Преемственность как судьба

      Казалось бы, что общего между   двумя   московскими музеями: Музеем дворянского быта 40-х годов, который  был создан в начале  XX века, точнее  в 1919 году, по инициативе Отдела по делам музеев и охраны памятников Наркомпроса РСФСР во главе с               Н.И. Троцкой и Музеем  литературы Серебряного века, созданного в конце этого же века?

      Первый музей разместился на Собачьей площадке в особняке   Алексея Степановича  Хомякова (1804-1860) – философа, одного из основоположников славянофильства, писателя, поэта и публициста. Здесь бывали деятели культуры  XIX  века:     А. И. Герцен, Аксаковы, П. Я. Чаадаев, Ю.Ф. Самарин и многие другие. С 1921 года и до ликвидации в 1929 году возглавлял музей Борис Валентинович Шапошников (1890-1956) известный искусствовед и музеевед, член президиума Государственной Академии Художественных наук (ГАХН) в 20-е годы.  Им написан путеводитель «Бытовой музей 40-х гг.», выдержавший четыре издания с 1924 по 1928 годы.   В формировании коллекции Музея дворянского быта 40-х годов приняли участие Б.В. Шапошников  и М.А. Бобринская. Они старались показать  предметы прошлого в той обстановке, для которой они предназначались.
 
      Кто же еще работал в музее?  Заинтересованный в привлечении хороших специалистов, Шапошников не только пригласил на работу, но и предоставил возможность поселиться в мезонине музейного особняка чете    Сильверсванов.  Николай Адрианович (5.11.1881-5.05.1953), происходил из обрусевших шведских дворян, окончил юридический факультет Московского университета и стал адвокатом. Его жена, Елена Владимировна Бахрушина принадлежала к известной фамилии московских предпринимателей, получила прекрасное воспитание и стала впоследствии главным хранителем Третьяковской галереи. В 1928 году, в год рождения старшей дочери Елизаветы, супруги работали в Музее: Елена Владимировна  - научным сотрудником, ее муж – юрисконсультом. Как «бывшие», они были лишены прежнего материального состояния и собственного жилья.    Елизавета Николаевна Сильверсван, прожившая в доме до его сноса,   вспоминает: «…в конце  1963 г. ломали наш милый деревянный дом… Это было ужасное зрелище. Наш старичок никак  не хотел поддаваться технике. Он кряхтел, стонал, но стоял непоколебимо. Вокруг нас стояло много людей, все плакали, это было очень тяжело».

     В книге Г.Д. Злочевского «Общество  изучения русской усадьбы (1922-1930)» М. 2002 имя  «художника, директора Бытового музея 40-х годов»  Б.В. Шапошникова упоминается   в связи с планом экскурсий на 1927-1928 гг., которые проводит  Общество, для чего, как пишет автор, привлекались «крупные специалисты из самых разных областей искусства и культуры».

     Имя  Б.В. Шапошникова неоднократно встречается и в недавно изданной книге  Сергея Дурылина  «В своем углу», М. 2006 - и в связи  с его  работой   «над атрибуцией неизвестной картины Федотова», и в связи с портретом, который пишет Нестеров в кабинете Хомякова в Музее   дворянского быта    40-х годов.   Девять раз в книге упоминается имя Бориса Валентиновича Шапошникова.
   
      Второй, из названных музеев, расположился на 1-й Мещанской (проспект Мира) в доме,  где с 1910 года по 1924 жил   Валерий Брюсов – поэт, писатель, ученый. Он был редактором журнала символистов «Весы», издававшегося  в 1904-1909 годах,  и издательства «Скорпион». В этом доме в  разное время поэта посещали А.А. Блок,  А.В. Луначарский, С.А. Есенин, А.М. Горький и  другие деятели культуры.

     Знакомство мое с  заведующим  Музеем  литературы Серебряного века -  Михаилом Борисовичем Шапошниковым произошло в 2003 году, во время   Научных чтений к 130-летию со дня рождения В.Я. Брюсова.  Михаил Борисович представлял  коллекцию фотографий Брюсова в Государственном Литературном музее (ГЛМ). Затем, были другие встречи и в Музее литературы Серебряного века, и в Красногорске в Литературно–музыкальной гостиной, куда я как ведущая    неоднократно приглашала  Михаила Борисовича.
       
        О том, что  Михаил Борисович - правнук  Бориса Валентиновича узнала неожиданно. Мне показалось интересным задать хотя бы несколько вопросов для того, что бы показать связь времен и профессиональную преемственность.
         - Михаил  Борисович, известно ли куда были переданы экспонаты Музея   дворянского быта 40-х годов после его закрытия?
      -  Экспонаты были переданы в  отдел Исторического музея, там они и сохранились.

      - Расскажите, пожалуйста, что Вы знаете о  дальнейшей работе Бориса Валентиновича?
      -  В  конце 1930-х годов  он принимал  активное участие в создании музея-квартиры Пушкина на Мойке,  в   1940 году написал первый путеводитель по этому музею. После войны в сороковые годы помимо музеев на Мойке и в Михайловском с его участием был организован музей Пушкина в Царском (тогда Детском) селе. Кроме того, в 1936-1939 и затем в 1948-1956 годах заведовал Литературным  музеем Пушкинского дома (ИРЛИ). 
В1950 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Литературные музеи», он автор ряда статей по искусствоведению и музееведению («Портрет и его оригинал», «Музей как произведение искусства» и т. д.).  Под его руководством создано более 150 выставок, в том числе,  международные -  в Венеции, в Париже, во Флоренции и в Милане.

      -  Использовались ли в музейном деле выводы и положения диссертационной работы  Бориса Валентиновича?
      -  Да, в работе над экспозициями Всероссийского музея А.С. Пушкина. Статью «Музей как произведение искусства» мы использовали при создании экспозиции в нашем музее.

      -  Сохранились ли письма прадеда в семейном архиве?
      -  Сохранились немногие письма к моей маме, когда она была еще подростком.
 
      - Что Вам известно об отношениях  Бориса Валентиновича Шапошникова и Сергея Александровича  Полякова, издателя журнала «Весы» и основателя издательства «Скорпион»?
       - Прадед был секретарем издательства «Скорпион».  Это было в 1914-1915 годах. Также известно, что они встречались и раньше, так как принадлежали к  одному  сословию, купеческому. Кроме того, Борис Валентинович встречался с Брюсовым и Поляковым  в Московском Литературно-художественном кружке.
    
       -   Какое образование получил Ваш прадед?
       - Учился сначала в Московском Археологическом институте, который выпускал также и музейных работников. Затем,  несколько лет на историко-филологическом факультете Московского университета.
        -   У кого он учился живописи?
        -  Живописи   учился в студии у   Юона, брал частные уроки у   Сапунова  и   Феофилактова, входил в группу и принимал участие в выставках художников авангарда «Бубновый валет».

         -  Михаил Борисович, а как у Вас проходил выбор профессии? Кто оказал влияние?   В каком возрасте Вы осознали роль  Вашего  прадеда как музееведа и искусствоведа?
         -   Выбор профессии не был случайным,   мама старалась поддерживать память о прадеде. Я же сначала хотел стать актером, потом историком, но в результате все произошло очень удачно, так как моя настоящая профессия объединила и исторические интересы и даже актерские устремления.
   
      -  С какого года Вы заведуете Музеем Серебряного века?
      -  С 1999 года. В Государственном Литературном музее  работаю с  октября 1994 года. После окончания Российского Государственного Гуманитарного Университета (факультет музеологии, специальность историк-музеевед) пришел работать в научно-методический отдел. Заведующим отделом  литературы Серебряного века я стал  с   апреля 1998 года, и в октябре   1999 года открылась наша экспозиция.
 
     -    Выбор музея – случайность?
     -  Не случайность. Я был приглашен специально для создания Музея литературы Серебряного века.
 
     -   Как Вы относитесь к творчеству Валерия Брюсова?
     - Творчество Брюсова заслуживает серьезного изучения. Он является одним из крупнейших писателей и поэтов XX  века. Его творчество до конца еще и не изучено.
 
      -  Какие научные работы Вы написали за это время? Где публиковались?
      - Как пример могу привести некоторые публикации: статья «Сергей Михайлович Соловьев в  журналах «Перевал» и «Золотое руно» в вестнике музейной жизни «Звено» М., 2006.;  «Потомки  Голициных  - Бакунины, Тургеневы, Оленины в «Серебряном веке»,  Материалы              XII  Голицинских чтений, 2005. Я один из составителей альбома «Блок. Белый. Москва», выпущенного к 125-летию со дня рождения Блока и Белого. Там есть моя статья «Материалы о Блоке  в  коллекции Государственного литературного музея». В юбилейном сборнике «Магический кристалл литературы»  - статья «Два письма Андрея Белого». Ряд статей в журнале «Наука в России», посвященных Чехову, Булгакову. Есть публикации и другого рода – касающиеся москвоведения, соавтор нескольких книг по истории московского и российского купечества. С 2000 по 2003 год участвовал в составлении нескольких путеводителей из серии «Мир вокруг нас», в том числе – Подмосковье, Золотое кольцо и другие. В 2002 году с коллегами издали справочник «Памятные даты Серебряного века» (обозначены все юбилеи  до 2011 года).
   
        -  Писали ли Вы о Борисе Валентиновиче, расскажите о его судьбе?
        -  На Международной конференции, посвященной  Вяч. Иванову   я   сделал доклад о прадеде, о его путешествии по Европе до  революции: в 1912 году он посетил  Италию и     познакомился с  Вяч. Ивановым. В это время он переводил трактаты итальянского поэта, основателя футуризма Томмазо Маринетти  и в 1912 году  опубликовал их в журнале «Маски».  Прадед принимал участие в первой мировой войне. В 1919 - 1921 г.г. профессор истории искусства   в Московском  Пролеткульте. В 20-тые годы он был научным сотрудником и членом президиума ГАХН. В 1928 году издал книгу «Эстетика числа и циркуля». С 1929 по 1932  годы находился в ссылке в Великом  Устюге.  Бориса Валентиновича обвинили в контрреволюционной деятельности. Это было время разгрома ГАХН.

      -  Что менялось в музейном деле за время советской власти?
      -  Именно в советское время происходило становление музейного дела. По настоящему оно и начиналось в  двадцатые годы XX столетия. Создавались музеи-квартиры писателей и поэтов.    По-моему мнению, самое тяжелое время в музейном деле 50-60 годы. Время застоя коснулось и музеев.
 
      -  Как в настоящее время обстоят дела в Музее  литературы Серебряного века?
      -  Из года в год поступательно растет количество посетителей. В музее, конечно, не только классические экспозиции, но проводятся и тематические, и интерактивные занятия со школьниками, например «Учителя и ученики  Серебряного века», где рассказываем, как и в каких гимназиях учились поэты и писатели Серебряного века, и кто были их преподаватели. Проводим даже елки в традициях эпохи  и спектакли в стиле Серебряного века. Возможно, будет расширение помещение музея, и мы сможем показать Брюсовскую коллекцию в полном объеме.

     За годы работы в музее  Михаил Борисович организовал более 20-ти  выставок и экспозиций ГЛМ. Среди них постоянные экспозиции ГЛМ, зарубежные и юбилейные выставки. Невозможно все перечислить в небольшом очерке. И, конечно, далеко не все научные доклады, сообщения и статьи назвал  Михаил  Борисович.

     Мне не приходилось видеть живописные  работы Б.В. Шапошникова, говорят, что они, в основном,  находятся за границей.
      Просматривая книгу «500 шедевров русского искусства» (Москва АСТ, Минск «ХАРВЕСТ», 2005), обратила внимание на репродукцию картины Б.В. Шапошникова «Композиция с синими устоями» (х.м. 1918). Описывать картину, выполненную в стиле кубизма также бессмысленно, как пересказывать содержание музыкального произведения. Эту впечатляющую,  устремленную вверх композицию художника, интересовавшегося проблемой времени в искусстве, желательно прочувствовать самому.
      Синие устои, традиции…   
      Шапошниковы  - прадед и правнук  служили и служат музейному делу в нашей стране, преемственность правнука позволяет продолжить это профессиональное служение.

2007г.

     Фотографии:
1.Б.В. Шапошников - слева,  С.А. Поляков - справа, В. Дурасович – в центре, 1915 г. Фотография из архива  М. Ногтевой.
2.М.Б. Шапошников в кабинете  В.Я. Брюсова. Фото автора.
3.М.Б. Шапошников – правнук Б.В. Шапошникова и  историк, академик РАН  Ю.А. Поляков – внучатый племянник С.А. Полякова. Фото автора.


Рецензии