах  жил М. Ю. Лермонтов               с бабушкой, и в нем в феврале 1981 года был открыт Дом-музей    поэта.
    После войны Б.А. Нахапетов учился в Ленинграде в  Военно-морской  медицинской академии и жил на углу Фонтанки и Лермонтовского проспекта. Проспект был назван Лермонтовским  к 100-летнему юбилею со дня рождения великого поэта. Здесь располагалась школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Да-да, та самая школа,               в которой учился Михаил Юрьевич.
    После окончания учебы в 1949 году, Б.А. Нахапетов  служил на   Балтийском и Тихоокеанском флотах. В 1968 году приехал в город Красногорск и до 1984 года продолжал службу   в госпитале Вишневского.
    В 1963 году защитил кандидатскую диссертацию, ее медицинская тема    была  связана с  космонавтикой и авиацией.
    Однако  судьба привела Бориса Александровича к исследованию творчества                М. Лермонтова. Осенью 1980 года, путешествуя по Военно-Грузинской дороге, Борис Александрович перечитал  поэму «Мцыри», посмотрев  на это произведение глазами медика.
     Работы, посвященные изучению роли медиков и медицины в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А. П. Чехова и других писателей, были известны.
     Врач Б.А. Нахапетов первым стал изучать медицинское окружение поэта и давать медицинские комментарии к  произведениям   М.Ю. Лермонтова.  Таким образом, Борис Александрович   вовлекся в 20-летнию творческую жизнь  историка  медицины и литературоведа.
     В результате   были написаны такие труды как: 
      - «Медики и медицина в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Опыт историко-медицинского подхода к изучению биографии великого русского поэта. Новые данные о медицинском окружении М.Ю. Лермонтова»;
      - «Обстоятельный историко-медицинский комментарий к роману  М.Ю. Лермонтова  «Герой нашего времени».
      - Борис Александрович, в этих работах Вы  выступаете и как литературовед, и  как историк, и как  врач психиатр. Как  Вам это удалось?
      - В свое время я закончил адъюнктуру при кафедре нервных болезней Военно-медицинской академии, и получил специальность врача-невропатолога, потом окончил курсы военных психиатров, получил специальность психиатра гарнизона.
     Затем я 20 лет занимался  изучением жизни и творчества М.Ю. Лермонтова с медицинской точки зрения и самостоятельно приобрел специальность историка медицины.  Осенью прошлого года Всероссийская медицинская академия последипломного образования вручила мне свидетельство о присвоении мне квалификации историка медицины.
    Я являюсь членом Московского научного общества историков медицины  и  избран членом президиума Международной конфедерации историков медицины.
    М. Лермонтов стал путеводной нитью при   изучении мной истории медицины.   Конечно, я хорошо знаю творчество М.Ю. Лермонтова  и его жизнь.   
     -  Расскажите, пожалуйста, о  враче Леви, которого наняла бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева,  чтобы подлечить болезненного внука.
     - Да. Действительно, Ансельм Леви лечил в детстве Михаила Юрьевича.                Я заинтересовался историей жизни  этого врача и  нашел в Национальной медицинской библиотеке США    докторскую  диссертацию Ансельма Леви на латинском языке и заказал ее  ксерокопию. Затем, в  Геттингенском университете  заказал ксерокопию автобиографии                А. Леви тоже на латинском языке.  Изучил эти материалы и  ксерокопии  передал  в  музей         в Тарханах, где они   демонстрируются  в качестве экспонатов. 
    Но я занимался изучением судьбы и   другого немецкого доктора - Карла Ноодта, штабного врача, который  вместе с  М. Лермонтовым участвовал в походах в Чечню,                в сражении при Валерике и т. д.
    В Центральной научной медицинской библиотеке в Москве я обнаружил его книгу,                с дарственной надписью на немецком языке, которую он преподнес Николаю I при поступлении на  военную службу. Я  написал о них и на русском, и на немецком языках.
    Изучил я и  работы профессора психиатрии Иван Владимировича Сикорского, отца знаменитого русского авиаконструктора Сикорского Игоря Ивановича.
    Иван Владимирович известен многими своими трудами  по психиатрии,  он активный борец с пьянством в России, и знаменит трудами по психологии характеров выдающихся деятелей искусства и политиков. Специальной работы по М. Лермонтову у него нет, но есть много размышлений  о психологии творчества поэта, которые  я   собрал в одну статью. 
    -   В работе «Обстоятельный историко-медицинский комментарий к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Вы рассматриваете психопатологию личности Г.А. Печорина. Расскажите, пожалуйста, в чем она заключается?
    - Печерин, конечно, личность психопатическая. Это не есть психическое заболевание как таковое. Мы говорим об  особенностях развития личности  под влиянием внешних условий и внутренних и наследственных факторов. Дворянин, воспитывался в роскоши, позволял всякие  неблаговидные дела, за что и был изгнан из Петербургского общества. Лицемер, сам о себе говорил, что он ведет двойную жизнь. «Внутри я один, а снаружи я совсем другой». Это было характерно для представителей дворянского общества, золотой молодежи. В общем - психопатическая личность.
    - В.Г. Белинский в письме к В.П. Боткину 16.04.1840года писал: «Печорин – это он сам (М.Ю. Лермонтов, прим. автора) как есть». В связи с этим, как Вы думаете, можно ли соотнести черты психопатологии образа Печорина с автором его создавшего?
    - Мы стоим перед очень серьезной проблемой. Одно дело Печерин_- плод воображения. Другое дело М. Лермонтов – национальное достояние русского народа. И бестрепетной рукой   давать заключение я, например, не берусь.   Есть книжка, написанная группой московских психиатров, по поводу М. Лермонтова,   они, возможно, могут делать выводы. А я что?      Я только психиатр гарнизона. (Так скромный Борис Александрович,  не без чувства юмора, ушел от прямого ответа на мой  вопрос). 
     - Поэт и  религиозный философ В.С.  Соловьев, говоря о своеобразной способности М.Ю. Лермонтова «ко второму зрению», рассматривает стихотворение «Сон», в котором отражен факт не только предчувствия роковой смерти, но и документально описывает ее. «Одного этого стихотворения, конечно, достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врожденный, через голову многих поколений ему гений», - заключает В.С. Соловьев.
Как врач невропатолог, что Вы можете сказать о таком сновидении?
     -   Творчество   тем и великолепно, что оно безгранично в возможностях его интерпретаций. В науке - формула воды есть формула воды.  Произведение искусства тем и прекрасно, что каждый его  представляет по-своему. Так происходит и со стихотворением «Сон» – каждый по-своему его рассматривает. Это был, в моем представлении, творческий ход, выдумка автора. В этом  и прелесть произведения искусства, что можно его трактовать по-разному.
    - Говоря о том, что Лермонтов был провидцем, приводят как довод  стихотворение «Предсказание». Можно ли говорить, в этом случае,  о  состоянии нервной системы поэта? Или его предсказание о том, что «Настанет год, России черный год…» являлся   выводом  из создавшегося в то время политического настроения в обществе?    Это отразился  настрой  общества после Французской революции или событий на Сенатской площади?
    - Я думаю, что Россия очень долго не могла избавиться от ужаса пугачевщины. Даже октябрьская революция не принесла такого ужаса в ряды дворянства как бунт Пугачева.
    - Может быть, еще и польское восстание как раз в 1830 году, в год написания стихотворения, могло повлиять на настроение и предсказание?
    - Не думаю. В основном, такие мысли могла вызвать пугачевщина. Эта тема, вообще, сказалась на творчестве М. Лермонтова, отразилась, например,  в незаконченном произведении о пугачевщине – романе  «Вадим». Ужас, что он  там описывает! «Черный год» – так называли в современной поэту литературе время пугачевского восстания.
    - Значит, Вы не склонны говорить, что у поэта был дар предсказателя?
    - Как каждый большой художник, мыслитель, конечно,  он думал о прошлом и  будущем России. Возможно,  ничего хорошего не видел. Вообще, не надо меня провоцировать или, как раньше говорили  - «провокировать», давать какие-то оценки творчеству и  гению                М. Лермонтова. Такие высказывания может позволить себе крупный специалист,  а я, всего лишь, любитель. 
    - О! Побольше бы таких любителей!
    Круг  интересов настоящего  профессионала, скромно называющего себя любителем,  Бориса Александровича  Нахапетова   обширен.
    В Литературно-музыкальной гостиной Культурного Центра «Красногорье»  все присутствующие  были захвачены  выступлением Бориса Александровича. На этой встрече он сделал построчный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Завещание» (1840 г.) и сделал предположение, что оно было написано после битвы при Валерике, и относилось к гибели  декабриста В.Н. Лихарева – члена Южного Общества.
               «Скажи им, что на вылет в грудь
               Я пулей ранен был;
               Что умер честно за царя…» - писал  М.Ю. Лермонтов.
    О судьбе этого декабриста литературовед рассказал так, как будто это произошло  вчера с нашим близким человеком.
    Выступление Бориса Александровича сопровождалось экскурсами в историю России 19 и 20 веков. Он  покорил всех присутствующих  эрудицией и безупречным владением материалом.
    В книге «Весь Ваш М. Лермонтов»   Б. Нахапетов  показал  историко- медицинские и психологические проблемы в произведениях М. Ю. Лермонтова.   
    В нее вошли статьи:
    - «Врачи из окружения М.Ю. Лермонтова»;
    - « М.Ю. Лермонтов и Н.И. Пирогов – два славных имени в истории Москвы»;
    - «Три социальных профиля врачей в ранних произведениях М.Ю. Лермонтова»;
    -  «Плохи наши лекаря …» (Некоторые вопросы русской военной медицины первой половины Х1Х века в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Завещание» и «Валерик») и ряд других статей.
    Статьи,  потребовавшие от автора изучения   материалов в архивах и музеях, насыщены  историческими фактами,  написаны увлекательно  и живо.
    Борис Александрович прочитал все, что было опубликовано   на тему: «Медицина и деятели культуры». Благодаря своему увлечению ему посчастливилось встретиться  со многими интересными людьми, как с лермонтоведами и  музейными работниками, так и с  историками медицины.
    Б.А. Нахапетов принимал участие  во многих научных конференциях. На юбилейной научной лермонтовской конференции в Пятигорске в 1989 году Борис Александрович выступил с интересным докладом: «О характеристике ранения Белы».
    Диапазон его научных поисков настолько широк, что  всего не перечислишь.     Декабрист В.Н. Лихарев и первый публикатор имени М. Лермонтова в русской   периодике  П.П. Свиньин    оказались также  в круге интересов Бориса Александровича.
    Занимаясь родословной любимого поэта, он написал  статью «О предках М.Ю. Лермонтова», опубликованную в «Генеалогическом вестнике» 2001, №4.  Представляет интерес древо предков М.Ю. Лермонтова, составленное Борисом Александровичем.
    В статье «Три социальных профиля врачей в ранних произведениях М.Ю. Лермонтова»                Б.А. Нахапетов пишет: «Когда врачебная помощь продается и покупается, взаимоотношения врача и больного нередко извращаются и приобретают уродливые формы, ибо частнопрактикующий врач видит в больном человеке  источник своего благосостояния: таков трагический замкнутый круг, в котором находятся врачи в эксплуататорском обществе – бороться против болезни и жить за счет страданий  больных людей».
    В этой   статье помимо интересного фактического материала, отражающего творчество   М.Ю. Лермонтова, видна четкая этическая  и гражданская  позиция врача - Б.А. Нахапетова. 
    Познакомившись литературоведческими работами Б. Нахапетова, с глубиной его мыслей и последовательностью исследований, предполагаю, что Борис Александрович  -  врач внимательный, тщательно  изучающий анамнез, прилагающий все силы и знания для      излечения больного.
    Одним из критериев ценности научных   трудов исследователя считается цитирование или ссылки на  его  работы. Под этот критерий попадает ссылка в книге  А.А. Герасименко «Божественный певец»: «Анализ действий                И.Е. Барклая де Толли произвел кандидат медицинских наук Б.А. Нахапетов, занимающийся кроме всего и темой «Медики и медицина в жизни Лермонтова».
    - Борис Александрович, какую роль в судьбе поэта сыграл Иван Егорович Барклая-де-Толли, - пятигорский военный  врач?
    - Иван Егорович Барклай-де-Толли  учился в Московском университете одновременно с              М. Лермонтовым, только на медицинском факультете. Они были знакомы,  он даже был вхож в дом к Лермонтовым.
    Ничего хорошего я не могу сказать о нем. Это он дал разрешение  Лермо   нтову и Столыпину остаться  в Пятигорске и  продолжить  лечение  на водах. Если бы не  это разрешение, то судьба М. Лермонтова, возможно, сложилась иначе, не было бы  роковой дуэли.
    Кроме того, Барклай-де-Толли очень небрежно отнесся к своим обязанностям военно-медицинского эксперта. Ему было поручено дать заключение о смерти поэта, а он не произвел вскрытия, описание сделал поверхностно. Это дало повод некоторым рьяным лермотоведам считать, что поэт был убит не Мартыновым, а неизвестным, стрелявшим  со  стороны горы.              Я не люблю говорить о людях плохо, но тут как-то ничего хорошего сказать не получается.
   Дуэль М. Лермонтова показала, что у него не было преданных друзей: не сумели расстроить дуэль, после дуэли оставили смертельно  раненого поэта под дождем в горах.   Окружающие его, якобы друзья, совершили преступление без наказания.
    Поэт, как бы предвидя эту ситуацию, написал стихотворение:
                «…Но что страшнее смертной муки,
                Никто к нему не тянет руки.
                Нет, он не пулею убит,
                А тем, что здесь один забыт».
    Разве не о своей дуэли написал поэт?
    И вот спустя столетия, у поэта появился любящий и преданный ему друг  -            Борис Александрович Нахапетов.
    М.Ю. Лермонтов вложил в уста Демона следующие слова:
                «Меня добру и небесам
                Ты возвратить могла бы словом.
                Твоей любви святым покровом
                Одетый, я предстал бы там,
                Как новый ангел в блеске новом».
    «И этот ответ -  не отвлеченная  метафизика, а реальное, личное переживание самого Лермонтова: он это не выдумал, а выстрадал» - так написал  Д. Мережсковский в статье «М.Ю.Лермонтов. Поэт сверхчеловечества».

     Р.S.  Не случайно я назвала очерк: «Преданный Вам, Борис Нахапетов». За все свои литературоведческие и историко-медицинские  труды мой герой  не получил  ни копейки, шел  «тропой бескорыстной любви».  Врач-невропатолог, к.м.н., историк медицины, член президиума Международной конфедерации историков медицины, один из  героев - самоотверженецев, о которых я пишу  уже не первый очерк.   На  их служении делу   держится сегодня культура страны.

                2005 г.


Рецензии